РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
29 августа 2016 года
Дело № А40-150350/16-122-1294
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Девицкой Н.Е.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Центрального Банка РФ (Банк России) в лице Отделения – Национальный банк по республике Марий Эл ФИО1 ЦБ РФ
к СПАО «РЕСО-Гарантия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125047, <...>, дата регистрации: 22.09.1993)
третье лицо: ФИО2
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 05.07.2016 № 88-88-88-12-ЮЛ-16-4287/1020-1, и приложенные к заявлению документы,
без вызова лиц, участвующих в деле
УСТАНОВИЛ:
Банк России в лице Отделения – Национальный банк по республике Марий Эл ФИО1 ЦБ РФ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении СПАО «РЕСО -Гарантия» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
СПАО «РЕСО-Гарантия», извещенное надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, отзыва в установленный срок не представило.
3-е лицо ФИО2, извещенная надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, письменных пояснений в установленный срок не представила.
Спор рассмотрен в порядке ст. ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ч. 2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» tee - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
По результатам рассмотрения заявления гражданки ФИО2 (вх. 0-181 от 30.03.2016) (зарегистрирована по адресу: ул. Васильева, д.7А, кв.7, г. Йошкар-Ола, <...>) по факту нарушения Страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» срока рассмотрения заявления о прямом возмещении убытков по ОСАГО, установлено следующее.
08.06.2015 между СПАО «РЕСО-Гарантия» и ФИО2 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности (далее - ОСАГО) и выдан полис ОСАГО серии ЕЕЕ № 0350079039, (транспортное средство - Chevrolet lacetti Klan J200, государственный регистрационный знак <***>) сроком действия с 28.06.2015 по 27.06.2016.
25.01.2015 взамен ранее выданного полиса был выдан страховой полис ОСАГО серия ЕЕЕ №0363322386.
11.02.2016 произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого транспортное средство Chevrolet lacetti Klan J200, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащее ФИО2, получило механические повреждения.
16.02.2016 ФИО2 обратилась в филиал СПАО «РЕСО-Гарантия» в Республике Марий Эл с заявлением о прямом возмещении убытков по ОСАГО (далее -заявление). К заявлению были приложены копии всех необходимых документов, что подтверждается Актом приема-передачи документов от 16.02.2016 №б/н. Транспортное средство Chevrolet lacetti Klan J200, государственный per иетрацйойнмй знак <***>, принадлежащее ФИО2 было предоставлено оценочной компании ООО «Партнер» так же 16.02.2016.
В соответствии с п.5 ст.30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Соблюдение страховщиком законодательства в сфере страхования является условием предоставления лицензии и права оказания определенных лицензией страховых услуг.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, путем предъявления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1. Закона об ОСАГО, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
Согласно п.21 ст. 12 Закона об ОСАГО в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.
При этом, согласно п.1 ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями являются только 23 февраля и 8 марта, которые исключаются из установленного п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО 20-тидневного срока.
Согласно положениям статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Таким образом, исходя из норм ГК РФ началом исчисления срока, считается день, следующий за днем представления ФИО2 полного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления (16.02.2016 - дата представления документов; 17.02.2016 - начало исчисления срока). Следовательно, страховщик должен был в установленный законом срок, т.е. не позднее 09.03.2016, направить в адрес ФИО2 извещение о решении произвести страховую выплату, либо направить мотивированный отказ в такой выплате.
Согласно письму СПАО «РЕСО-Гарантия» от 15.04.2016 №10971/08 ответ на заявление в адрес ФИО2 был направлен письмом №7104/ГО от 03.03.2016.
Между Обществом с ограниченной ответственностью «Информационно - почтовая служба «М-Сити» (далее - «М-Сити») и СПАО «РЕСО-Гарантия» 09.07.2010 заключен договор на оказание услуг №09-07/2010-2, согласно которому «М-Сити» оказывает услуги по подготовке организации рассылке почтовых отправлений СПАО «РЕСО-Гарантия» через подразделения ФГУП «Почта России».
Согласно предоставленных СПАО «РЕСО-Гарантия» письменных объяснений заведующей сектором контроля исполнения документов СПАО «РЕСО-Гарантия» ФИО3 письмо в адрес ФИО2 от 03.03.2016 №7104/ГО было передано в «М-Сити» по реестру №61 от 04.03.2016 только 10.03.2016. Данная задержка была вызвана тем, что 5, 6, 7 и 8 марта 2016 года были праздничными днями и первый день приема писем был только 10 марта 2016 года.
Кроме того, направление СПАО «РЕСО-Гарантия» мотивированного отказа в осуществлении страховой выплаты только 14 марта 2016 года так же подтверждается копией списка внутренних почтовых отправлений №00103 от 14.03.2016 предоставленного СПАО «РЕСО-Гарантия» и уведомлением с сайта ФГУП «Поста России» отслеживание почтовых отправлений.
Факт направления письма от 03.03.2016 №7104/ГО в адрес ФИО2 только 14.03.2016 подтверждается штампом ФГУП «Почта России» на предоставленном ФИО2 почтовом конверте.
В соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
В связи с вышеизложенным следует, что страховщиком нарушен срок для направления мотивированного отказа в осуществлении страховой выплаты по заявлению о прямом возмещения убытков.
Пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется исключительно субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Согласно Лицензии ОС №1209-03 от 20.08.2015 СПАО «РЕСО-Гарантия» имеет право на осуществление страхования, в том числе на заключение договоров ОСАГО.
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
СПАО «РЕСО-Гарантия» имело возможность для соблюдения требований страхового законодательства в части направления в двадцатидневный срок страхователю мотивированного отказа в страховой выплате.
Таким образом, перечисленные выше действия СПАО «РЕСО-Гарантия» свидетельствуют о нарушении требований страхового законодательства Российской Федерации (лицензионных требований), установленных подпунктом 1 п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и наличии в действиях СПАО «РЕСО-Гарантия» признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Дата совершения правонарушения 10.03.2016.
05.07.2016 года на основании статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и пункта 2.7 Указания Банка России от 04.03.2014 № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» начальником юридического отдела Отделения – Национальный банк по республике Марий Эл ФИО1 ЦБ РФ ФИО4 был составлен протокол № 88-88-88-12-ЮЛ-16-4287/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Права Ответчика при составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены.
При составлении протокола защитник СПАО «РЕСО-Гарантия» ФИО5 поддержал ранее предоставленные объяснения, а так же пояснил, что основания для возбуждения административного дела отсутствуют, так как СПАО «РЕСО-Гарантия» не нарушало сроков направления письма на заявление в адрес ФИО2 в связи с тем, что 5, 6, 7 и 8 марта 2016 года являлись выходными и праздничными днями и следовательно, в двадцатидневный срок для дачи ответа на заявление данные дни не входят.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ч. 1 ст. 23.74, ст. 28.2, ст. 28.3 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Таким образом, ненадлежащее исполнение установленных законом обязательств страховщиком влечет нарушение п. 5 ст. 30 Закона и соответственно является основанием для применения ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС от 04.02.2014г. № 13004/13.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, так как на него, как обладателя лицензии по оказанию страховой деятельности, возложена обязанность своевременному ответу на Претензию Страхователя, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Доказательств, подтверждающих факт принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на дату вынесения решения не пропущен.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества административным органом доказаны, что указывает на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с этим, имеются все необходимые условия для привлечения Общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При этом согласно п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, суд считает возможным назначить наказание в пределах санкции, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5, ч.3 ст.14.1, ст.25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, ст. 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Страховое публичное акционерное общество «РЕСО-Гарантия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125047, <...>, дата регистрации: 22.09.1993) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Назначить Страховому публичному акционерному обществу «РЕСО-Гарантия» административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (тридцать тысяч рублей).
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Республике Марий Эл (Отделение - НБ Республика Марий Эл)
ИНН <***>
КПП 121545003
ОКТМО 88701000
Сч. № 40101810100000010001
Банк получателя Отделение - НБ Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола
БИК 048860001
КБК 99911690010016000140
УИН 0349885108800050716042877
ИП 27710045520774401001
Назначение платежа административный штраф (с указанием номера дела и даты судебного решения)
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в пятнадцатидневный срок со дня его принятия.
Судья Н.Е. Девицкая