НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 24.08.2015 № А40-88864/15

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                   Дело № А40-88864/2015

29 сентября 2015 года                                                                                               

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2015 года                                                                                                

Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2015 года                                                                                               

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего  судьи Жбанковой Ю.В., единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Н. Дудаковым

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

истец ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВИЗ-СТАЛЬ"

ответчик  ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

о взыскании 95 540 руб. 91 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности от 30.12.2014г. № 53юр

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 17.12.2014г. № НЮ-10/287

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВИЗ-СТАЛЬ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании 95 540 руб. 91 коп. задолженности по железнодорожной накладной, из них 89 050 руб. 91 коп. ущерб, 6 490 руб. стоимость экспертизы.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме, исполнил определение суда, представил письменные пояснения на отзыв ответчика, заявил ходатайство о взыскании судебных расходов.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме по мотивам ранее представленного отзыва, просил оставить исковое заявление без рассмотрения, против удовлетворения заявления истца о взыскании судебных расходов не возражал.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных представителей истца и ответчика, которые поддержали и изложили свою позицию по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30.04.2014 по железнодорожной накладной № ЭЛ 434768 ОАО «РЖД», в лице Свердловской железной дороги, приняло для перевозки от ООО «ВИЗ-Сталь» до станции Новороссийск-эксп. Северо-Кавказской железной дороги в адрес ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (грузополучатель) в вагоне № 53189585 груз - сталь листовая трансформаторная. Груз прибыл на станцию назначения 08.05.2014г.

При приемке груза экспедитором грузоотправителя (ООО «Фарко») было выявлено смещение и повреждение рулонов стали, о чем в соответствии со ст.119 Устава железнодорожного транспорта был составлен коммерческий акт № СКВ1401694/901 от 15.05.2014г.

Коммерческим актом зафиксированы следующие повреждения, причиненные рулону № 6400405: в верхней части рулона подогнуты листы 10-15 мм, имеется вмятины на боковой стороне рулона, груз смещен на поддоне 10-15 см.

При приемке груза на станции отправления Екатеринбург-Сортировочный груз был размещен грузоотправителем правильно в соответствии со схемами погрузки, утвержденными перевозчиком, о чем свидетельствует графа 1 железнодорожной накладной № ЭК 657362, содержащая надпись: «Груз размещен и закреплен согласно чертежу 21В.11.840- 18 акт 762.8842 от 15.07.2011 правильно».

Согласно п. 8.2. «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» (утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943) проверку соблюдения грузоотправителем условий размещения и крепления груза выполняет уполномоченное перевозчиком лицо. Груз был принят к перевозке со стороны железной дороги приемосдатчиком ФИО3 без замечаний.

На основании ст. 95 Устава железнодорожного транспорта перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю (получателю).

Статьей 96 Устава установлена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный при перевозке груза, размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз. Стоимость одной тонны стали марки 3409 составляет 670.00 евро (счет № 1214003690 от 25.04.2014г.), стоимость рулона № 6400405 весом 3,36т. (сертификат качества и количества №41641, товарная накладная № 81718576 от 01.05.2014г.) составляет 2 251,20 евро.

В целях определения размера, на которую понизилась стоимость груза, по поручению ООО «ВИЗ-Сталь» Экспедитором (ООО «Фарко») в отношении поврежденного рулона № 6400405 проведена экспертиза, от участия в которой представители железной дороги уклонились (уведомление о проведении экспертизы о проведении экспертных мероприятий 22.05.2014 в 14ч.30 мин. направлялось в адрес станции назначения 20.05.2014г.).

Согласно экспертному заключению № 180/2-14 размер материального ущерба, причиненного грузу составил 89 050 руб. 91 коп.

В соответствии с ст.42 Устава расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.

Экспертиза была назначена экспедитором ООО «Фарко» по поручению ООО «ВИЗ-Сталь» (письмо № 34-10-1/275).

Стоимость проведенной экспертизы в размере 6 490 руб. была возмещена ООО «ВИЗ-Сталь» Экспедитору, что подтверждается счет-фактурой № 762 от 28.05.2014г. и платежным поручением № 5045 от 24.06.2014 .

25.07.2014г года истец обратился к ответчику с претензией № 34-21/26, в которой требовал возместить ущерб в досудебном порядке.

11.09.2014 года истцу поступил ответ от ответчика № Юпр-14/3335 об отказе в удовлетворении претензии, мотивированное нарушением истцом претензионного порядка.

В частности, ответчик пишет о том, что отсутствует документ, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих грузов. Однако груз не был украден или уничтожен, грузу причинен ущерб, размер которого определен экспертным заключением № 180/2-14.

В адрес станции 20.05.2014г. направлялось уведомление о месте и времени проведения экспертизы, для участия в которой представители железной дороги не явились, следовательно, результаты экспертизы не могут быть признаны недействительными, а доводы о нарушении раздела 9 Правил составления актов несостоятельны.

В силу ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. 3 100137_2688451 Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости. Такой же принцип ответственности перевозчика закреплен в ст.95, 96 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Статьей 118 Устава предусмотрены основания, по которым перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого к перевозке груза.

Пунктом 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 №30 установлено, что при применении статьи 118 Устава следует исходить из того, что в предусмотренных в этой статье случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке, если докажет, что они произошли, как указано в статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Поскольку в рассматриваемом случае перевозчик не представил доказательств, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, ответственность за причиненные истцу убытки от повреждения груза должны возлагаться на перевозчика.

В п. 2 статьи 796 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.96 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлен принцип ограниченной ответственности перевозчика: грузоотправителю возмещается только реальный ущерб.

В силу ст.15 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Ответственность перевозчика ограничена – он не возмещает причиненную его действиями упущенную выгоду, однако реальный ущерб в размере суммы, на которую понизилась стоимость поврежденного по его вине груза, должен быть возмещен истцу полностью.

Довод отзыва о том, что истцом не представлено документов, подтверждающих факт причинённого ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость груза без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат (счет-фактура, справка-расчет, договор на поставку товара) несостоятелен в связи со следующим.

Спецификация № 85055 от 01.03.2014г. подтверждает факт наличия поставочных
отношений между истцом и покупателем поврежденного рулона -
NovexTrading (Swiss). В спецификации указана марка стали, ее цена, а также базис поставки - FOB Новороссийский морской торговый порт, то есть все условия договора поставки. В соответствии с базисом FOB НМТП Покупатель право собственности на товар переходит к покупателю с момента его помещения на борт судна в поименованном порту отгрузки. Таким образом, на момент выдачи груза от железной дороги право собственности на поврежденный рулон принадлежало истцу, стоимость стали составляет 670 евро за тонну. Счет № 1214003690 от 25.04.2014г. подтверждает стоимость рулона в неповрежденном состоянии; товарная накладная № 81718576 от 01.05.2014г. подтверждает стоимость рулона, а также его вес.

Таким образом, действительная стоимость груза в неповрежденном состоянии подтверждена.

Оформление при поставке товара иностранному контрагенту счет-фактуры не требуется, оформляется только счет на оплату, который был приложен к претензии (счет № 1214003690 от 25.04.2014г.).

Предоставление отдельной справки-расчета в соответствии со ст. 12 УЖТ РФ и п.7 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом не предусмотрено. Сумма, на которую понизилась стоимость груза определена на основании экспертного заключения.

Довод ответчика о том, что имеются разночтения в документах в отношении
массы груза, перевозимого в вагоне 53189585 не может быть принят судом во внимание, поскольку в железнодорожной накладной указан вес нетто груза 71 000 кг. с учетом веса груза с упаковкой и реквизитов крепления (в соответствии с п. 18 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС от 18.06.200 № 28
((Масса съемного оборудования, реквизитов крепления, а также материалов для утепления вагона, которые при выдаче груза на станции назначения снимаются с вагона и выдаются грузополучателю вместе с грузом, входит в массу груза и указывается в накладной...»)

В вагоне 53189585 находились 18 рулонов, указанных в сертификатах качества и количества №№ 41640, 41641, 41642, общим весом нетто 68 550 кг. (без учета веса упаковки, реквизитов крепления) и приняты портом по приемному акту 301196/14.

Счет № 1214003690 от 25.04.2014г. выставлен на рулоны, указанные в сертификатах № 41641, 41642, общим весом 64,2 тонны, без учета веса одного рулона, указанного в сертификате № 41640.

Таким образом, между указанными документами разночтения отсутствуют.

Истцом не были направлены сертификаты качества и количества № 41640 и №41642, поскольку они не имеют отношение к рулону № 6400405. Информация о рулоне № 6400405 содержится в сертификате качества и количества № 41641.

Требования о предоставлении иных сертификатов в данном случае необосновано.

Таким образом, истцом предоставлен достаточный пакет документов для удовлетворения претензии. Предоставление иных документов, не указанных в ст. 120 УЖТ, не предусмотрено действующим законодательством.

На основании ст. 120 УЖТ РФ к претензии должен быть приложен документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленных груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат.

Согласно пункта 14 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 42 «Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом», в соответствии со статьей 96 Устава при рассмотрении претензий за утрату или недостачу груза, сданного к перевозке без объявления ценности, возмещение ущерба определяется в размере стоимости утраченного или недостающего груза, в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичный товар, либо на основании экспертной оценки.

В статье 120 Устава речь идет о действительной стоимости груза, которая определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца.

Под неполученными доходами и неосуществимыми затратами понимаются доходы, которые лицо, должно было получить дополнительно или расходы, которые лицо должно будет произвести, но не произвело.

Довод ответчика о том, что груз был размещен с нарушением схемы погрузки, погрузка вагона осуществилась силами грузоотправителя без участия перевозчика, опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

При приемке груза на станции отправления Екатеринбург-Сортировочный груз был размещен грузоотправителем правильно в соответствии со схемами погрузки, утвержденными перевозчиком, о чем свидетельствует графа 1 железнодорожной накладной № ЭК 657362, содержащая надпись: «Груз размещен и закреплен согласно чертежу 21В.11.840- 18 акт 762.8842 от 15.07.2011 правильно».

Согласно п. 8.2. «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» (утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943) проверку соблюдения грузоотправителем условий размещения и крепления груза выполняет уполномоченное перевозчиком лицо.

Груз был принят к перевозке со стороны железной дороги приемосдатчиком ФИО3 без замечаний.

Данное обстоятельство подтверждает факт присутствия представителя перевозчика при размещении груза в вагоне и факт соблюдения схемы погрузки.

Ссылка ответчика на определение ВАС от 17.08.2007 по делу А60-24715/2005 не обоснована, поскольку в рамках указанного дела суд установил причину возникновения дефекта продукции - нарушение технических условий размещения и крепления груза в вагоне, а также транспортной упаковки груза, защищающей его от механического воздействия - на основании акта экспертизы.

Доказательств, подтверждающих вину истца в нарушении НТУ и схемы погрузки ответчиком не представлено.

На основании изложенного требование истца о взыскании с ответчика ущерба в размере 89 050 руб. 91 коп. и 6 490 руб. компенсации стоимости экспертизы обоснованно и подлежит удовлетворению.

Истец заявил о взыскании судебных расходов в размере 20 091 руб., в подтверждение заявления истцом представлены электронные билеты.

Суд, рассмотрев заявление истца о взыскании судебных расходов, считает его подлежащим удовлетворению в размере 20 091 руб.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 15, 307, 309, 310, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 121, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 23.09.2003) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВИЗ-СТАЛЬ" (адрес: 620219,ОБЛАСТЬ СВЕРДЛОВСКАЯ,,<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 19.02.1998) сумму задолженности в размере 95 540 (Девяносто пять тысяч пятьсот сорок) руб. 91 коп., из них 89 050 (Восемьдесят девять тысяч  пятьдесят) руб. 91 коп. ущерб, 6 490 (Шесть тысяч четыреста девяносто) руб. компенсация стоимости экспертизы, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 821 (Три тысячи восемьсот двадцать один) руб. 63 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 20 091 (Двадцать тысяч  девяносто один) руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.           

            Судья                                                                                              Ю.В.Жбанкова