НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 20.06.2013 № А40-67175/13

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

20 июня 2013г.

Дело №

А40-67175/2013

Резолютивная часть решения принята 20 июня 2013г.

Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2013г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Игумновой А.В.

рассмотрев дело по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (ОГРН <***>, ИНН <***>, 191011 <...>)

к Открытому страховому акционерному обществу «РЕСО-Гарантия» (ОГРН 1027700042413, ИНН 7710045520, 125047, г.Москва, ул. Гашека, дом 12, стр. 1)

о привлечение к административной ответственности на основании ч. 3 ст.14.1 КРФоАП

при участии: от заявителя  неявка, извещен; от ответчика –  Попова Г.В., доверенность № РГ-Д-2354/12 от 17.05.2012г.

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ОСАО «РЕСО-Гарантия» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

Заявитель обосновал заявленные требования, ссылаясь на нарушение ответчиком условий, предусмотренных лицензией, в части нарушения сроков выплаты страховых выплат, выявленное по результатам мероприятия по контролю.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, которым просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии заявителя в порядке ст. 123 АПК РФ.

Ответчик в судебное заседание явился, представил письменный отзыв, требование не признал, просил суд отказать.

В соответствии с п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2010г. №10 и согласно определению арбитражного суда от 31.05.2013г. в судебном заседании 20.06.2013г. проводиться подготовка дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд считает что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее - Положение о ФСФР) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Материалами дела установлено, что Открытое страховое акционерное общество «РЕСО-Гарантия» (далее - Страховщик) является субъектом страхового дела (регистрационный номер в Едином государственном реестре субъектов страхового дела № 1209). Страховщик осуществляет свою деятельность на основании лицензий С № 1209 77, П № 1209 77, выданных Федеральной службой страхового надзора 09.12.2005.

Из материалов дела следует, что в ходе осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, проводимого Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СЗФО) на основании статьи 30 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1), и в связи с поступлением в РО ФСФР России в СЗФО обращения гражданки ФИО2, содержащего сведения о нарушении страхового законодательства Российской Федерации со стороны страховой организации Открытого страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (далее - Страховщик), установлено, что Страховщик в нарушение страхового законодательства Российской Федерации осуществляет деятельность с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии.

В соответствии с п. 13 ст.323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее - Закон) должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов.

В соответствии с п. 18 Закона условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (страхователь), и страховой организацией (страховщик).

Административным органом установлено, что 28.12.2010г. между ОСАО «РЕСО-Гарантия» и Федеральной таможенной службой России заключен государственный контракт № 184 на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.

Неотъемлемой частью Государственного контракта является Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов российской Федерации, утвержденный Страховщиком и Страхователем (далее - Регламент).

Регламент разработан в соответствии с п.4 и 5 ст. 418 Таможенного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 9.2 Государственного контракта предусмотрено, что в зависимости от признания или не признания заявленного Страхователем (Застрахованным лицом) события страховым случаем, Страховщик принимает решение о выплате или отказе в выплате страховой суммы в течение одного дня со дня получения всех документов в соответствии с Регламентом.

Пунктом 1.12 Регламента предусмотрено, что выплата страховых сумм производится не позднее 10 календарных дней со дня принятия решения о страховой выплате при условии получения Страховщиком всех необходимых и правильно оформленных документов, и подтверждающих факт страхового случая и его связь с исполнением должностных обязанностей. В случае отказа в выплате страховой суммы Страховщик письменно сообщает об этом начальнику таможенного органа, оформившего документы, а также Застрахованному лицу с мотивированным обоснованием причин отказа.

06.07.2012 от начальника управления Северо-Западного таможенного управления Страховщиком получены документы для рассмотрения вопроса о выплате страхового обеспечения начальнику отдела документационного обеспечения Северо-Западного таможенного управления ФИО2 в связи с установлением ей II (Второй) группы инвалидности, до истечения одного года после увольнения со службы.

Таким образом, согласно пункту 9.2 Государственного контракта, в срок не позднее 07.07.2012 Страховщик должен был принять решение о выплате или отказе в выплате страховой суммы.

Суд не принимает доводы ответчика об отсутствии состава правонарушения.

Из объяснений Страховщика следует, что ФИО2 уведомлена об отсутствии оснований для выплаты страхового обеспечения 30.07.2012, а также повторно 31.01.2013г. и 15.03.2013г..

Согласно пункту 1.12 Регламента в случае отказа в выплате страховой суммы Страховщик письменно сообщает об этом не только Застрахованному лицу, но и начальнику таможенного органа, оформившему документы.

Суд установил, что в материалах, представленных ОСАО «РЕСО-Гарантия» в ответ на запрос № 72-13-НК-19/5098 от 21.03.2013г. отсутствуют доказательства извещения начальника таможенного органа, оформившего документы об отказе в выплате страховой суммы. Таким образом, Страховщиком нарушены требования п. 1.12 Регламента.

Согласно п. 5 ст. 30 Закона РФ N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Таким образом, заявителем установлено нарушение страховщиком требований, предусмотренных п. 5 ст. 30 Закона РФ N 4015-1.

За указанные правонарушения ч. 3 ст. 14.1 КРФоАП предусмотрена административная ответственность.

На основании вышеизложенного начальником ТО Архангельской области РО ФСФР России по СЗФО ФИО3 в присутствии представителя ОСАО «РЕСО-Гарантия» по доверенности № РГ-Д-2399/13 от 25.04.2013г. ФИО4 составлен Протокол об административном правонарушении № 72-13-348/пр-ап от 29.04.2013г.

В соответствии с Приказом ФСФР России от 20.1-0.2011 № 11-51/пз-н утвержден Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, Приказом РО ФСФР России в СЗФО № 72-11-370/пз от 16.12.2011г. утвержден Перечня должностных лиц РО ФСФР России в СЗФО, уполномоченных осуществлять функции контроля и надзора в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), а также составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 5 ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия ответчиком исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Поскольку рассматриваемое правонарушение заключалось с нарушением ОСАО «РЕСО-Гарантия» условий, предусмотренных лицензией, то оно является длящимся правонарушением.

Факт совершения правонарушения выявлен заявителем 17.04.2013г., в момент получения ответа ОСАО «РЕСО-Гарантия» от 10.04.2013г. № РУ-146 на запрос. На дату принятия решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.

В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5, ч.3 ст.14.1, ст.25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, ст. 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Открытое страховое акционерное общество «РЕСО-Гарантия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125047, <...>)к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КРФоАП.

Наложить на Открытое страховое акционерное общество «РЕСО-Гарантия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125047, <...>) административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:

Счет № 40105810400000010001, открытый УФК РФ по Санкт-Петербургу (РО ФСФР России в СЗФО), ИНН <***>, КПП 784101001, ОКАТо 40298561000, в ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу, Санкт-Петербург, БИК 044030001, код бюджетной классификации 521 1 16 15000 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства РФ о рынке ценных бумаг».

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                          Вигдорчик Д.Г.