НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 27.10.2015 № А40-137317/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-137317/1 5

ноября 201 5 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2015 года

Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2015 года

Арбитражный суд города Москвы в составе

судьи Л.А. Дранко  (единолично, шифр судьи 79-1108),

при ведении протокола секретарем судебного заседания М.А. Алганаевой                                                    

рассматривает в судебном заседании в зале 8076

заявление ООО «ТЭС»

к заинтересованным лицам – ФАС России, Департаменту энергетики и регулирования тарифов,

третьи лица: ООО «Транснефть - Балтика»

о признании недействительными приказа от 29.12.2014 г. №360-ээ в части установления для ООО «ТЭС» тарифов (пункт 1, подпункты 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.2) и приказа от  24.04.2015 г. №822-д.

            при участии:

от заявителя: Смирнов С.В. по дов. от 05.05.2015г. № 50

от заинтересованного лица: 1) Кыров Д.Н. по дов. от 21.09.2015г., 2) Крапивина И.А. по дов. от 19.10.2015г. № 170, Филиппов О.В. по дов. от 08.09.2014г. № 02-50/263

от третьего лица: Попов М.В. по дов. от 19.08.2015г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТЭС» обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России, Департаменту энергетики и регулирования тарифов,  о признании недействительными приказа от 29.12.2014 г. №360-ээ в части установления для ООО «ТЭС» тарифов (пункт 1, подпункты 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.2) и приказа от  24.04.2015 г. №822-д.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение его прав оспариваемыми приказами.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, по доводам изложенным в отзывах.  

Представитель третьего лица поддержал позицию заинтересованных лиц.

Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев заявление, оценив доказательства по делу в совокупности, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела,  ООО «ТЭС» обратилось к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области с заявлением от 25.04.2014 № 04-01-08/15/1589 об установлении экономически обоснованных тарифов на передачу электрической энергии на 2015 год по Ярославской области.

Приказом от 29.12.2014 № 360-ээ/п Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Приказ от 29.12.2014 № 360-ээ/п) для ООО «ТЭС» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии как сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя.

Не согласившись с действиями Департамента, руководствуясь частью 2 статьи 11 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 № 669. для урегулирования в досудебном порядке спора связанного с неправомерным установлением Департаментом тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО «ТЭС» обратилось в Федеральную службу по тарифам. Приказом от 24.04.2015 № 822-д Федеральной службой по тарифам в удовлетворении заявления ООО «ТЭС» (далее -Приказ от 24.04.2015 № 822-д) было отказано.

Принятие оспариваемых ненормативных актов обосновано тем, что Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на момент установления тарифов обладал предоставленной ООО «ТЭС» информацией, свидетельствующей о том, что только одно юридическое лицо - ООО «Транснефть-Балтика» имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ООО «ТЭС», на электроустановки которого за 2013 год отпуск электрической энергии из сетей ООО «ТЭС» составил 265 806,804 тыс. киловатт-час или 100% всего отпуска электрической энергии из сетей ООО «ТЭС», то есть более 80 % суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей сетевой организации. Из чего Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области и ФСТ России сделаны выводы, что ООО «ТЭС» является сетевой организацией, обслуживающей преимущественно одного потребителя, а ООО «Транснефть-Балтика» является «монопотребителем".

Заявитель, считая не законными и необоснованными приказ от 29.12.2014 г. №360-ээ в части установления для ООО «ТЭС» тарифов (пункт 1, подпункты 1.1, 1.1.1, 1.1.2, 1.2) и приказ от  24.04.2015 г. №822-д, обртился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд рассмотрев все доводы заявителя, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ООО «ТЭС» на 2015 год установлены тарифы на услуги по передаче электрической    энергии    для    сетевых    организаций,    обслуживающих преимущественно одного потребителя (ООО «Транснефть-Балтика») приказом департамента № 360-ээ/п от 20.12.2014 года.

В соответствии с критериями, указанными в Приложении № 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178 (далее - Основы ценообразования), и на основании имеющейся в департаменте информации за 2013-2014 годы были рассмотрены объекты электросетевого хозяйства и потребители, присоединённые к сетям территориальной сетевой организации (далее - ТСО) ООО «ТЭС», расположенные на территории Ярославской области.

На основании данной информации ООО «ТЭС» с 01.01.2015 отнесено к ТСО, обслуживающим преимущественно одного потребителя (ООО «Транснефть-Балтика») на территории Ярославской области

Полезный отпуск электрической энергии из сетей ООО «ТЭС» в 2013 году осуществлялся в сети потребителя ООО «Транснефть-Балтика» в размере 265,8 млн.кВт.ч, а также осуществлялся переток электроэнергии в сеть другой (смежной) сетевой организации, а именно филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (котлодержатель) в размере 126,8 млн.кВт.ч.

Для определения критерия по отнесению ООО «ТЭС» к ТСО, обслуживающим преимущественно одного потребителя, из полезного отпуска электрической энергии (мощности) был исключен переток (мощность) в смежную сетевую организацию - филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго», как не относящуюся к категории потребитель.

Вывод о том, что смежная сетевая организация - филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго», не относится к категории потребитель, основан на следующем:

К сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного
потребителя, в соответствии с Приложением № 3 к Основам ценообразования,
относятся ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии
преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну
группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном
основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими
в рамках
единого технологического процесса(монопотребитель), и (или)
гарантирующему        поставщику        (энергосбытовой          организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей.

Под единым технологическим процессом понимается совокупность взаимосвязанных технологических операций, обеспечивающих непрерывный производственный   процесс   основной   производственной   деятельности соответствующей организации и направленных на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, при отнесении ТСО к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, перетоки иным потребителям, т.е. в сети других сетевых организаций, не учитываются.

ООО «ТЭС» владеет сетевым оборудованием в соответствии с договором аренды № 994.11 от 01.09.2011 года с ООО «Транснефть-Балтика» (ранее - ООО «Балтнефтепровод»).

На основании договора ООО «ТЭС» обслуживает арендованные сети и оказывает услуги по передаче ООО «Транснефть-Балтика».

Кроме отпуска электрической энергии в сети ООО «Транснефть-Балтика» осуществляется отпуск в сети филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Поступление электрической энергии в сеть ООО «ТЭС» производится только из сетей филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Таким образом, происходит взаимное оказание услуг филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» и ООО «ТЭС». При этом для взаиморасчетов пары сетевых организаций, с целью определения объема услуги, применяется пункт 52 приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее - Методические указания № 20-э/2), в соответствии с которым базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

Для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «ТЭС» был принят, в соответствии с п. 52 Методических указаний № 20-э/2, сальдированный переток электрической энергии.

В рамках тарифного регулирования в 2014 году было проведено согласительное совещание с участием сетевых организаций, в том числе с участием филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» и ООО «ТЭС», на котором принято решение о согласовании балансовых показателей на 2015 год, при этом перетоки в филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» сальдировались в соответствии с п. 52 Методических указаний № 20-э/2.

Плановый полезный отпуск электрической энергии ООО «ТЭС» определен в размере 186,314 млн.кВт.ч, что соответствует 100% отпуска в сети ООО «Транснефть-Балтика».

 Таким образом, объемы полезного отпуска сетевых организаций не должны учитываться при определении критериев монопотребителя.

Иное толкование означало бы, что в случае, когда переток электрической энергии в сетевую организацию составляет 80% и более полезного отпуска, то тариф на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций,    обслуживающих    преимущественно    одного    потребителя, устанавливался бы для сетевой организации (монопотребителем являлась бы другая сетевая организация). Однако, действующим законодательством для расчетов между сетевыми организациями предусмотрен только один тариф: «индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче».

Также следует отметить, что при отнесении ООО «ТЭС» к ТСО, обслуживающим преимущественно одного потребителя, права ООО «ТЭС» не нарушены, так как оно получает денежные средства, в соответствии с установленными тарифами, от монопотребителя (ООО «Транснефть-Балтика»).

Министерство энергетики Российской Федерации, которым были определены критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, своим письмом от 17.04.2015 № 09-1294 (прилагается), указало, что при рассмотрении вопроса отнесения территориальной сетевой организации к сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, необходимо руководствоваться принятыми тарифно-балансовыми решениямив отношении такой сетевой организации.

Таким образом, в соответствии с принятыми тарифно-балансовыми решениями на 2015 год, единственным потребителем ООО «ТЭС» является ООО «Транснефть-Балтика».

Также следует отметить, что целью исключения из «котлового» тарифа расходов «моносетей», в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 511-р - является снижение стимулов монопотребителям для создания сетевых организаций с целью перекладывания затрат по поддержанию своейинфраструктуры на всехпотребителей региона.

С учетом вышеизложенного ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» (далее - ООО «ТЭС»), посчитав, что вышеизложенные выводы и данный приказ принят с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и превышением полномочий Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по государственному регулированию тарифов, а также нарушает права и законные интересы ООО «ТЭС» на установление экономически обоснованного тарифа на оказываемые в Ярославской области услуги по передаче электроэнергии, обратилось в ФСТ России с заявлением от 03.02.2015 №ТЭС-04-01-04/415 (вх.№4-33 эл.п. от 04.02.2015) о досудебном рассмотрении спора.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, ФСТ России был вынесен Приказ №822-д, которым отказано в удовлетворении требований ООО «ТЭС», указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Судом установлено, что обжалуемый приказ №822-д вынесен ФСТ России в соответствии с действующим законодательством, а требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, ООО «ТЭС» в Заявление указывает, что ошибочное определение фактических объемов отпуска электрической энергии ООО «ТЭС» и неправильное истолкование содержания критериев отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, установленных положением №3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Критерии), привели к принятию не основанного на нормах законодательства Российской Федерации Приказа № 822-д.

ООО «ТЭС» в подтверждении своих доводов в Заявление указывает, что полезный отпуск электрической энергии из сети ООО «ТЭС» в 2013 году составил 392 612,777 тыс. кВтч, в том числе 265 806,804 тыс. кВтч составило потребление ООО «Транснефть - Балтика» (ранее ООО «Балтнефтепровод») (67,70% от общего полезного отпуска электрической энергии) и 126 805,973 тыс. кВтч. потребителям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (32,30%).

Полезный отпуск электрической энергии из сети ООО «ТЭС» в 2014 году составил 298 522, 545 тыс. кВтч, в том числе 194 701, 399 тыс. кВтч составило потребление ООО «Транснефть - Балтика» (65,22% от общего полезного отпуска электрической энергии) и 103 821,146 тыс. кВтч. потребителям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» (34,78%).

Суммарная максимальная мощность в размере 52,5 МВт определена для потребителей, подключенных к электрическим сетям ПС «Палкино», ПС «Правдино»,

ПС «Нефтяная», то есть не только для ООО «Транснефть - Балтика», но и для потребителей филиала ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго», что видно из приведенного выше распределения электрической энергии. Кроме того, обращаем Ваше внимание, что максимальная мощность ПС 110/10 кВ «Палкино» составляет 22,3 МВт, а силовые трансформаторы, через которыеосуществляется передача электрической энергии, принадлежат на праве собственности филиалу ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Таким образом, из 52,5 МВт общей максимальной мощности 42,48% приходится на энергопринимающее оборудование филиала ОАО «МРСК Центра» -«Ярэнерго».

В этой связи ООО «ТЭС» считает отнесение общества к сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, а также установление в связи с этим тарифа незаконным.

В соответствии с Критериями, к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (далее - монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из следующих критериев:

-доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании монопотребителю и технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации, составляет не менее 80 процентов суммарной максимальной мощности всех энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации;

-суммарный объем электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации в отношении монопотребителя без учета перетока иным потребителям, за последний календарный год, за который имеются отчетные данные,составляет не менее 80 процентов суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации за указанный период.

В соответствии с пунктом 1 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186, к потребителям услуг сетевых организаций не относятся сетевые организации, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики.

Согласно пункту 4 Основных положений функционирования розничныхрынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правтельства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.

В связи с этим Департамент энергетики и тарифов Ярославской области при расчете доли отпуска электрической энергии и максимальной мощности «монопотребителя» не учитывал объемы перетока электрической энергии в сеть смежной сетевой организациифилиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго», а также максимальную мощность сторонних потребителей (за исключением «монопотребителя»).

Кроме того, Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области отнес ООО «Транснефть-Балтика» к «монопотребителю» на основании данных о потреблении электрической энергии организации за 2013 год (то есть за последний календарный год, за который имеются отчетные данные), что соответствует вышеуказанным Критериям.

Согласно представленной ООО «ТЭС» информации, которой обладал Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на момент установления оспариваемых тарифов, к электрическим сетям ООО «ТЭС» присоединен только один потребитель - ООО «Транснефть-Балтика». Полезный отпуск электрической энергии из сети ООО «ТЭС» за 2013 годООО «Транснефть-Балтика» (ранее ООО «Балтнефтепровод») составил 265806,804 тыс. кВт. ч или 100% всего полезного отпускаэлектрической энергии потребителям, присоединенным к сетям ООО «ТЭС», то есть более 80%суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации за указанный период.

Следовательно, ООО «ТЭС» соответствует Критериям, и, соответственно, относится к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.

На основании вышеизложенного Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области правомерно определил, что ООО «ТЭС» является сетевой организацией, обслуживающей преимущественно одного потребителя, и приказ Департамента энергетики и тарифов Ярославской области от 29.12.2014 №360-ээ/п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя, на 2015 - 2019 годы» в части установления для ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» тарифов принят в полном соответствии с законодательством.

В связи с этим, Приказ №822-д, также принят в полном соответствии с действующим законодательством, а доводы, изложенные в заявлении ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис», не обоснованы, и не соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

В соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст.ст.4, 49, 65, 67, 68, 71, 75, 81, 123, 156, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» об оспаривании приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2014г. № 360-77 в части установления для ООО «ТранснефтьЭлектроСервис» тарифов и приказа от 24.04.2015г. № 822-д Федеральной службы по тарифам – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А.Дранко