ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-128610/14
24 марта 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2015 года,
полный текст решения изготовлен 24 марта 2015 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Суставовой О.Ю.
(шифр судьи 108-386)
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубровиной К.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело позаявлению открытого акционерного общества «Московский бизнес инкубатор» (ИНН 7725237240; ОГРН 1037725042794; дата регистрации: 12.08.2003; 115432, г.Москва, проспект Андропова, д.18, корп.7)
к Инспекции Федеральной налоговой службы №25 по г.Москве (ИНН 7725068979; ОГРН 1047725054486; дата регистрации: 23.12.2004; адрес: 115193, г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, д.1/11), Управлению Федеральной налоговой службы по г.Москве (ИНН 7710474590; ОГРН 1047710091758; дата регистрации: 27.12.2004; адрес: 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, 12А),
опризнании недействительнымирешений №14-20/7Р от 04.04.2014 и №21-19/056268 от 09.06.2014
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Клименкова Я.В. (личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации), действующего по доверенности от 11.10.2013 №54; Ткача А. В. (личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации), действующего по доверенности от 11.11.2014 №64;
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы №25 по г.Москве – Гурина В.С. (личность подтверждена удостоверением УР №913621), действующего по доверенности от 12.01.2015 №05-05/002; Вишнякова А. И. (личность подтверждена удостоверением УР №913679), действующего по доверенности от 13.01.2015 № 05-01/26;
представителя Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве - Девятаевой О.Н. (личность подтверждена удостоверением УР № 910996), действующей по доверенности от 30.01.2015 №50,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Московский бизнес инкубатор» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по г. Москве (далее – Налоговый орган, Инспекция, Ответчик) от 04.04.2014 № 14-20/7Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве (далее – Управление, вышестоящий налоговый орган) от 09.06.2014 от 21-19/056268 по апелляционной жалобе.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении (т.1 л.д.2-12) и письменных пояснениях (т.19 л.д.125-135, 138-141, т.20 л.д.28-29), в обоснование требований указывал, что решения не соответствуют налоговому законодательству, нарушают права и законные интересы организации, налогоплательщиком не допущено двойное принятие к вычету сумм НДС.
Налоговый орган заявленные требования не признал по доводам, изложенным в оспариваемых Решениях Инспекции и Управления (т.1 л.д.33-46, 21-23), отзыве (т.2 л.д.5-9) и письменных пояснениях (т.20 л.д.1-5), указав, что налогоплательщиком допущены нарушения при ведении бухгалтерского учета.
Управление требования Общества не признало по доводам, изложенным в оспариваемых решениях, отзыве (т.2 л.д.2-4) и письменных пояснениях (т.14 л.д.1-6), указало, что Решение вышестоящего налогового органа не является самостоятельным предметом спора.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в период с 30.01.2013 по 26.09.2013 проведена выездная налоговая проверка ОАО «Московский бизнес инкубатор» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010г. по 31.12.2011г., по результатам которой составлен Акт проверки № 14-17/19А от 21.11.2013 (т.1 л.д.69-80).
По итогам рассмотрения материалов проверки, акта проверки № 14-17/19А от 21.11.2013, а также представленных Обществом возражений, Налоговым органом вынесено Решение № 14-20/7Р от 04.04.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1 л.д.33-46).
В соответствии с указанным Решением Налоговый орган доначислил Налогоплательщику налог на добавленную стоимость в размере 20 613 222 руб. (пункт 1); привлек организацию к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм НДС в виде штрафа в размере 102 555 руб. (пункт 2); начислил организации пени по состоянию на 04.04.2014 по НДС в размере 7 053 078 руб. (пункт 3); предложил уплатить суммы налога, пени (пункт 4); а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 5).
Налогоплательщик, не согласившись с принятым налоговым органом Решением, обратился в УФНС России по г.Москве с апелляционной жалобой, рассмотрев которую вышестоящий налоговый орган решением от 09.06.2014 № 21-19/056258 оставил решение Инспекции без изменения (т.1 л.д.21-23).
Судом из материалов дела установлено следующее.
Из решений налоговых органов следует, что ОАО «МБИ» в нарушение ст. 169, 171, 172 НК РФ неправомерно предъявило к вычету в 2010-2011 суммы НДС на общую сумму 20 613 222 рубля. В обоснование указанного вывода налоговые органы указывают, что при анализе книги покупок и продаж (т.4) и дополнительных листов к ним за 2004-2011 гг. установлено, что ОАО «МБИ» зарегистрировало перечисленные на стр. 10-20 (Решения Инспекции, т.1 л.д. 72-78) счета-фактуры, приняв к вычету НДС в полной сумме, а в некоторых случаях больше; в то же время в 2010-2011 гг. Налогоплательщик повторно зарегистрировал вышеуказанные счета-фактуры (т.5 л.д. 1, 7, 12, 21, 32, 35, 52, 60, 71, т.11, л.д.16), приняв к вычету НДС в полной сумме или его часть, при этом записи восстановления НДС в суммовом выражении значительно меньше принятых к вычету в 2004-2011 гг., что, по мнению Инспекции, свидетельствует о превышении разницы НДС, принятого к вычету в 2004-2009 гг. с учетом восстановления НДС в 2004-2011 гг., к НДС, принятому к вычету в 2010-2011 гг.
Кроме того, налоговые органы указывают, что Налогоплательщиком представлены счета-фактуры в соответствии с которыми НДС был восстановлен, но при этом эти счета-фактуры имеют совершенно другие реквизиты (дата, №, и в описании хозяйственной операции отсутствуют ссылки на конкретные счета-фактуры). Во время проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налогоплательщиком представлены бухгалтерские справки (т.5), в которых отражены реквизиты счетов-фактур, на основании которых НДС был принят раннее к вычету.
В следствие чего, Налоговый орган и Управление делают вывод о том, что Общество не имело права принимать к вычету НДС повторно на сумму 20 613 222 руб. по счетам-фактурам, которые зарегистрированы в книгах покупок 2010-2011 гг., так как данные счета-фактуры были зарегистрированы в книгах покупок и приняты к вычету в более ранние периоды 2004-2009 гг.
Выводы Налогового органа в части повторного принятия к вычету сумм НДС в 2010-2011 гг. по счетам-фактурам, которые раннее были зарегистрированы в 2006-2009гг., являются необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Судом установлено, что при реализации инвестиционного проекта создания «Московского городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ» на земельном участке по адресу: г. Москва, Западная часть Нагатинской поймы, площадью 315 762 кв. м (далее - Объект), осуществляемого на основании Постановления Правительства г. Москвы от 23.09.2003 г. № 792-ПП «О создании Московского городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ», ОАО «МБИ» в период с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2009 года на основании предъявленных счетов-фактур («Сводная таблица», т.13 л.д. 131, левый столбец) приняло к вычету НДС на общую сумму 71 034 337,16 рубля.
В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.
Таким образом, Общество за период 01 октября 2006 года по 31 декабря 2009 годы правомерно и обоснованно заявило к вычету НДС на сумму 71 034 337,16 рубля в соответствии со ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ.
При этом общая сумма налоговых вычетов в указанном периоде превышала общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, в связи с чем, полученная разница подлежала возмещению на основании п. 1. ст. 176 НК РФ. Налоговый орган при проведении камеральных налоговых проверок в период с 2006 по 2009 гг. включительно проверил обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению (т.11-12). По окончании проверок Инспекцией приняты решения о возмещении соответствующих сумм в пользу налогоплательщика: № 20-10-23724/1183 от 19.12.2006 (т.11, л.д. 17-22), № 20-10-23724/1181 от 20.12.2006 (т.11, л.д.23-27), № 18-21-23724/745 от 06.08.2007 (т.11, л.д.28), № 18-21-23724/746 от 06.08.2007 (т.11, л.д.29), № 1060 от 15.05.2008 (т.11, л.д.30-41), № 18-21-23724/900 от 08.10.2007 (т.11, л.д.42), № 18-21-23724/886 от 21.09.2007 (т.11, л.д.43), № 18-21-23724/1302 от 26.11.2007 (т.11, л.д.44), № 18-21-23724/888 от 27.09.2007 (т.11, л.д.45-54), № 111 от 07.02.2008 (т.11, л.д.55-61), № 603 от 28.03.2008 (т.11,л.д.62-75), № 331 от 14.03.2008 (т.11, л.д.76-87), № 276 от 29.02.2008 (т.11, л.д.88-98), № 341 от 18.03.2008 (т.11, л.д.99-114), № 361 от 20.03.2008 (т.11, л.д.115-135), № 940 от 23.04.2008 (т.11, л.д.136-154), № 1644 от 25.07.2008 (т. 12, л.д. 1-22), № 23 от 21.01.2009 (т.12, л.д.23-50), № 22 от 21.01.2009 (т.12, л.д.51-81), № 744 от 24.06.2009 (т.12, л.д.82-108), № 776 от 30.06.2009 (т.12, л.д.109-139), № 1162 от 20.10.2009 (т.12, л.д.140-171).
В период с 2006 по 2008 гг. при реализации указанного выше инвестиционного проекта Общество в целях осуществления финансирования строительства (создания) объекта привлекало соинвесторов: ООО «РосТинвест» договор № ИК1-02 от 30.06.2006 г. (ред. №2 от 20.08.2008 г.) - т.6 л.д.1-136; Компания «Vindalo Properties 1лткес1» договор №ИК1-04 от 01.10.2007 г. - т.8, л.д.76-151, т.10 л.д.1-101; ЗАО «ТС Сервис» договор № ИК1-01 от 24.05.2007 г. (с 04.09.2008 г. частичная замена лица в обязательстве на ООО «Таркетт» согласно дополнительному соглашению №2 от 04.09.2008 г. к договору № ИК1-01 от 24.05.2007 г.) - т.7, л.д.1-64; ЗАО «Нагатино Офис», договор № ИК1-06 от 01.07.2008 г. - т.10 л.д.102-124, т.9 л.д.1-90; Компания «Flantir Properties Limited», договор № ИК1-05 от 29.09.2008 г. - т.7, л.д. 65-142, т. 8 л.д. 1-75.
В связи с этим за период с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2009 года Общество на основании п. 3 ст. 170 НК РФ восстановило часть НДС, ранее включенного в состав вычетов при строительстве, пропорционально площадям, определенным по вышеуказанным договорам, которые должны были передаваться соинвесторам по окончании строительства, предоставляя соответствующие налоговые декларации (т.13, л.д.1-40).
При восстановлении сумм НДС Обществом были составлены и зарегистрированы в книге продаж сводные счета-фактуры на каждого из соинвесторов (т.5 л.д. 1, 7, 12, 21, 32, 35, 52, 60, 71, т.11, л.д.16), сумма НДС по которым складывалась из сумм НДС, ранее включенных в состав вычетов при строительстве, пропорционально площадям, приходящимся на каждого из соинвесторов.
По окончании строительства Объекта на основании выписок БТИ был произведен пересчет площадей помещений, которые должны были передаваться соинвесторам по вышеуказанным договорам соинвестирования, что повлекло пересчет сумм затрат каждого из соинвесторов.
В связи с пересчетом сумм затрат каждого из соинвесторов Обществом была произведена корректировка сумм НДС (в т.ч. были частично приняты к вычету суммы НДС) в части сумм, ранее восстановленных, Обществом также были составлены и зарегистрированы в книге продаж сводные счета-фактуры на каждого из соинвесторов: № 0001/И-1 от 31.03.2007 в отношении ООО «РосТинвест» отражена на странице 1 книги продаж сумма НДС 1 483 707,82 руб. (т.5. л.д.1); № 0001/И-2 от 31.05.2007 в отношении ЗАО «ТЭК ТРАНССИСТЕМА» переименована в ЗАО «ТС Сервис» на странице 5 книги продаж сумма НДС 8 414 980,40 руб. (т.5. л.д.7); № 0001/И-3 от 24.04.2008 в отношении Компания «Vindalo Properties Limited » страница 5 книги продаж сумма НДС 36 148 102,33 руб. (т.5. л.д.12); № 0001/И-4 от 29.07.2008 в отношении ЗАО «Нагатино Офис» страница 9 книги продаж сумма НДС 30 259 764,76 руб. (т.5. л.д.21); № 0001/И-5 от 20.08.2008 в отношении ООО «РосТинвест» страница 9 книги продаж сумма НДС 1 812 288,76 руб. (т.5. л.д.32); № 0001/И-6 от 12.11.2008 в отношении Компания «Flantir Properties Limited » страница 13 книги продаж сумма НДС 95 992 395,39 руб. (т.5. л.д.35); № 0001/И-6 от 02.06.2009 в отношении ЗАО «Нагатино Офис» страница 24 книги продаж сумма НДС 2 111 926,08 руб. (т.5. л.д.52); № 0002/И-6 от 31.10.2009 в отношении Компания «FlantirPropertiesLimited» страница 38 книги продаж сумма НДС 69 905,26 руб. (т.5. л.д.60); № 0002/И-1 от 31.01.2010 в отношении ООО «РосТинвест» страница 49 книги продаж сумма НДС 304 020,99 руб. (т.11, л.д.16); № 0002/И-2 от 31.01.2010 в отношении ЗАО «ТС Сервис» страница 49 книги продаж сумма НДС 721 372,79 руб. (т.5. л.д.71).
Так, например, расчет суммы восстановленного НДС по сводному счету-фактуре 0002/И-6 от 31.10.2009 (т.5. л.д.35), выставленному в адрес Компании «Flantir Properties Limited» на общую сумму НДС 69 905,26 рублей, включает в себя суммы НДС, ранее включенные в состав вычетов при строительстве по счетам-фактурам, отраженным в Расчете (т.13, л.д.41-47).
В бухгалтерской справке, переданной в Налоговый орган, являющейся приложением к сводному счету-фактуре 0002/И-6 от 31.10.2009, приведен полный перечень счетов-фактур, по которым осуществляется восстановление НДС. Аналогичный порядок восстановления сумм НДС применялся Обществом и в рамках правоотношений с остальными соинвесторами.
К каждой из указанных выше счетов-фактур Обществом представлены бухгалтерские справки по восстановлению НДС, а также первичные счета-фактуры, не принятые налоговым органом, но вошедшие в счет-фактуру по восстановлению НДС с приложением бухгалтерской проводки по счету 19.6 по каждому соинвестору: № 0001/И-1 от 31.03.2007 (т.14 л.д.21-56), № 0001/И-2 от 31.05.2007 (т.14 л.д.59-97), № 0001/И-3 от 24.04.2007 (т.14 л.д.98-150, т.15 л.д.1-66), № 0001/И-6 от 12.11.2008 (т.15 л.д.67-150, т.16 л.д.1-18), № 0001/И-5 от 20.08.2008 (т.16 л.д.19-40), № 0001/И-6 от 02.06.2009 (т.16 л.д.41-124, т.17 л.д.1-43), № 0002/И-1 от 31.01.2010 (т.17 л.д.44-82), 0001/И-4 от 29.07.2008 (т.17 л.д.83-130, т.18), № 0002/И-2 от 31.01.2010 (т.19 л.д.1-63), № 0002/И-6 от 31.10.2009 (т.19 л.д.64-112).
Все указанные выше доказательства, отражены в Сводной таблице (т. 14, л.д.8), где каждой цифре (сумме восстановленного НДС, столбцы 12-23) в ячейке соответствует первичный счет-фактура (столбец №2), счет-фактура по восстановлению НДС (заголовок столбцов 12-23), которая отражена в соответствующей проводке.
Так, например, по абз. 3 стр. 9 Решения Инспекции т.1 л.д.37: Строка №2 Сводной таблицы (т.14, л.д.8) - с/ф №33 от 26.04.2006, ЗАО «Инжпроектсервис», столбец №17 - сумма 15 055,69 рублей восстановлена в 4-м кв.2008 года. т.15, л.д. 67 - счет-фактура от 12.11.2008 по восстановлению НДС для соинвестора «Flantir Properties Limited)), общая сумма 95 992 395 рублей 39 копеек; т.15.л.д. 69 - строка 31 «Восставнолен НДС по с/ф №33 от 26.04.2006» в размере 15 055, 59 подрядчик «Инжпроектсервис»; т.15, л.д.84 - с/ф №33 от 26.04.2006, «Инжпроектсервис»; т.15, л.д. 85 - Карточка счета 19.6 соинвестора, проводка по восстановлению НДС, отраженная в бухгалтерском учете; т. 13, л.д. 19 - Раздел 3 Налоговой декларации по НДС за 4-й кв.2008 года, строка 7, сумма налога, подлежащая восстановлению, ранее правомерно принятая к вычету -95 992 395 рублей 39 копеек.
По абз. 6 стр. 11 Решения Инспекции т.1 л.д.38: Строка №22 Сводной таблицы (т.14, л.д.8) - с/ф №9/1-1-Б от 30.04.2007, «АУСТРУ-БАУ ГМБХ», столбец №15 - сумма 8 070 571,57 рублей восстановлена во 2-м кв.2008 года. т.14, л.д. 98 - счет-фактура от 24.04.2008 по восстановлению НДС для соинвестора «Vindalo Properties Limited)), общая сумма 36 148 102 рубля 33 копейки; т.14.л.д. 103 - строка 129 «Восставнолен НДС по с/ф №9/1-1-Б от 30.04.2007» в размере 8 070 571,57 подрядчик «АУСТРУ-БАУ ГМБХ»; т.14, л.д.7 - с/ф №9/1-1-Б от 30.04.2007, «АУСТРУ-БАУ ГМБХ»; т.14, л.д. 9 - Карточка счета 19.6 соинвестора, проводка по восстановлению НДС, отраженная в бухгалтерском учете; т.14, л.д. 11 - Раздел 3 Налоговой декларации по НДС за 2-й кв.2008 года, строка 7, сумма налога, подлежащая восстановлению, ранее правомерно принятая к вычету - 36 148 102 рубля.
По абз. 1 стр. 16 Решения Инспекции т. 1 л.д. 40: Строка №61 Сводной таблицы (т.14, л.д.8) - с/ф №255 от 24.06.2008, ЗАО «Вента», столбец №18 - сумма 32 638,58 рублей восстановлена во 2-м кв.2009 года. т. 16, л.д. 41 - счет-фактура от 02.06.2008 по восстановлению НДС для соинвестора ЗАО «Нагатино Офис», общая сумма 2 111 926 рублей 08 копеек; т.16.л.д. 43 - строка 51 «Восставнолен НДС по с/ф №255 от 24.06.2008» в размере 32 638,58 подрядчик ЗАО «Вента»; т. 16, л.д.65 - с/ф №255 от 24.06.2008, ЗАО «Вента»; т. 16, л.д. 66 - Карточка счета 19.6 соинвестора, проводка по восстановлению НДС, отраженная в бухгалтерском учете; т. 13, л.д. 23 - Раздел 3 Налоговой декларации по НДС за 2-й кв.2009 года, строка 7, сумма налога, подлежащая восстановлению, ранее правомерно принятая к вычету - 22 747 554 рубля.
Применительно к изложенному суд считает, что все суммы восстановленного НДС, которые принял Налоговый орган, были налогоплательщиком надлежащим образом отражены в налоговых декларациях за соответствующие периоды, НДС был уплачен, что свидетельствует об отсутствии налоговой выгоды со стороны Заявителя, отсутствии состава налогового правонарушения, а вынесенное Решение Инспекции подлежащим признанию недействительным.
Таким образом, Обществом был восстановлен НДС на общую сумму 31 602 343,14 рубля, что подтверждается соответствующими документами: счетами-фактурами, выставленными Обществом по восстановлению и корректировке НДС соинвесторов за периоды: март 2007г., май 2007г.; II, III и IV кварталы 2008гг.; II, III и IV кварталы 2009гг., I, II, III кварталы 2010 гг. совместно с бухгалтерскими справками и счетами-фактурами, на основании которых Обществом был произведен вычет сумм НДС за указанный период (т.5 л.д. 1, 7, 12, 21, 32, 35, 52, 60, 71, т.11, л.д.16); книгами продаж за налоговые периоды: март 2007г., май 2007г.; II, III и IV кварталы 2008гг.; II, III и IV кварталы 2009гг., I, II, III кварталы 2010 гг. (т.4); декларациями (за периоды март 2007г., май 2007г.; II, III и IV кварталы 2008гг.; II, III и IV кварталы 2009гг., I, II, III кварталы 2010 гг. - т.13 л.д.1-40).
Судом установлено, что Налогоплательщик не принимал дважды в 2010-2011 гг. к вычету одни и те же суммы НДС по одним и тем же счетам-фактурам.
Кроме того, судом установлено, что Заявителем представлены в Налоговый орган и Управление все надлежащим образом оформленные документы, запрашиваемые Инспекцией по Требованиям № 14-18/11/тр1 от 30.01.2013 г., № 14-18/11/тр2 от 30.01.2013 г., № 14-18/11/тр3 от 18.06.2013 г., № 14-18/11/тр5 от 19.06.2013 г., № 14-26/11/тр5 от 19.09.2013 г., № 14-26/11/тр6 от 23.09.2013 г. Таким образом, у Инспекции в распоряжении были все необходимые документы для установления обоснованности применения Налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в спорном периоде (т.13 л.д.48-117).
Заявителем в материалы дела представлена (т.13 л.д.131) сравнительная таблица, в которой указаны данные Общества по восстановленным суммам НДС за период 2006-2011 гг. и данные, установленные налоговой инспекцией, которая была представлена Налогоплательщиком в письменных возражениях от 26.12.2013г.
Суд считает, что Налоговый орган и Управление не исследовали представленные документ, вследствие чего ошибочно пришли к выводу о повторной регистрации одних и тех же счетов-фактур и, соответственно, о принятии к вычету одних и тех же сумм НДС в 2010-2011 гг., которые ранее были приняты к вычету в 2006-2009 гг.
Таким образом, Налоговый орган и Управление должным образом не дали надлежащую оценку представленным документам, подтверждающим доводы о том, что Общество восстановило в период с 2006 по 2009 гг. суммы НДС на общую сумму 31 602 343,14 рубля.
Вследствие чего, в нарушение пп.12 п. 3 ст. 100 НК РФ, в Решении Налогового органа отсутствуют документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выражающиеся в совершении Обществом повторного принятия к вычету сумм НДС в 2010-2011 гг., ранее принятых, по мнению инспекции, за период 2006-2009 гг.
На стр. 22 Решения (т.1. л.д. 22) Налоговый орган указал на нарушение Обществом правил регистрации счетов-фактур в книге продаж, предусмотренных Постановлением Правительства от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
При этом Налоговый орган и Управление не оспаривают и не опровергают факт восстановления сумм НДС за период с 2006 по 2009 гг. суммы НДС на общую сумму 31 602 343,14 рубля.
Более того, из решения Инспекции и Управления не следует, что неправомерное принятие к вычету налога на добавленную стоимость на сумму 20 613 222 рублей произошло по причине нарушения плательщиком правил регистрации счетов-фактур в книгах покупок и продаж. Состава правонарушения, за которое предусмотрена данная ответственность, в Решении налоговой Инспекцией не установлено.
Из материалов дела следует, что Налогоплательщиком предоставлялись необходимые счета-фактуры, на основании которых НДС был принят к вычету и восстановлен за период 2006-2011гг., на их отсутствие Налоговый орган в решении не указывает.
Нарушения в заполнении книге продаж, имеющие место в марте 2007г., мае 2007г., II, III и IV кварталах 2008гг.; II, III и IV кварталах 2009гг., I, II, III кварталах 2010 гг., по материалам выездной проверки не свидетельствуют о том, что данное обстоятельство повлияло на перечисление восстановленных за период с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2009 годы в бюджет сумм НДС на общую сумму 31 602 343,14 рублей.
Книга покупок и книга продаж не относятся к первичным документам, поименованным в п. 1 ст. 172 НК РФ в качестве основания принятия НДС к вычету, а ведутся они в целях бухгалтерского учета. Законодательство не устанавливает правовых последствий нарушения порядка внесения в них сведений. Данная позиция высказана Письмом ФНС России от 23 июля 2009 г. N 3-1-11/531, утверждена Определениями ВАС РФ от 11 мая 2012 г. N ВАС-5357/12 и от 25 апреля 2012 г. N ВАС-2582/12, а так же судебной практикой Федеральных Арбитражных судов округов №А40-400046/12, А28-660/08, №А40-40052/2013, А41-34552/10, А40-13679/11.
Налоговый орган должен был доказать не только факт совершения плательщиком нарушения правил регистрации счетов-фактур в книгах покупок и продаж, но и то обстоятельство, что эти нарушения повлекли за собой неправомерность восстановления сумм НДС за период с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2009 годы в бюджет сумм НДС на общую сумму 31 602 343,14 рублей, и последующего принятия к вычету сумм НДС в проверяемом периоде на сумму 20 613 222 рубля по одним и тем же счетам-фактурам. Кроме того, нарушение порядка ведения книги покупок (продаж) либо ее отсутствие (непредставление) не является основанием для отказа в вычете. Налоговое законодательство РФ не содержит положения, согласно которому ведение книги покупок и книги продаж с нарушением установленного порядка является безусловным основанием для отказа в применении вычета. Суд считает, что в рассматриваемом случае нарушение порядка ведения книг покупок и продаж никаким образом не привело к необоснованному возмещению сумм НДС, бюджет РФ в данном случае не пострадал.
Помимо изложенного выше, решения Налогового органа и Управления противоречат правовой позиции ВАС РФ, изложенной в основополагающем Постановлении Пленума от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», где указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Согласно указанного выше судебного акта, под налоговой выгодой для его целей понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
На основании изложенного, суд считает, что требование Общества о признании недействительным Решения Инспекции №14-20/7Р от 04.04.2014 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве №21-19/056268 от 09.06.2014) подлежит удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, самостоятельное требование Общества о признании недействительным Решения Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве №21-19/056268 от 09.06.2014 по апелляционной жалобе удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Указанное решение Управления является результатом действий налогового органа по рассмотрению апелляционной жалобы Заявителя на решение Инспекции от 04.04.2014 № 14-20/7Р, следовательно данным решением Управление не принимало нового решения о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Управление данным решением никаким образом не обязывает налогоплательщика совершать каких-либо действий. Решение Управления не создает для Заявителя каких-либо ограничений либо запретов для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит предписаний и не создает для него правовых последствий, доказательств иного заявителем не представлено, в связи с чем, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 198 АПК РФ для признания решения Управления недействительным.
Согласно п. 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалуемой части было оставлено без изменения полностью или частично, судам необходимо исходить из следующего.
В указанном случае при рассмотрении в суде дела по заявлению налогоплательщика, поданному на основании главы 24 НК РФ, оценке подлежит решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных вышестоящим налоговым органом изменений (если таковые имели место), в связи с чем подсудность данного дела определяется по месту нахождения нижестоящего налогового органа.
При этом государственная пошлина уплачивается заявителем в размере, подлежащем уплате при оспаривании одного ненормативного правового акта.
Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Уплаченная Заявителем при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в полном объеме, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю по делу, в котором ответчиком является государственный орган, уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ, данные отношения не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. № 139).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 167-171, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленное открытым акционерным обществом «Московский бизнес инкубатор» требование удовлетворить частично.
Признать недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы №25 по г.Москве №14-20/7Р от 04.04.2014 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве №21-19/056268 от 09.06.2014).
В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Московский бизнес инкубатор» к Управлению Федеральной налоговой службы по г.Москве отказать полностью.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы №25 по г.Москве (ИНН 7725068979; ОГРН 1047725054486; дата регистрации: 23.12.2004; адрес: 115193, г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, д.1/11) в пользу открытого акционерного общества «Московский бизнес инкубатор» (ИНН 7725237240; ОГРН 1037725042794; дата регистрации: 12.08.2003; 115432, г.Москва, проспект Андропова, д.18, корп.7) 2000,00руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления в суд по платежному поручению от 07.08.2014 №869.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено и не изменено - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятый арбитражный апелляционный суд (127994, г.Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, д. 12) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа (127994, Москва, ГСП-4, ул. Селезневская, д. 9) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд города Москвы.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда: http://9aas.arbitr.ru/ и Федерального арбитражного суда Московского округа: http://fasmo.arbitr.ru/
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://msk.arbitr.ru/
СУДЬЯ О.Ю. Суставова
(шифр судьи 108-386)