НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 27.11.2023 № А40-156511/2023-94-1282

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                Дело № А40-156511/23-94-1282

27 ноября 2023 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 21 ноября 2023 года

Полный текст решения суда изготовлен 27 ноября 2023 года

Арбитражный суд в составе судьи Харламова А.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Прожировой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (125009, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.12.2008, ИНН: <***>, КПП: 770401001)

к заинтересованному лицу – Федеральной антимонопольной службе (123001, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: <***>, КПП: 770301001)

третьи лица – 1) Акционерное общество "ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ" (119034, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.09.2003, ИНН: <***>, КПП: 770401001)

2) Общество с ограниченной ответственностью "ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР "СОЦИОЛОГИЯ И АНАЛИТИКА" (115191, <...>, Э/ПОМ/К/ОФ 2/I/2/26, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.02.2016, ИНН: <***>, КПП: 772501001)

об оспаривании решения ФАС России от 02.06.2023 по делу № П-136/23

при участии:

от истца (заявителя): ФИО1 доверенность от 21.09.2023 г., ФИО2 доверенность от 05.09.2023 г.                                     

от заинтересованного лица: ФИО3 доверенность от 21.11.2022 г.

от третьего лица: ФИО4 доверенность от 10.05.2023 г.

2) ФИО5 паспорт

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству  (далее — заявитель)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании решения ФАС России от 02.06.2023 по делу № П-136/23.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя,   оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом проверено и установлено соблюдение срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

  Как установлено судом, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) на основании указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных   отношений   Российской   Федерации      с   государствами участниками СНГ, другими государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию.

В соответствии с разделом 2 Положения о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 06.09.2008 № 1315 Россотрудничество в пределах своей компетенции, помимо прочего:

участвует в разработке, реализации и информационно-аналитическом мониторинге политики укрепления позитивного восприятия и культурно-гуманитарного влияния в мире современной России;

участвует в планировании, организации и проведении гуманитарных, научных и культурных акций Российской Федерации; в пределах своих полномочий координирует деятельность российских и зарубежных организаций по подготовке таких акций;

осуществляет функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в реализации которых участвует Российская Федерация;

осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заявителем была проведена закупка №0173100006023000005 в виде открытого конкурса в электронной форме. Объект закупки «Проведение социологических исследований в России и за рубежом по изучению общественного мнения о российских проектах и программах в сфере содействия международному развитию в 2023 и 2024 гг.».

26 апреля 2023 года Заявителем в единой информационной системе в сфере закупок в открытом доступе был размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №10173100006023000005, в отношении закупки «Проведение социологических исследований в России и за рубежом по изучению общественного мнения о российских проектах и программах в сфере содействия международному развитию в 2023 и 2024 гг.»

В соответствии с Протоколом - победителем по результатам закупки было признано Общество с ограниченной ответственностью «Экспертный центр «Социология и аналитика» (далее - Победитель).

Не согласившись с результатами открытого конкурса Акционерное общество «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (далее - АО «ВЦИОМ») подало жалобу в Управление Федеральной  антимонопольной службы России (далее - Ответчик).

По результатам рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Ответчик принял решение от 02.06.2023 по делу № П-136/2)3 которым признал в действиях Истца нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (далее - Решение ФАС России).

Заявитель полагает, что Решение ФАС России является незаконным, необоснованным  и подлежит отмене, в связи  с чем обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценка доказательств показала следующее.

Как установлено судом, в ФАС России поступило обращение АО «ВЦИОМ» (далее - Общество) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по проведению социологических исследований в России и за рубежом по изучению общественного мнения о российских проектах и программах в сфере содействия международному развитию в 2023 и 2024 гг. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -0173100006023000005) (далее - Конкурс, Извещение).

По мнению Общества, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим способом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по критерию оценки «Характеристики объекта закупки», что привело к неправомерному принятию к оценке 6 750 методов и 5 340 инструментов, направленных ООО «Экспертный центр «Социология и аналитика», не соответствующих действительному количеству возможных к представлению методов и инструментов.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

Извещение размещено в ЕИС - 05.04.2023;

способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

начальная (максимальная) цена контракта - 79 201 400 руб.;

источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 09501135640490019244;

дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.04.2023;

на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;

дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 24.04.2023;

дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 26.04.2023

по результатам рассмотрения вторых частей заявок 7 заявок участников закупки   признаны   соответствующими   требованиям   Извещения   и   Закона о контрактной системе;

победителем Конкурса признано ООО «ЭЦ «Социология и Аналитика» (далее - Победитель);

Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 11.05.2022 № 0173100006023000005 по цене 59 402 000 руб. (реестровый номер контракта в ЕИС - 1770470675823000013).

В ходе проведения внеплановой проверки, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Доводы Заявителя о правомерном установлении порядка оценки противоречат материалам дела.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом Правительством Российской Федерации утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Также пунктом 2 Положения определено понятие «критерии оценки» -предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На основании подпункта «в» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Характеристики объекта закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «в» пункта 3 Положения:

применяются детализирующие показатели;

в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается
значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех
применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100
процентов;

оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем
суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими
участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок
по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость
соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество
баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым
членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на
количество таких членов.

Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «Характеристики объекта закупки» может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки «Качественные характеристики объекта закупки».

В силу пункта 17 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «а» пункта 16 Положения используются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

Таким образом, Положение предусматривает установление критерия оценки сопоставимого с объектом закупки.

Так, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, утвержденный Заказчиком (далее - Порядок), содержит следующие детализирующие показатели показателя оценки «Качественные характеристики объекта закупки»:

перечень методов предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представленный по всем наименованиям работ (услуг) (далее - Методы);

перечень инструментов (инструментариев) предлагаемых при выполнении работ (оказании услуг) представленный по всем наименованиям работ (услуг) (далее - Инструменты).

Положение о применения критерия оценки, показателя опенки, показателя оценки, детализирующего показатель опенки Порядка содержит следующие условия оценки по Методам:

Методы, предлагаемые при выполнении работ (оказании услуг) представлены по конкретным наименованиям работ (услуг) и являются уникальными (неповторяющимися);

По методам представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;

По методам представлены способы их применения при выполнении работ
(оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).

При отсутствии методов, а также при отсутствии методов по одному и более наименованию работ (услуг) присваивается 0 баллов.

Положение о применения критерия оценки. показателя оценки, детализирующего показателя опенки Порядка содержит следующие условия опенки по Инструментам:

Инструменты (инструментарии) предлагаемые при выполнении работ (оказании услуг) представлены по конкретным наименованиям работ (услуг) и являются уникальными (неповторяющимися);

По инструментам (инструментариям) представлены определения, раскрывающие содержание, сущность и их основные черты;

По инструментам (инструментариям) представлены способы их применения при выполнении работ (оказании услуг) применительно к конкретным работам (услугам).

При отсутствии инструментов (инструментариев), а также при отсутствии инструментов (инструментариев) по одному и более наименованию работ (услуг) присваивается 0 баллов.

Для целей оценки заявок по данным детализирующим показателям используется следующие значения терминов:

метод - Большой Энциклопедический словарь

метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

инструмент - Толковый словарь русского языка ФИО6

инструмент (-а, мужской род) - средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь (книжное).

инструментарий - Толковый словарь русского языка ФИО6 Инструментарий   (-я,   мужской   род)    (специальное)   -   совокупность инструментов (в 1 знач.), употребляется в какой-нибудь специальной области, определение - Большой Энциклопедический словарь

определение - формулировка, раскрывающая содержание, сущность, основные черты чего-л. Логическое определение. Точное, правильное, краткое, способ - Большой Энциклопедический словарь

способ - тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. Работа производится следующим способом. Существуют разные способы.

способ - Толковый словарь русского языка ФИО7

Способом называют систему действий, которая применяется, чтобы выполнить какую-либо работу, сделать что-либо.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что Победителем в составе заявки представлено 6 886 Методов и 5414 Инструментов, принято к оценке Комиссией по осуществлению закупок 6 750 Методов и 5 340 Инструментов.

ООО «Центр научных исследований и перспективных разработок» в составе заявки представлено 9 531 Методов и 7 022 Инструмента, принято к оценке Комиссией по осуществлению закупок 9 430 Методов и 6 920 Инструментов.

АО «ВЦИОМ» в составе заявки представлено 36 Методов и 198 Инструментов, принято к оценке Комиссией по осуществлению закупок 18 Методов и 6 Инструментов.

Общество указало, что представленные в составе заявки Победителем Методы и Инструменты не соотносятся с объектом закупки, то есть к области социологического исследования. Учитывая Порядок, участник закупки может представлять неограниченное число Методов и Инструментов, независимо от их смыслового содержания.

Представитель Победителя на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что его действия полностью соответствовали положению о применении критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя Порядка и он исходил из его содержания и раскрытия терминов, в связи с чем, в том числе, указал Методы и Инструменты, не относимые к предметной области, проводимых социологических исследований.

Необходимо отметить, что Положением предусмотрено установление критериев сопоставимых с объектом закупки, иной подход нивелирует суть определения поставщика путем проведения конкурса в части выявления участника, способного наилучшим образом исполнить контракт.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к правомерному выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю критерия оценки «Характеристики объекта закупки», поскольку Порядок не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как участник закупки в составе заявки может представлять Методы, не связанные с качественными характеристиками объекта закупки.

Принимая решение о проведении закупки в форме конкурса Заказчик должен установить критерии опенки, которые будут способствовать выявлению исполнителя не только с лучшим ценовым предложением, но и лучшей квалификацией.

В настоящем случае Заказчиком не доказано, что установление критериев несопоставимых объекту закупки не является произвольными действиями Заказчика, а действительно нацелены на определение лица, предлагающего лучшие условия исполнения контракта.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В      силу     статьи     4     Арбитражного     процессуального      кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.

Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения, предписания.

Как установлено судом, 11.05.2023 по результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ООО «ЭЦ «Социология и Аналитика» заключен государственный контракт № 0173100006023000005 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд. В настоящее время вышеуказанный контракт находится на стадии исполнения.

Кроме того, по результатам проведения внеплановой проверки предписание в отношении Заказчика не выдавалось.

Заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав.

 С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с тем, у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 41, 64, 65, 66, 68, 71, 110, 123, 156, 167-170, 176, 198 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                 А.О. Харламов