НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 22.01.2019 № А40-241188/18-79-2537

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

21 февраля 2019 г.

Дело № А40-241188/18-79-2537

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бесполденовой М.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский социальный регистр»

к Государственному казенному учреждению города Москвы Центр занятости населения города Москвы, Департамент финансов города Москвы

третьи лица: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Управление Федерального казначейства по г. Москве,

об обязании возвратить из бюджета города Москвы излишне перечисленную в бюджет города Москвы сумму компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест в размере 1 211 454 руб. 00 коп.,

при участии:от истца: ФИО1 (паспорт, доверенность от 09.01.2019 г. № 67-08-1/19)?от ответчика: 1) ФИО2 (паспорт, доверенность от 28.09.2018 г. № 107) 2)ФИО3 (удостоверение, доверенность от 20.12.2018 г. № 05-09-46/18)

от третьих лиц: 1) ФИО4 (удостоверение, доверенность от 08.08.2018 г. № 01-22-5097/18) 2) ФИО5 (удостоверение, доверенность от 31.10.2018 г. № 43)

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский социальный регистр» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению города Москвы Центр занятости населения города Москвы, Департаменту финансов города Москвы (далее – ответчик) об обязании возвратить из бюджета города Москвы излишне перечисленную в бюджет города Москвы сумму компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест в размере 1 211 454 руб. 00 коп.

Представитель истца в судебном поддержал исковые требования в полном объеме по мотивам, изложенным в иске.

Ответчиками представлены отзывы.

Рассмотрев материалы дела, выслушав истца, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Государственным унитарным предприятием города Москвы «Московский социальный регистр» в период с апреля 2015 г. по июль 2016 г. в бюджет города Москвы ежемесячно производились перечисления компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест  в размере 1 211 454,00 руб. (Один миллион двести одиннадцать тысяч четыреста пятьдесят четыре рубля 00 копеек).

Компенсационные выплаты перечислены Истцом Государственному казенному учреждению города Москвы «Центр квотирования рабочих мест» в Управление Федерального казначейства по г. Москве. 01.11.2016 года ГКУ "Центр квотирования рабочих мест" ликвидировано путем присоединения к Государственному казенному учреждению города Москвы Центр занятости населения города Москвы.

Согласно п.1 ст. 48, п.п. 1,2 ст. 123.21, ст. 123,22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее   ГК РФ) государственное казённое учреждение является юридическим лицом. В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Факт перечисления компенсационных выплат в вышеуказанном размере подтверждается соответствующими платежными поручениями.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ о 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон о занятости) к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В соответствии со ст.ст. 20, 21 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее   Закон о защите инвалидов) органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются гарантии трудовой занятости инвалидам путем проведения специальных мероприятий, предусмотренных данным законом, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов: работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 в процентов к среднесписочной численности работников.

Условия квотирования рабочих мест в городе Москве установлены законом города Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее – Закон о квотировании).

Частью 2 ст. 2 Закона о квотировании установлено, что выполнение условий квотирования (далее – квота) является обязанностью работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций.

Согласно ч.1 ст. 2 Закона о квотировании в городе Москве осуществляется квотирование для следующих категорий граждан: инвалидов и молодежи.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о квотировании выполнением квоты является трудоустройство определённых Законом о квотировании категорий граждан (молодежи и инвалидов), либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационных выплат. Законом о квотировании установлен конкретный коэффициент компенсационной стоимости рабочего места - размер прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты.

Исполнение Закона о квотировании обеспечено мерами государственного принуждения: ст. 5 Закона о квотировании предусмотрена ответственность работодателей за невыполнение квоты.

Таким образом, выполнение квоты является обязанность работодателей, установленной законом.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о квотировании и п. 2.9 постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" информирование об установленной и выполненной квоте осуществляется работодателями ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, путем сведений о выполнении квоты по установленной форме.

В 2015-2016 годах Истец ежеквартально предоставлял в ГКУ «Центр квотирования» отчеты по форме №1 – квотирование, утвержденной приказами Департамента труда и занятости населения города Москвы от 29.08.2013 № 449, от 20.06.2015 №385 (далее – отчет о квотировании). Отчеты о квотировании Истца за 2,3,4 кварталы 2015 года и 1,2,3 кварталы 2016 года прилагаются.

Согласно указанной форме учет установленных и выполненных Истцом квот в отношении инвалидов молодёжи ведется раздельно. Отчеты о квотировании содержат следующую информацию:

            о размере установленной и выполненной Истцом квоты;

            о размере начисленных компенсационных выплат;

            о перечисленных Истцом в отчетном квартале компенсационных выплатах, в том о номере и дате платежного поручения.

Из Отчетов о квотировании следует, что компенсационные выплаты перечислялись Истцом в связи с невыполнением квоты в отношении инвалидов.

Внесение обязательной платы за невыполнение квоты в отношении инвалидов ранее была установлена следующими нормативными правовыми актами:

- статьей 21 Закона о защите инвалидов в редакции от 23.10.2003;

- частью 3 ст. 2 Закона о квотировании в редакции от 22.12.2004.

С 01.01.2005 г. п. 20 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ О внесении изменений №122-ФЗ) из ст. 21 Закона о защите инвалидов исключена норма, предписывавшая работодателям обязанность, в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема инвалидов на работу, ежемесячно вносить в региональные бюджеты обязательную плату за каждое квотируемое рабочее место.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 5-Г05-45 была признана незаконной ч. 3 ст. 2 Закона о квотировании, возлагавшая на работодателей обязанность уплачивать компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для инвалидов, в связи с тем, что установленная нормой ежемесячная выплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, в случае невыполнения квоты для приема на работу инвалидов, является нарушением требований федерального законодательства и фактически является региональным налогом, не предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

С 10 августа 2005 г. у Истца отсутствовала обязанность по перечислению компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, исчисленной в отношении инвалидов.

Таким образом, компенсационные выплаты, уплачены Истом в отсутствии правовых основании для их уплаты, и подлежат возврату из бюджета.

Суд, удовлетворяя требования истца в части исходил из следующего.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Основным видом деятельности Ответчика в силу п. 2.3.27.7 Устава Ответчика, является осуществление в установленном порядке полномочий администратора доходов, поступивших в бюджет города Москвы от работодателей в рамках исполнения установленных квот для приема на работу инвалидов.

В соответствии с приказом Департамента труда и занятости населения города Москвы от 22.12.2017 № 1643 «О закреплении в 2018 году полномочий администраторов бюджета города Москвы» за Ответчиком закреплены полномочия администратора доходов бюджета города Москвы по принятию решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет по коду 148 11705020029007180.

Следовательно, Ответчик является администратором указанных выше поступлений и несет ответственность за возврат из бюджета города Москвы излишне уплаченных сумм денежных средств.

Истец 15 июня 2018 года направил Ответчику претензию о возврате излишне уплаченной суммы компенсационной стоимости рабочих мест (исх.№67-03-904/18) по Системе электронного документооборота Правительства Москвы (далее – ЭДО). По данным ЭДО претензия получена Ответчиком 18 июля 2018 года и зарегистрирована за вх. №01-15-1581/18 (карточка регистрации документа №67-03-904/18 прилагается). Дополнительно 19 июля 2018 года Истец направил претензию нарочно, получение претензии Ответчиком подтверждается отметкой заместителя начальника отдела организации документооборота ФИО6 о принятии претензии.

В связи с тем, что ответ на претензию не получен Истец, желая разрешения спора в досудебном порядке, письмом от 27 сентября 2018 года №67-03-904/18-1 продублировал Ответчику свои требования, и попросил ответить на претензию, полученную Ответчиком 18 июля 2018 года. По данным ЭДО письмо получено Ответчиком 27 сентября 2018 года и зарегистрировано за вх. №01-15-2644/18 (карточка регистрации документа №67-03-904/18-1 прилагается). Дополнительно 28 сентября 2018 года письмо направлено Ответчику почтой.

Вместе с тем, ответчиком представлен отзыв, в котором указано на пропуск исковой давности истцом в части требований.

Согласно Расчету с 10 апреля 2015г. по 07 июля 2016г. истец перечислил 1 211 454 руб. на лицевой счет администратора доходов бюджета по компенсационным платежам от работодателей, которым в тот период был ГКУ Центр квотирования.

Указанные денежные средства на основании ст.40 и ч.4 ст.242 БК РФ по итогам 2015-2016гг. были зачислены на единый счет бюджета города Москвы.

Из общей суммы 1.211.454,00 руб. денежные средства в размере 530.574,00 руб. были перечислены с 10.04. 2015 по 09.10.2015, в то время как в материалах данного дела имеются доказательства, что с исковым заявлением истец обратился в Арбитражный суд города Москвы 11.10.2018.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 ГК РФ установлен в три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 ГК РФ).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).

Пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению в сумме 530.574,00руб. в виду пропуска  истцом срока исковой давности.

Кроме того, согласно Расчету и представленным истцом п/п № 1004 от 09.10.2015г. (17.296,00руб.), № 1128 от 10.11.2015г. (17.296,00 руб.) истец перечислил компенсационные платежи за невыполнение квоты для трудоустройства молодежи.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению в части.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.

            На основании изложенного и руководствуясь ст. 4, 65, 68, 71, 102, 110, 123, 156, 167-170, 176  АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ГКУ г. Москвы Центр занятости населения города Москвы возвратить ГУП г. Москвы «Московский социальный регистр» из бюджета г. Москвы 680 880 руб. 00 коп. компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест.

Взыскать с ГКУ г. Москвы Центр занятости населения города Москвы в пользу ГУП г. Москвы «Московский социальный регистр» государственную пошлину в размере 14 115 руб. 51 коп.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

                                                                                     Л.А. Дранко