НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 21.11.2017 № А40-139252/17-148-779

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                         Дело № А40-139252/2017 -148-779

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2017 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28 ноября 2017 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Нариманидзе Н.А.

При ведении протокола помощником судьи Богатыревой Д.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Европа Уно Трейд»

к Центральному таможенному управлению

о признании незаконными решений от 27.04.2017 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №№ 10130100/160614/0004787, 10130100/060614/0004570, 10130100/050614/0004514, 10130100/180614/0004934, 10130174/060414/0001201.

В судебное заседание явились:

от заявителя – Торопов Р.М (доверенность б/н от 04.10.2016 года); Хисяметдинов Р. М.

( доверенность б/н от 03.07.2017 года);

от ответчика –  Рыбакова К.А. (доверенность №81-43/178 от 19.12.2016 года); Спасибова Е.В. (доверенность № 81-29/78 от 04.07.2017 года);

УСТАНОВИЛ:

         ЗАО «Европа Уно Трейд» (далее - Заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением   о признании незаконными решений  Центрального таможенного управления от 27.04.2017 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №№ 10130100/160614/0004787, 10130100/060614/0004570, 10130100/050614/0004514, 10130100/180614/0004934, 10130174/060414/0001201, ссылаясь на то, что вывод  таможенного органа о неполноте заявленной таможенной стоимости товаров является ошибочным.

Заявитель в судебном заседании поддерживает требования в полном объеме.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам  отзыва.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом проверено и установлено, что заявителем соблюден срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для обращения в суд.

Как следует из материалов дела, службой таможенного контроля после выпуска товаров Управления на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза  проведена камеральная таможенная проверка у ЗАО «Европа Уно Трейд», по вопросу заявления достоверных сведений о таможенной стоимости товаров для праздников (шары воздушные надувные, предметы домашнего обихода из пластмасс, бумажные тарелки, свечи, хлопушки, гирлянды, маски, мыльные пузыри и т.д.), задекларированных Обществом в регионе деятельности Московской областной таможни в период с 01.06.2014 по 31.12.2015 и содержащих объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие компаниям «Дисней Энтерпрайзис, Инк.» («Disney Enterprises, Inc.»), США и «Марвел Кэриктес, Инк» («Marvel Charactes Inc.»), США.

Лицензиатом объектов интеллектуальной собственности является ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» в соответствии с Лицензионными соглашениями на использование товарных знаков, принадлежащих «Disney Enterprises, Inc.» и «Marvel Charactes Inc».

Установлено, что между ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» (Disney, Лицензиар) и Обществом (Лицензиат) заключены Лицензионные соглашения и Приложения - Перечни условий № 1 к Лицензионным соглашениям, предусматривающие право использования ряда объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих «Дисней Энтерпрайзис, Инк.» (США) и «Марвел Кэриктес, Инк» (США), а именно:

«Дисней Энтерпрайзис, Инк.» (США) -лицензионные соглашения от 23 января 2013 г. № 2133-12365, от 11 февраля 2015 г. № 2133-15674,  от 24 сентября 2013 г. № 2133-13472;

«Марвел Кэриктес, Инк» (США) - лицензионные соглашения от 11 июня 2013 г. № 2133-13410,  от 27 февраля 2015 г. № 2133-15675, от 24 сентября 2013 г. № 2133-13470.

В ходе проверки установлено, что Общество в структуру таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ, указанных в Приложении № 2 к акту камеральной таможенной проверки, в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение) не включены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, предусмотренные лицензионными соглашениями от 23.01.2013 №2133-12365, от 11.06.2013 № 2133-13410, от 24.09.2013 № 2133-13470, от 24.09.2013 № 2133-13472.

Были выставлены   требования   об   уплате таможенных платежей на сумму 1 433,48 тыс. руб.

Заявитель не согласился с решениями о корректировке таможенной стоимости товаров от 27 апреля 2017 года по указанным выше ДТ и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Таможенная стоимость проверяемых товаров определялась и заявлялась Обществом в соответствии со статьей 4 Соглашения и таможенным органам принята.

Согласно информации, содержащейся в ДТС-1, приложенной к каждой ДТ, лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности по лицензионному соглашению № 2133-13472 Обществом в таможенную стоимость товаров не включались.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Пунктом 3 статьи 1 Соглашения установлено, что таможенная стоимость (товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения определено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

В соответствии с положением подпункта 3.1 пункта 3 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.12 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.12.2013 г. № 279) при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в значении, установленном пунктом 1 статьи 4 Соглашения, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие.

Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно статье 5 Соглашения (т.е. лицензионные платежи).

Согласно статьи 8.1 (с) Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) (далее - Статья 8.1 (с)) при определении таможенной стоимости к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, добавляются «роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемым товарам, которые покупатель должен выплатить прямо или косвенно в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, в котором такие роялти не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате».

При этом, по мнению Технического комитета по таможенной оценке, статья 8.1 (с) не устанавливает условия относительно местонахождения лицензедателя или места, где уплачиваются роялти или лицензионные платежи, и не требует международного перевода таких платежей. Ни место нахождения лицензедателя, ни место, где уплачиваются роялти, не влияют на определение (таможенной стоимости) в соответствии со Статьей 8.1 (с). Таким образом, сам по себе тот факт, что роялти или лицензионные платежи уплачиваются лицензедателю, который является резидентом в стране импортирования, не должен выводить такие роялти или лицензионные платежи за рамки Статьи 8.1 (с).

Правомерность включения лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых на территорию Российской Федерации товаров в случаях, когда поставки товаров осуществлялись по внешнеторговым сделкам о купле-продаже, заключенным с иностранными контрагентами, не являющимися правообладателями (в том числе по лицензионным и сублицензионным соглашениям), и при этом уплата российским импортёром лицензионных платежей правообладателю за использование на импортируемых товарах объектов интеллектуальной собственности в качестве условия продажи товаров непосредственно во внешнеторговых контрактах (договорах) не оговаривалась.

Таким образом, Соглашением предусмотрено два условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров, которые должны соблюдаться одновременно:  лицензионные платежи относятся к ввозимым товара и второе - такие платежи должны являться условием продажи оцениваемых товаров для вывоза их на единую таможенную территорию Таможенного союза.

С целью установления наличия первого условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость проверяемых товаров (лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам) проведен анализ условий  всех Лицензионных соглашений, по результатам которых установлена идентичность их условий.

В соответствии с пунктами 5.1 Лицензионного соглашения ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» (Лицензиар, именуемый в Лицензионном соглашении Disney) предоставляет Обществу неисключительную лицензию на использование за счет Общества Лицензированного материала, состоящего из творческих разработок (изображений персонажей и сопровождающих художественных образов, указанных в Перечне условий) и товарных знаков (слов, названий, объектов дизайна, логотипов, брэндов, символов, эмблем, фирменного стиля, которые используются по отдельности или в любом сочетании друг с другом, и относятся к объектам собственности) следующими способам: разработка, воспроизведение, импорт, если применимо, и распространение Продукции (товары с использованием Лицензированного материала, указанного в Перечне условий), в течение срока действия Лицензионного соглашения и в пределах определенных территории.

Таким образом, Лицензионным соглашением Обществу предоставлено право на импорт товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Согласно пунктам 7.1, 7.2 Лицензионного соглашения Общество обязуется выплачивать Лицензиару роялти в сумме, равной проценту от чистой стоимости по счету-фактуре за Продукцию.

Чистая сумма счета-фактуры не включает налоги с продаж или любые действующие налоги на товары и услуги, или другой налог на добавленную стоимость.

Ставки роялти установлены пунктом 5 Перечня условий к Лицензионному соглашению, которые подлежат выплате каждый календарный квартал в течение срока действия Перечней условий.

Пунктами 7.9 Лицензионного соглашения предусмотрена уплата Обществом в пользу Лицензиара авансовых платежей (невозмещаемой суммы, без учета НДС), которая является авансом в счет Роялти, размеры которых установлены пунктом 6 Перечня условий.

Всего за период действия Лицензионного соглашения Общество гарантирует выплатить Лицензиару указанную в пунктах 7 Перечня условий сумму в качестве минимальных Роялти от чистой стоимости по счету-фактуре за Продукцию, проданную в пределах территории (далее - Гарантия).

В случае, если сумма кумулятивных роялти, по которым отчиталось Общество (лицензиат), не превышает сумму Гарантии, Лицензиар выставляет соответствующий акт на разницу между Гарантией и начисленными кумулятивными роялти и счет на уплату этой разницы, подлежащий уплате в обязательном порядке (пункт 7.9.3. Лицензионного соглашения).

Таким образом, условиями Лицензионного соглашения на Общество возложена обязанность по уплате лицензионных платежей (Роялти) в сумме, равной проценту от чистой стоимости по счету-фактуре за продукцию, но не менее суммы установленной Гарантии. 

По результатам анализа представленных документов установлена уплата Обществом лицензионных платежей по лицензионным соглашениям, в том числе Лицензионному соглашению № 2133-13472 в размере, равной сумме невозмещаемых авансовых платежей, подлежащих уплате в соответствии с пунктом 6 Перечня условий. Факт уплаты невозмещаемых авансовых платежей подтверждается выписками со счета Общества, представленными ПАО «Сбербанк России».

В ходе проверки наличия второго условия  установлено следующее.

В Комментарии 25.1 Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации по вопросу выплаты авторских и лицензионных вознаграждений третьим лицам разъяснено, что ключевым фактором в установлении зависимости продажи товара от необходимости выплаты покупателем авторского и лицензионного вознаграждения является возможность/невозможность для последнего приобрести импортируемый товар без выплаты указанного вознаграждения.

Анализ взаимоотношений Общества с ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» в  рамках заключенных Лицензионных соглашений показывает, что в  соответствии с пунктами 5.3, 5.4, 6.2 Лицензионного соглашения Лицензиар осуществляет контроль в отношении мест продажи продукции, методов (способов) распространения продукции.

Согласно подпунктом 7.8.4 Лицензионного соглашения Общество обязуется ежеквартально или в любое время по требованию Disney предоставить Disney информацию касательно планов по закупкам, а также прогнозируемых продаж продукции в течение предстоящих кварталов.

В соответствии с пунктом 8.1 Лицензионного соглашения перед началом производства любой продукции в коммерческих целях Общество обязуется-передать Disney для анализа и письменного утверждения все разработки, предварительные и предлагаемые окончательные художественные решения. Disney имеет право по своему усмотрению утвердить или отказать в утверждении таких разработок, художественных решений, моделей.

Пунктом 8.3 Лицензионного соглашения установлено, что перед продажей продукции любому заказчику, Общество обязуется направить Disney для утверждения из первой партии каждого поставщика указанное в соответствующем приложении количество образцов каждого вида продукции, всех стилей и оформлений каждой продукции с упаковкой, которые должны соответствовать согласованным разработкам, фотошаблонам, моделям и опытным образцам.

Пунктом 9.1 Лицензионного соглашения Лицензиар устанавливает перечень стран, в которых Обществу разрешено/запрещено закупать или производить продукцию, также лиц, с которыми Общество не имеет право вести деятельность, либо такая деятельность ограничена.

Также данным пунктом предусмотрено проведение Disney и (или) уполномоченными представителями Disney аудита МСТ (проверка соблюдения стандартов труда и (лил) аудит производственного предприятия на его соответствие стандарту соблюдения требований МСТ, Кодексу и действующему законодательству (пункт 9.1(d) Лицензионных соглашений) (без предварительного уведомления Общества или производственного предприятия) на любом производственном предприятии с целью проверки его соответствия стандарту минимального соблюдения требований МСТ (Стандарт минимального соблюдения требований МСТ - минимально приемлемый уровень соблюдения Кодекса, выражающийся в отсутствии: использования детского труда, использования принудительного труда, принуждения и притеснения, дискриминации т.д. (пункт 9.1(e) Лицензионных соглашений), Кодексу (кодекс поведения для производителей, принятый компанией «The Walt Disney Сошрапу» и ее аффилированными лицами («Кодекс TWDC»), размещенный на Веб-сайте DCP, стандарты труда, установленные Обществом для производственных предприятий, если такие стандарты в значительной степени эквивалентны Кодексу TWDC и одобрены со стороны Disney, или другой набор стандартов труда, совместно согласованный в письменном виде между Disney и Обществом) и действующему законодательству.

Таким образом, ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» непосредственно осуществляет не только контроль качества подлежащей производству продукции, но и контролирует сам процесс производства, планы по закупкам, принимает решения о допуске производственного предприятия к производству продукции, осуществляет аудит производственных предприятий, проверку финансовых документов, осуществляет запрет производства продукции, то есть осуществляет мероприятия вне контроля качества производства продукции.

В соответствии с пунктом 16.2 Лицензионного соглашения Лицензиар имеет право в любое время незамедлительно расторгнуть соглашение при возникновении одного или нескольких перечисленных в данном пункте событий, в том числе в случае, если Общество:

-  без письменного разрешения Disney или другого правового обоснования производит, продает или поставляет любой товар, кроме Продукции, лицензированной и утвержденной в соответствии с Лицензионными соглашениями, который содержит изображения Лицензированного материала или другого материала, принадлежащего Disney или уполномоченным лицам Disney;

-  нарушает любое положение программы МСТ;

-  не выплачивает в пользу Disney какие-либо суммы, подлежащие выплате, в течение 15 дней после срока оплаты.

Расторжение Лицензионных соглашений влечет отмену предоставленных Лицензионными соглашениями прав Общества на использование Лицензированного материала (разработку, воспроизведение, распространение Продукции), в том числе на импорт товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности «Disney», «Marvel».

Следовательно, содержание Лицензионных соглашений указывает на то, что уплата лицензионного вознаграждения является условием продажи товара,

Таким образом, по результатам камеральной таможенной проверки установлено, что лицензионные платежи, уплата которых предусмотрена, в том числе Лицензионным соглашением № 2133-13472, относятся к части товаров, содержащих товарные знаки "Disney" и подлежат включению в таможенную стоимость товаров, задекларированных в ДТ, т.к. соблюдены все условия подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения.

Согласно полученному ответу от 15.12.2015 № 01/12 в виду отсутствия у Общества в системе учета «SAP» партионного учета в полном объеме запрашиваемые сведения предоставить не представляется возможным.

По запросу Управления ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» письмом от 25.12.2015            № 1557 представил  ведения, что в отчетах, предусмотренных пунктом 7.7. Лицензионных соглашений, содержатся сведения о реализованных на территории Российской Федерации товарах. Такие отчеты не содержат информацию о том, какая часть реализованных товаров была произведена на территории Российской Федерации, а какая импортирована на территорию Российской федерации, поскольку не имеет существенного значения для сторон Лицензионных соглашений. ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» также подчеркнул, что может использовать ряд инструментов для осуществления контроля за реализацией товаров, в том числе запрашивать отчеты, осуществлять проверки наличия продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности, в торговых точках, проводить аудиты, предусмотренные разделом 12 Лицензионных соглашений. Осуществление такого контроля не имеет целью определить страну происхождения реализованного товара, поскольку ООО «Уолт Дисней Компани СНГ» важно контролировать объем реализованной, а не ввезенной продукции, поэтому такие сведения не запрашиваются у Общества и не выясняются самостоятельно.

В ходе таможенной проверки от представителя Общества по доверенности М.А. Погодина в соответствии со статьей 113 ТК ТС получены объяснения (акт от 02.02.2016 № 10100000/401/020216/А0067/02), согласно которым Обществом производится расчет сумм лицензионных платежей на ввезенную продукцию с товарными знаками «Disney» и «Marvel» не включенных в таможенную стоимость. После окончательного расчета сумм лицензионных платежей будет произведена их уплата.

Учитывая, что Общество не представило сведений, в которых достоверно определена величина (сумма) лицензионных платежей по каждой партии проверяемых товаров в разрезе таможенных деклараций, суд соглашается с доводами таможенного органа о том, что метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами при расчете таможенной стоимости не применим.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки расчет и уплата лицензионных платежей, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости проверяемых товаров, Обществом не произведены.

На основании документов и сведений, полученных в ходе проверки, в том числе представленных Обществом, в ходе проведения камеральной таможенной проверки   произведён   расчет   неуплаченных   сумм   таможенных   платежей, подлежащих доначислению и довзысканию по проверяемым ДТ, позволяющим получить размер лицензионных платежей по каждой единице товара, в максимально приближенном к фактическому значению.

При расчете лицензионных платежей учитывались данные о наименовании, артикулах, общем количестве товаров, ввезенных в течение квартала, а также данные о наименовании, артикулах, цены за единицу реализованной в Российской Федерации продукции (чистой стоимости), размере роялти, содержащиеся в соответствующих ввозу ежеквартальных отчетах Общества о роялти.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таким образом, таможенная пошлина не является налогом, и не вычитается Обществом при расчете сумм роялти.

В соответствии с пунктом 7.2. Лицензионного соглашения чистая сумма счета-фактуры не включает налоги с продаж или любые действующие налоги на товары и услуги, или другой налог на добавленную стоимость.

В связи с чем, довод заявителя о том, что расчеты, положенные таможенным органом в основу корректировки таможенной стоимости не верны, судом отклоняется,

На основании изложенного, суд на основании ст. 68 ТК ТС приходит к выводу об обоснованности принятых таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости товаров, поэтому требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29, 65, 71, 75, 104, 110, 167 -170, 176, 198 - 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявления ЗАО «Европа Уно Трейд» о признании незаконными решений  Центрального таможенного управления от 27.04.2017 г. о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №№ 10130100/160614/0004787, 10130100/060614/0004570, 10130100/050614/0004514, 10130100/180614/0004934, 10130174/060414/0001201 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                            Нариманидзе Н.А.