Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
06 декабря 2012 г.
Дело № А40-136235/12
92-1292
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2012 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федуловым С.С.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок»
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по городу Москве
об оспаривании постановлений от 18.09.2012г. №37/ВЮ, №345/Ю по делам об административных правонарушениях
с участием:
от заявителя: Варфоломеева М.С. представитель по доверенности от 10.10.2012г.;
от ИНФС России № 7 по г. Москве: Кротько Е.И. представитель по доверенности от 06.09.2012г.;
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений от 18.09.2012г. №37/ВЮ, №345/Ю по делам об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения не доказан, его вина не установлена.
Представитель Инспекции ФНС России № 7 по г. Москве (далее – Инспекция) представил отзыв и материалы административного дела по оспариваемым постановлениям, против заявления возражал, указал, что факт совершения заявителем административных правонарушений доказан, его вина установлена; порядок привлечения к административной ответственности соблюден, что подтверждается материалами административного дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление об оспаривании постановлений от 18.09.2012г. №37/ВЮ, №345/Ю по делам об административных правонарушениях подано в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Оспариваемыми постановлениями начальника Инспекции ФНС России № 7 по г. Москве от 18.09.2012г. № 345/Ю и № 37/ВЮ на основании протоколов об административных правонарушениях от 12.09.2012г. №0003273 и № 0003274-ВЮ, составленных главным государственным инспектором Инспекции, ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ виде административного штрафа в размере 30.000 руб. и по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа 40.000 рублей.
С учетом положений ст. 23.5, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказа ФНС России от 02.08.2005г. № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» суд считает, что протоколы об административных правонарушениях составлены и оспариваемые постановления вынесены уполномоченными должностными лицами.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены налоговым органом с учетом положений п.п. 24, 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г., что не оспаривалось заявителем. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.
Из материалов дела следует, что 12.09.2012г. должностными лицами налогового органа на основании поручения №178 от 04.09.2012г. была проведена внеплановая проверка по вопросу полноты оприходования в кассу ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» наличных денежных средств с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением за период с 28.02.2012г. по 04.09.2012г., результаты которой закреплены в акте № 178 от 12.09.2012г.
При проведении проверки 12.09.2012г. ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок», расположенного по адресу: г. Москва, ул. М.Дмитровка, д. 16, стр. 5-6А, установлено нарушение порядка ведения кассовых операций, повлекшее за собой неоприходование наличных денежных средств на сумму 5.400,00 руб., а именно: 19.07.2012г. был выписан расходный кассовый ордер (далее – РКО) №000072 от 19.07.2012г. на сумму 5.400,00 руб. Фамилия, имя, отчество, паспортные данные, подпись лица, получившего денежные средства, в РКО не указаны. Так же полученная сумма в строке «получил (сумма прописью)» не указана. РКО оформлен ненадлежащим образом, что привело к неоприходованию наличных денежных средств.
Налоговый орган посчитал, что ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» нарушило требования п.п. 1.6, 2.1, 4.2 «Порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ» № 373-П от 12.10.2011 года, что повлекло к неоприходованию наличных денежных средств на сумму 5.400 руб.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административных штрафов.
Объектом данного правонарушения является порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассового обслуживания.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, образует неоприходование (неполное оприходование) денежной наличности в кассу. Под неоприходованием (неполным оприходованием) денежной наличности в кассу понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе касающихся полного отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге общества.
По факту выявленного правонарушения в отношении ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» составлен протокол об административном правонарушении №0003274-ВЮ от 12.09.2012г. и вынесено оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности № 37/ВЮ, установленной ч. 1 ст. 15.1 КоАП за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Между тем, арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения во взаимосвязи с положениями ст. 1.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1.6 Порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ № 373-П от 12.10.2011г. кассовые операции ведутся у юридического лица, ИП кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
Согласно п. 2.1 Порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ» № 373-П от 12.10.2011г. кассовые документы юридического лица, ИП оформляются: главным бухгалтером; бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, ИП; руководителем (при отсутствии главного бухгалтера, бухгалтера). В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы.
В главе 4 п. 4.2 Порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ № 373-П от 12.10.2011г. указано, что кассир выдает наличные денежные средства непосредственно получателю, указанному в РКО, при предъявлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность. Перед выдачей наличных денег кассир, получив РКО, проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера и их соответствие имеющимся образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, проставленных прописью. Так же проверяет наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО, и соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег указанных, в РКО, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность.
Так, из оспариваемого постановления следует, что 19.07.2012г. заявителем был выписан расходный кассовый ордер №000072 от 19.07.2012г. на сумму 5.400,00 руб. Однако, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, подпись лица, получившего денежные средства, в РКО не указаны. Так же полученная сумма в строке «получил (сумма прописью)» не указана.
Однако, административным органом не было учтено то обстоятельство, что получателем денежных средств являлось юридическое лицо ОАО «Альянс Бизнес Сервис», что следует из текста документа и отображено в строке «Выдать».
Поскольку данные расходы по кассе относятся на общехозяйственные расходы заявителя, что отображено по строке «Дебет», то подтверждающие документы фактически полученных денежных средств данным предприятием (произведенных расходов ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок») хранятся в регистрах счета 26 (копия квитанции к ПКО №4197 от 19.07.2012г. от ООО «Альянс Бизнес Сервис», а также чек ККТ №024884 на сумму 5.400 руб. представлены в материалы дела).
При таких обстоятельствах расходы были произведены из кассы ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» в кассу ООО «Альянс Бизнес Сервис», минуя какие-либо подотчетные лица (физические лица). В связи с чем записи по строкам «Получил», «Сумма», «Подпись» произведены быть не могли. Поскольку документально подтверждены расходы, записи при таких обстоятельствах в РКО не требуются, нарушения в виде неоприходования денежных средств не произошло, так как данные денежные средства в сумме 5.400 руб. отражены в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по установленной форме и содержат обязательные реквизиты.
Расходы в сумме 5.400 рублей документально подтверждены чеком ККТ № 024884 и отражены в учете в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Форма и реквизиты кассового чека соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано в действиях общества наличие состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
При проведении проверки ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» 12.09.2012г. административным органом также выявлено ведение наличных денежных расчетов без применения ККТ, что является нарушением требований ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Так, согласно данным фискального отчета, снятого по ККТ КАСБИ-03К-01, заводской номер 00006293, сумма выручки 31.08.2012г. составляет 40.026,42 руб. Согласно данным кассовой книги организации сумма оприходованной выручки 31.08.2012г. составляет 52.953,32 руб. (ПКО №000102 от 31.08.2012г. на сумму 40.026,42 руб., ПКО №000101 от 31.08.2012г. на сумму 12.926,90 руб.). Сумма 12.926,90 руб. по ККТ не пробита.
При этом на момент проведения проверки ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» были предоставлены следующие документы: Z отчет за 31.08.2012г., отчет кассира за 31.08.2012г. (итоговая сумма по Z отчету 40.026,42 руб.), ЖКО (итоговая сумма по Z отчету 40.026,42 руб.), ПКО за 31.08.2012г. № 000102 на сумму 40.026,42 руб., ПКО за 31.08.2012г. № 000101 на сумму 12.926,90 руб., вкладной лист кассовой книги за 31.08.2012г., согласно которому итоговая сумма наличных денежных средств, оприходованная в кассу 31.08.2012г., составляет 52.953,32 руб. Предоставленные документы прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью организации и подписями руководителя.
По факту выявленного правонарушения в отношении ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» составлен протокол об административном правонарушении №0003273 от 12.09.2012г. и вынесено оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности № 345/Ю, установленной ч. 2 ст. 14.5 КоАП за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно ч. 2 ст. 14.5 неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Вместе с тем, арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что ООО «ИВА» являлось участником 25 Московской международной книжной выставки-ярмарки 2012г. (Договор-заявка №288 от 09.06.2012г.).
ООО «ИВА» получило от ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» счет на оплату участия в выставке № 000288 от 10.07.2012г. на общую сумму 12.926руб. 90 коп., который был уплачен 31.08.2012г. сотрудником общества Толоконниковой Г.Н. путем внесения всей денежной суммы наличными рублями в кассу ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок». При этом, кассир Банникова Н.П. пробила чек по ККТ № 040742 и оформила ПКО №000101.
В рамках внутреннего служебного расследования ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» установило, что сумма в размере 12.926 руб. 90 коп, была переоприходована (излишне оприходована) кассиром предприятия Банниковой Н.П., о чем свидетельствует докладная записка исполнителя, инвентаризационная ведомость кассы, балансовая справка (сторнирующие записи произведены).
Помимо вышеизложенного, ООО «ИВА» было направлено письмо в адрес Инспекции с изложением фактических обстоятельств, подтверждающее отсутствие каких-либо нарушений, однако, административным органом данное письмо не было принято во внимание.
В соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 28.06.2010г. № 63н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
Руководствуясь указанным Приказом от 28.06.2010г. № 63н ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» после обнаружения ошибки провело внутреннюю проверку и произвело сторнирующие записи с целью формирования полной и достоверной информации о деятельности организации.
Суд полагает, что административным органом не доказано в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о нарушении со стороны Инспекции ФНС России № 7 по г. Москве требований ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ, поскольку при рассмотрении административных дел ответчиком не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия постановлений о привлечении к административной ответственности.
Из вышеизложенного следует, что административный орган не представил достаточных доказательства, достоверно подтверждающих событие и состав вмененных обществу административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.1 и ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в действиях заявителя события и составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 и ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, ответчиком не доказано, что в силу ст. 24.5. КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, заявление ОАО «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» об оспаривании постановлений Инспекции ФНС России № 7 по г. Москве по делам об административных правонарушениях от 18.09.2012 г. №37/ВЮ, №345/Ю подлежит удовлетворению по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.5, 15.1, 24.5, 25.1, 28.2, 29.7, 29.10, 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 33, 65, 71, 167-170, 207, 210, 211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить постановления Инспекции Федеральной налоговой службы №7 по городу Москве от 18.09.2012 г. №37/ВЮ, №345/Ю по делам об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» (ИНН 7707766064, г. Москва, ул. М.Дмитровка, д. 16, стр. 5-6А).
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
И.Н. Уточкин