Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
29 января 2018 года | Дело № А40-182923/17-92-1454 |
Полный текст решения изготовлен 29 января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.
При ведении протокола судебного заседания секретарем Дьяковой Е.Г.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Краснодарского края
ответчики: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство
Третьи лица: Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство труда и социальной защиты Краснодарского края, Федеральная служба по труду и занятости РФ.
О признании недействительным уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 16.06.2017 №07-04-04/09-878 и приказ Министерства финансов РФ от 14.07.2017 №536
в судебное заседание явились:
от заявителя: Киселева Н.А. дов. от 02.08.2017 г. № 01-662/17-08;
от ответчиков: 1) Лобова Е.Н. дов. от 25.07.2016 г. № 01-10-08/93; 2) Биджиев А.Б. дов. от 22.09.2017 г. № 09-04-11/11;
от третьих лиц: 1) Сарвадий М.В. дов. от 09.-1.2-18 г. № П-19-4; 2) Зародов Н.Н. дов. от 24.11.2017 г. № 204-26355/17-02.1-12; 3) Бубнов В.А. дов. от 30.12.2017 г. № 5240-Т3;
УСТАНОВИЛ:
Администрации Краснодарского края обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 16.06.2017 №07-04-04/09-878 и приказа Министерства финансов РФ от 14.07.2017 №536.
Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчики требования не признали по доводам, изложенным в представленном отзыве.
Третьи лица заявленные требования поддержали.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению, при этом в части требований об оспаривании уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 16.06.2017 №07-04-04/09-878 производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок подачи заявления об оспаривании приказа Минфина России не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 16.06.2017 № 07-04-04/09-878 и в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 июля 2017 года № 536 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» Федеральным казначейством исполнена бюджетная мера принуждения в отношении Администрации Краснодарского края, путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Краснодарского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Краснодарского края, в сумме 580.740 (пятьсот восемьдесят тысяч семьсот сорок) рублей 00 копеек, рассчитанной по состоянию на 16.06.2017, и перечислены взысканные средства в федеральный бюджет.
Администрация Краснодарского края считает, что уведомление о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 16.06.2017 № 07-04-04/09-878 и приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 июля 2017 года №536 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации и содержат положения, нарушающие права заявителя, в связи с чем обжаловало указанные акты в судебном порядке.
В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (далее - уведомление).
В соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Объектами контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета) субъекта Российской Федерации в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета) муниципальных образований в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, если межбюджетные трансферты (включая субвенции) были предоставлены из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для перечисления в местные бюджеты.
Позиция администрации Краснодарского края основывается на анализе нормативных правовых актов, которые явились основанием доведения и расходования субсидии, а именно Федерального закона от 01.12.2014 №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ), Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2014 №1432 (далее - постановление №1432), государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2014 №298, а также Соглашения от 16.03.2015 №1/2015 между Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и администрацией Краснодарского края о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Краснодарского края (далее - Соглашение).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов (абзац восьмой подпункта «а» пункта 1 Указа, далее - Указ №597).
Под специальными рабочими местами для инвалидов признаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (статья 22 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ).
В развитие Указа №597 Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298, далее - Программа № 298), в рамках которой утверждена подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" (далее - Подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных»).
Среди ожидаемых результатов Программы №298 указано создание в 2013 - 2015 годы (ежегодно) до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Паспортом Подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных» предусмотрены ожидаемые результаты Подпрограммы в виде создания в 2013 - 2015 годах (ежегодно) до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Программой №298 предусмотрены основные мероприятия в сфере реализации занятости населения и социальной поддержки безработных (пункт 2 приложения №3 к Программе №298), к которым отнесено основное мероприятие 1.2 "Реализация мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения".
Показателем реализации данного мероприятия является количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов (пункт 9 Приложения № 1 к Программе №298).
Реализация указанной государственной программы осуществляется на условиях софинансирования дополнительных мероприятий в сфере занятости населения со стороны Российской Федерации в форме предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на указанные цели из средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац двенадцатый раздела II Программы).
Целевой характер субсидий означает, что такие средства не могут быть предоставлены на иные цели (статья 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Софинансирование на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида (дополнительные мероприятия) осуществляется в объеме от 85 до 95 процентов (пункт 10 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2014 №1432) от уровня расчетной величины бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, рассчитанного по методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670).
Основные мероприятия Программы реализуют субъекты Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В ходе реализации Программы №298 и Подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных» между Федеральной службой по труду и занятости населения и Администрацией Краснодарского края заключено соглашение от 16.03.2015 №1/2015 о предоставлении субсидии из федерального бюджета Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (на лицевой счет Департамента труда и занятости населения Краснодарского края, далее - Соглашение № 1/2015).
Пунктом 3 Соглашения №1/2015 закреплены условия предоставления субсидии из федерального бюджета, к которым отнесены: наличие правого акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию в 2015 году дополнительных мероприятий; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта по реализации в 2015 году дополнительных мероприятий в размере 1 744,6 тыс. рублей.
Указанное Соглашение должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 10 и 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 (пункт 6 Правил № 1432).
При этом необходимо принять во внимание положения Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999 (пункты 4, 5 и 8 Правил), с учетом целевого характера субсидий, наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации на мероприятия, утвержденные программами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации (федеральными программами).
Расчет количества незанятых инвалидов, которым планируется оказать содействие в трудоустройстве вычисляется по формуле, указанной в пункте 8 Правил №1432, и определяется исходя из количества установленных Программой №298 специальных (оборудованных, оснащенных) рабочих мест 14,2 тыс. ед., умноженного на отношение числа незанятых инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации к общему количеству незанятых инвалидов во всех субъектах Российской Федерации, то есть на долю, выраженную в процентах (14,2 х % незанятых инвалидов в конкретном субъекте РФ).
Коэффициент 14,2 тыс. ед. в данной формуле расчета указывает на специальные рабочие места, на которые должны быть трудоустроены незанятые инвалиды.
Исходя из указанных условий, мероприятия (в том числе дополнительные) программ субъектов Российской Федерации, планируемые к осуществлению в соответствующем финансовом году субъектами Российской Федерации за счет средств субсидий из федерального бюджета, должны соответствовать мероприятиям, указанным в федеральных программах.
В этой связи ссылка заявителя на иную федеральную программу «Доступная среда» (постановление Правительства РФ ОТ 15.04.2014 №297) и определенную в рамках такой программы среднюю стоимость специального рабочего места для инвалидов на специализированном предприятии (абзац пятый стр. 4 заявления) является несостоятельной, поскольку в Программе №298 не имеется норм, указывающих на необходимость трудоустройства инвалидов на специализированные предприятия, где численность работников достигает не менее 15 человек (п. 3.2 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09), а также такое предприятие должно осуществлять медицинское обслуживание инвалидов. То есть заявитель ссылается на иное правовое регулирование, не имеющее отношения к Программе № 298.
Указанными Правилами №1432 (пункт 13) предусмотрен порядок возврата средств субсидий в федеральный бюджет в случае выявления бюджетных нарушений, в частности, условий их предоставления и использования (в том числе нецелевого использования средств федерального бюджета) (пункты 16 и 19 Правил №999).
В соответствии с абзацем четвертым статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Субсидия из федерального бюджета в соответствии с Соглашением №1/2015 предоставлена на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».
Пунктом 8 Соглашения №1/2015 определены показатели результативности предоставления субсидии, в частности, отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте - 0,6%, а также численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места - 477 человек.
В случае установления нецелевого расходования средств субсидий указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 11 Соглашения №1/2015).
Указанные субсидии из федерального бюджета в рамках предметов совместного ведения были выделены администрации Краснодарского края на реализацию дополнительных мероприятий федеральной программы в сфере занятости населения.
В то же время постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.10.2013 №1144 (в ред. постановления главы администрации Краснодарского края от 15.12.2014 №1052, далее - Программа №1144) утверждена государственная программа края «Содействие занятости населения», реализация которой осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Паспортом указанной программы края установлены целевые показатели, к которым применительно к занятости инвалидов отнесены такие как: содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; содействие трудоустройству незанятых инвалидов, использующих кресла-коляски, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте; возмещение затрат работодателей на оплату труда инвалидов, принятых на работу по направлению центров занятости населения, в виде субсидий.
Кроме того, пунктом 5 раздела 2 «Цели, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы» Программы края №1144 предусмотрены мероприятия по достижению целей и задач программы, в частности, возмещение затрат работодателей на оборудование (оснащение) рабочих мест и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам для трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, в виде субсидий.
При этом необходимо учитывать наличие требований к специальным рабочим местам для инвалидов-колясочников, а также для инвалидов с нарушениями слуха, зрения, слуха и зрения, с нарушениями опорно-двигательных функций, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 19.11.2013 №685н (далее - приказ Минтруда России № 685н).
Указанные требования установлены к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (по зрению, по слуху, по зрению и слуху, с нарушениями опорно-двигательных функции и инвалидов - колясочников) за исключением оснащения (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, характер труда которых либо нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности не приводят к необходимости оснащения (оборудования) специальных рабочих мест.
Следовательно, из категории специальных рабочих мест для инвалидов исключены обычные рабочие места, которые не требуют их специального оборудования и оснащения в целях замещения или восполнения нарушенных функций инвалидов, ограничивающих их жизнедеятельность.
Как отмечалось выше, Президентом Российской Федерации было поручено создание именно специальных (оборудованных, оснащенных) рабочих мест для инвалидов, на что также указано в федеральной программе.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) основанием для издания приказа №536 является уведомление о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля, в частности, Федерального казначейства.
Приказ Минфина России №536 и уведомление Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 16.06.2017 № 07-04-04/09-878 в части сроков оформления и их подписания надлежащими должностными лицами заявителем не оспаривается.
Во вводной части приказа №536 указаны основания его издания - уведомление Федерального казначейства от 16.06.2017 №07-04-04/09-878, а также указано на выявление факта нецелевого использования субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках Подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» (являющейся федеральной подпрограммой), предоставленной бюджету Краснодарского края из федерального бюджета.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Уведомление №07-04-04/09-878 содержит указания на бюджетные нарушения, допущенные Департаментом труда и занятости Краснодарского края в нарушение федеральной Подпрограммы и Соглашения №1/2015, в частности, из бюджета края были выделены субсидии, предоставленные бюджету края из федерального бюджета, на реализацию дополнительных мероприятий по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, однако вместо создания специальных рабочих мест для инвалидов были созданы обычные рабочие места и приняты на них инвалиды с несущественными нарушениями функций, при создании таких рабочих мест субсидии были израсходованы лицами, получившими субсидии, на закупку обычного оборудования, инструмента и инвентаря, который не восполняет и не компенсирует нарушенные физические функции инвалидов, может использоваться, в том числе обычными работниками.
Так, в частности, в Уведомлении указано (стр. 4), что для приема на работу на должность продавца-кассира инвалида 3 группы ИП Ляличевой Н.Г. приобретены две витрины холодильных.
Из материалов, приложенных к уведомлению видно, что указанные витрины являются обычным оборудованием для магазинов, не влияющим на восполнение функций принятого на работу инвалида.
Для приема на работу на должность дворника инвалида 3 группы ООО «Хуторок» приобретены газонокосилка бензиновая и снегоуборочная машина, то есть - обычное оборудование (инструмент) для придомовых хозяйственных работ.
При этом принятому инвалиду 3 группы (Винников Г.А., возраст 59 лет) с нарушением опорно-двигательной функции установлены ограничения нагрузок на опорно-двигательный аппарат, что с учетом указанных медицинских показаний и закупленного оборудования является взаимоисключающим противоречием, поскольку недопустимо навешивать на опорно-двигательный аппарат такого инвалида дополнительную нагрузку в виде бензиновой газонокосилки, использование которой предполагает совершение поворотных движений по оси позвоночника, а также нагружать опорно-двигательный аппарат инвалида нагрузками, связанными с движениями по толканию тяжелого предмета вперед от себя.
Данный довод подтверждается индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ от 21.07.2015 № 1425.0.23/2015 (раздел «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда»).
Также указанному инвалиду предусмотрены технические средства реабилитации в виде костылей подмышечных с устройством противоскольжения, на рост 178 см.
Для приема на работу на должность кухонного рабочего инвалида 3 группы ИП Красноперов В.А. приобретены камера холодильная и агрегат холодильный с зимними функциями, - обычное оборудование для кухонь в организациях общественного питания.
Для приема на работу на должность менеджера инвалида 3 группы ООО «Караван» приобретены источник бесперебойного питания, сканер штрих-кода, принтер этикеток, принтер чеков, сетевое хранилище, сетевой фильтр, - обычное оборудование для работы на персональной электронно-вычислительной машине (компьютере) с элементами печатающего оборудования для организации торговли.
Для приема на работу на должность продавца-консультанта инвалида 3 группы ИП Кононенко В.В. приобретена система видеонаблюдения, состоящая из IP-видеорегистратора, семи IP-видеокамер, блока питания, коммутатора, коннектора и прочего, - обычное оборудование для мест работы по организации дистанционной охраны объектов с помощью средств видеонаблюдения и компьютерной фиксации информации с видеокамер.
Для приема на работу на должность слесаря инвалида 3 группы ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» приобретены: мойка высокого давления, сварочный аппарат и шлем сварщика, домкрат подкатной, бензокоса, набор инструментов (гаечные ключи), - обычное оборудование для помывки машин, для сварочных работ, хозяйственных и слесарных работ.
Для приема на работу на должности весовщиков двух инвалидов 3 группы ООО «Чистый город» приобретены: вагон-бытовка, столы, стулья (не специальные), весы фасовочные, тумбы, гардеробы, масляные обогреватели, электросчетчики, боксы, щиты пластиковые, розетки, выключатели и прочее.
Указанное рабочее место и оборудование в вагоне-бытовке является обычным.
Также в Уведомлении указаны документы, подтверждающие оплату указанного оборудования и общая сумма расходов, понесенных в результате закупки оборудования (оснащения) с бюджетными нарушениями, в размере 580 740 рублей, рассчитанная на основе платежных поручений о списании средств субсидий из бюджета края.
Указанные бюджетные нарушения подтверждаются актом (стр. 13 - 15) выездной плановой проверки Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 24.04.2017, которое было реорганизовано путем присоединения Департамента труда и занятости населения Краснодарского края в 2015 году.
При этом на указанный акт объектом проверки не поданы в установленный срок возражения, как то предусмотрено пунктом 65 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).
Таким образом, акт проверки принят объектом проверки в неизменном виде, что указывает на согласие объекта проверки с выводами проверки, указанными в акте.
Указанный акт проверки оформлен Управлением Федерального казначейства в соответствии с возложенными на указанный территориальный орган Федерального казначейства полномочиями по осуществлению контрольно-ревизионной деятельности в сфере бюджетных отношений на основании пункта 3 статьи 166.1 БК РФ и пунктов 48, 62 - 65 Правил №1092.
Кроме того, указанные бюджетные нарушения подтверждаются актами о выполнении договорных обязательств, договорами о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий, заключенными между Департаментом и индивидуальными предпринимателями и указанными выше обществами, а также платежными документами на приобретение указанного оборудования последними, платежными документами о списании средств из бюджета края на предоставление указанных субсидий данным лицам.
Также Минфин России отмечает, что обществами, в частности, ОАО «Племзавод им. В.И. Чапаева», ООО «Караван» были приняты на работу инвалиды 3 группы, достигшие пенсионного возраста, соответственно, Черных Н.В. (возраст 65 лет), Фандеева Л.В. (возраст 58 лет), у которых, согласно правовой позиции Челябинского областного суда, изложенной в апелляционном определении от 25.05.2017 по делу №11А-6119/2017, трудоспособность достигла верхней возрастной границы (для женщин - 55 лет, мужчин - 60 лет), а значит, указанные лица получили право на дополнительное социальное обеспечение со стороны государства в виде пенсии помимо пособия по инвалидности, в отличие от инвалидов, не достигших пенсионного возраста.
Следовательно, целесообразность трудоустройства указанных лиц, представляется сомнительной, поскольку отсутствуют гарантии длительной работы данных лиц на созданных для них обычных рабочих местах.
Несмотря на достижение количественных показателей трудоустройства (инвалидов 3 группы) более 477 человек, по существу специальные рабочие места для инвалидов в том толковании, которое придается законодателем данному термину, не были созданы и на них не были приняты инвалиды соответствующих категорий, в том числе не приняты инвалиды-колясочники (с учетом надомной работы), тогда как Программой края №1144 предусмотрено трудоустройство данной категории инвалидов.
В этой связи ссылка заявителя на заключение эксперта о высокой стоимости одного рабочего места для инвалида (только по зрению) и на среднюю стоимость специального рабочего места инвалидов для специальных предприятий, предусмотренную иной федеральной программой, является несостоятельной.
Доказательств создания специальных рабочих мест для инвалидов данной категории и для других категорий (инвалидов-колясочников), доказательств фактической стоимости таких мест применительно к конкретному рабочему месту, а также наличия ограничений возможностей бюджета субъекта Российской Федерации по софинансированию указанных мероприятий за счет бюджета субъекта Российской Федерации в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, опровергающих выводы контрольно-ревизионного органа, заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Кроме того, пунктом 22 Правил №1432 предусмотрена возможность перераспределения субсидий в случае возникновения дополнительных потребностей в средствах федерального бюджета при наличии соответствующего письменного обращения компетентного органа субъекта об увеличении годового размера выделяемых субсидий (пропорционально доле субъекта в общем объеме дополнительной потребности субъектов).
Доводы заявителя о непроведении УФК по Краснодарскому краю внеплановой проверки при предъявлении 12.05.2017 возражений на акт проверки, являются несостоятельными, поскольку в материалах проверки, представленных в Минфин России Федеральным казначейством, указанные возражения на акт проверки отсутствуют, доказательств надлежащего направления указанных возражений почтой в УФК по Краснодарскому краю заявитель не указал в приложении к заявлению, что дополнительно подтверждает их ненаправление в установленный срок.
При этом пунктом 67 Правил №1092 предусмотрено принятие руководителем контрольно-ревизионного органа одного из трех возможных решений, среди которых указано на возможность направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения при наличии соответствующих оснований.
Проведение внеплановой проверки возможно в случае предъявления дополнительных информации, документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
Однако таких документов представлено не было.
Кроме того, из объяснений заместителя начальника отдела специальных программ и трудоустройства инвалидов в управлении занятости населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края А.В. Лебедева от 12.04.2017 прямо следует, что указанные рабочие места, обозначенные также в запросе руководителя проверочной группы (УФК по Краснодарскому краю) Н.Н. Губановой не являются специальными рабочими местами. Указанные объяснения приобщены к материалам проверки.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении исполнительными органами края Указа Президента Российской Федерации №597 и федеральной программы в сфере занятости населения и ее подпрограммы, предусматривающей осуществление дополнительных мероприятий в сфере занятости инвалидов.
Таким образом, выводы контрольно-ревизионного органа о нецелевом использовании властями края средств субсидии в размере 580 740 рублей, предоставленной из федерального бюджета бюджету Краснодарского края (получатель по Соглашению №1/2015 - Администрация края), фактически подтверждены соответствующими документами, в связи с чем являются обоснованными, следовательно, уведомление о применении бюджетных мер принуждения оформлено Федеральным казначейством и направлено в Минфин России также обоснованно, что, в свою очередь, свидетельствует об обоснованности издания Минфином России приказа от 14.07.2017 №536 о бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Краснодарского края.
При этом, как следует из распорядительной части оспариваемого приказа, механизм его реализации в форме взыскания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Краснодарского края, организован таким образом, что Российская Федерация в лице Министра финансов Российской Федерации не распоряжается средствами и расходными обязательствами (статья 85 БК РФ) бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденными законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, а распоряжается средствами федерального бюджета, которые подлежали бы зачислению из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в случае отсутствия бюджетного нарушения.
При указанных обстоятельствах не нарушается принцип самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 БК РФ.
Следовательно, оспариваемый приказ не нарушает прав субъекта Российской Федерации на использование субъектом Российской Федерации средств бюджета субъекта Российской Федерации, Российская Федерация указанным способом возвращает средства федерального бюджета в бюджет Российской Федерации за счет лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, которые могли быть зачислены в бюджет субъекта Российской Федерации на будущее время (финансовый год).
Указанный механизм соответствует положениям статьи 306.4 БК РФ.
Кроме того, при указанных обстоятельствах не наступили одновременно два необходимых условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 200 АПК РФ, для признания ненормативного правового акта недействительным, поскольку со стороны Российской Федерации отсутствуют нарушения закона о бюджете Краснодарского края, так как из бюджета субъекта Российской Федерации изъяты не средства бюджета Краснодарского края, а средства федерального бюджета, которыми в силу положений статьи 85 БК РФ субъект Российской Федерации не вправе распоряжаться в иных целях и устанавливать расходные обязательства субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Изложенное свидетельствует, что оспариваемый приказ Минфина России №536 от 14.07.2017 года «О бесспорном взыскании средств из бюджета Краснодарского края, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в 2017 году из федерального бюджета» издан в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Объективных и безусловных оснований нарушения оспариваемым приказом ответчика прав и законных интересов Администрации Краснодарского края заявитель суду не представил и судом с учетом вышеуказанных обстоятельств не установлено.
При указанных обстоятельствах требования заявителей удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вместе с тем, уведомление о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 16.06.2017 №07-04-04/09-878 не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия в нем признаков ненормативного правового акта, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, следовательно, производство по делу в части требования о признании недействительным уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 16.06.2017 №07-04-04/09-878 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. ст. 85, 266.1, 306.2-306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст.64, 65, 75, 150, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, отказать в удовлетворении требований по заявлению Администрации Краснодарского края к Министерству финансов РФ, Федеральному казначейству об оспаривании приказа Министерства финансов РФ от 14.07.2017 №536.
В остальной части требований производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Уточкин И.Н.