ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2021 г.Дело № А40-180333/21-140-3494
Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10.12.2021 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Паршуковой О.Ю.
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Климовой О.В.
с участием: сторон по Протоколу с/заседаний от 29.11.2021 г.
от заявителя – Мальков А.В., дов. №434 от 27.09.2021 г., паспорт, Харламов А.И., дов. №53 от 11.01.2021 г.. паспорт,
от ответчика – от МИ ФНС по КН №4 - Костенко О.А., дов. №06-08/12262 от 14.09.2021 г, удостоверение, Шкурченко Н.В., дов. №06-08/11050 от 23.08.2021 г., удостоверение, Воробьева С.А., дов. №06-08/16463 от 25.11.2021 г., от ФНС - Шкурченко Н.В., дов. №ЕД-24-7/239 от 09.09.2021 г., удостоверение,
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ» (125171, Москва город, Ленинградское шоссе, дом 6, стр. 1, ОГРН: 1087746371844, Дата присвоения ОГРН: 18.03.2008, ИНН: 7714733528)
к ответчику (заинтересованному лицу): Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 (107061, г. Москва, Муниципальный округ Преображенское вн.тер.г., 2-я Пугачевская ул., д. 6Б, стр. 1, ОГРН: 1047707041909, Дата присвоения ОГРН: 22.12.2004, ИНН: 7707321795)
и к Федеральной налоговой службе (127381, город Москва, улица Неглинная, дом 23, ОГРН: 1047707030513, Дата присвоения ОГРН: 14.10.2004, ИНН: 7707329152)
о признании незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №4 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.03.2021 № 18 и Решение по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы от 21.06.2021 № КЧ-4-9/8662@ в части отказа на возмещение из бюджета налога в сумме 190 979 064 руб.
об обязании Межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №4 возместить АО «РСК «МиГ» из бюджета налога в сумме 190 979 064 руб.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №4 к Федеральной налоговой службе о признании незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №4 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.03.2021 № 18 и Решение по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы от 21.06.2021 № КЧ-4-9/8662@ в части отказа на возмещение из бюджета налога в сумме 190 979 064 руб.
В судебном заседание заявитель заявленные требования поддержал, ответчики против удовлетворения требований возражали по мотивам отзывов.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав позиции сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового НК РФ Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка № 1) АО «РСК «МиГ» по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года, представленной 09.07.2020.
По результатам камеральной налоговой проверки Межрегиональной инспекцией составлен акт от 14.01.2021 № 7 и вынесено решение от 18.03.2021 № 18, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уменьшить заявленный к возмещению из бюджета НДС на 190 979 064 руб., восстановить (доначислить) в бюджет излишне возмещенный налог в размере 17 183 729 рублей.
Кроме того, налоговым органом вынесено решение от 18.03.2021 № 18/1 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в соответствии с которым АО «РСК «МиГ» отказано в возмещении НДС в сумме 190 979 064 рублей.
Решением ФНС России от 21.06.2021 № КЧ-4-9/8662@ апелляционная жалоба налогоплательщика на решение от 18.03.2021 № 18 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд не соглашается с доводами Общества по следующим основаниям.
Между Обществом (Продавец) и Министерством обороны Сирийской Арабской Республики (Покупатель) заключен контракт от 16.01.2007 № РСК/776041110120 (далее -Контракт) на поставку военной техники, в том числе 9 самолетов МиГ-29М и 3 самолетов МиГ-29М2.
В рамках исполнения обязательств по Контракту Общество 02.04.2012 поставило на учет в качестве экспериментальных воздушных судов самолеты МиГ-29М № 7001 (бортовой номер 741) и МиГ-29М2 № 7011 (бортовой номер 747) для последующего облета, доработки и поставки по Контракту.
Общество поясняет, что НДС по товарам, приобретенным для изготовления указанных самолетов, не был принят к вычету в пределах трехгодичного срока с даты составления счетов-фактур, поскольку изначально товар приобретался для экспортных операций и вычет НДС планировалось произвести на дату отгрузки экспортированных товаров. Однако, в 2019 году Заявитель изменил свои намерения в отношении указанных самолетов и четырех авиадвигателей (№ Т4211001, № Т4211002, № Т4211003, №Т4211004), решив исключить их из состава самолетов и двигателей, предназначенных для поставки по Контракту, и принял на учет в качестве основных средств на основании приказа от 30.08.2019 № 4153-02-388-2019.
Налогоплательщик полагает, что трехлетний срок для заявления налогового вычета по НДС необходимо отсчитывать от даты издания данного приказа, явившегося основанием для принятия ТМЦ на учет в качестве основных средств.
Кроме того, Заявитель указывает, что свидетельства о государственном учете экспериментальных воздушных судов выданы для целей учета и осуществления облетов (экспериментальных полетов) данных самолетов и не являются документами, удостоверяющими право собственности на них, а также не подтверждают факт завершения производства воздушных судов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем 3 операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК
РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НКРФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового НК РФ Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 150-ФЗ) в отношении сумм НДС по товарам, используемым в операциях по реализации товаров на экспорт, и принятым на учет до 01.07.2016 применяются положения пунктов 1, 8 и 10 статьи 165, пункта 3 статьи 172 НК РФ, действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 150-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 150-ФЗ) вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НКРФ.
При этом на основании пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 НК РФ, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
На основании пункта 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 27 постановления Пленума от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» (далее - Постановление № 33) налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из 5 входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.
В соответствии с пунктом 28 Постановления № 33 при применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.
В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2428-0, возмещение НДС возможно, в том числе за пределами установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика.
Разрешение вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику права на применение налогового вычета по НДС с учетом предусмотренного законодателем срока на его реализацию осуществляется правоприменительными органами исходя из фактических обстоятельств конкретного дела, позволяющих установить соответствующий налоговый период, с которым связано начало течения указанного срока, а также обстоятельств, препятствовавших его соблюдению.
АО «РСК «МиГ» 09.07.2020 в Налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация (корректировка № 1) АО «РСК «МиГ» по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года, в которой заявлено право на применение налоговых вычетов по НДС в сумме 190 979 064 рубля на основании счетов-фактур, датированных 2010-2014 годами.
В рамках налоговой проверки Обществом представлены письменные пояснения, из которых следует, что указанные счета-фактуры выставлены Заявителю при приобретении ТМЦ для осуществления экспортных поставок в рамках Контракта.
В 2019 году Общество изменило свои намерения в отношении двух самолетов МиГ-29М (бортовой номер 741) и МиГ-29М2 (бортовой номер 747), предназначенных для экспортной поставки по Контракту, приняв решение о введении их в состав основных средств Общества для использования в деятельности, облагаемой НДС.
Согласно представленным документам, данные воздушные суда являются экспериментальными воздушными судами, собственностью ОАО «РСК «МиГ», и по состоянию на 26.03.2012 они находились в незавершенном производстве Общества (письмо от 26.03.2012 № 1175-12-389-2012 в адрес Департамента Авиационной промышленности Минпромторга России).
На вышеуказанные экспериментальные воздушные суда выданы Свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна: от 02.04.2012 № 446 (МиГ-29М2, бортовой номер 747, серийный номер 7011); от 02.04.2012 № 447 (МиГ-29М2, бортовой номер 741, серийный номер 7001).
Выданы Удостоверения о годности к полетам экспериментального воздушного судна: от 02.04.2012 № 29/13-445 (МиГ-29М, бортовой номер 741, серийный номер 7001); от 02.04.2012 № 29/13-444 (МиГ-29М2, бортовой номер 747, серийный номер
7011).
На основании представленного приказа АО «РСК «МиГ» от 30.08.2019 № 4153-02-388-2019 и актов о приеме-передаче объектов основных средств от 30.08.2019 № 1, № 2 самолеты: МиГ-29М № 7001 (бортовой номер 741) и МиГ- 29М2 № 7011 (бортовой номер 747), а также авиадвигатели (№ Т4211001, № Т4211002, № Т4211003, № Т4211004) приняты на учет в качестве основных средств Общества 30.08.2019.
Обществом представлены документы, в том числе: протокол заседания инвентаризационной комиссии АО «РСК «МиГ» от 27.03.2020 № 4153-06-3-202, акты технического состояния объектов основных средств от 05.12.2019, формуляры на спорные самолеты, свидетельства о государственном учете экспериментальных воздушных судов от 02.04.2012 № 446, № 447, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, из которых следует, что самолеты МиГ-29М (бортовой номер 741) и МиГ-29М2 (бортовой номер 747) изготовлены в 2012 году, поставлены на учет в качестве экспериментальных судов и эксплуатируются с апреля 2012 года.
Из представленного Обществом дополнительного соглашения от 30.06.2012 № РСК/7760411120-20109 к Контракту (далее - дополнительное соглашение от 30.06.2012) следует, что в технические лица самолетов МиГ-29М и МиГ-29М2, поставляемых по Контракту, внесены изменения (произведена замена импортных комплектующих на российские).
При этом информация о том, что два самолета (созданные экспериментальные суда МиГ-29М и МиГ-29М2) будут поставляться с импортными комплектующими, а остальные самолеты с российскими комплектующими, в указанном дополнительном соглашении отсутствует.
Таким образом, с даты подписания дополнительного соглашения Общество знало (должно было знать), что изготовленные экспериментальные суда не соответствуют требованиям Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 30.06.2012) и спорные самолеты не будут экспортированы по Контракту. Следовательно, в отношении товаров, приобретенных для изготовления указанных самолетов, следует применять общеустановленный порядок заявления вычетов по НДС.
К протоколу заседания инвентаризационной комиссии АО «РСК «МиГ» от 27.01.2020 № 4153-06-3-2020 представлены Акты технического состояния объекта основных средств от 05.12.2019, согласно которым самолеты изготовлены в 2012 году, поставлены на учет и, начиная с апреля 2012 года, эксплуатируются, а двигатели, начиная с апреля 2012 года, эксплуатируются в составе самолетов.
Об эксплуатации самолетов свидетельствуют Формуляры, отдельно на самолеты и на двигатели.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что экспериментальные воздушные суда поставлены на учет в 2012 году, поскольку в указанный период на них выданы Удостоверения о годности к полетам. Следовательно, с 2012 года воздушные суда, фактически были готовы и могли быть введены в эксплуатацию.
В отношении готовой продукции под экспортный контракт реализовать право на вычет по НДС можно только под подтвержденный экспорт, которого у Общества нет, либо оно реализуется в общеустановленном порядке в течение трех лет с момента оприходования (ввода в эксплуатацию), то есть с 2012 года, в связи с чем срок заявления вычетов истек.
Согласно условиям контракта от 16.01.2007 №РСК/776041110120, предметом поставки являются истребители: 9 самолетов МиГ-29М и 3 самолета МиГ-29М2, а не экспериментальные воздушные суда.
Следовательно, Общество в 2012 году (момент выдачи свидетельств о регистрации экспериментальных воздушных судов) знало, что вычеты по данным самолетам не будут относиться к экспортной поставке.
С иной стороны, при экспорте несырьевых товаров вычеты по НДС можно заявить после того, как выполнены все нижеуказанные обязательные условия, установленные законодательством, но не позднее трех лет с даты принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. п. 1, 1.1, 3 ст. 172 НК РФ):
-налогоплательщик является плательщиком НДС и не применяет освобождение от этого налога;
-товары (работы, услуги) и имущественные права предназначены для деятельности, облагаемой НДС;
- товары (работы, услуги) и имущественные права приняты к учету (оприходованы). В рассматриваемой ситуации условия для счетов-фактур, заявленных к вычету выполняются, но право на данные вычеты у общества возникло либо в момент постановки на учет экспериментальных воздушных судов (02.04.2012), либо в момент подписания дополнительного соглашения от 30.06.2012 № РСК/7760411120-2019 к Контракту с внесением изменений в технические лица самолетов МиГ-29М/М2 (замена импортных комплектующих на российские). Названное, исходя из своей совокупности, свидетельствует о том, что срок реализации права на вычет по НДС в отношении рассматриваемых воздушных судов - 2 квартал 2012 года.
Таким образом, учитывая истечение законодательно установленного срока, Обществом завышена сумма налога к возмещению из бюджета за 3 квартал 2019 года в размере 190 979 064 рубля.
Общество представило Рабочий протокол от 03.04.2012 (далее - протокол), согласно которому в период с 28 марта по 03 апреля 2012 года делегация ВВС Сирийской Арабской Республики (далее - Сирийская сторона) посетила АО «РСК «МиГ» с целью проведения технической инспекции во исполнение положений Статьи 22 Контракта.
Пункт 22.1 статьи 22 Контракта: «Продавец (АО «РСК «МиГ») организует, а Покупатель (Сирийская сторона) проведет в стране Продавца Техническую инспекцию, которая включает до трех тестовых полетов с участием летного состава Покупателя и ознакомление инженерно-технического состава Покупателя с Самолетом».
Согласно протоколу, Сирийская сторона провела Техническую инспекцию, которая включала в себя два тестовых полета на самолете МиГ-29М2. Замечания к техническим характеристикам бортового радиоэлектронного оборудования самолета у Сирийской стороны отсутствуют.
Также Российская сторона проинформировала сирийскую сторону об отсутствии возможности поставки самолетов МиГ-29М/М2 с импортными комплектующими в связи с принятыми против Сирии экономическими санкциями, а также представила откорректированный технический облик самолетов МиГ-29М/М2 (с учетом замены импортных комплектующих на российские).
Иные замечания по данному контракту в протоколе не изложены.
Кроме того, в протоколе отсутствует информация о создании экспериментальных судов, а также информация о смене намерений АО «РСК «МиГ» в отношении этих судов (отказ от поставки их на экспорт).
Вместе с тем, АО «РСК «МиГ» представлена служебная записка от 23.12.2020 № 0032-15-496-2020 «...Вопрос возможности поставки «опытных» самолетов руководством Корпорации планировалось обсудить с инозаказчиком после определения сроков завершенности выполнения всего комплекса работ по замене импортных комплектующих на самолетах».
После технической инспекции сторонами подписано дополнительное соглашение от 30.06.2012 № РСК/7760411120-20109 к Контракту с внесением изменений в технические лица самолетов МиГ-29М/М2. Информация о поставке, в которой два самолета (созданные экспериментальные суда: МиГ-29М и МиГ-29М2) будут с импортными комплектующими, а остальные самолеты - с российскими комплектующими, в Дополнительном соглашении не описывалась.
Дополнительное соглашение такого содержания не заключено и по настоящее
время.
Исходя из информации, представленной Заявителем, последний актуальный срок поставки самолетов - декабрь 2021 года (на основании дополнения к Контракту от 23.03.2020 № РСК215227). Экспортный контракт не прекращен и не приостановлен.
Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 у самолетов МиГ-29М/М2 изменено техническое лицо. Следовательно, изготовленные экспериментальные суда не соответствовали требованиям Контракта с внесенными изменениями от 30.06.2012.
АО «РСК «МиГ» представлена служебная записка от 17.12.2020 №0004-15-991-2020 г.:
«1. Самолет МиГ-29М б/н 741: В настоящее время базируется в ЛИК-1, исправен; 2. Самолет МиГ-29М2 б/н 747: В настоящее время базируется в ЛИК-1, неисправен.»
Также, согласно служебной записке от 21.12.2020 № 0004-15-996-2020: «На самолете МиГ-29М2 б/н 747 срок действия удостоверения о годности к полетам экспериментального воздушного судна не продлевался по причине разукомплектованности данного самолета».
Исходя из представленного Обществом Формуляра 5.47.0000.0000.20 ФО на самолет МиГ-29М2 (изд.9.47С) № 7011 б/н 747, начало его эксплуатации - 21.02.2012.
В разделе 10 «Учет работы» Формуляра за 30.08.2019 зарегистрирован Тренировочный полет длительностью 0 часов 07 минут. После этой записи иные записи о полетах не регистрировались, а по состоянию на 17.12.2020 самолет уже позиционируется как неисправный.
Следовательно, на дату постановки на учет в качестве основного средства (30.08.2019), самолет МиГ-29М2 б/н 747 находился в неисправном состоянии.
Таким образом, Общество в уточненной (корректировка № 1) декларации по НДС за 3 квартал 2019 года заявило право на вычет по вышедшему из строя самолету МиГ-29М2.
Информация о стоимости каждого экспериментального самолета, а также расшифровка этой стоимости по счетам-фактурам на работы и товары Налогоплательщиком не представлена.
На основании изложенного, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 2428-0, в отношении товаров, при приобретении которых налогоплательщику выставлены счета-фактуры, датированные до 30.06.2012, условия для применения налогового вычета по НДС соблюдены и право на применение налогового вычета по НДС возникло во 2 квартале 2012 года. Следовательно, трехгодичный срок для заявления указанных вычетов истек 30.06.2015.
Кроме того, в отношении суммы заявленных вычетов в размере 35 394 698,12 руб. (из состава общей оспариваемой суммы в размере 190 979 064 руб.) судом принимаются пояснения налогового органа.
Согласно пояснениям Налогоплательщика, суммы НДС по спорным счетам-фактурам предъявлены Обществу поставщиками до 01.07.2016 при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления экспортных поставок в рамках Контракта с Министерством Обороны Сирийской Арабской Республики. Общая сумма НДС заявленных к вычету счетов-фактур составляет 190 979 064 руб.
В рассматриваемой декларации Заявитель предъявляет к вычету счета-фактуры под 6 объектов основных средств (2 самолета и 4 двигателя). Как уже упоминалось выше, дата изготовления и ввод в эксплуатацию самолетов - 02.04.2012.
Таким образом, право на вычет по счетам-фактурам возникает 02.04.2012 (2 квартал 2012 года) и истекает 30.06.2015.
Однако, часть счетов-фактур датирована позднее 02.04.2012 (дата изготовления самолетов), следовательно, они не могут учитываться в составе изготовленных самолетов (в составе основных средств).
Счета-фактуры датированы 4 кварталом 2014 года и ранее, что говорит о возникновении у Общества права на данные вычеты в сумме 35 394 698,12 руб. в 4 квартале 2014 года (и ранее) и истечении этого права 31.12.2017 (и ранее).
Таким образом, правомерность принятия к вычету суммы НДС по строке 120 раздела 3 и строке 120 раздела 4 в нарушение пп. 1.1 п. 1, п. 3 ст. 172 НК РФ не подтверждена в общем размере 190 979 064 рубля.
Фактически декларация, в которой заявлены спорные налоговые вычеты по НДС, представлена Обществом в налоговый орган 09.07.2020, то есть по истечении трехгодичного срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ.
С учетом вышеизложенного, суд считает вывод Межрегиональной инспекции о неправомерном заявлении Обществом налоговых вычетов по НДС по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, обоснованным и соответствующим законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности вынесенныхМежрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №4 решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.03.2021 № 18 и решение по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы от 21.06.2021 № КЧ-4-9/8662@ в части отказа на возмещение из бюджета налога в сумме 190 979 064 руб.
С учетом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на Заявителя, на основании ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Акционерному обществу «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.Ю. Паршукова