НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 17.08.2015 № А40-107023/16

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 

22 августа 2016 года Дело № А40-107023/2016-92-921

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2016 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Авдюшкиной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ГЕТТАКСИ РУС»

к Управлению Роспотребнадзора по Москве

об оспаривании постановления от 19.04.2016 № 373 и представления от 19.04.2016

при участии:

Венедиктов И.В. по дов. от 11.04.2016 № 27, Аракелов И.А. по дов. от 11.04.2016 № 27

от ответчика – Егорова А.А. по дов. от 01.04.2016

УСТАНОВИЛ:

ООО «ГЕТТАКСИ РУС» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 19.04.2016 о назначении административного наказания № 373.

Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку факт совершения заявителем вменяемого ему правонарушения не доказан, вина в совершении этого правонарушения не установлена.

Представитель ответчика против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем вменяемого правонарушения доказан, его вина установлена, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

С заявлением об оспаривании постановления от 19.04.2016 о назначении административного наказания №373 заявитель обратился с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Из материалов дела следует, что постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 19.04.2016 по делу об административном правонарушении № 373 на основании протокола об административном правонарушении от 12.04.2016 № 75 ООО «ГЕТТАКСИ РУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10.000 руб.

На основании ст. 23.49, ч.ч. 1, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №40 от 09.02.2011г. «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» суд установил, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление составлены уполномоченными должностными лицами.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в один год, соблюден Управлением.

Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение прав потребителей на получение необходи­мой и достоверной информации об исполнителе услуги по перевозке, что является (п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей").

Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ устанавливает, что Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Суд считает, что в действиях ООО «ГЕТТАКСИ РУС» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, за которое ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как следует из оспариваемого постановления, Общество дей­ствует под коммерческим обозначением "Gett" и с помощью мобильного приложения "Gett" ("Приложение Gett") получает заявки заказчиков, которые обратились за предоставлением услуг по перевозке, формирует базу заявок, доступ к которой имеют водители партнеров Общества, которые оказывают услуги потребителям.

По мнению административного органа, Общество участвует в формировании стоимости услуг по перевозке, которая определяется в соответствии с тарифами Общества (исходя из времени нахождения в пути, автомобиля и иных критериев). Тарифы, по которым осуществляют перевозки партнеры Общества, и список партнеров Общества, которые оказывают услуги потребителям, размещены на официальном сайте Общества, где потребитель может с ними ознакомиться.

По мнению административного органа, при совершении заказа до потребителя не доводится информация о конкретном исполнителе услуг из списка партнеров на официальном сайте Общества.

Также Административный орган ссылается на то, что в указанном списке партнеров не указана информация о местонахождении исполнителя услуг (перевозчика).

По мнению ответчика указанное свидетельствует о нарушении Обществом права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе услуг по перевозке, предусмотренного п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" ("Закон о защите прав потребителей").

Между тем, суд отмечает, что административным органом не было учтено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

Как указано в п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, при этом продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно абзацу 5 Закона о защите прав потребителей под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, а под потребителем - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, обязанность по доведению информации об исполнителе услуг до потребителя возлагается на исполнителя и не распространяется на иных лиц, не являющихся исполнителями.

Основной деятельностью Общества является предоставление перевозчикам информации о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставление технической возможности через мобильное приложение Общества пассажирам сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам - о своем желании такую поездку осуществить.

Единственным документом, регулирующим отношения Общества и пассажиров (т.е. потребителей услуг по перевозке легковым такси), является лицензионное соглашение, заключаемое Обществом с пользователями (пассажирами) в отношении Приложения Gett ("Лицензионное соглашение"), в момент загрузки и установки мобильного приложения "Gett".

Согласно условиям Лицензионного соглашения Общество предоставляет, а пользователь (пассажир) принимает персональную неисключительную некоммерческую ограниченную лицензию без права передачи, сублицензирования, могущую быть полностью аннулированной, на использование Приложения Gett в мобильном телефоне, которым владеет или распоряжается пользователь (пассажир), в соответствии с условиями, изложенными в тексте Лицензионного соглашения.

При этом Лицензионное соглашение разграничивает Общество и его партнеров, услуги которых потребляют пользователи (пассажиры), путем включения следующих условий, с которыми пользователь (пассажир) в обязательном порядке соглашается, выражая свое согласие (акцепт) с Лицензионным соглашением: Используя Приложение Gett, пользователь получает возможность разместить информацию о заинтересованности в получении платной услуги по заказу такси, доставке продуктов питания, заказу блюд и готовой еды у партнеров Общества. Пользователь соглашается с тем, что все услуги предоставляются «как есть» и что Общество не несет ответственности за качество поставляемых продуктов, за задержки, сбои, неверную или несвоевременную доставку, а также за сбои в работе платежных систем. Используя Приложение Gett, пользователь размещает запрос на оказание услуг через Приложение Gett, среди партнеров, использующих Приложение Gett. Общество предоставляет исключительно права пользования Приложением Gett и ни при каких обстоятельствах не оказывает и не будет оказывать услуги осуществления заказа, равно как не несет и не будет нести какой-либо ответственности за оказываемые партнёрами услуги осуществления заказа. Исполнителем по данному договору выступает непосредственно партнер. В соответствии с действующим законодательством ответственность, которая может быть применена вследствие ненадлежащего оказания услуг, в том числе при предоставлении информации об услуге, предоставлении информации о пользователе, условиях оказания услуги, применяемых тарифах, а также непосредственно оказании услуги, ее безопасности, выдачи документов строгой отчетности, причинение ущерба при оказании услуги, иных обязательств, несет исключительно партнер. Пользователь имеет право предъявлять претензии и требования непосредственно к исполнителю услуги (партнеру). Общество не несет ответственности за соблюдение/несоблюдение партнерами своих обязательств перед пользователем, а также за достоверность информации, предоставленной партнерами. Общество является лишь информационным связующим звеном между пользователем и партнерами.

Таким образом, отношения между Обществом и пользователем ограничены исключительно предоставлением прав использования Приложения Gett, функционал которого позволяет пользователю размещать информацию о его потребности в получении определенных услуг, которая становится доступна партнерам Общества, которые в случае согласия пользователя и оказывают ему услуги.

При этом потребителю становится известно название фактического перевозчика, как только потребитель садится в такси, т.е. в момент заключения публичного договора фрахтования.

Согласно пп. «а» п. 117 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112) на передней панели легкового такси справа от водителя размещается информация касательно полного или краткого наименования фрахтовщика.

В соответствии с п. 8.4 Стандарта обслуживания пассажиров (приложение № 1 к типовому договору о сотрудничестве) на передней панели легкового такси справа от водителя размещается информация: полное и краткое наименование фрахтовщика, условия оплаты за пользование легковым такси, визитная карточка водителя с фотографией, наименование, адрес и контактные телефоны, органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, пассажиру достоверно известно то, что Общество не является перевозчиком, и доступна возможность получения информации о фактическом перевозчике до начала перевозки.

Довод ответчика о том, что согласно Лицензионному соглашению до потребителя должна доводиться информация о партнере Общества, оказывающем услугу по перевозке, следует отметить, что Общество доводит до пассажира такую информацию, а именно имя водителя, его номер телефона, марку, модель, цвет и регистрационный номер транспортного средства партнера Общества - перевозчика.

Отношения по передаче информации о партнере регулируются частным договором (Лицензионным соглашением), а не Законом о защите прав потребителей, поэтому стороны Лицензионного соглашения вправе как предусмотреть, так и не предусматривать конкретные требования к информации о партнере Общества.

Лица, оказывающие информационные услуги, не являются перевозчиками по договору легкового такси и имеют самостоятельный правовой статус.

Доводы Административного органа о принятии Обществом заявок не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме фрахтователем (пассажиром) с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Как следует из п. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя, порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с п. 103 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112) заказ фрахтователя (пассажира) принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Как следует из вышеуказанных правовых норм, договор фрахтования в отношении легкового такси может быть заключен: посредством принятия заказа по любому средству связи; а также представителем фрахтовщика.

Общество прием заказов пассажиров по поручению и/или от имени перевозчиков не осуществляет и не имеет на это каких-либо правовых оснований.

Как было указано выше, Общество оказывает перевозчикам (фрахтовщикам) услуги по предоставлению информации о пассажирах и является агентом (представителем) перевозчиков только в части услуг по получению платежей с пассажиров при осуществлении безналичных платежей (платежей с использованием с банковской карты).

В непосредственных же отношениях по перевозке партнеры Общества (перевозчики) выступают от собственного имени и за свой счет, и несут ответственность за оказание ими услуг по перевозке надлежащего качества.

При поступлении Обществу через Приложение Gett информации о заказе пассажира, приложение Общества предлагает ближайшему свободному водителю принять такой заказ. До тех пор, пока водитель (перевозчик) не нажмет в приложении Общества кнопку "Принять заказ", такой заказ не будет являться принятым ни для пассажира, ни для перевозчика.

Следовательно, решение принять заказ и фактическое принятие такого заказа посредством приложения Общества осуществляется исключительно водителем перевозчика, но не Обществом, которое предоставляет лишь техническую возможность пассажиру сделать заказ, а перевозчику принять его.

Таким образом, Общество ни юридически, ни фактически не участвует в принятии заказов перевозчиками, а Приложение Gett является лишь информационным ресурсом, позволяющим пассажиру сделать заказ, а перевозчику принять его.

Субъектами, на которых возлагается обязанность по доведению информации об исполнителе до потребителя, являются исполнители услуг.

Учитывая, что Обществом услуги по перевозке не оказывались, Общество представителем или агентом перевозчиков в части услуг по перевозке не являлось, объективный состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в действиях Общества отсутствует.

Согласно п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, ответчиком не доказано, что в силу ст. 24.5. КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, заявление ООО «ГЕТТАКСИ РУС» об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москвеот 19.04.2016 № 373 по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 211 АПК РФ.

На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, ч. 2 ст. 14.8, 24.5, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Москве от 19.04.2016 № 373 и представления от 19.04.2016 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ГЕТТАКСИ РУС»
  (ИНН 7704794345, дата государственной регистрации 03.11.2011, адрес: г. Москва, 1-й Дербеневский пер., д. 5, стр. 2).

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: Уточкин И.Н.