АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115225, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-145437/23-75-282 24 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2023 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Надеева М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Какаулиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» (ИНН: <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по г. Москве (ИНН: <***>)
к Федеральной налоговой службе (ИНН: <***>)
о признании незаконным действия (бездействия) ИФНС России № 28 по г.Москве по непередаче согласия ООО «МШСО» от 28.10.2022 на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;
о признании незаконным действия (бездействия) ФНС России по непередаче в Минцифры России информации о наличии согласия ООО «МШСО» на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;
об обязании ФНС России передать в Минцифры России информацию о наличии с 28.10.2022 согласия ООО «МШСО» на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом, в порядке ст. 49 АПК РФ).
третье лицо: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ИНН: <***>).
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 17 ноября 2023 года.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы № 28 по г. Москве
(далее – Инспекция, ИФНС России № 28 по г. Москве), к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минцифры России) о признании незаконными действия (бездействие) ИФНС России № 28 по г. Москве по непринятию согласия Общества с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» от 28.10.2022 на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными; о признании незаконными действия (бездействие) ИФНС России № 28 по г. Москве по не передаче в ФНС России и Минцифры России информации о наличии согласия Общества с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными; об обязании ИФНС России № 28 по г. Москве передать ФНС России и Минцифры России информацию о наличии с 28.10.2022 согласия Общества с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными; об обязании Минцифры России восстановить Общество с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» в реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в период с 20.12.2022 по 09.02.2023 гг. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом протокольным определением от 31.10.2023, на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 03.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России).
Определением суда от 31.10.2023 заменен ненадлежащий ответчик Минцифры России на ФНС России; принят отказ заявителя от требований к Минцифры России, производство по делу № А40-145437/23-75-282 в части требований к Минцифры России прекращено; привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Минцифры России; приняты уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Минцифры России.
С учетом уточнения заявленных требований, принятого судом, заявитель просит:
- признать незаконным действия (бездействие) ИФНС России № 28 по г.Москве по непередаче согласия ООО «МШСО» от 28.10.2022 на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;
- признать незаконным действия (бездействие) ФНС России по непередаче в Минцифры России информации о наличии согласия ООО «МШСО» на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;
- обязать ФНС России передать в Минцифры России информацию о наличии с 28.10.2022 согласия ООО «МШСО» на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
В судебное заседание не явился представитель Минцифры России. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения Минцифры России о времени и месте проведения судебного заседания. При таких обстоятельствах дело подлежало рассмотрению в его отсутствие в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель Инспекции возражал против заявленных требований по доводам изложенным в отзыве на заявление и письменных объяснениях.
Представитель ФНС России возражал против заявленных требований по доводам изложенным в отзыве на заявление и письменных объяснениях.
Суд, рассмотрев материалы дела, в силу статей 67, 68, 71 АПК РФ исследовав и оценив представленные доказательства с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из заявления, Общество 16.03.2022 включено в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее – Реестр), что подтверждается выписками из Реестра от 16.03.2022 № АО-20220315-3820984583-3 и от 09.02.2023 № АО-2023020112005337820-3.
Согласно пп. «д» п. 4 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729), если государственная аккредитация организации предоставлена до вступления в силу постановления, организация должна обеспечить возможность раскрытия сведений уполномоченному органу, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с пп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления, то есть до 31.10.2022.
Общество 12.10.2022 и 28.10.2022 подало согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – согласие или согласие на раскрытие налоговой тайны), по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (далее – Приказ № ММВ-7-17/615@).
В личный кабинет Общества 27.01.2022 на портале www.gosuslugi.ru поступило уведомление Минцифры России об аннулировании аккредитации в связи с тем, что, по данным ФНС России, согласие на раскрытие налоговой тайны не было получено либо было подано некорректно.
Одновременно Минцифры России сообщило, что ООО «МШСО» вновь предоставлена государственная аккредитация решением от 09.02.2023 № АО-2023020112005337820-3.
Таким образом, общий период исключения Общества из Реестра составил с 20.12.2022 по 09.02.2023.
01.03.2023 в адрес Общества поступило требование ИФНС России № 28 по г. Москве, согласно которому:
- в поступившем от Общества 12.10.2022 и 28.10.2022 согласии на раскрытие налоговой тайны не заполнено поле «Иное (для кода 1400)» (не указан код комплекта 20009), в связи с чем полученное согласие не позволяет раскрыть сведения, составляющие налоговую тайну;
- в связи с исключением из Реестра Общество лишено права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 1 п. 2, п. 2 ст. 427 НК РФ;
- Обществу предложено предоставить пояснения или внести исправления в расчеты по страховым взносам за 6, 9 и 12 месяцев 2022 года.
В целях подготовки пояснений Общество в тот же день, 02.03.2023, обратилось в ИФНС России № 28 по г. Москве с просьбой подтвердить факт своевременной подачи согласия на раскрытие налоговой тайны, а также получения налоговым органом указанного согласия и его направления в Минцифры России.
Общество дополнительно 16.03.2023 сообщило, что согласие на раскрытие налоговой тайны было подано обществом в установленный срок, принято налоговым органом без замечаний; форма согласия соответствует форме 1110058, установленной приложением № 1 к Приказу № ММВ-7-17/615@.
Общество в заявлении указало, что ИФНС России № 28 по г. Москве сообщила:
В данном случае Общество отмечает, что указанное письмо ФНС России не носит нормативный характер. Напротив, по состоянию на даты подачи согласия - 12.10.2022 и 28.10.2022 - процедура регулировалась действующим на тот момент нормативным правовым актом - Приказом № ММВ-7-17/615@, которым в своих действиях и руководствовался Заявитель.
Общество считает, что инструкция на сайте Минцифры России не является нормативным документом и не может подменять или заменять собой действующий на дату подачи согласия нормативный правовой акт - Приказ № ММВ-7-17/615@. Кроме того, указанная инструкция была размещена на сайте Минцифры России после даты подачи Обществом согласия на раскрытие налоговой тайны.
Общество указало на то, что действующий на момент подачи согласия на раскрытие налоговой тайны Приказ № ММВ-7-17/615@ не содержит указанный алгоритм заполнения. В соответствии с порядком заполнения формы в рамках данного приказа ООО «МШСО» указало признак 1 («Все сведения»), а в этом случае на
основании п. 16 приказа раздел «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ, налоговую тайну» не заполняется.
По мнению Общества, данный довод ИФНС России № 28 по г.Москве не имеет отношения к ситуации, изложенной в настоящей жалобе. Поскольку акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности, согласно п. 2 ст. 5 НК РФ обратной силы не имеют, то действие указанного приказа не может распространяться на ранее совершенные Обществом действия по подаче согласия на раскрытие налоговой тайны.
Общество отмечает, что при подаче согласия на раскрытие налоговой тайны использовало нормативную базу, действующую на дату подачи, а именно: Общество руководствовалось нормативным правовым актом - приказом от 15.11.2016 № ММВ-7- 17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» со сроком действия с 01.04.2017 по 13.12.2022.
По результатам налоговой проверки, проведенной отделом камеральных проверок № 4 ИФНС № 28 по г. Москве, составлены акты, согласно которым Общество, по мнению налогового органа, неправомерно применен пониженный тариф 06 «плательщики страховых взносов, осуществляющие деятельность в области информационных технологий». Поскольку лишение государственной аккредитации означает лишение права применять тарифы пониженных страховых взносов с начала расчетного периода, в котором прекратилась государственная аккредитация, налоговый орган посчитал, что Общество занизило страховые взносы за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, о чем вынесены решение от 01.06.2023 № 8844 на сумму недоимки 1 361 780 руб. 06 коп., решение от 01.06.2023 № 8719 на сумму недоимки 625 553 руб. 81 коп., решение от 01.06.2023 № 8721 на сумму недоимки 622 881 руб. 51 коп. Общая сумма к уплате, по данным налогового органа, составила 2 610 215 руб. 38 коп.
Заявитель считает, что ФНС России своими действиями (бездействием) нарушило право Общества на аккредитацию организации в виде ИТ-компании и на применение пониженных тарифов страховых взносов в соответствии ст. 427 НК РФ, право на применение налоговой ставки в соответствии с п. 1.15 ст. 284 НК РФ, не исполнило обязанность по передаче в Минцифры России данных о поданном Заявителем согласии на раскрытие налоговой тайны в нарушение п. 2.3 ст. 102 НК РФ и вышеуказанного п. 15 Положения о государственной аккредитации в области информационных технологий.
Аннулирование аккредитации и исключение Заявителя из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, незаконно и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исключение Заявителя из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в связи с несообщением налоговым органом информации о подаче согласия на раскрытие
налоговой тайны привело к потере для Общества мер государственной поддержки и налоговых льгот, установленных для аккредитованных ИТ-организаций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Возражая против заявленных требований представитель Инспекции пояснил, что согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации Российских Организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (далее – Положение № 1729) для получения аккредитации для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, организации необходимо подать заявление о предоставлении государственной аккредитации в уполномоченный органом, а именно Минцифры России, которым проводится проверка соответствия организации условиям, предусмотренным пунктами 4 - 10 Положения.
Федеральная налоговая служба в целях проверки организаций, подавших заявление о предоставлении государственной аккредитации, наделена полномочиями по представлению по запросу от Минцифры России информации об основном виде деятельности организации, среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений за последний отчетный период, о наличии согласия, предусмотренного подпунктом «д» пункта 4 Положения № 1729, а также об отсутствии у организации недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, превышающих 3 тыс. рублей.
Из подп. «д» п. 4 Положения № 1729 следует, что обязательным требованием к Налогоплательщику, желающему получить государственную аккредитацию, в соответствии с Положением, является обеспечение возможности раскрытия в адрес Минцифры России сведений, составляющих налоговую тайну в порядке, установленном п. 2.3 ст. 102 НК РФ, путём представления в налоговый орган Согласия на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну.
Следует также отметить, что в силу ст. 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Федеральным органом является ФНС России (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506).
ФНС России осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (п. 4 Положения о ФНС России).
Таким образом, органом, обладающим полномочиями по передаче сведений о наличии согласия налогоплательщиков на раскрытие в адрес Минцифры России сведений, составляющих налоговую тайну в соответствии со ст. 102 НК РФ, является Федеральная налоговая служба России.
Ввиду изложенного, вопреки доводам Заявителя, передача указанных сведений
в Минцифры России выходит за пределы компетенции территориального налогового органа, что свидетельствует о неправомерности требования Общества о признании незаконным действий (бездействия) Инспекции.
Доводы Заявителя о предположительном нарушении прав и законных интересов Общества ввиду непоступления сведений из Инспекции в ФНС России о наличии согласия Общества на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну не могут рассматриваться как обоснование заявленных требований, поскольку нормы Положения не ставят права Налогоплательщика в зависимость от внутреннего взаимодействия налоговых органов.
Инспекция отметила, что материалами дела не подтверждаются доводы Заявителя о совершении Инспекцией действий (бездействия), повлекших нарушение прав и законных интересов Общества, в связи с чем, требования Общества к Инспекции являются необоснованными.
Суд соглашается с доводами Инспекции о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, по следующим основаниям.
В силу пункта 15 Положения № 1729 передача в уполномоченный орган (Минцифры России) сведений о наличии согласия организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, осуществляется ФНС России.
Таким образом, Инспекция не является государственным органом, уполномоченным в силу Положения № 1729 на передачу сведения, касающихся налоговой тайны в адрес Минцифры России.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что Инспекция является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным действия (бездействия) ИФНС России № 28 по г.Москве по непередаче согласия Общества от 28.10.2022 на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
Возражая против заявленных требований представитель ФНС России пояснил, что Обществом пропущен срок на обращение в суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Информацию о наличии согласия на раскрытие налоговой тайны в адрес Минцифры России представляет именно ФНС России (пункт 15 Положения № 1729).
Как следует из заявления Общества, уведомление об аннулировании аккредитации им получено 27.01.2023 через личный кабинет юридического лица на сервисе Госуслуги (ЕСИА). Данное уведомление содержит информацию об отсутствии или некорректной подаче согласия на раскрытие налоговой тайны по данным ФНС России.
Таким образом, Обществу стало известно о предполагаемом нарушении его прав и законных интересов налоговым органом в момент получения уведомления об аннулировании аккредитации. Трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, истекал 27.04.2023, Общество обратилось в суд 29.06.2023 (срок пропущен на 2 месяца).
Кроме того, представитель Минцифры России в отзыве на заявление также указал на пропуск срока на обращение в суд.
Налоговыми органами не допущено нарушений прав Общества, поскольку в адрес Минцифры России направлены достоверные сведения.
С 01.10.2022 для ИТ-организаций начал действовать порядок государственной аккредитации, закрепленный Положением № 1729.
Одним из условий аккредитации является обеспечение организацией возможности раскрытия сведений уполномоченному органу (Минцифры России) путем представления в налоговые органы соответствующего согласия в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 НК РФ, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации или в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», если государственная аккредитация организации была предоставлена до вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации (подпункт «д» пункта 4 Положения в редакции от 30.09.2022).
В соответствии с пунктом 15 Положения № 1729 ФНС России на основании запроса представляет в Минцифры России следующую информацию: об основном виде деятельности организации, доходе организации, среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений за последний отчетный период, о наличии согласия, предусмотренного подпунктом «д» пункта 4 Положения, а также об отсутствии у организации недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, превышающих 3 тыс. рублей.
Аккредитация Общества аннулирована Минцифры России 20.12.2022. До указанной даты Минцифры России запрашивало только сведения об организациях, представивших согласия по коду 20009. В ответах ФНС России от 15.12.2022, 21.12.2022 информация об Обществе отсутствовала и не должна была содержаться, так как на тот момент согласие по коду 20009 Обществом представлено не было.
ФНС России пояснила, что непосредственно действия налоговых органов не привели к аннулированию аккредитации Общества.
ФНС России отметила то, что принятие решения о государственной аккредитации или отказе в предоставлении государственной аккредитации отнесено к компетенции Минцифры России. Анализ достаточности сведений для проверки соответствия организации критериям ИТ-компании, не относится к компетенции налоговых органов.
Согласие на раскрытие налоговой тайны Общества не соответствовало требованиям Положения об аккредитации ИТ-компаний, так как коды сведений в согласии Общества не позволяли раскрыть сведения, предусмотренные кодом комплекта 20009.
В соответствии с пунктом 22 письма ФНС России от 29.08.2022 № АБ-4-19/11332 «О рекомендуемом формате Согласия, порядке его направления и порядке
предоставления сведений» поля «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну для общего доступа» или «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну, для предоставления сведений иному лицу» заполняются в зависимости от выбора значения в поле «Признак раскрытия сведений», в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка. Для выбора необходимых кодов сведений, составляющих налоговую тайну, используется Классификатор сведений, составляющих налоговую тайну. Классификатор ведется ФНС России на постоянной основе, актуальная версия размещается на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в сервисах и платформах ФНС России.
По состоянию на 06.10.2022 в Классификаторе был указан код 20009. Исходя из статистики поступления согласий с кодом 20009, согласия с указанным кодом начали поступать с 06.10.2022.
После вступления в силу Положения на сайте Минцифры России была размещена Инструкция по формированию согласия налогоплательщика на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в Минцифры России для аккредитации ИТ-компании. Согласно Инструкции ИТ-организациям для раскрытия сведений, составляющих налоговую тайну, при заполнении формы согласия необходимо указывать код сведений, составляющих налоговую тайну – 20009.
Коды сведений, указанные в согласии Общества, не являются идентичными коду 20009 и не позволяют передать в адрес Минцифры России информацию, предусмотренную Положением. Отсутствует достаточное основание для раскрытия сведений о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, указанных в пункте 15 Положения № 1729.
Так, расчет по страховым взносам состоит из нескольких частей:
Общество в рамках статьи 102 НК РФ не имеет права раскрывать сведения из Раздела 3 расчета по страховым взносам, а только данные относящиеся к самой организации.
Статьей 102 НК РФ предусмотрена возможность раскрытия организацией налоговой тайны только о себе. Информацию о своих работниках организация без их согласия раскрывать не вправе.
Код 20009 подразумевает, что будут использованы сведения из Раздела 3, но не в явном виде, а в агрегированном, что не является налоговой тайной.
Для расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений используются исключительно строки Раздела 3 (Персонифицированные данные):
- 030 СНИЛС (уникальное число работников из разных РСВ)
- 140 Сумма выплат и иных вознаграждений по каждому работнику (уникальное число работников с выплатами >0)
- 160 База для исчисления страховых взносов по договорам гражданско-правового характера по каждому работнику (уменьшение строки 140)
Учитывая, что указанные сведения относятся к данным о физических лицах, выгрузка расчетного показателя осуществляется только в адрес Минцифры России по коду 20009.
Общих данных по организации (Титул, Раздел 1, Приложение 1 и пр.) недостаточно для указанного расчета.
Расчет производится следующим образом:
При этом, если в разделе 3 РСВ разница строк 140 и 160 равна нулю за все 3 месяца отчетного периода (квартала), среднемесячный размер выплат 2 составляет 0 руб.
Таким образом, коды, указанные в согласиях Общества от 12.10.2022 и 28.10.2022, не содержат информацию, предусмотренную кодом комплекта 20009.
Одновременно ФНС России сообщило, что положениями пункта 5 статьи 427 НК РФ установлено, что в случае лишения организации государственной аккредитации данная организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 2, пунктом 2.2 статьи 427 НК РФ, с начала расчетного периода, в котором данная организация лишена государственной аккредитации.
Поскольку согласия Общества от 12.10.2022 и 28.10.2022 не позволяли раскрыть сведения, составляющие налоговую тайну, предусмотренные подпунктом «д» пункта 4 Положения, организацией неправомерно применен пониженный тариф 06 «плательщики страховых взносов, осуществляющие деятельность в области информационных технологий».
В адрес Общества направлено требование № 21-13/6002СВ от 01.03.2023, в котором разъяснено, что организация исключена из реестра 20.12.2022, следовательно, организацией неправомерно применен пониженный тариф 06 «плательщики страховых взносов, осуществляющие деятельность в области информационных технологий» в РСВ за 3 месяца (март), 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев 2022 г. Налогоплательщику сообщено о необходимости представления уточненных расчетов по страховым взносам, однако уточненные расчеты Обществом в инспекцию не представлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ инспекция известила Общество о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (извещения от 19.04.2023 №№ 4880, 4879, 4881, 4882). Представители Общества явились на рассмотрение актов 30.05.2023. Акты, возражения налогоплательщика и иные материалы налоговой проверки рассмотрены в присутствии генерального
директора Общества Крысиной Л.Г. и представителей налогоплательщика по доверенности Хмельковой Т.Л., Луций Г.Н., о чем составлены протоколы №№ 75, 76, 77, 78 от 30.05.2023.
Налоговый орган, рассмотрев материалы проверки, а также представленные возражения произвел перерасчет страховых взносов с учетом пониженного тарифа 13 «Организации - участники проекта «Сколково» за периоды 6, 9, 12 месяцев 2022 года. Расчет по страховым взносам за 3 месяца, квартальный 2022 года изначально сдан с кодом тарифа 13 «Организации - участники проекта «Сколково» (решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 8714 от 31.05.2023, № № 8719, 8721, 8844 от 01.06.2023).
На основании вышеизложенного, ФНС России просила в удовлетворении требований отказать.
Вместе тем, суд не соглашается с доводами ФНС России, по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить процессуальный срок, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит арбитражному суду.
При решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в пункте 16 постановления Пленума от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление № 21), в том случае, когда гражданин, организация в установленные законодательством сроки по своему усмотрению обжаловали решение, действие (бездействие) в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в удовлетворении жалобы отказано или ответ на жалобу не получен в установленный срок, соответствующее решение, действие (бездействие) также могут быть оспорены в суде. В этом случае обращение с жалобой может являться основанием для восстановления срока (части 6, 7 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Постановления № 21 пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о
восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2023 № 5-П.
Как следует из заявления Общества, уведомление об аннулировании аккредитации им получено 27.01.2023 через личный кабинет юридического лица на сервисе Госуслуги (ЕСИА).
Инспекция направила обществу ответ на обращение № 08-20/014207 от 11.04.2023 из которого следует, что в представленном согласии признак раскрытия сведений, составляющих налоговую тайну Обществом указан Код (1-все сведения) и в представленном формате (5.01) в поле «Код сведений» указан 1400 и «Для кода 1400» код 20009 не указан (т. 1, л.д. 133).
Общество 03.05.2023 направило апелляционную жалобу в УФНС России по г. Москве (т. 1, л.д. 137-140).
Таким образом, при установленных обстоятельствах трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на оспаривание решения Яктнедра от 18.08.2022, с учетом отсутствия законодательно установленного обязательного досудебного обжалования его в вышестоящем органе, истек.
Вместе с тем, на основании вышеприведенных правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, принимая во внимание, что со дня получения обществом последнего ответа на его обращение ( № 08-20/014207 от 11.04.2023) от Инспекции не истекли три месяца, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления обществу пропущенного процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В связи с чем, суд считает доводы ответчиков и третьего лица о пропуске срока на обращение в суд необоснованными.
По существу заявленных требований суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах. Порядок государственной аккредитации российских
организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции столицы Российской Федерации.
Также в силу пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются, в том числе, для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Статус аккредитованной ИТ-компании позволяет компаниям применять льготы при уплате налогов, в т.ч. по налогу на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ) и по страховым взносам на работников (п. 5 ст. 427 НК РФ).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения № 1729, государственную аккредитацию вправе получить организация, которая соответствует следующим критериям, в частности: организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений за предыдущий и текущий годы (в случае если организация подает документы на получение государственной аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована, за текущий год) и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2.3 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 22 Положения № 1729, государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом, в том числе, в случаях, если организация не соответствует критериям, предусмотренным пунктом 25(1) настоящего Положения; организацией представлены недостоверные сведения о соответствии условиям, предусмотренным пунктами 4 - 10 настоящего Положения, и (или) критериям, предусмотренным пунктом 25(1) настоящего Положения.
В соответствии с требованиями пункта 15 Положения № 1729 и приложения № 2 "Перечень документов (сведений), необходимых для получения государственной аккредитации" к Положению, именно налоговый орган передает в адрес министерства сведения о наличии согласия на раскрытие информации уполномоченному лицу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение об аннулировании государственной аккредитации принимается Минцифры России на основании сведений, представленных ФНС России, о наличии/отсутствии согласия, обеспечивающего возможность раскрытия необходимых сведений.
Судом при рассмотрении дела установлено, согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, Общество направило по месту налогового учета в ИФНС России № 28 по г. Москве 18.10.2022 посредством ТКС, то есть исполнило требования подпункта "д" пункта 4 Положения № 1729 (т. 1, л.д. 125).
Данное согласие направлено в налоговый орган 28.10.2022 по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ "Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы" (далее – Приказ № ММВ-7-17/615@), действующим на момент подачи согласия, и обеспечивает возможность раскрытия всех сведений, составляющих налоговую тайну,
общедоступными, об Обществе любым лицам, в том числе федеральным органам исполнительной власти.
В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» обществом в Согласии указана цифра «1», что является согласием на признание всех сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (Письмо ФНС России от 09.10.2018 № ЕД-4-2/19656@).
Суд отмечает, что в приложении № 3 к Приказу № ММВ-7-17/615@ приведен справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009.
Учитывая изложенное, суды приходит к выводу о том, что неуказание кода 20009 в согласии от 28.10.2022 не является препятствием для раскрытия сведений об обществе, необходимых для принятия решения уполномоченным органом о сохранении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
Кроме того, по форме Приказа № ММВ-7-17/615@, действующего в спорный период, в котором приведен справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009. Другие нормы права также не содержали сведения о коде 20009 на момент подачи согласия.
Довод ФНС России и Минцифры России о том, что информация о необходимости указания кода 20009 в согласии на раскрытие налоговой тайны находилась в открытом доступе, отклонен судом ввиду того, что документальные доказательства данного факта ФНС России и Минцифры России не предоставили, так как такой информации в классификаторе не было на момент подачи согласия.
При указанных обстоятельствах, суд считает действия ФНС России по непередаче в Минцифры России информации о наличии согласия Общества незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества, так как Общество лишается возможности применить льготный режим налогообложения в связи с лишением ИТ- аккредитации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что у ФНС России отсутствовали основания для признания согласия от 28.10.2022 не соответствующим требованиям Положения № 1729 об аккредитации ИТ-компаний, в связи с чем, на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, заявление Общества о признании незаконными действий ФНС России по непередаче в Минцифры России информации о наличии согласия Общества на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными – подлежит удовлетворению.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом восстановления нарушенного права. При этом суд вправе самостоятельно определять такой способ.
С учетом признания незаконными действий ФНС России по непередаче в Минцифры России информации о наличии согласия Общества на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, суд в целях восстановления нарушенного права заявителя считает возможным обязать ФНС России передать Минцифры России о наличии с 28.10.2022 согласия Общества на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
Судом при рассмотрении дела проверены все доводы ФНС России и Минцифры России, однако они отклонены как необоснованные, поскольку они не опровергают установленные судом обстоятельства.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ и относятся на ФНС России.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-171, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Федеральной налоговой службы по непередаче в Минцифры России информации о наличии согласия Общества с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» (ИНН: <***>) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
Обязать Федеральную налоговую службу передать в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации информацию о наличии с 28.10.2022 согласия Общества с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» (ИНН: <***>) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
В удовлетворении заявленных требований к Инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по г. Москве – отказать.
Взыскать с Федеральной налоговой службы (ИНН: <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Международная школа смешанного обучения» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Москвы в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья М.В. Надеев