НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 21.12.2017 № А40-190224/17-115-3100

Дело № А40-190224/17-115-3100

г. Москва

19 февраля 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2017 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19.02.2018 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Л.А. Шевелёвой,

при ведении протокола помощником судьи В.А. Седовым,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления записи актов гражданского состояния города Москвы, зарегистрированного 08.02.2003 с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика: 7704111479 и расположенного по адресу: ул. Новый Арбат, д. 21, г. Москва, 119019

к Государственному учреждению – Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 6), зарегистрированному 16.12.2002 г. с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика 7710030933 и расположенному по адресу: Страстной бульвар, д. 7, стр. 1, г. Москва, 127006

о признании недействительными Решений № 32 н/с от 04.07.2017, № 32 м/д от 04.07.2017 и Требования № 38 н/с от 19.07.2017

при участии:

от заявителя: Байдукова Е.Н. (дов. № 542 от 10.10.2017), Дегтярева Е.Л. (дов. № 650 от 13.11.2017), Королева И.Н. (дов. № 740 от 20.12.2017), Шмаков Д.Н. (дов. № 739 от 20.12.2017);

от заинтересованного лица: Мешкова М.С. (дов. б/н от 19.12.2016).

УСТАНОВИЛ:

Управление записи актов гражданского состояния города Москвы (далее также — заявитель, плательщик, Управление ЗАГС Москвы) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительным, вынесенных Государственным учреждением – Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиалом № 6) (далее также — заинтересованное лицо, пенсионный фонд, фонд) Решений № 32 н/с от 04.07.2017, № 32 м/д от 04.07.2017 и Требования № 38 н/с от 19.07.2017.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование по доводам заявления в суд и письменных пояснений.

Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения заявленного требования по мотивам отзыва и дополнений к нему.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, пенсионным фондом была проведена выездная проверка Управления ЗАГС Москвы.

По результатам выездной проверки фондом были составлены акты выездной проверки № 41 н/с от 09.06.2017 и № 41 м/д от 09.06.2017.

В обоснование принятого решения заинтересованное лицо указывает, что в ходе проверки им было выявлено занижение налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование образовалось в связи с исключением из облагаемой базы за 2014-2016 года выплат компенсации за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей. Фонд указывает, что выплаты компенсаций за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку государственные гарантии в виде компенсационных выплат за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей не являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением трудовых обязанностей. В связи с чем, пенсионным фондом в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. заявителю был начислен штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и предоставление недостоверных данных, а также предложено уплатить неуплаченную сумму страховых взносов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона в том числе следующие выплаты: связанные с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия «подп. “в”»; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы (подп. и); компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (абзац подп. и введен Федеральным законом № 339-ФЗ от 08.12.2010 г.).

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс РФ) компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом, обязанностей.

Статьей 165 Трудового кодекса РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных этим кодексом, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.

Указами Мэра Москвы от 13.12.2005 №83-УМ «О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы», от 01.12.2014 №82-УМ «О мерах по реализации Указа Мэра Москвы от 13.12.2005г. №83-УМ» установлены порядок медицинского обслуживания государственных гражданских служащих и членов их семей, условия и порядок получения ими по месту прохождения государственной гражданской службы соответствующей компенсационной выплаты, начиная с декабря 2014 года.

В соответствии с частью 6 статьи 61 и пункта 8 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 №3 «О государственной гражданской службе города Москвы» компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих; до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных гражданских служащих Российской Федерации гражданским служащим и членам их семей сохраняются условия санаторно-курортного обслуживания и выплачивается компенсация за медицинское обслуживание в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим Указом Мэра Москвы.

Поскольку сотрудники заявителя являются государственными гражданскими служащими города Москвы – на них распространяется действие законодательных актов города Москвы.

Таким образом, компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей непосредственно связана с выполнением работниками заявителя трудовых обязанностей и представляет собой компенсацию, предусмотренную подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами.

Пенсионный фонд не учел, что в силу части седьмой статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Фонд указывает, что сотрудникам начислены различные суммы компенсации за медицинское обслуживание и связывает это с размерами тарифных ставок, должностных окладов и делает неверный вывод о том, что компенсация за медицинское обслуживание является одной из стимулирующих выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Размеры компенсации за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей, установлены Распоряжением Правительства Москвы от 23.09.2014 №532-РП «О размере компенсации за медицинское обслуживание государственным гражданским служащим города Москвы», принятому в соответствии с Законом города Москвы от 26.01.2005 №3, Указом Мэра Москвы от 01.12.2014 №82-УМ «О мерах по реализации Указа Мэра Москвы от 13.12.2005 №83-УМ». При этом размер компенсации зависит только от наличия или отсутствия у государственных гражданских служащих города Москвы членов семьи, имеющих право на медицинское обслуживание. Компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей не связана с размером ежемесячного денежного содержания и не входит в состав выплат, формирующих фонд оплаты труда.

В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов…лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо не доказало правомерности и обоснованности принятого им решения, изложенные в обоснование его правомерности доводы, признаны судом несостоятельными; в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что требования заявителя являются правомерными, документально подтверждёнными, а следовательно подлежат удовлетворению судом.

Государственная пошлина не подлежит распределению судом, поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины.

С учетом изложенного и руководствуясь Федеральными законами № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. и № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и статьями 111, 167―170, 197 ― 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными, как не соответствующими Федеральному закону от № 212-ФЗ 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Закону города Москвы № 3 от 26.01.2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы», вынесенные Государственным учреждением – Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиалом № 6) в отношении Управления записи актов гражданского состояния города Москвы Решения № 32 н/с от 04.07.2017, № 32 м/д от 04.07.2017 и Требование № 38 н/с от 19.07.2017.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд города Москвы.

Судья:                                                                                                    Л.А. Шевелёва