НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 15.10.2015 № А40-118815/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-118815/15 -75-952

22 октября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2015 года

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Нагорной А. Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Л., с использованием средств аудиофиксации,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Государственного казенного учреждения города Москвы «Развитие Московского региона» (зарегистрированного по адресу: 101000, г. Москва, Малый Спасоглинищевский переулок, д. 3, стр.1; ОГРН: 1107746308801, ИНН: 7709852209, дата регистрации: 21.04.2010 г.)

к Государственному учреждению - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области (зарегистрированному по адресу: 105082, г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 40, стр. 6; 125009, . Москва, Тверской б-р, д. 18, стр. 1; ОГРН: 1027701022788, ИНН: 7701319704, дата регистрации: 19.12.2002г.) 

третье лицо Государственное учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области (зарегистрированному по адресу: 105082, г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 40, стр. 6; 125009, . Москва, Тверской б-р, д. 18, стр. 1; ОГРН: 1027703026075, ИНН: 7703363868, дата регистрации: 18.12.2002 г.) 

о признании недействительным решения от 21.05.2015 г. № 08710815РВ0000321 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части привлечения к ответственности и наложения штрафа в сумме 132 085 руб. 74 коп. (с учетом уточнения требований от 15.10.2015 г.) 

при участии представителей

от истца (заявителя) – Трегубова И.В. по доверенности от 12.01.2015 г. № ВН-8/5, Семенова С.С. по доверенности от 09.09.2015 г. № ВН-529/5, 

от ответчика – Давыдова Г.И. по доверенности от 24.12.2014 г. № 210-и-8/20870,

от третьего лица – представители не явились, о заседании извещено;  

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение города Москвы «Развитие Московского региона» (заявитель, Учреждение, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области (ответчик, Фонд, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 21.05.2015 г. № 08710815РВ0000321 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части привлечения к ответственности и наложения штрафа в сумме 132 085 руб. 74 коп. (с учетом уточнения заявленных требований от 15.10.2015 г.) 

В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв с 08.10.2015 до 15.10.2015 г.

Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился. Дело при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле слушалось в отсутствии представителей третьего лица.

Представитель заявителя поддержал требования по доводам заявления; возражений на отзыв с учетом уточнения заявленного требования, представитель пенсионного фонда против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам оспариваемого решения, отзыва.  

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что заявленные требования  подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, 19.12.2014 г. пенсионным фондом были приняты решения о проведении выездной проверки №86 м/р, №86н/с, №86м/д, №087108 14 ВР 0003863 в отношении заявителя.

По результатам выездной проверки составлен акт выездной проверки от 17.04.2015 г. № 087 108 14 АВ 0000822, согласно которому выявлены нарушения учреждение законодательства РФ о страховых взносах, а именно занижение базы для начисления страховых взносов во 2 квартале-4 квартале 2011 года в общей сумме 660 428,73 руб.

Заявитель, не согласившись с доводами пенсионного фонда, указанными в акте выездной проверки представил свои возражения, указав, что при проведении внутренней проверки в ноябре 2014 г. была обнаружена недоимка в результате неполной настройки программы 1С за 2011 год по уплате страховых взносов в сумме 675 463,98 руб., которая была самостоятельно оплачена страхователем 18.12.2014 г., т.е. до 19.12.2014 г. даты принятия решения о проведении выездной проверки и обнаружения органом контроля за уплатой страховых взносов ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, что подтверждается платежными поручениями 18.12.2014 г. №1009 - №1012, от 17.12.2014 г. №997, №998, №6 от 12.01.2015 г., что не также не оспаривается пенсионным фондом.

Соответствующие корректирующие сведения были отражены в Разделе за отчетный период, в котором обнаружены ошибки, в строке 120 разд.1 и разд. 4 Расчета по форме РСВ за 2014 г., в соответствии с письмом Пенсионного Фонда РФ от 20.11.2014 г. №НП-30-26/14991.

В части выявленных сумм неуплаченных страховых взносов в размере: ФФОМС - 65 830,52 руб., ТФОМС - 42 471,30 руб., начисленных пени в размере 8 492,55 руб. следует отметить

18.12.2014 г. учреждением были выявлены и оплачены взносы в размере: ФФОМС - 73 658,75 руб. (платежное поручение №1011 от 18.12.2014 г.); ТФОМС - 47 521,71 руб. (платежное поручение №1012 от 18.12.2014 г.), т.е. также еще до принятия решения о выездной проверки.

21.05.2015 г. ответчиком было принято решение о привлечении заявителя, как плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 087 108 15 РВ 0000321 согласно которому пенсионный фонд привлек заявителя к ответственности и наложил штраф в общем размере 132 085,74 руб., начислил пени по состоянию на 31.12.2013 г. в размере 8 492,55 руб. и предложил уплатить недоимку в размере 660 428,73 руб.

Заявитель, не согласившись с решением пенсионного фонда от 21.05.2015 г. № 08710815РВ0000321 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в порядке ст. 55 Закона обжаловал его в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области.

22.06.2015 г. получено уведомление ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г.Москве и Московской области от 17.06.2015 №ГД-11/32099 об оставлении жалобы без удовлетворения.

Считая, что его права нарушены, заявитель обратился в суд с требованием о признании решения пенсионного фонда от 21.05.2015 г. № 08710815РВ0000321 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части привлечения к ответственности и наложения штрафа в сумме 132 085 руб. 74 коп. недействительным.

Из вышеизложенного следует, что заявитель не отрицает факта занижения базы для начисления страховых взносов во 2 квартале-4 квартале 2011 г. в общей сумме 660 428,73 руб., а пенсионный фонд подтверждает факт выплаты доначисленных страховых взносов в размере 675 463,98 руб. за 2011 г. 18.12.2014 г. (т.е. до даты принятия решения о проведении выездной проверки от 19.12.2014 г.) и соответствующего отражения этого факта при предоставлении 16.02.2015 г. отчета за 2014 г. (т.е. до даты обнаружения органом контроля за уплатой страховых взносов ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов (Справка о выездной проверки от 19.02.2015 г., Акт от 17.04.2015 г.), что также отражено в письме Пенсионного фонда от 21.05.2015 г. №210-и-4/7545.

Пенсионный фонд, ссылается на п. 4 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которому, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

Уточненный расчет учреждения за 2011 г. был представлен 16.02.2015 г. при предоставлении отчета за 2014 г. (т.е. до даты обнаружения органом контроля за уплатой страховых взносов ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов (Справка о выездной проверки от 19.02.2015 г., Акт от 17.04.2015 г.), что нашло отражение в письме Пенсионного фонда от 21.05.2015 г. №2Ю-и-4/7545, что освобождает плательщика от ответственности в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Так, заявитель при сдаче расчетов за 2-4 кварталы 2011 г. (расчет от 12.07.2011, от 15.11.2011, от 11.01.2012) в результате некорректной работы программы произвел недоимку уплаты страховых взносов во 2 – 4 квартале 2011 г. в размере 660 428,73 руб., которая была самостоятельно оплачена 18.12.2014 г. в размере 675 463,98 руб.

Последний расчет за 2011 г. (4 квартал) был направлен в Пенсионный фонд 11.01.2012 г. при обязанности его направления до 15.02.2012 г., то есть в соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Отчетность, содержащая ошибки за 2011 год была сдана 11.01.2012 г., то есть после периода «с 2011 года до 11.01.2012 г.», соответственно, до дня вынесения решения (от 21.05.2015 г.) прошло более трех лет.

Факт добровольной уплаты недоимки исключает вину плательщика и сумма штрафа не может начисляться в размере 20% от суммы недоимки за неуплату пеней. При этом размер штрафа значительно превышает размер пеней.

Кроме того, заявитель указывает, что пенсионным фондом не верно установлена вина в совершении правонарушения.

Так, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее правонарушение).

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Заявитель является бюджетной организацией, деятельность которой финансируется из средств бюджета города Москвы в полном объеме, что исключает вероятность того, что оно совершено умышлено и при осознании противоправного характера своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Следует отметить, что данное нарушение возникло вследствие технической программы 1С в расчетах. Кроме того, факт самостоятельного обнаружения и доплаты недоимки исключает и вину по неосторожности, т.е. исключают виновность деяния (действие, бездействие) (ст. 43 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

При этом в силу ст. 40, 42 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Таким образом, заявитель произвел оплату не только на момент вынесения решения, но и до принятия пенсионным фондом решения о выездной проверки, начисление штрафа в размере 20 процентов от уже уплаченной суммы страховых взносов - неправомерно.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (ст. 6, п. 2 ст. 161, ст. 162 БК РФ).

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС), в ведении которого находится казенное учреждение (п. 1 ст. 221 БК РФ).

Составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до казенного учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (п. 3 Общих требований утв. Приказом Минфина России от 20.11.2007 г. № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»).

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Порядок применения КОСГУ, используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, установлен разд. V Указаний № 65н. Данный порядок является единым для бюджетов бюджетной системы РФ (п. 2 ст. 18 БК РФ, разд. I Указаний № 65н).

Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов.

Направления расходования бюджетных средств, отраженные в смете, должны соответствовать фактическим расходам.

В бюджетной смете ГКУ «РМР» в 2014 году были предусмотрены следующие виды расходов по КБК 509041215Б0181: Фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию; Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда; Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казенных учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий; Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений; Уплата прочих налогов, сборов. Уплата пени производится по виду расхода - Уплата иных платежей.

Произведение расходов по уплате пени с других видов расходов ГКУ «РМР» в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств.

В виду изложенного оплату пени на недоимку по страховым взносам в пенсионный фонд Российской Федерации невозможно было произвести в 2014 г. в ввиду отсутствия финансирования по виду расходов - Уплата прочих налогов, также данный расход не был запланирован в смете Учреждения, свободные лимиты бюджетных обязательств на дату оплаты взносов в пенсионный фонд отсутствовали, однако расчет пени был произведен.

Учреждение самостоятельно начислило и оплатило пени платежным поручением от 12.01.2015 № 6, а оспариваемое решение содержит лишь констатацию факта совершения заявителем правонарушения, но не указывается, в какой форме выражена вина заявителя, в связи с чем отсутствует правомерность привлечения к ответственности применительно к конкретным нарушениям действующего законодательства.

Учреждение не занимается деятельностью, приносящей доход (финансирование деятельности происходит только за счет бюджетных средств города Москвы), не имеет внебюджетных счетов, открытых в Банке России и иных кредитных организациях, а сумма взыскания превышает предельно допустимую даже для бюджетных организаций - пятьдесят тысяч рублей (постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 г.  № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение»).

На основании вышеизложенного решение пенсионного фонда от 21.05.2015 г. № 08710815РВ0000321 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части привлечения к ответственности и наложения штрафа в сумме 132 085 руб. 74 коп. подлежит признанию недействительным.

С учетом изложенного и в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» принятое в отношении Государственного казенного учреждения города Москвы «Развитие Московского региона» (зарегистрированного по адресу: 101000, г. Москва, Малый Спасоглинищевский переулок, д. 3, стр.1; ОГРН: 1107746308801, ИНН: 7709852209, дата регистрации: 21.04.2010 г.) решение Государственного учреждения – Главного  управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области (зарегистрированного по адресу: 105082, г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 40, стр. 6; 125009, . Москва, Тверской б-р, д. 18, стр. 1; ОГРН: 1027701022788, ИНН: 7701319704, дата регистрации: 19.12.2002 г.) от 21.05.2015 г. № 08710815РВ0000321 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» в части привлечения к ответственности и наложения штрафа в сумме 132 085 руб. 74 коп.  

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Н.Нагорная