НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 19.03.2013 № А40-171649/12

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва Дело № А40-171649/2012

26 марта 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ананьиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козицыной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» (ОГРН 1065030007900, 143345, Московская область, Наро-Фоминский район, п. Селятино)

к Центральной акцизной таможне (ОГРН 1027700552065; 109240, г. Москва, ул. Яузская, дом 8)

о признании незаконными действий

при участии в заседании:

от истца (заявителя) – Коземаслова Д.В. (дов. от 30.12.2012 г.);

от ответчика – Ищук И.М. (дов. № 05-21/38155 от 07.12.2012 г.)

УСТАНОВИЛ:   общество с ограниченной ответственностью «Ай-Эл-Эс Глобалвин» (далее – ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее – ЦАТ, таможня, таможенный орган, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 11 октября 2012 г. без рассмотрения, и обязании ответчика возвратить ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» излишне уплаченные в федеральный бюджет денежные средства в размере 10 015 200 руб.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, сославшись на то, что взыскание таможенным органом с организации-импортера денежных средств в случае неисполнения им обязательства об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением имеет характер административно-правовой ответственности, а поскольку хищение акцизных марок произошло помимо воли ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин», то общество не может быть признано виновным в неисполнении принятых на себя обязательств по использованию акцизных марок в соответствии с их назначением; также пояснил, что алкогольная продукция на территорию РФ ввезена не была, ввиду чего объект обложения по таможенным платежам в данном случае отсутствует и не существует обязанности общества по уплате таможенных платежей, а цена акцизных марок является авансовым платежом по акцизам.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами заявления не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на него, указав на то, что денежные средства в размере 10 015 200 руб. не являются на таможенными сборами, ни таможенными пошлинами, ни налогами, а являются суммой обязательства об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением, в связи с чем не подлежат возврату заявителю, поскольку им не представлен отчет об использовании акцизных марок; хищение акцизных марок, совершенное третьими лицами, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, ввиду отсутствия признака чрезвычайности, и, следовательно, не может рассматриваться основанием для исполнения обязательства об использовании акцизных марок.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, в целях реализации внешнеторгового договора, заключенного между организацией Penaflor (Аргентина) и ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин», последнее получило в Центральной акцизной таможне акцизные марки по заявлениям № 10009000/10/02125 в количестве 20 400 шт., № 10009000/10/02127 в количестве 20 400 шт., № 10009000/10/02128 в количестве 20 400 шт., № 10009000/10/02129 в количестве 13 200 шт.

Об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» были даны обязательства за регистрационным номером 10009000/10/02125 от 11 марта 2010 г., 10009000/10/02127 от 11 марта 2010 г., 10009000/10/02128 от 11 марта 2010 г. и 10009000/10/02129 от 11 марта 2010 г.

Поскольку указанные акцизные марки были похищены в Буэнос Айросе (Аргентина) в результате совершенного разбойного нападения на почтовый автофургон TNT Express World Wide, осуществлявшего перевозку в Аргентину и таможенное оформление марок, то ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» сообщило ЦАТ об утрате марок и предоставило отчеты об использовании выданных акцизных марок от 15 апреля 2011 г. и от 26 апреля 2012 г.

За непредоставленные к отчету акцизные марки по заявлению 10009000/10/02129 от 11 февраля 2010 г. платежным поручением № 00335 от 13 апреля 2011 г. ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» перечислило денежные средства в размере 1 386 000 руб.

Требованием от 25 апреля 2012 г. Центральная акцизная таможня предложила заявителю в добровольном порядке перечислить денежные средства в размере 8 629 200 руб. в связи с неисполнением обязательств организации об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением от 11 марта 2010 г. № 10009000/10/02125, 10009000/10/02127, 10009000/10/02128.

Платежными поручениями № 435 от 25 апреля 2012 г. и № 451 от 26 апреля 2012 г. денежные средства были перечислены в указанной в требовании сумме.

Считая, что денежные средства в размере 10 015 200 руб. являются излишне уплаченными, ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 11 октября 2012 г. вх. № 20463.

Указанное заявление возвращено заявителю с сопроводительным письмом от 17 октября 2012 г. за № 13-13/24164 на основании п. 4 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в связи с отсутствием оснований для возврата заявленных к возврату денежных средств в размере 10 015 200 руб.

ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» полагая, что действия Центральной акцизной таможни, выразившиеся в возврате заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 11 октября 2012 г. без рассмотрения, являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что оспариваемые действия соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации подакцизными товарами признаются алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах уполномоченных Правительством Российской Федерации;

- алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

В силу ч. 3 названной статьи федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками» (далее – Постановление № 866) утверждены Правила нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, Правила маркировки алкогольной продукции акцизными марками и форму отчета об использовании ранее выданных акцизных марок.

Пунктом 3 Постановления № 866 предусмотрено, что при получении акцизных марок организация берет на себя обязательство об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением, предусматривающее:

а) нанесение на алкогольную продукцию акцизных марок в установленном порядке;

б) возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;

в) представление отчета об использовании выданных акцизных марок;

г) ввоз в установленном порядке на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, включая ее доставку в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита до места нахождения таможенного органа назначения.

При возврате поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок денежные средства возврату не подлежат.

Форма обязательства организации определяется Федеральной таможенной службой.

Во исполнение Постановления № 866 приказом Федеральной таможенной службы от 07 октября 2010 г. № 1849 утверждены Правила приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием (далее - Правила).

В соответствии с п. 42 Правил организация до истечения срока, указанного в обязательстве организации, отчитывается перед уполномоченным таможенным органом об использовании акцизных марок путем представления на имя начальника уполномоченного таможенного органа либо лица, его замещающего, отчета об использовании выданных акцизных марок, составленного по форме, утвержденной Постановлением.

Согласно п. 44 Правил принятый уполномоченным таможенным органом отчет об использовании акцизных марок является подтверждением исполнения обязательства организации и основанием для возврата обеспечения исполнения обязательства организации.

При невыполнении организацией требования, указанного в пункте 42 настоящих Правил, на следующий день после истечения срока исполнения обязательства организации уполномоченный таможенный орган принимает меры в соответствии с законодательством о таможенном деле в Российской Федерации по взысканию (перечислению) в федеральный бюджет денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательства организации, или по взысканию денежных средств по представленному организацией обеспечению исполнения своего обязательства.

Взыскание и перечисление в федеральный бюджет причитающихся денежных средств осуществляется уполномоченным таможенным органом в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство организации не исполнено.

Организация вправе уплатить денежные средства в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство организации не исполнено. В указанных случаях уполномоченным таможенным органом взыскание денежных средств по представленному обеспечению не производится. В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, отчет об использовании акцизных марок принимается уполномоченным таможенным органом после поступления денежных средств за непредставленные к отчету акцизные марки в федеральный бюджет (п. 45 Правил).

Из приведенных положений не следует обязанность таможенного органа возвратить организации денежные средства, уплаченные ей в связи с неисполнением обязательства об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением.

Более того, п. 29 Правил предусмотрено, что неиспользованные и (или) поврежденные акцизные марки подлежат возврату организацией в выдавший их уполномоченный таможенный орган. При этом денежные средства, уплаченные за акцизные марки, не возвращаются.

Согласно ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.

Статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определен порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

В соответствии с п. 1 названной статьи излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

В силу п. 4 той же статьи при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.

Так, ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» в силу обязательств об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением за регистрационными номерами 10009000/10/02125 от 11 марта 2010 г., 10009000/10/02127 от 11 марта 2010 г., 10009000/10/02128 от 11 марта 2010 г. и 10009000/10/02129 от 11 марта 2010 г. обязалось в срок до 04 декабря 2010 г. (впоследствии продленных до 20 апреля 2011 г. и 20 апреля 2012 г.) нанести на алкогольную продукцию, указанную в заявлении о выдаче акцизных марок № 10009000/10/02125 в количестве 20 400 шт., № 10009000/10/02127 в количестве 20 400 шт., № 10009000/10/02128 в количестве 20 400 шт., № 10009000/10/02129 в количестве 13 200 шт. согласно Правилам маркировки алкогольной продукции акцизными марками, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 866, при соответствии сведений, нанесенных на акцизную марку, сведениям об алкогольной продукции, на которую данная марка нанесена и в отношении которой информация зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, возвратить в указанный срок неиспользованные и (или) поврежденные акцизные марки, ввезти в установленном порядке на территорию Российской Федерации указанную выше алкогольную продукцию, маркированную акцизными марками, и доставить ее в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до места нахождения таможенного органа назначения, а также представить отчет об использовании приобретенных акцизных марок в соответствии с Правилами приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием.

В случае неисполнения вышеуказанных действий денежные средства, являющиеся суммой обеспечения исполнения настоящего обязательства, будут перечислены нашей организацией на указанный Вами счет таможенного органа в части, кратной количеству акцизных марок, по которому обязательство не исполнено.

Данное обязательство считается выполненным после исполнения в установленный срок всех предусмотренных в обязательстве действий и будет обеспечено банковской гарантией на сумму 2 794 800 руб., 1 356 300 руб.

Настоящее обязательство предусматривает в том числе ввоз в установленном порядке на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, включая ее доставку в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита до места нахождения таможенного органа назначения.

Поскольку обществом не были исполнены взятые обязательства об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением, платежным поручением № 00335 от 13 апреля 2011 г. была произведена оплата денежных средств в размере 1 386 000 руб., а по требованию таможенного органа от 25 апреля 2012 г. была произведена оплата платежным поручением № 435 от 25 апреля 2012 г. денежных средств в размере 8 568 000 руб. и платежным поручением № 451 от 26 апреля 2012 г. произведена оплата денежных средств в размере 61 200 руб., а всего – 10 015 200 руб.

Общество полагает, что указанные денежные средства являются излишне уплаченными суммами таможенных платежей, а поскольку алкогольная продукция не была ввезена на территорию Российской Федерации, то отсутствует объект налогообложения по акцизам.

Согласно подп. 13 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения по акцизам.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относятся к таможенным платежам.

Уплаченные организацией денежные средства в размере 10 015 200 руб. не являются излишне уплаченной суммой таможенных платежей, а являются суммой обязательства организации об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением, данным в соответствии Постановлением № 866.

При этом то обстоятельство, что в назначении платежа платежных поручений № 435 от 25 апреля 2012 г. и № 451 от 26 апреля 2012 г. указано «авансовые платежи по требованию» не определяет уплаченные денежные средств именно как авансовые платежи по акцизам, поскольку уплата указанных денежных средств произведена в соответствии с п. 45 Правил по требованию таможенного органа, а доказательств в подтверждение обратного заявителем не представлено.

Таким образом, поскольку обществом не был представлен отчет об использовании акцизных марок, таможенный орган правомерно на основании п. 4 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возвратил заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 11 октября 2012 г. без рассмотрения.

В своем заявлении ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» указывает на то, что хищение акцизных марок произошло помимо воли общества, в связи с чем оно не может быть признано виновным в неисполнении принятых на себя обязательств по использованию акцизных марок в соответствии с их назначением.

Отклоняя приведенный довод, суд исходит из следующего.

В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает.

Доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), вследствие которых оказалось невозможным надлежащее исполнение обществом взятых на себя обязательств, обществом в материалы дела не представлено, и, следовательно, оснований считать принятые обществом обязательства по использованию акцизных марок прекратившимися в связи с их хищением у суда не имеется.

При этом преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и объективной непредотвратимости.

Принимая во внимание изложенное, суд считает обоснованным вывод таможенного органа об отсутствии оснований для возврата денежных средств в размере 10 015 200 руб., являющихся суммой обязательства организации об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением.

При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемые действия таможни соответствуют действующему законодательству о таможенном регулировании в Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «Ай-Эл-Эс Глобалвин» о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни ФТС России, выразившихся в возврате заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 11 октября 2012 г. без рассмотрения, отказать.

Проверено на соответствие положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.А.Ананьина