РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Москва
31 января 2017 года Дело № А40-196030/16-120-1219
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2017 года
Полный текст решения изготовлен 31 января 2017 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Блинниковой И.А.
протокол ведет – секретарь судебного заседания Ларионова Н. Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлениюЧОУВО «Ростовский международный институт экономики и управления»
к Рособрнадзор
о признании недействительным приказ № 1049 от 27.06.2016 г.
с участием:
от заявителя: ФИО1 дов. № 7 от 16.12.2016 г., ФИО2 - Ректор ЧОУВО «Ростовский международный институт экономики и управления» (Приказ № 18-к от 11.04.2012 г.)
от ответчика: ФИО3 дов. № 01-245/11-01 от 23.12.2016 г., ФИО4 дов. № 01-11/07-01 от 10.01.2017 г., ФИО5 дов. № 01-239/11-01 от 20.12.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
Частное образовательное учреждение Высшего образования «Ростовский международный институт экономики и управления» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1049 от 27.06.2016 г. "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности".
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, полагая, что оснований для лишения государственной аккредитации не имелось.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Выслушав представителей явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.01.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных "С применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2016г. издан оспариваемый Приказ № 1049 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Частному образовательному учреждению Высшего образования «Ростовский международный институт экономики и управления» (свидетельство о государственной аккредитации от 25.06.2012, регистрационный № 0068, серия 90А01 № 0000069).
В качестве основания для вынесения оспариваемого Приказа в соответствии с его текстом является Акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 28.10.2015 г. № 03-55-530.
В связи с указанными обстоятельствами Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании указанного Приказа незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд исходит из следующего.
Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение о службе).
Согласно пункту 5.2 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам принятие мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).
В соответствии с частью 1 статьи 93 Закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 93 Закона об образовании установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Законом об образовании.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании, в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев.
До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.
В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (часть 9 статьи 93 Закона об образовании).
Пунктом 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее -Федеральный закон № 99-ФЗ) установлено, что внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Установлено, что Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский международный институт экономики и управления» с 14.05.2015 было переименовано в частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский международный институт экономики и управления» (далее - Институт).
Институт имеет свидетельство о государственной аккредитации от 25.06.2012, регистрационный № 0068, серия 90А01 № 0000069 (далее - свидетельство о государственной аккредитации), выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Ростовский международный институт экономики и управления».
Согласно приложению № 1 к свидетельству о государственной аккредитации от 25.06.2012, регистрационный № 0068, серия 90А01 № 0000512 у Института были аккредитованы отдельные уровни образования, укрупненные групп профессий, специальностей и направлений подготовки высшего образования: 08000 Экономика и управление (уровень бакалавриата) и 080000 Экономика и управление (уровень специалитета).
В рамках указанных полномочий и согласно приказу Рособрнадзора от 17.03.2015 № 297 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский международный институт экономики и управления» (далее - приказ от 17.03.2015 № 297) в период с 18 по 20 марта 2015 была проведена проверка Института.
Внеплановая выездная проверка в отношении Института проводилась по основаниям, указанным в пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), пункте 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) (абзац 1 приказа от 17.03.2015 № 297).
Одним из предметом проверки являлась оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (пункт 6 приказа от 17.03.2015 № 297).
В соответствии с пунктом 5.2 приказа от 17.03.2015 № 297 федеральный государственный контроль качества образования осуществлялся по образовательным программам высшего образования: 080102 Мировая экономика (уровень специалитета), 080507 Менеджмент организации (уровень специалитета), 080801 Прикладная информатика (по отраслям) (уровень специалитета).
Согласно письму Минобрнауки России от 24.06.2014 № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки» высшего образования по специальности с присвоением квалификации по коду: 080102 Мировая экономика, 080507 Менеджмент организации, относятся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки (УГСН) 080000 Экономика и управление, в которую входят образовательные программы высшего образования - бакалавриат и специалитет.
По результатам проверки, проведенной в соответствии с приказом от 17.03.2015 № 297, был составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 20.03.2015 № 85/Л/З/К (далее - Акт проверки), в котором указаны выявленные несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
На основании Акта проверки и в соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании приказом Рособрнадзора от 08.04.2015 №459 Институту было приостановлено действие государственной аккредитации в отношении отдельного уровня образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки высшего образования 080000 Экономика и управление (уровень специалитета) и установлен срок на устранение несоответствий, указанных в Акте проверки в части содержания и качества обучающихся, - 6 месяцев.
Ректор Института в установленный срок письмами от 04.06.2015 (вх. от 08.06. 2015 № 03-55-263) и от 29.09.2015 № 1/149 (вх. от 01.10.2016 № 03-55-530) уведомил Рособрнадзор об устранении несоответствий, указанных в Акте проверки в части содержания и качества обучающихся, и направил в Рособрнадзор пакет документов.
Часть 9 статьи 93 Закон об образовании регламентирует порядок предоставления уведомления с приложением подтверждающих документов и процедуру проверки самих документов. Императивность нормы указывает, что до истечения срока устранения выявленного несоответствия Рособрнадзор должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.
В течение тридцати дней после получения уведомления Рособрнадзор проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия.
В соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании Рособрнадзором была проведена проверка содержащейся в уведомлении информации об устранении Институтом выявленных несоответствий, и по результатам которой были составлены Акты проверок документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 25.06.2015 № 85/АК и от 28.10.2015 № 03-55-530.
Согласно актам проверок документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № 85/АК от 25.05.2015 и № 03-55-530 от 28.10.2015 (далее - Акт проверки № 85/АК и Акт проверки № 03-55-530) Институт не устранил выявленные несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по образовательным программам высшего образования: 080102 Мировая экономика (уровень специалитета), 080507 Менеджмент организации (уровень специалитета), относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки (УГСН) 080000 Экономика и управление.
Факт неустранения институтом несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования установлен актом проверки документов и сведений от 28.10.2015 № 03-55-530.
В соответствии с частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проверка информации, содержащейся в уведомлении образовательной организации об устранении выявленных несоответствий, проводится без привлечения экспертов, экспертных организаций.
В результате анализа представленной институтом информации в уведомлении об устранении выявленных несоответствий (вх. от 01.10.2015 № 03-55-530) установлен факт неустранения следующих несоответствий:
1) В нарушение требований подпункта 3.1 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507.65 . -Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образованияРоссийской Федерации ФИО6 номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102.65 Мировая экономика, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации ФИО6 номер государственной регистрации 182 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), - в учебных планах отсутствует информация о квалификации, присваиваемой после окончания обучения. Институтом представлены следующие документы:
копия учебного плана по специальности 080507 «Менеджмент организации» квалификация Менеджер, утв. от 17.04.2015 ФИО7 Лисс;
копия учебного плана по специальности 080102 «Мировая экономика» квалификация Экономист, утв. от 17.04.2015 ФИО7 Лисс;
выписка из протокола заседания Ученого совета института от 28.08.2015 № 1.
Институтом не предоставлена утвержденная образовательная программа по специальности 080507 Менеджмент организации, т.к. переутвержден только один из ее компонентов (учебный план), входящий в состав образовательной программы.
Институтом не предоставлена утвержденная образовательная программа по специальности 080102 Мировая экономика, т.к. только один из ее компонентов (учебный план), входящий в состав образовательной программы.
Таким образом, указанное несоответствие не устранено.
2) В нарушение требований подпункта 3.1 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507.65 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации ФИО6 номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102.65 Мировая экономика, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации ФИО6 номер государственной регистрации 182 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст):
в учебных планах по специальности 061100 Менеджмент организации
количество часов в программах по следующим дисциплинам: «Трудовое право»,
«Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управление
качеством»,«Документированиеуправленческойдеятельности», «Антикоррупционная политика государства и российский бизнес», «Антикризисное управление», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Финансы и кредит», «Организационное поведение», «Инновационный менеджмент», «Страхование», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Сделки с земельными участками», «Подходы и методы оценки имущества», выделенных на освоение учебных дисциплин, и количество часов в Учебном плане Специальности 080507.65
«Менеджмент организации» (2008-2014) превышают требование, изложенное в п. 6.1.2 указанных стандартов;
по специальности 080507.65 Менеджмент организации количество часов в программах по следующим дисциплинам: «Трудовое право», «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управление качеством», «Документирование управленческой деятельности», «Антикоррупционная политика государства и российский бизнес», «Антикризисное управление», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Финансы и кредит», «Организационное поведение», «Инновационный менеджмент», «Страхование», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Сделки с земельными участками», «Подходы и методы оценки имущества», выделенных на освоение учебный дисциплин, иколичество часов в Учебном плане Специальности;" 080507.65 «Менеджмент организации» (2008- 2014) превышают требование, изложенное в п. 6.1.2. указанного стандарта;
по специальности 080102.65 Мировая экономика рабочих программах дисциплин: «Таможенное дело», «Психологический тренинг коммуникативной компетенции», «Организация и управление международным бизнесом», «Организация и управление международным бизнесом», «Документирование управленческой деятельности». «Бухгалтерский учет», «Цены и ценообразование». «Экономическая теория», «Рынок ценных бумаг», «Планирование на предприятии», «Страхование», «Мировая экономика», «Финансы» установлено расхождение между часами в тематических планах и часами, отведенными на освоение учебного материала в учебном плане специальности 080102.65 Мировая экономика.
Институтом представлены следующие документы:
копия учебного плана по специальности 080507 «Менеджмент организации» квалификация Менеджер, утв. от 17.04.2015 ректором ФИО2;
копии утвержденных от 01.06.2015 ректором Э.М. Лисс, рабочих программ по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» по дисциплинам: «Трудовое право», «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управление качеством», «Документирование управленческой деятельности», «Антикоррупционная политика государства и российский бизнес», «Антикризисное управление», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Финансы и кредит», «Организационное поведение», «Инновационный менеджмент», «Страхование», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Сделки с земельными участками», «Подходы и методы оценки имущества»;
копия учебного плана по специальности 080102 «Мировая экономика» квалификация Экономист, утв. от 17.04.2015 ректором ФИО2;
копии утвержденных от 01.06.2015 ФИО7 Лисс рабочих программ по специальности 080102.65 «Мировая экономика» по дисциплинам: «Таможенное дело», «Психологический тренинг коммуникативной компетенции», «Организация и управление международным бизнесом», «Организация и управление международным бизнесом», «Документирование управленческой деятельности», «Бухгалтерский учет», «Цены и ценообразование», «Экономическая теория», «Рынок ценных бумаг», «Планирование на предприятии», «Страхование», «Мировая экономика», «Финансы».
Институтом не предоставлена утвержденная образовательная программа по специальности 080507 Менеджмент организации, т.к. переутверждены только компоненты входящие в состав образовательной программы.
Не предоставлена утвержденная образовательная программа по специальности 080102 Мировая экономика, т.к. переутверждены только компоненты, входящие в состав образовательной программы.
Таким образом, указанное несоответствие не устранено.
3) В нарушение требований пункта 6.5 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507.65 Менеджмент организации, пункта 6.5 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102.65 Мировая экономика:
сроки освоения учебной практики, экономической практики и практики менеджмента, преддипломной практики изменены;
в ходе проверки быте выявлено расхождение. учебных программ практик с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 Менеджмент организации;
программа учебной практики по указанной специальности не была представлена, количество недель, выделенных на прохождение экономической практики и практики менеджмента 4 недели, а в стандарте 6 недель. На преддипломную практику по требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Менеджмент организации необходимо было выделить 8 недель, в программе на проведение практики выделено 60 дней (10 недель).
Институтом представлены следующие документы:
копия учебного плана по специальности 080102 «Мировая экономика» квалификация Экономист, утв. от 17.04.2015 ректором ФИО2;
копия программы производственной практики по специальности 080102 «Мировая экономика», утв. от 01.06.2015 ректором Э.М. Лисс;
копия программы преддипломной практики по специальности 080102 «Мировая экономика», утв. от 01.06.2015 ректором Э.М.Лисс;
копия учебного плана по специальности 080507 «Менеджмент организации» квалификация Менеджер, утв. от 17.04.2015 ректором ФИО2;
копия программы учебно-ознакомительной практики по специальности «Менеджмент организации», утв. от 17.04.2015 ректором ФИО2;
копия программы экономической и практики менеджмента по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», утв. от 17.04.2015 Ректором ФИО2;
копия программы преддипломной практики по специальности «Менеджмент организации», утв. от 17.04.2015 ректором Лисе Э.М.;
Предоставленная программа учебно-ознакомительной практики по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» не включает фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Таким образом, указанное несоответствие не устранено.
4. В нарушение требований пункта 7.1 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102.65 Мировая экономика:
в рабочей программе «Менеджмент» не представлены дидактические единицы:
опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России,
специфика менеджмента в России, контроллинг;,
в рабочей программе «Маркетинг» не представлены следующие дидактические единицы: маркетинг в системе контроллинга, маркентиговые коммуникации, специфика маркентиговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.
Институтом представлены следующие документы:
копии утвержденных от 01.06.2015 ректорам Э.М. Лисс рабочих программ специальности 080102 «Мировая экономика» по дисциплинам: «Маркетинг», «Менеджмент»;
копии утвержденных от 01.06.2015 ректорам Э.М. Лисс рабочих программ шщтмшеат 080507.65 «Менеджмент, организации» по дисциплинам: «Маркетинг», «Опыт менеджмента»;
Не предоставлена утвержденная образовательная программа по специальности 080102 «Мировая экономика», т.к. переутверждены компоненты (рабочие программы) входящие в состав образовательной программы.
Институтом не предоставлена утвержденная образовательная программа по специальности 080507 Менеджмент организации, т.к. переутверждены только компоненты (рабочие программы) входящие в состав образовательной программы. Также институтом не представлены документы, документы/материалы, подтверждающие реализацию данных дидактических единиц в образовательном процессе по направлениям подготовки (специальностям) 080102.65 Мировая экономика, 080507.65 Менеджмент организации.
Таким образом, указанное несоответствие не устранено.
5. В нарушение требований пункта 7.2 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507.65 Менеджмент организации в рабочих программах «Бизнес-планирование», «Экономика и социология труда» не составлены фонды контрольных заданий для оценки качества подготовки специалистов.
Институтом представлены следующие документы:
копии утвержденных от 01.06.2015 ректорам Э.М. Лисс рабочих программ специальности 080507.65 «Менеджмент организации» по дисциплинам: «Бизнес-планирование», «Экономика и социология труда».
Не предоставлена утвержденная образовательная программа по специальности 080507 «Менеджмент организации», т.к. переутверждены только компоненты (рабочие программы) входящие в состав образовательной программы.
Таким образом, указанное несоответствие не устранено.
Рособрнадзором был сделан вывод о несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
В соответствии с частью 9 статьи 93 Закона об образовании в случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
В этой связи и в соответствии с полномочиями Рособрнадзора, установленными частью 9 статьи 93 Закона об образовании и подпунктом 6.6 пункта 6 Положения о службе, Рособрнадзором был издан приказ от 27.06.2016 № 1049 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Института.
Частью 4 статьи 93 Закона об образовании установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Законом об образовании.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаются статьей 93 Закона об образовании, что также подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.06.2016 № Д09и-2920.
При этом Законом об образовании не предусмотрена обязанность Рособрнадзора направить копию акта по результатам проверки документов и сведений юридического лица, в образовательную организацию, предоставившую указанные документы и сведения.
Кроме того, Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования», утвержденный приказом Минобрнауки от 06.07.2016 № 822 и разработанный с учетом изменений осуществления федерального государственного контроля качества образования, внесенных Федеральным законом от 31.12.2014 № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не предусматривает обязанность Рособрнадзора направить копию акта по результатам проверки документов и сведений юридического лица, в образовательную организацию, предоставившую указанные документы и сведения.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемый Приказ издан в рамках полномочий Рособрнадзора и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Таким образом, в соответствии со ст. 199 АПК РФ заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4 ч. 1 ст.65 АПК РФ.
Между тем, в поданном заявлении не приводятся доводы и доказательства о том, как именно оспариваемый приказ не соответствует закону или иному нормативному акту, нарушает права заявителя, незаконно возлагает на него какие-то обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной деятельности. Оспариваемый приказ не нарушает право Института заниматься предпринимательской деятельностью.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым Приказом его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемый заявителем Приказ принят в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие ФЗ «Об образовании», ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", заявление Частного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский международный институт экономики и управления» о признании недействительным приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1049 от 27.06.2016 г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А.Блинникова