НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 23.10.2015 № А40-126381/15

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Москва

30 октября 2015 г. Дело № А40-126381/15

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2015 года

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Каменской О.В. (шифр судьи 21-1028),

При ведении протокола судебного заседания секретарем Гузиевой Е.В.

Рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Тейковская текстильная компания»

к заинтересованному лицу МИФНС России № 46 по г. Москве, УФНС России по Ивановской области,

третьи лица – МИФНС России № 2 по Ивановской области, МИФНС России № 8 по г. Москве

о признании недействительным решения № 06-13-1/037042@ от 22.04.2015

В судебное заседание явились:

от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 01.07.2015г.)

от ответчика – МИФНС России № 46 по г. Москве – ФИО2 (по дов. от 23.06.2015г.), УФНС России по Ивановской области - ФИО3 (по дов. от 03.09.2015г.), ФИО4 (по дов. от 03.09.2015г.)

3-и лица - МИФНС России № 2 по Ивановской области – неявка (изв.), МИФНС России № 8 по г. Москве – ФИО5 (по дов. от 08.09.2015г.), ФИО6 (по дов. от 12.01.2015г.)

суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тейковская текстильная компания» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС России № 46 по г. Москве, УФНС России по Ивановской области, третьи лица – МИФНС России № 2 по Ивановской области, МИФНС России № 8 по г. Москве о признании недействительным решения № 06-13-1/037042@ от 22.04.2015.

Ответчик в отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.04.2015 года УФНС России по Ивановской области было вынесено Решение № 06-13-1/03704@ в соответствии с которым было отменено Решение о государственной регистрации изменений в сведения об адресе места нахождения ООО «Тейковская текстильная компания» ОГРН:<***>, ИНН: <***> (далее ООО «ТТК») принятое Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области 30.12.2014 года, записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанной с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления ГРН 2143704040214.

13.05.2015 года МИФНС № 46 были совершены действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений (ГРН 8157746545179) о признании внесенной в отношении юридического лица записи недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа.

Заявителем 20.05.2015 года была подана жалоба в ФНС России о признании незаконным и об отмене обжалуемого Решения от 22.04.2015 года № 06-13-1/03704@.

В соответствии с ответом ФНС России от 26.06.2015 года № СА-4-14/11226@, Заявителю было отказано в удовлетворении жалобы.

Заявитель считает, что действие МИФНС № 46 по внесению записи о признании внесенной в отношении юридического лица записи недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа (ГРН 8157746545179) является незаконным и подлежит отмене, а также Решение УФНС России по Ивановской области от 22.04.2015 года № 06-13-1/03704@, является незаконным и необоснованным и подлежит отмене.

Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч.ч. 4, 5 ст. 200АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В силу п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.

В отношении решения о государственной регистрации № 127070Б от 13.05.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 8157746545179 от 13.05.2015, суд полагает, что основания для признания его недействительным отсутствуют в силу следующего.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 25.1 Закона № 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

В соответствие с п. 3 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

По результатам рассмотрения жалобы ИФНС России № 8 по г. Москве на решение о государственной регистрации изменения места нахождения ООО «ТТК», принятое МИФНС России № 2 по Ивановской области, УФНС России по Ивановской области было принято решение об отмене решения о государственной регистрации изменения места нахождения ООО «ТТК», принятое МИФНС России № 2 по Ивановской области 30.12.2014.

УФНС России по г. Москве было поручено Инспекции исполнить решение УФНС России по Ивановской области от 23.04.2015 № 06-13/1/03704@.

Согласно п. 5 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ в случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Во исполнение решения УФНС России по Ивановской области от 23.04.2015 № 06-13/1/03704@ об отмене решения регистрирующего органа Инспекцией было принято решение о государственной регистрации № 127070Б от 13.05.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 8157746545179 от 13.05.2015.

При изложенных обстоятельствах решение Инспекции № 127070Б от 13.05.2015, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 8157746545179 от 13.05.2015, в полной мере соответствует закону.

В отношении пропуска срока подачи ИФНС России №8 по г. Москве жалобы на решение МИФНС России №2 по Ивановской области.

В соответствии с положениями главы VIII. 1 пункта 1 статьи 25.1 и пункта 2 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее- Закон № 129-ФЗ, Федеральный закон) заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, при этом вышестоящий регистрирующий орган без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.3 Закона №129-ФЗ жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом № 129-ФЗ.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ), течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

На основании пункта 3 статьи 192 ГК РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

В соответствии со статьей 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Пунктом 1 статьи 25.3 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что жалоба на решение регистрирующего органа может быть подана через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, при этом регистрирующий орган, решение которого обжалуется, обязан направить жалобу вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение, в вышестоящий регистрирующий орган, в течении трех дней со дня получения жалобы либо запроса, предусмотренного для подачи жалобы непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Соответственно, началом истечения срока на обжалование является 31.12.2014 г., следующий день после принятия Межрайонной ИФНС России №2 по Ивановской области (далее- МИФНС России №2) решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТТК», связанных с изменением адреса места нахождения юридического лица, а окончанием срока на обжалование является дата 31.03.2015 г.

Жалоба ИФНС России №8 по г. Москве на решение регистрирующего органа направлена 30.03.2015 г., то есть до истечения срока для подачи жалобы и поступила в МИФНС России №2 по Ивановской области 31.03.2015 г., а 01.04.2015 г. по каналам электронного документооборота была направлена на рассмотрение в Управление.

Следовательно, ИФНС России №8 по г. Москве были соблюден срок для обжалования решения регистрирующего органа.

В отношении решения МИФНС России №2 по Ивановской области от 30.12.2014 г. о государственной регистрации изменений в сведения об адресе места нахождения ООО «ТТК».

23.12.2014 г. в МИФНС России № 2 по Ивановской области представлен комплект документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Тейковская текстильная компания», связанных с изменением адреса места нахождения юридического лица (новый адрес: <...>) в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона №129- ФЗ.

Дополнительно в качестве документов, подтверждающих право использования данного адреса в качестве места нахождения юридического лица представлены: гарантийные письма ООО «ВАЛТАНСВЕТ» и копия свидетельства о государственной регистрации права на здание по адресу: <...>, принадлежащее на праве собственности ООО «ВАЛТАНСВЕТ».

МИФНС России № 2 по Ивановской области письмом в ИФНС России № 8 по г. Москве был направлен запрос для проведения контрольных мероприятий в части проверки достоверности заявленных сведений о новом адресе места нахождения ООО «ТТК».

Письмом №07-05/033061@ от 29.12.2014 г. ИФНС России № 8 по г. Москве были представлены материалы проверки достоверности представленных сведений об адресе, согласно которых в здании по заявленному адресу ООО «ТТК» отсутствует.

ИФНС России № 8 по г. Москве данный факт подтверждает Актом обследования от 24.12.2014 г. и фотографиями здания. Указанные документы ИФНС России № 8 по г. Москве считает достаточными доказательствами заведомо ложных сведений о заявленном адресе и требует отказать в государственной регистрации смены места нахождения Общества, по мнению Инспекции, представленные материалы являются достаточными, документально обоснованными фактами и обстоятельствами для привлечения заявителя юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 Постановления № 61, регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Представленные ИФНС России № 8 по г. Москве материалы свидетельствуют лишь о том, что на момент проведения осмотров представители организации отсутствуют. Акт осмотра не содержит никаких сведений о возможности размещения юридического лица по заявленному адресу, не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии связи со всеми или значительной частью юридических лиц, зарегистрированных по адресу: <...> дом ХА, строение 4, не представлено документально подтвержденных материалов опросов лиц, ведущих деятельность в близлежащих помещениях.

Таким образом, на момент принятия соответствующего решения- 30.12.2014 г., Межрайонная ИФНС России № 2 по Ивановской области не располагала достаточной информацией и материалами в качестве доказательств о недостоверности заявленных сведений об адресе ООО «ТТК», тем самым не имея оснований для отказа в государственной регистрации изменений по представленным документам, приняла решение о государственной регистрации изменений, связанных с изменением адреса места нахождения ООО «ТТК».

В отношении правомерности принятия Управлением решения от 22.04.2015 г. №06-13-1/03704@ об отмене решения о государственной регистрации изменений в сведения об адресе места нахождения ООО «ТТК» и записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ).

В силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице -адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Таким образом, заявитель с целью государственной регистрации юридического лица обязан представить достоверные и полные сведения относительно адреса создаваемой организации. Если в заявлении представлены неполные сведения относительно адреса, в частности, отсутствует указание на конкретные помещения, то это приравнивается к представлению недостоверных сведений об адресе создаваемой организации, что служит основанием для отказа в государственной регистрации создания юридического лица.

В соответствии с пунктом 2.3 приказа ФНС России от 25.01.2012 г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее-Требования) показатели «офис и т.п.», «номер офиса и т.п.» заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей.

Также следует отметить, что согласно п. 14.2.05.60 Приложения № 1 к Письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ в заявлении на регистрацию юридического лица должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).

Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), по которому будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.

В представленном ООО «ТТК» на государственную регистрацию заявлении, содержащим сведения о новом адресе (месте нахождении) указан не полный адрес, включающий в себя номер офиса (помещения), необходимый для однозначной идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа организации.

Таким образом, заявление содержало недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, не позволяющие однозначно идентифицировать место нахождения единоличного исполнительного органа и не соответствовало установленным требованиям, что является достаточным основанием для вынесения решения об отказе в государственной регистрации в связи с недостоверностью содержащихся в заявлении сведений о месте нахождения юридического лица.

В качестве подтверждения факта отсутствия на указание детальных элементов адреса места нахождения юридического лица может служить копия договора аренды от 15.12.2014 г. №15/В, заключенного между ООО «Валтансвет» и ООО «ТТК», о сдаче в аренду начиная с 15.12.2014 г. части нежилого помещения- комнаты №3, площадью 2,18 кв.м. по адресу: <...>.

Кроме того, к жалобе, поданной ИФНС России №8 по г. Москве в Управление представлены ответы на запросы территориальных бюро технической инвентаризации, из которых следует что, адрес: <...> дом '/г, строение 4- не является официальным. По сведениям, представленным Бауманским ТБТИ по указанному адресу расположено трехэтажное нежилое здание 595,2 кв.м, при этом, указанным для государственной регистрации адрес является альтернативным, в соответствии с распоряжением префекта ЦАО от 01.11.2006 г. №4845-р. Официальным адресом объекта является адрес: <...>.

В договоре аренды от 15.12.2014 г. №15/В, заключенном между ООО «Валтансвет» и ООО «ТТК», в пункте 3.2 раздела 1 «Предмет договора» содержится гарантия Арендодателя, что передаваемое помещение не находится под арестом, в залоге, в доверительном управлении, в аренде, не передано в качестве вклада в простое товарищество или в уставной капитал юридического лица. Однако, в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.03.2015 г. №77/021/008/2015-713 содержатся сведения о наличии ограничения права в виде аренды части здания по адресу: Москва, ул. ФИО7 Верхняя, дом 1Л, строение 4, площадью 314 кв.м, в том числе, помещений первого этажа с 2 по 5.

Сведений о конкретном помещении, предоставляемом в аренду по вышеуказанному договору аренды в заявлении, представленном в регистрирующий орган на государственную регистрацию 23.12.2014 г., не содержится.

Указанное обстоятельство, наряду с тем, что для целей государственной регистрации указан альтернативный адрес и наличие ограничения (обременения) на передаваемое по договору аренды помещение, свидетельствует о наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе места нахождения юридического лица, что влечет отказ в государственной регистрации.

В отношении вопроса об установлении в Решении №06-13-1/03704@ от 22.04.2015 г. обстоятельств, указывающих на заинтересованность ИФНС России №8 по г. Москве.

Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим свою деятельность по указанному в учредительных документах адресу.

Кроме того, согласно статье 4 Закона № 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.

Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.).

В соответствии со статьями 12, 14, 17 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.

Статьей 25 Закона № 129-ФЗ предусмотрено привлечение к ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.

Из вышеперечисленных норм следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона № 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, недостоверных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем, теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Данные нарушения не только дезорганизуют и дестабилизируют налоговый правопорядок, но и косвенно наносят материальный ущерб бюджетной системе государства, поскольку наличие недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица ЕГРЮЛ препятствует осуществлению полноценного налогового контроля налоговыми органами и не позволяет государству взимать причитающиеся ему налоги и сборы в полном объеме.

В связи с тем, что регистрирующим органом по адресу, указанном в заявлении о внесении изменений в учредительные документы, поданном ООО «ТТК» является именно ИФНС России №8 по г. Москве, утверждение, что данная инспекция не является заинтересованным органом, не обоснованно.

На основании запроса МИФНС России №2 по Ивановской области от 23.12.2014 г. о проведении проверки достоверности сведений об адресе (месте нахождения) Общества, ИФНС России №8 по г. Москве был составлен Акт обследования адреса с использованием фотофиксации обследуемого объекта.

Таким образом, жалоба была подана надлежащим лицом.

В отношении вопроса необоснованности доводов УФНС России по Ивановской области, указывающих на нарушение ООО «ТТК» требований Закона №129 -ФЗ.

Согласно пунктов 2 и 3 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) в редакции Федерального Закона от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее- Закон №134- ФЗ) данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Перечень случаев, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации, приведен в п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. Законом № 134-ФЗ указанный пункт дополнен подпунктами, предусматривающими новые основания для отказа в государственной регистрации. Данные изменения в соответствии с п.1 ст. 24 Закона № 134-ФЗ вступили в силу с 30 июня 2013 г.

Так, согласно пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ в редакции Закона N 134-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ.

Таким образом, с вступлением в силу изменений, внесенных Законом N 134-ФЗ в ст. 51 ГК РФ и Закон № 129-ФЗ, на регистрирующий орган (далее- ФНС России) возложена обязанность по проведению проверки достоверности данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, до государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Подтвержденная информация о недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества, содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах, является основанием для отказа в государственной регистрации вносимых в его учредительные документы изменений.

Кроме того, в целях организации работы налоговых органов в соответствии с приказом ФНС России от 13.06.2012 №ММВ-8-6/37дсп@ «Об организации работы налоговых органов при передаче документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в иной налоговый орган» ФНС России разработан регламент работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган.

Данным регламентом урегулирована процедура действий налоговых органов совершаемых при передаче документов в случае изменения места нахождения (места жительства) российской организацией (индивидуальным предпринимателем (главой крестьянского (фермерского) хозяйства или физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем), изменения места нахождения обособленного подразделения российской организации, изменения места учета российской организации в связи с выбором налогового органа для постановки ее на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, прекращения деятельности российской организации через обособленное подразделение, прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации в форме слияния, преобразования или присоединения, а также в случае прекращения российской организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.

В том числе, названным регламентом закреплены действия по направлению структурным подразделением налогового органа запроса в случае проведения в отношении представившей документы об изменении проверки места нахождения организации. Так, пунктом 4 предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, указывающих на недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) организации, налоговый орган, получивший запрос о проверке сведений об адресе (месте нахождения) организации, направляет в электронном виде в налоговый орган, направивший такой запрос, информацию о выявленных обстоятельствах с приложением документов, подтверждающих такую информацию.

В отношении вопроса об альтернативном адресе

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по осуществлению содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 г. №443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон №443- ФЗ).

Согласно пп.1 ст. 2 Закона №443- ФЗ адрес- это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры, элементы улично- дорожной сети, а так же цифровое и (или) буквенно- цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В соответствии с п.З ст. 5 вышеуказанного закона полномочия по присвоению адреса объекта адресации, изменению адреса объекта адресации, аннулированию их в соответствии с Правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1221 от 19.11.2014 г., присвоение, изменение, аннулирование адресов осуществляют органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации- городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга.

В силу ч.2 ст. 8 Закона №443- ФЗ, содержащиеся в федеральном адресном реестре сведения об адресах, обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе, при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 г. №384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно- правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использование содержащейся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.

Информация по адресу, заявленному ООО «ТТК»: 107140, <...>, отсутствует в государственном адресном реестре.

Кроме того, ИФНС России №8 по г. Москве представлены ответы на запросы территориальных бюро технической инвентаризации, из которых следует что, адрес, указанный для государственной регистрации является альтернативным, в соответствии с распоряжением префекта ЦАО от 01.11.2006 г. №4846-р. Официальным адресом объекта является: 107140, <...>.

Альтернативный адрес в заявлении Общества присвоен на основании распоряжения Мера Москвы от 15.11.1995 г. №602- РМ «О создании службы Адресного реестра объектов недвижимости г. Москвы при МосГорБТИ» в целях обеспечения правильности оформления имущественных и иных актов, связанных с объектами недвижимости на территории г. Москвы, исключения ошибок при заполнении адресной части юридических документов и обеспечения нормальной работы единой информационной системы «Жилье», а также других информационных систем, связанных с обслуживанием операций с недвижимостью. Следовательно, адрес, предназначенный для учета объектов недвижимости, не может являться юридическим адресом, так как не является официальным.

Суд считает несостоятельным довод Заявителя о подтверждении достоверности адреса Свидетельством о государственной регистрации права собственности ООО «ВАЛТАНСВЕТ».

Свидетельство о государственной регистрации права удостоверяет проведенную государственную регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимое имущество (ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Адрес объекта указан в свидетельстве так как он описан в сделке.

В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в выписке из ЕГРП отражаются только сведения в нем содержащиеся. Следовательно, данная выписка не является документом, подтверждающим актуальность сведений об адресе.

Кроме того, Заявитель не лишен права обратиться с соответствующим заявлением в компетентный орган для внесения изменений в ЕГРП и получения свидетельства о государственной регистрации права собственности, отражающего актуальный адрес объекта права.

В отношении вопроса о наличии ограничения (обременения) права в виде аренды части здания, в том числе и на помещение, передаваемое в аренду ООО «ТТК» и места нахождения юридического лица.

Из п. 3.2 представленного договора аренды следует, что арендодатель гарантирует, что помещение не находится под арестом, в залоге, в доверительном управлении, в аренде, не переданы в качестве вклада в простое товарищество или уставной капитал юридического лица, не обременены какими- либо иными правами третьих лиц.

При этом отдельным приложением к договору является план помещения, находящегося на первом этаже здания, общей площадью 2,18 кв. м.

Вместе с тем, согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица (ООО «Валтансвет») на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества зарегистрированы ограничения (обременения) права в виде аренды здания по адресу: 107140 <...>, на помещения (1) этаж, помещение 1- комнаты 1, 1А, с 2 по 5, с 7 по 11, этаж 2 помещение 1- комнаты с 1 по 7. Данная информация размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в разделе «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме online».

Таким образом, в представленном на государственную регистрацию заявлении указаны недостоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица.

Кроме того, в ходе осмотра, проведенного ИФНС России №8 по г. Москве, установлено отсутствие исполнительного органа юридического лица по заявленному адресу. Данный факт подтверждается актом обследования места нахождения юридического лица от 24.12.2014 г. Согласно п. 6.1 представленного договора аренды арендодатель обязан в течение трех календарных дней с даты подписания настоящего договора передать нежилое помещение начиная с 15.12.2015 г.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона 129-ФЗ - сообщение об изменении сведений представляется после (в законе дословно - "с момента") таких изменений, поэтому доводы о "предстоящем" нахождении изменяющего адрес юридического лица по этому адресу будут противоречить данной норме закона. Таким образом, исполнительный орган ООО «ТТК» должен был находится по новому адресу с момента указанного в договоре.

По смыслу Закона №129- ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер и обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Таким образом, на юридическое лицо возлагается обязанность по фиксированию совершенных действий, в данном случае по регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТТК» с указанием нового юридического адреса. Следовательно, довод Общества о том, что заявленный при государственной регистрации адрес не мог быть использован до момента регистрации изменений, не состоятелен.

В отношении вопроса об отсутствии в заявлении полного адреса о месте нахождения юридического лица.

Согласно пункту 14.2.05.60 письма Федеральной налоговой службы от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@ «О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при заполнении заявлений по формам, установленным приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)). Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.

Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).

Из вышеизложенного следует что, отсутствие указания в Едином государственном реестре юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается ООО «ТТК», затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе, доставку заявлений, уведомлений, требований и иных значимых сообщений от третьих лиц (в том числе, контролирующих органов), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функций контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.

Учитывая изложенное, содержание недостоверных сведений в представленном заявителем в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации ООО «ТТК» должно расцениваться как наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений является основанием для отказа в государственной регистрации.

Принимая во внимание, что указание вида помещения, в котором располагается юридическое лицо (офис и т.п.), и номер данного помещения предусмотрено формой заявления, утвержденного уполномоченным органом, и обязательной для использования лицами, обращающимися в регистрирующий орган, а также учитывая наличие обстоятельств, затрудняющих связь с данным юридическим лицом по предполагаемому адресу его регистрации, Управление считает решение принятое на основании жалобы, поданной ИФНС России №8 по г. Москве, обоснованным и правомерным.

В отношении вопроса о действиях, совершенных МИФНС России №46 по г.
 Москве.

В связи с тем, что Управление считает Решение №06-13-01/03704@ от 22.04.2015 т., принятое на основании жалобы, направленной ИФНС России №8 по г. Москве, законным, обоснованным и принятым в соответствии с положениями действующего законодательства, соответственно действия МИФНС России №46 от 13.05.2015 г., по внесению в ЕГРЮЛ сведений о признании внесенной в отношении юридического лица записи недействительной, также являются законными и обоснованными.

В связи с вышеизложенным требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ООО «Тейковская текстильная компания» о признании незаконным и отмене действий МИ ФНС РФ № 46 по городу Москве по внесению в ЕГРЮЛ сведений о признании внесенной в отношении юридического лица записи недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа ( ГРН 8157746545179 ), признании недействительным и отмене Решения № 06-13-1/03704@ от 22.04.2015г. , вынесенное УФНС России по Ивановской области , что проверено на соответствие ГК РФ, ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001г., отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.В. Каменская