НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 24.01.2012 № А40-103571/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

02 марта 2012 г.

Дело № А40-103571/11

137-236

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 02 марта 2012 года

Арбитражный суд в составе: Председательствующего Абызовой Е.Р. судьей единолично с ведением протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Башкирцевым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Болдырева Алексея Андреевича к ООО «Агентство социального маркетинга», ГУ Пенсионный фонд РФ о признании недействительной сделки и применении последствий ее недействительности, при участии представителей: от истца – Васина К.В. по дов. № 77 АА 3255081 от 07.09.2011г.; от ответчика ГУ Пенсионный фонд РФ – Данилова К.А. по дов. № АД-23-29/13075 от 14.11.2011г.; от ответчика ООО «Агентство социального маркетинга»: не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л:

Болдырев А.А. обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Агентство социального маркетинга», ГУ Пенсионный фонд РФ о признании недействительным контракта № 14-012-Д, заключенного 26.01.2009г. между ГУ Пенсионный фонд РФ и ООО «Агентство социального маркетинга» и применении последствий ее недействительности в виде обязания сторон возвратить друг другу все полученное по сделке, а именно: обязать Государственным учреждением Пенсионный Фонд Российской Федерации возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Агентство социального маркетинга» результаты работ, согласно акту сдачи-приемки выполненных работ № 1/14-012-Д от 16.03.2009г. (4 (четыре) CD диска и 1 (одна) кассета ВЕТАСАМ), а также передать исключительное право собственности на объекты интеллектуальной собственности сроком на 5 лет на указанные выше носители, содержащими в себе: три видеоролика продолжительностью в 30 секунд каждый, десять аудиороликов продолжительностью в 45 секунд каждый, оригиналы-макеты для печатной прессы (горизонтальный и вертикальный формат) в количестве шесть штук, оригиналы-макеты для наружной рекламы различных видов (билл-борды формата 3x6, сити-форматы 1,2x1,8, перетяжки, экраны на улицах, нестандартные форматы) в количестве шесть штук, оригиналы-макеты для размещения на метрополитене и в пригородных электропоездах городов с населением более 1 миллиона жителей, в количестве шесть штук, оригиналы-макеты баннеров для 2 размещения в сети Интернет в количестве шесть штук, оригиналы-макеты полиграфической и сувенирной продукции различных видов в количестве три штуки, разработанные текстовые и графические материалы, в том числе, мультипликации, инфографики, комиксов, способствующих разъяснению целевым аудиториям содержания Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений и других направлений деятельности ПФР. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Агентство социального маркетинга» возвратить Государственному учреждению Пенсионный Фонд Российской Федерации 5 850 000 руб. (С учетом ходатайства об уточнении исковых требований, удовлетворенного в судебном заседании 24.01.2012г. протокольным определением.)

Исковые требования мотивированны тем, что оспариваемая истцом сделка является крупной и что в нарушение ст. 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» сделка не было одобрена общим собранием участников.

Истец поддержал исковые требования.

1-ый ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора извещен, иск не оспорил, отзыв не представил.

2-ой ответчик по иску возражал по мотивам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что сделка была совершена 1-ым ответчиком в процессе обычной хозяйственной деятельности, на то, что он не знал, и не должен был знать о том, что заключение Контракта для 1-го ответчика может считаться крупной сделкой.

В соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие 1-го ответчика по имеющимся документам.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца и 2-го ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, истец – Болдырев А.А. является участником ООО «Агентство социального маркетинга», владеющим долей в размере 50% уставного капитала общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Агентство социального маркетинга» от 13.09.2011г.

Между ООО «Агентство социального маркетинга» (Исполнитель) и ГУ Пенсионный фонд РФ (Заказчик) 26.01.2009г. был заключен государственный контракт № 14-012-Д, в соответствии с условиями которого, заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по выполнению работ по разработке и созданию информационных материалов Пенсионного фонда РФ по разъяснению населению Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений в соответствии с Техническим заданием, Протоколом соглашения о контрактной цене и Календарным планом.

Согласно п. 2.1. Контракта, стоимость контракта составляет 5.850.000 руб.

Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что сделка является крупной, поскольку сумма Контракта превышает 25% стоимости имущества Общества, при этом, не был соблюден порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный ст. 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества - на основании цены предложения.

Решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупная сделка, совершенная с нарушением предусмотренных настоящей статьей требований к ней, может быть признана недействительной по иску общества или его участника. Таким образом, сделка, совершенная с нарушением порядка одобрения, установленным статьей 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», является оспоримой сделкой.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Статьей 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.

По данным бухгалтерского учета (декларации по страховым выплатам на ОПС при применении Обществом УСН) ООО «Агентство социального маркетинга» за 2008 г. размер полученных доходов Общества составил 11.987.279 руб. Таким образом, стоимость сделки (5.850.000 руб.) составляет более 25% стоимости имущества Общества.

Государственный контракт от имени ООО «Агенство социального маркетинга» подписан генеральным директором А.Г. Белозеровым.

Пунктом 12.2 Устава Общества принятие решения о совершении Обществом крупной сделки, размер которой определен ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», отнесено к компетенции общего собрания участников Общества.

Общего собрания по вопросу одобрения оспариваемой сделки Обществом не проводилось, доказательств обратного 1-ым ответчиком суду не представлено.

Доводы 2-го ответчика, изложенные в отзыве, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и подлежат отклонению, как несостоятельные.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недействительности контракта № 14-012-Д от 26.01.2009г.

Согласно ч. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с Актом сдачи-приемки выполненных работ от 16.03.2009г. № 1/14-012Д работы по Контракту выполнены приняты 2-ым ответчиком.

Оплата выполненных 1-ым ответчиком работ произведена ГУ Пенсионный фонд РФ платежными поручениями от 05.02.2009г. № 214 и от 30.03.2009г. № 728 на общую сумму 5.850.000 руб.

Таким образом, ГУ Пенсионный фонд РФ надлежит вернуть ООО «Агенство социального маркетинга» переданные по акту сдачи-приемки выполненных работ № 1/14-012-Д от 16.03.2009г. (4 (четыре) CD диска и 1 (одна) кассета ВЕТАСАМ), а также передать исключительное право собственности на объекты интеллектуальной собственности сроком на 5 лет на указанные выше носители.

В свою очередь ООО «Агенство социального маркетинга» надлежит вернуть ГУ Пенсионный фонд РФ денежную сумму в счет оплаты работ в размере 5.850.000 руб.

Госпошлина по иску относится солидарно на ответчиков в связи с удовлетворением исковых требований, в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 4, 65, 68, 71, 102, 110, 123, 167-171, 176, 180, 181, 319 АПК РФ, ст. 46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным контракт № 14-012-Д, заключенный 26.01.2009г. между Государственным учреждением Пенсионный Фонд Российской Федерации (ОГРН 1027700220624 юридический адрес: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4 ГСП-1) и Обществом с ограниченной ответственностью «Агентство социального маркетинга» (ОГРН 1077759028544 юридический адрес: 119049 г. Москва, переулок Добрынинский 1-й, д. 15/7) и применить последствия ее недействительности, а именно: обязать Государственным учреждением Пенсионный Фонд Российской Федерации (ОГРН 1027700220624 юридический адрес: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4 ГСП-1) возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Агентство социального маркетинга» (ОГРН 1077759028544 юридический адрес: 119049 г. Москва, переулок Добрынинский 1-й, д. 15/7) результаты работ, согласно акту сдачи-приемки выполненных работ № 1/14-012-Д от 16.03.2009г. (4 (четыре) CD диска и 1 (одна) кассета ВЕТАСАМ), а также передать исключительное право собственности на объекты интеллектуальной собственности сроком на 5 лет на указанные выше носители, содержащими в себе: три видеоролика продолжительностью в 30 секунд каждый, десять аудиороликов продолжительностью в 45 секунд каждый, оригиналы-макеты для печатной прессы (горизонтальный и вертикальный формат) в количестве шесть штук, оригиналы-макеты для наружной рекламы различных видов (билл-борды формата 3x6, сити-форматы 1,2x1,8, перетяжки, экраны на улицах, нестандартные форматы) в количестве шесть штук, оригиналы-макеты для размещения на метрополитене и в пригородных электропоездах городов с населением более 1 миллиона жителей, в количестве шесть штук, оригиналы-макеты баннеров для 2 размещения в сети Интернет в количестве шесть штук, оригиналы-макеты полиграфической и сувенирной продукции различных видов в количестве три штуки, разработанные текстовые и графические материалы, в том числе, мультипликации, инфографики, комиксов, способствующих разъяснению целевым аудиториям содержания Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений и других направлений деятельности ПФР.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Агентство социального маркетинга» (ОГРН 1077759028544 юридический адрес: 119049 г. Москва, переулок Добрынинский 1-й, д. 15/7) возвратить Государственному учреждению Пенсионный Фонд Российской Федерации (ОГРН 1027700220624 юридический адрес: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4 ГСП-1) 5 850 000 (пять миллионов восемьсот пятьдесят тысяч) руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агентство социального маркетинга» (ОГРН 1077759028544 юридический адрес: 119049 г. Москва, переулок Добрынинский 1-й, д. 15/7) в пользу Болдырева Алексея Андреевича (15.12.1979 года рождения, место рождения - г. Москва) расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб.

Взыскать с Государственного учреждения Пенсионный Фонд Российской Федерации (ОГРН 1027700220624 юридический адрес: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4 ГСП-1) в пользу Болдырева Алексея Андреевича (15.12.1979 года рождения, место рождения - г. Москва) расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.Р. Абызова