Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-68332/19-149-628
Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 октября 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола помощником судьи Бабенской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (109074, Москва, Славянская площадь, 4, стр.1, ОГРН 1127746046691)
к ООО «ИТАРГО» (101000, Москва, Лубянский проезд, д.27/1, стр.1, эт.4, оф.33, ОГРН 5167746338150)
третье лицо: АО «БАРС Групп»
о взыскании денежных средств
с участием:
от истца: Белова Т.Н. (дов. от 04.06.2019 №05-11/203), Плетнев А.С. (дов. от 04.06.2019 №05-11/202)
от ответчика: Неврев А.В. (дов. от 14.01.2019 №01/ИТА/2019). Асташкина В.И. (дов. от 14.01.2019 №02/ИТА/2019)
от 3-го лица: Фазлетдинова Г.Р. (дов. от 07.11.2018 №64)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – истец, Заказчик, ФКУ «ЦОКР») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО «ИТАРГО» (далее – ответчик, исполнитель) о взыскании неустойки в размере 48 694 275,54 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Истец поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо поддержало позицию ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец указывает, 22.12.2016 Федеральное казначейство и ООО «ИТАРГО» принимая во внимание, что Федеральное казначейство провело открытый конкурс № ФКУ2016/УФТ/ОК-45 «Выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению миграции и эксплуатации прикладного программного обеспечения, эксплуатируемого в Федеральном казначействе» и приняло предложение Исполнителя на сумму 104 500 000 руб., заключили Государственный контракт №УФТ-77/2016 на выполнение работ (оказание услуг) по обеспечению миграции и эксплуатации прикладного программного обеспечения, эксплуатируемого в Федеральном казначействе (далее - Контракт).
20.01.2017 между ФКУ «ЦОКР» и ООО «ИТАРГО» заключено соглашение о перемене заказчика по Государственному контракту от 22.12.2016 № УФТ-77/2016 (далее -Соглашение о перемене заказчика).
В соответствии с п. 1 Соглашения о перемене заказчика - Руководствуясь частью 6 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все права и обязанности Заказчика по Контракту переходят от Заказчика к ФКУ «ЦОКР».
В соответствии с условиями Контракта, ООО «ИТАРГО» взяло на себя обязательства выполнить Работы (оказать Услуги) по обеспечению миграции и эксплуатации прикладного программного обеспечения, эксплуатируемого в Федеральном казначействе, приведенные в Приложении № 1 «Заказ на Работы (Услуги)» к Контракту, в Приложении № 2 «Технические требования» к Контракту, в Приложении № 3 «Состав предоставляемой Заказчиком рабочей документации на подсистемы централизованного ППО «AKCИOK.Net» для выполнения Работ (оказания Услуг)» к Контракту, в Приложении № 4 «Характеристики тестового программно-аппаратного комплекса подсистем централизованного ППО «AKCИOK.Net» к Контракту, в Приложении № 5 «Характеристики программно-аппаратного комплекса ППО «AKCИOK.Net» для промышленной эксплуатации подсистем централизованного ППО «AKCИOK.Net» к Контракту, в Приложении № 6 «Методика миграции подсистем «Зарплата и кадры», «Учет нефинансовых активов» и «Учет и отчетность» централизованного ППО «AKCИOK.Net» к Контракту, в Приложении № 7 «Уведомление по результатам миграции и сверки данных» к Контракту, в Приложении № 8 «Протокол миграции» к Контракту, в Приложении № 9 «Акт о завершении миграции» к Контракту, в Приложении № 10 «Описание выполняемых Работ (оказываемых Услуг)» к Контракту, в обусловленные Контрактом сроки.
На основании условий, указанных в Таблице № 2 «Перечень Работ (Услуг) и сроки их завершения (график их оказания)», приложения № 1 «Заказ на Работы (Услуги)» к Контракту от 22.12.2016 № УФТ-77/2016, ООО «ИТАРГО» оказывает услуги по эксплуатации подсистемы «Зарплата и кадры» централизованного ППО «AKCИOK.Net», в течение 3 (трех) календарных месяцев с даты поступления заявки от Заказчика.
30.12.2016 Федеральное казначейство направило письмо № 10-01-05/782 ООО «ИТАРГО» с информацией о том, что Услуги по эксплуатации ППО «AKCИOK.Net» в соответствии с п. 2.1., 2.2., 2.3. Таблицы 2. «Перечень работ (услуг) и сроки их завершения (график их оказания)» п. 2 Приложения №1 Государственного контракта подлежат оказанию с 01.01.2017.
В соответствии с п. 4.2.2. Контракта - Исполнитель в срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты завершения оказания Услуг по эксплуатации соответствующей подсистемы ППО «AKCИOK.Net», в соответствии с Приложением № 2 «Технические требования» к настоящему Контракту, должен передать Заказчику 2 (два) экземпляра подписанного со своей стороны Акта сдачи-приемки Услуг по эксплуатации соответствующей подсистемы ППО «AKCИOK.Net», а также соответствующий счет.
Однако, согласно позиции Истца, Исполнитель допустил просрочку исполнения обязательства по оказанию услуги по эксплуатации подсистем «Зарплата и кадры», «Учет нефинансовых активов», «Учет и отчетность» централизованного ППО «AKCИOK.Net».
Таким образом, согласно позиции Истца, Ответчик обязан оплатить неустойку в размере 48 694 275,54 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФКУ «ЦОКР» в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 310 ГК РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В силу ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Как следует из содержания пп. 4.1.1. Контракта, Работы по обеспечению миграции соответствующей подсистемы должны быть выполнены Исполнителем в соответствии с требованиями, указанными в Приложении № 2 «Техническое задание» к Контракту.
Согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту, миграция данных должна быть завершена не позднее чем через 50 (пятьдесят) дней с даты заключения Контракта, а Исполнитель не позднее чем через 50 (пятьдесят) дней с даты заключения Контракта должен подготовить по форме согласно Приложению 6 к настоящему Приложению и направить в электронном виде Представителям Заказчика на объектах миграции на подписание:
- Протоколы миграции подсистемы «Учет нефинансовых активов» централизованного ППО «АКСИОК.Net»;
- Протоколы миграции подсистемы «Учет и отчетность» централизованного ППО «АКСИОК.Net»;
- Протоколы миграции подсистемы «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net».
В соответствии с указанными требованиями Контракта от 22.12.2016 ООО «ИТАРГО» выполнило работы по обеспечению миграции и 10.02.2017, т.е. менее, чем через 50 (пятьдесят) дней с даты заключения Контракта, подготовило и направило в электронном виде в адрес Представителей Заказчика на объектах миграции следующие документы:
- Протоколы миграции подсистемы «Учет нефинансовых активов» централизованного ППО «АКСИОК.Net»;
- Протоколы миграции подсистемы «Учет и отчетность» централизованного ППО «АКСИОК.Net»;
- Протоколы миграции подсистемы «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net».
Подтверждением передачи указанных документов является Сопроводительное письмо от ООО «ИТАРГО» Исх. №9 от 10.02.2017 с отметкой о получении.
Истец в своих письменных пояснениях ссылается на то, что письмо ООО «ИТАРГО» за исх. №9 от 10.02.2017 «не устанавливает, что протоколы миграции подсистем направлены Представителям Заказчика на объектах, ООО «ИТАРГО» информирует о якобы направлении протоколов, однако никаких доказательств не представляет». Данный довод истца подлежит отклонению по следующим основаниям:
Согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту, миграция данных должна быть завершена не позднее чем через 50 (пятьдесят) дней с даты заключения Контракта, а Исполнитель не позднее чем через 50 (пятьдесят) дней с даты заключения Контракта должен подготовить по форме согласно Приложению 6 к Приложению № 2 «Техническое задание» к Контракту и направить в электронном виде Представителям Заказчика на объектах миграции на подписание ПРОТОКОЛЫ МИГРАЦИИ.
В соответствии с указанными требованиями Контракта от 22.12.2016 ООО «ИТАРГО» к 10.02.2017 завершило выполнение работ по обеспечению миграции данных и направило в электронном виде Представителям Заказчика на объектах миграции на подписание соответствующие протоколы миграции в электронном виде.
Подтверждением передачи указанных документов является Сопроводительное письмо от ООО «ИТАРГО» Исх. №9 от 10.02.2017 с отметкой о получении ФКУ «ЦОКР».
Из содержания указанного письма следует, что Протоколы миграции подсистем «Учет нефинансовых активов» централизованного ППО «АКСИОК.Net», «Учет и отчетность» централизованного ППО «АКСИОК.Net», «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net», в электронном виде направлены по адресам, указанным в приложении к данному письму.
К письму были приложены все электронные адреса, всех Представителей Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах.
Поскольку протоколы направлялись в электронном виде, никаких иных документов, подтверждающих направление протоколов, к данному письму приложено быть не могло.
Однако, если бы Протоколы миграции подсистем «Учет нефинансовых активов» централизованного ППО «АКСИОК.Net», «Учет и отчетность» централизованного ППО «АКСИОК.Net», «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net», в электронном виде не были бы направлены Представителям Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах, Заказчик отреагировал бы на указанное нарушение соответствующей претензией, но никаких претензий или писем от Заказчика в адрес ООО «ИТАРГО» об отсутствии протоколов миграции в электронном виде не поступало.
Никаких претензий по поводу не выполнения условий Контракта в части направления в электронном виде Протоколов миграции подсистем «Учет нефинансовых активов», «Учет и отчетность», «Зарплата и кадры» ФКУ «ЦОКР» не заявлялось, требований по этому поводу не выставлялось.
После требований ООО «ИТАРГО», в адрес ФКУ «ЦОКР», предметом которых было ускорение процесса подписания и возврата на бумажных носителях протоколов миграции, ФКУ «ЦОКР» направило Начальникам Филиалов ФКУ «ЦРКР» (представителям на объектах миграции) письмо от 16.02.2017№99-12-14/766, в котором отдельно указало, что «Исполнитель направил в электронном виде в филиалы ФКУ «ЦОКР» на подписание протоколы миграции соответствующей подсистемы».
Указанный документ был передан ООО «ИТАРГО» в качестве подтверждения выполнения своих обязанностей по Контракту ФКУ «ЦОКР».
Кроме того, все протоколы миграции на бумажных носителях, в конечном итоге, поступили Исполнителю от представителей ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции, что также свидетельствует о том, что эти протоколы были своевременно направлены со стороны ООО «ИТАРГО».
При этом 224 протокола миграции, на бумажных носителях, подписанных представителями ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции, были получены от объектов своевременно в срок до 14.02.2017.
Оставшиеся 52 протокола миграции поступали постепенно, в разное время вплоть до ноября 2017г., о чем свидетельствуют даты на указанных протоколах.
Ссылка ФКУ «ЦОКР» в своих письменных пояснениях о том, что письмами Исх. №230, Исх. №241, исх. №АКС-56 фиксируются даты направления Протоколов Исполнителем Заказчику, подлежит отклонению, поскольку в этих письмах идет речь о направлении оригиналов протоколов на бумажных носителях, которые были получены с просрочкой от Представителей Заказчика на объектах миграции.
В связи с нарушениями Представителей Заказчика на объектах миграции сроков передачи подписанных протоколов миграции на бумажных носителях, ООО «ИТАРГО» отправляло Заказчику оригиналы протоколов миграции на бумажных носителях Исх. №230, Исх. №241 по мере их поступления.
Претензий по поводу не направления, несвоевременного направления протоколов миграции в электронном виде от ФКУ «ЦОКР» не поступало.
Согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту (стр. 65 абз. 4), Представитель Заказчика на объекте миграции в срок не более 4 (четырех) рабочих дней с даты получения от Исполнителя указанных документов (протоколов миграции в электронном виде) обязан их подписать и направить подписанные документы в бумажном виде и в виде копий Исполнителю, либо направить Исполнителю мотивированный отказ от их подписания в виде скан-копий.
Представители Заказчика на объектах миграции (92 объекта) должны были подписать и вернуть на бумажных носителях протоколы миграции не позднее 14.02.2017. Однако в указанный срок, протоколы миграции от значительной части объектов миграции от истца ФКУ «ЦОКР» не поступили. Подписанные протоколы миграции на бумажных носителях поступали от Представителей Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции со значительными задержками, 52 протокола поступило с пропуском установленных Контрактом сроков, а последний протокол миграции на бумажном носителе был получен ООО «ИТАРГО» от представителей Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объекте миграции Центральный аппарат Федерального казначейства 21.11.2017.
Согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту (стр. 65 абз. 4), Представитель Заказчика на объекте миграции в срок не более 4 (четырех) рабочих дней с даты получения от Исполнителя указанных документов (протоколов миграции в электронном виде) обязан их подписать и направить подписанные документы в бумажном виде и в виде копий Исполнителю, либо направить Исполнителю мотивированный отказ от их подписания в виде скан-копий.
Таким образом, Представители Заказчика на объектах миграции (92 объекта) должны были подписать и вернуть на бумажных носителях протоколы миграции не позднее 14.02.2017. Однако в указанный срок, протоколы миграции от значительной части объектов миграции от истца ФКУ «ЦОКР» не поступили.
Подписанные протоколы миграции на бумажных носителях поступали от Представителей Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции со значительными задержками, 52 протокола поступило с пропуском установленных Контрактом сроков, а последний протокол миграции на бумажном носителе был получен ООО «ИТАРГО» от представителей Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объекте миграции Центральный аппарат Федерального казначейства 21.11.2017.
По истечении 4х дневного срока, согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту, Исполнитель уже 14.02.2017 проинформировал Заказчика о начале параллельной эксплуатации внедряемой подсистемы и направил Заказчику в электронном виде все Протоколы миграции соответствующей подсистемы централизованного ППО «АКСИОК.Net», а также направил все подписанные Представителями Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции и полученные к 14.02.2017 протоколы миграции на бумажных носителях.
Ссылка истца в своих письменных пояснениях о том, «что параллельная эксплуатация могла быть проведена только после подписания всех Протоколов миграции подсистем представителями Заказчика на местах и направления Исполнителем подписанных протоколов Заказчику», подтверждает довод ответчика о том, что задержка в выполнении работ произошла по вине истца ФКУ «ЦОКР».
Кроме того, поскольку миграция данных была завершена к 10.02.2017, по истечении 4х дневного срока с момента уведомления Заказчика, согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту, ООО «ИТАРГО» уже 14.02.2017 проинформировало истца о начале параллельной эксплуатации внедряемой подсистемы. К указанному моменту ответчик уже направил Заказчику в электронном виде все Протоколы миграции соответствующей подсистемы централизованного ППО «АКСИОК.Net», а также ответчик направил все подписанные Представителями Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции и полученные к 14.02.2017 протоколы миграции на бумажных носителях.
ООО «ИТАРГО» приступило к параллельной эксплуатации после 14.02.2017, поскольку к данному моменту были получены 224 протокола миграции на бумажных носителях от представителей Заказчика на местах, что было достаточным для начала проведения параллельной эксплуатации. При этом мотивированных отказов от подписания протоколов миграции с оставшихся 17 объектов не поступило, что свидетельствовало об успешном выполнении работ по обеспечению миграции на указанных объектах.
Таким образом, довод истца о невозможности проведения параллельной эксплуатации до получения всех протоколов миграции на бумажных носителях, подлежит отклонению, поскольку, в условиях получения положительных протоколов завершении миграции от подавляющего большинства объектов и отсутствия отказов от оставшихся объектов указывало на отсутствие препятствий для начала проведения параллельной эксплуатации подсистем.
Согласно п. 3.1.4 Контракта Заказчик вправе не отказывать в приемке выполненных Работ (оказанных Услуг) в случае выявления несоответствия этих Работ (Услуг) условиями настоящего Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих Работ (Услуг) и устранено Исполнителем.
Ответчик, действуя в интересах Заказчика, счел возможным приступить к параллельной эксплуатации, о чем и уведомил истца официальным письмом. Возражений от истца относительно начала параллельной эксплуатации подсистем не поступало.
Согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту, Исполнитель 10.03.2017 сформировал Акты о завершении миграции по соответствующей подсистеме централизованного ППО «АКСИОК.Net» и передал на утверждение Заказчику по 2 (два) экземпляра Акта в части каждой подсистемы.
Таким образом, ООО «ИТАРГО» выполнило свои обязательства по Контракту в строгом соответствии с установленными сроками, а именно, через 80 (восемьдесят) дней с даты заключения Контракта выполнило работы по обеспечению миграции и направило 10.03.2017 на утверждение Заказчику в двух экземплярах Акты о завершении миграции по каждой из подсистем. Указанные документы получены Заказчиком 13.03.2017, о чем свидетельствуют соответствующие отметки на представленных ответчиком сопроводительных письмах Исх. 44/1 от 10.03.2017, Исх. 44/2 от 10.03.2017, Исх. 44/3 от 10.03.2017.
Согласно пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту (стр. 66 абз. 5), «результатом успешной процедуры миграции является выполнение операций по ведению финансово-хозяйственной деятельности в части бюджетного учета, заработной платы и кадров и учета нефинансовых активов в соответствующих подсистемах централизованного ППО, совершаемых в период выполнения параллельной эксплуатации внедряемой подсистемы, что подтверждается подписанием Протокола миграции соответствующей подсистемы в соответствующем месте выполнения работ».
ФКУ «ЦОКР», ссылаясь на отсутствие полного комплекта подписанных его представителями на объектах миграции протоколов миграции на бумажных носителях, неоднократно возвращало и отказывало Исполнителю в подписании Актов о завершении миграции по подсистемам централизованного ППО «АКСИОК.Net».
В этой связи ответчиком неоднократно направлялись в ФКУ «ЦОКР» соответствующие письма и претензии.
Однако, несмотря на неоднократные требования ответчика, Заказчик ФКУ «ЦОКР» уклонялся от подписания Актов о завершении миграции до получения всех протоколов миграции на бумажных носителях от всех своих подразделений на объектах миграции.
При этом ответственность за отсутствие части протоколов миграции на бумажных носителя лежала на стороне Заказчика и его представителях на объектах миграции.
Подписанные протоколы миграции на бумажных носителях в полном объеме были получены от представителей Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции только к 21.11.2017. Таким образом, Задержка в выполнении условий Контракта произошла по вине ФКУ «ЦОКР».
Довод истца о том, что «при проведении параллельной миграции Исполнитель также ненадлежащим образом выполнял работы, что подтверждается, в том числе наличием ошибок», является не состоятельным, поскольку:
Указанные ошибки возникали в связи с эксплуатацией системы, а не в связи с ее миграцией. При этом система была создана в рамках Контракта и не ООО «ИТАРГО». Исполнитель ООО «ИТАРГО» занимался миграцией системы и не являлся ее разработчиком.
15.11.2017 письмом №99-27-15/7650 Заказчик ФКУ «ЦОКР» подтвердил, что «до настоящего времени параллельная эксплуатация не завершена и выполнение операций по ведению финансово-хозяйственной деятельности в части бюджетного учета, отчетности и учета нефинансовых активов в соответствующих подсистемах централизованного ППО не осуществляется». Далее в письме перечислялись возникающие ошибки.
Таким образом, данным письмом Заказчик ФКУ «ЦОКР» подтвердил тот факт, что не подписание Актов о завершении миграции связанно с эксплуатацией системы, а не с ее миграцией.
При этом к 11.2017 миграция подсистем была уже полностью завершена (в феврале 2017г.), подписанные Протоколы миграции являлись подтверждением результатом успешной процедуры миграции.
К этому моменту, ошибки, возникающие в процессе эксплуатации системы, устранялись уже в рамках другого Государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации информационной системы «АКСИОК.Net» от 13.09.2017 №ФКУ0433/09/2017, заключенного ФКУ «ЦОКР» с другим исполнителем.
03.08.2017 ФКУ «ЦОКР» разместил на сайте государственных закупок заявку на закупку Услуги по технической поддержке информационных технологий и уже 13.09.2017 заключил с другим исполнителем Государственный контракт на оказание услуг по эксплуатации информационной системы «АКСИОК.Net».
Указанное является подтверждением того, что система «АКСИОК.Net», на дату размещения закупки (дата) была полностью успешно внедрена и находилась в промышленной эксплуатации, что свидетельствует о надлежащем выполнении ответчиком своих обязательств по Контракту.
Таким образом, подписать Акты о завершении миграции в установленные сроки не представилось возможным ввиду того, что отсутствовала часть протоколов миграции на бумажных носителях, подписанных представителями Заказчика на объектах миграции.
Ответственность за отсутствие некоторых протоколов миграции на бумажных носителя лежала на стороне Заказчика и его представителях на объектах миграции.
Подписанные протоколы миграции на бумажных носителях в полном объеме были получены от представителей Заказчика ФКУ «ЦОКР» на объектах миграции только к 21.11.2017. Таким образом, Задержка в выполнении условий Контракта произошла по вине Заказчика.
Данный вывод подтверждается также тем обстоятельством, что после получения разъясняющих писем от ООО «ИТАРГО» от 17.10.2017 Исх. №АКС-52 и от 29.11.2017 Исх. №АКС-55, Заказчик ФКУ «ЦОКР» утвердил и передал Акты о завершении миграции, признав тем самым отсутствие ошибок, требующих устранения в рамках действующего Контракта.
Акт о завершении миграции по подсистеме «Учет нефинансовых активов» централизованного ППО «АКСИОК.Net» (письмо №99-27-15/9229) был подписан Заказчиком 28.12.2017; Акт о завершении миграции по подсистеме «Учет и отчетность» централизованного ППО «АКСИОК.Net» (письмо №99-27-15/9238) был подписан Заказчиком 27.12.2017; Акт о завершении миграции по подсистеме «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net» (письмо №99-27-15/9239) был подписан Заказчиком 27.12.2017.
В соответствии с пп. 2.2.1. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту (стр. 66 абз. 4), после утверждения Актов о завершении миграции по подсистемам централизованного ППО «АКСИОК.Net» Исполнитель передал, а Заказчик подписал Акты сдачи-приемки работ по обеспечению миграции подсистем централизованного ППО «АКСИОК.Net».
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы.
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 3 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ООО «ИТАРГО» выполнило свои обязательства по Контракту в соответствии с установленными сроками. Существующие нарушения срока произошли по вине Заказчика.
Таким образом, требования ФКУ «ЦОКР» в данной части удовлетворению не подлежат.
Требований ФКУ «ЦОКР» к ответчику ООО «ИТАРГО» о взыскании неустойки за просрочку оказания услуг по эксплуатации подсистемы «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net» по Государственному контракту от 22.12.2016 № УФТ-77/2016, также не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
На основании условий, указанных в Таблице №2 «Перечень Работ (Услуг) и сроки их завершения (график их оказания)» (Приложение №1 к Контракту), ООО «ИТАРГО» оказывает услуги в течение 3 (трех) календарных месяцев с даты поступления заявки от Заказчика.
22.12.2016 между ООО «ИТАРГО» и АО «БАРС Груп» привлеченным третьим лицом по настоящему делу, был заключен договор № ПО1-УФТ-77/2016, предметом которого явилось выполнение АО «БАРС Груп» части работ в рамках Государственного контракта от 22.12.2016 № УФТ-77/2016, а именно работ по обеспечению миграции и услуг по эксплуатации подсистемы «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net».
30.12.2016 Федеральное казначейство направило письмо №10-01-05/782 ООО «ИТАРГО» с информацией о том, что Услуги по эксплуатации подсистемы «Зарплата и кадры» ППО «АКСИОК.Net» подлежат оказанию с 01.01.2017.
К 31.03.2017 АО «БАРС Груп» оказало все соответствующие услуги по эксплуатации указанной подсистемы «Зарплата и кадры» ППО «АКСИОК.Net».
30.03.2017 ООО «ИТАРГО» направило ФКУ «ЦОКР» письмо №АКС-22 (от 30.03.2017) с приложением аналитических записок по Услугам с указанием результатов работ и анализом необходимости внесения изменений в рабочую документацию, с письмом также был передан для подписания Акт сдачи-приемки Услуг №5 с открытой датой.
В рамках услуги, оказываемой по Заявке Заказчика от 30.12.2016, которая оказывается Исполнителем в течение 3 (трех) календарных месяцев с даты поступления заявки от Заказчика, актуализация рабочей документации не требовалась, как это было указанно в пп. 2.3.1.4.4.4. Приложения № 2 «Техническое задание» к Контракту (стр. 94). Оснований для актуализации рабочей документации в ходе оказания услуги не было выявлено, о чем Исполнитель сообщил Заказчику ФКУ «ЦОКР» в своем письме №АКС-22 (от 30.03.2017) с приложением соответствующих аналитических записок.
По условиям п. 2.3.1.4.4.7 Приложения №2 к Государственному контракту от 22.12.2016 № УФТ-77/2016 в течение пяти дней Исполнитель предоставил Заказчику плановый отчет об оказанной услуге, направив соответствующее письмо от 06.04.2017 Исх.№АКС-26.
Таким образом, все услуги ООО «ИТАРГО» были оказаны надлежащим образом в течение 3 (трех) календарных месяцев с даты поступления заявки от Заказчика, никакой просрочки ООО «ИТАРГО» не допустило.
Согласно Технических требований к Контракту (Приложение №2) в случае отсутствия необходимости актуализации Исполнитель направляет Заказчику Аналитическую записку с указанием результатов анализа необходимости внесения изменений в рабочую документацию, а также перечня документов, не требующих актуализации.
К направленному по результатам выполнения Заявки Государственного органа от 30.12.2016 письму №АКС-22 ООО «ИТАРГО» приложило аналитические записки по Услугам с указанием результатов работ и анализом отсутствия необходимости внесения изменений в рабочую документацию. В анализе указывалось об отсутствии необходимости на данном этапе актуализировать рабочую документацию по причине отсутствия предусмотренных Контрактом оснований для актуализации.
ФКУ «ЦОКР», не предъявляя по этому поводу никаких претензий и продолжая пользоваться и внедрять подсистему ППО «АКСИОК.Net», задерживало подписание Акта сдачи-приемки Услуг №5.
АО «БАРС Груп», действуя в интересах Государственного органа, дополнительно провело доработку рабочей документации в части подсистемы «зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net», в объеме, выходящем за требования Государственного контракта от 22.12.2016 № УФТ-77/2016 к актуализации документации.
Результаты доработки рабочей документации подсистемы «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net», были переданы ФКУ «ЦОКР» 26.12.2017, при этом данный вид работ (услуг) ни как не был связан с услугой, которая оказывалась Исполнителем в течение 3 (трех) календарных месяцев, с даты поступления от Заказчика заявки от 30.12.2016.
27.12.2017 ФКУ «ЦОКР» был подписан Акт сдачи-приемки Услуг №5, при этом все время с 31.03.2017 ФКУ «ЦОКР» эксплуатировало подсистему «Зарплата и кадры» централизованного ППО «АКСИОК.Net».
Таким образом, услуга была полностью оказана в срок 31.03.2017, как это было предусмотрено Государственным контрактом от 22.12.2016 № УФТ-77/2016.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны ответчика нарушений, к которым может быть применена мера ответственности в виде неустойки. В связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Расходы по оплате государственной пошлины по иску распределяются в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 2, 15, 309-310 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 9, 27, 65, 70, 75, 104, 110, 123, 156 ч. 3, 167-170, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья М.М. Кузин