НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 16.10.2017 № А40-131788/17-84-1177

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-131788/17-84-1177

16 октября 2017 г.

Арбитражный суд в составе судьи Сизовой О.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ

дело по заявлению ООО «ЙОР-ТЭКС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 26.11.2012, 129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 4, стр. 5)

к ИФНС России №17 по г.Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.12.2004, 129626, Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 16А), УФНС России по г. Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 27.12.2004, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А)

о признании незаконным и отмене Решения УФНС по г. Москве от 23.06.2017 г. об оставлении постановления ИФНС России № 17 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 25.05.2017 г. № 0023656/2 о привлечении ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей; Постановления ИФНС России № 17 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 25.05.2017 г. № 0023656/2 о привлечении ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей признать незаконным и отменить

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЙОР-ТЭКС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконными и отменить решения УФНС по г. Москве от 23.06.2017 г. об оставлении постановления ИФНС России № 17 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 25.05.2017 г. № 0023656/2 о привлечении ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей; постановление ИФНС России № 17 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 25.05.2017 г. № 0023656/2 о привлечении ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

В обоснование заявленных требований ООО «ЙОР-ТЭКС» ссылается на отсутствие в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, а также на то, что оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения Общества к административной ответственности.

В отзывах на заявление ответчики указали, что возражают против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на законность, обоснованность  оспариваемых актов, подтверждение факта совершения Обществом правонарушения материалами административного дела, соблюдение процедуры и сроков привлечения ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности.

Рассмотрев материалы дела, материалы административного дела, суд считает, что требования заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом проверен срок на обращение в суд, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, установлено, что срок на обжалование решения административного органа о привлечении к административной ответственности заявителем соблюден.

На основании ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что  должностными лицами Инспекции на основании поручения от 16.05.2017 № 100 проведена плановая проверка Общества по вопросу полноты учета выручки денежных средств в кассу организации за период с 01.07.2016 по 15.05.2017. Результаты проверки отражены в Акте от 23.05.2017 № 93   проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа ООО «ЙОР-ТЭКС» (далее - Акт проверки).

Из Акта проверки следует, что в проверяемом периоде Общество осуществило погашение денежного займа из торговой выручки, полученной за проданные товары, оказанные услуги, в том числе 30 2^гнтября 2016 в размере 5 000, 00 руб. С расчётного счёта ООО «ЙОР-ТЭКС» данные денежные средства в кассу организации не поступали. В результате чего нарушен п.2 Указания Центрального Банка Российской федерации от 07.10.2013 № 3073-У (далее - Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У), за что ч.1 ст. 15.1 КоАП   РФ предусмотрена административная  ответственность.    

На основании Акта проверки от 23.05.2017 № 93 в присутствии генерального директора ООО ЙОР-ТЭКС» ФИО1 составлен протокол от 23.05.2017 № 0023656/2 об административном правонарушении, согласно которому установлено погашение денежного займа из торговой выручки организации, полученной за проданные товары. В протоколе ФИО2 не подтверждает факт выдачи денежных средств из кассы для погашения займа. Также, в протоколе указывается на дату и время рассмотрения дела об административном правонарушении. Также, в протоколе указывается дата 25.05.2017 и время 10 часов 00 минут, к которому предлагается прибыль лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его представителю для рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия протокола № 0023656/2 была вручена ФИО2 лично, что подтверждается его подписью в вышеуказанном протоколе.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении начальником ИФНС России № 17 по г.Москве вынесено Постановление от 25.05.2017 № 0023656/2 (далее - оспариваемое Постановление), в котором налоговый орган постановил признать ООО «ИОР-ТЭКС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. Оспариваемое постановление вынесено в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Общества, направлено сопроводительным письмом №21-15/14248 от 26.05.2017 и получено адресатом 19.06.2017 (согласно Отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 10178210795386, сформированным официальным сайтом Почты России).

Решением УФНС по г. Москве от 23.06.2017 г. постановление ИФНС России № 17 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 25.05.2017 г. № 0023656/2 о привлечении ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными актами, ООО «ЙОР-ТЭКС» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд исходит из того, что факт совершения административного правонарушения доказан материалами проверки и заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.

Статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) установлены полномочия налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), статьями 15.1, 15.2 КоАП РФ.

Осуществление контроля налоговыми органами за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей закреплено Федеральным Законом РФ № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление принято уполномоченным органом и в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Требования ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены. Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного оборота на территории Российской Федерации. Объективная сторона правонарушения охватывает, в том числе, нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности определяет Указание.

В соответствии с пунктом 2 Указания индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:  выплаты .работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии   наличными   деньгами;   выдачи   наличных   денег   на   личные   (потребительские)   нужды индивидуального   предпринимателя,   не   связанные   с   осуществлением   им   предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, доказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О Национальнойплатежной системе". Погашение займов вышеуказанным перечнем не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 4 Указания наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Из материалов административного дела следует, что согласно п. 1.1 и 3.1.1 Договора займа № 1 от.04.09.2015, заключённому между ООО «ЙОР-ТЭКС» (далее - Заёмщик) и ФИО3 (далее - Заимодавец), Заимодавец передал денежные средства в размере 5 000 руб., а Заёмщик обязался осуществить возврат 5 000 руб. единовременно не позднее 08.10.2016 г. Расходным кассовым ордером № 3 от 30.09.2016 подтверждается возврат займа ФИО3 по Договору займа № 1 от 04.09.2015.

Материалами дела установлено и документально не опровергнуто заявителем, что ООО "ИОР-ТЭКС" расходовало поступившие в его кассу в качестве выручки денежные средства за проданные товары на погашение денежного займа, выданного ФИО3

В ходе проведения проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ООО «ЙОР-ТЭКС» были представлены документы, согласно которым заем, полученный от ФИО3, не был предназначен для выплаты заработной платы работникам. Доказательств обратного заявителем не представлено.

В расходном кассовом ордере от 30.09.2016 № 3 основанием для выдачи генеральному директору ООО «ЙОР-ТЭКС» ФИО3 займа в размере 5 000 руб. является возврат займа по Договору № 1 от 04.09.2015. Во вкладном листе кассовой книги от 30.09.2016 в графе выплаты на заработную плату, социального характера и стипендии указано «X» руб.

B силу п.2 Указания ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У данные выплаты не являются основанием ля расходования поступивших в кассу Общества наличных денежных средств, неонриходованных в установленном порядке.

Согласно 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При этом, в силу действия ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. Заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, однако заявитель не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о доказанности совершения ООО «ЙОР-ТЭКС» административного правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.5 КоАП РФ и ст. 15.1 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административною правонарушении. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В связи с вышеизложенным у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований в части оспаривания решения УФНС по Москве об оставлении постановления без изменения по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст. ст. 4.5, 10.3,  25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2., 29.6, 29.7, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 4, 29, 65, 71, 226-229 АПК РФ, п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений гражданского процессуального кодекса российской федерации и арбитражного процессуального кодекса российской федерации об упрощенном производстве", суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «ЙОР-ТЭКС» в удовлетворении заявления об оспаривании решения УФНС по г. Москве от 23.06.2017 г. об оставлении постановления ИФНС России № 17 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 25.05.2017 г. № 0023656/2 о привлечении ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей без изменения; постановления ИФНС России № 17 по г. Москве по делу об административном правонарушении от 25.05.2017 г. № 0023656/2 о привлечении ООО «ЙОР-ТЭКС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья:

                                                                   О.В. Сизова