НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 15.09.2016 № А40-153071/16

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                            Дело № А40-153071/16-153-721

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Кастальской М.Н. 

рассмотрев  дело по заявлению ООО «Комплект-Сервис»

к  ИФНС  № 28 по  г. Москве

об оспаривании постановления  № 521  от 04.07.2016  года,

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

ООО «Комплект-Сервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России № 28 по Москве № 521  от 04.07.2016  года   о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ.

Заявление мотивировано тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения не доказан, его вина не установлена.

От ответчика поступил отзыв на заявление и материалы дела об административном правонарушении, согласно отзыву административный орган против удовлетворения заявленных требований возражает, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем вменяемого правонарушения доказан, его вина установлена, порядок привлечении к административной ответственности соблюден.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как следует из материалов дела, с 20 июня 2016г. по 30 июня 2016г. сотрудниками ИФНС России № 28 по г.Москве по адресу: 117149 г.Москва, ул. Сивашская, д. 5 (в ИФНС России № 28 по г.Москве) проведена проверка по вопросу полноты учета (оприходования) в кассу юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) за период: с 15 марта 2016г. по 19 июня 2016г., о чем составлены соответствующие материалы проверки.

В ходе проверки по вопросу полноты учета выручки денежных средств за период с 05.05.2016г. по 19.06.2016г. установлены нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в несвоевременном и неполном оприходовании в кассу денежных средств.

Юридическим лицом ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС», имеющим обособленные подразделения (в том числе зарегистрированное в Инспекции ФНС России № 28 по г Москве 15.03.2016г. и имеющее КПП 772845001, зарегистрированное в ИФНС России № 24 по г. Москве и имеющее КПП 772445001), не исполняется обязанность вести кассовую книгу по каждому обособленному подразделению. В данном случае не исполняется обязанность вести кассовую книгу по проверяемому обособленному подразделению (КПП 772845001), открытому по адресу: г.Москва, Новоясеневский проспект, д. 7 и имеющему наименование -«Обособленное подразделение «Ясенево».

Согласно ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства предусмотрен Указаниями Банка России от 11.03.2014г. № 3210-У (далее - Указания).

Согласно п. 4.1, 5 Указаний кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

Пунктом 4.6 Указаний предусмотрено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 03 10004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному, соответственно, на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004 с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

По смыслу ст. 4.6 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У запись в кассовую книгу вносится в конце рабочего дня.

Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой)отчетности.

Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии -руководитель).

В данном случае в качестве генерального директора и главного бухгалтера организации выступает -Хвиневич Алексей Васильевич.

Согласно п. 5.2 Указаний приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Пунктом 5.3. Указаний Банка России от 11.03.2014г. № 3210-У определено, что прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001.

Таким образом, требования к порядку работы с денежной наличности и к ведению кассовых операций предусматривает оприходование в кассу полученных юридическим лицом денежных средств в день их поступления. Указанное правило относится и к обособленным подразделениям, в данном случае к обособленному подразделению «Ясенево» организации ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» (ИНН 7733793385, КПП 772845001).

В связи с чем, действующим законодательством, регулирующим ведение кассовых операций на территории Российской Федерации, вменена обязанность для юридических лиц, имеющих обособленные подразделения, вести кассовую книгу по каждому обособленному подразделению.

Из материалов проверки следует, что в ходе проверки ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» по вопросу полноты учета выручки денежных средств за проверяемый период установлены факты неоприходования (неполного оприходования) в кассу обособленного подразделения ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС».

В ходе проверки юридического лица ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» по вопросу полноты учета выручки денежных средств за проверяемый период с 15.03.2016г. по 19.06.2016г. установлены следующие факты неоприходования (неполного оприходования) в кассу обособленного подразделения юридического лица, расположенного по адресу: г.Москва, Новоясеневский проспект, д. 7, денежной наличности:            полученной с использованием ККТ Меркурий-180К, зав. № 16404038 и зафиксированной в фискальной памяти в размере 420 816,00 руб., включая за 19.06.2016г.-2281,00руб.(Z-отчет №0035),18.08.2016г. - 11657,00 руб. (Z-отчет № 0034), 17.06.2016г. - 6736,00 руб. (Z-отчет № 0033), 16.06.2016г. -
11790,00 руб. (
Z-отчет № 0032), 17.05.2016г. - 6192,00 руб. (Z-отчет № 0002).

Так, записи в кассовую книгу 0310004 обособленного подразделения 19.06.2016г. не осуществлены кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, оформленному, соответственно, на полученные наличные деньги по ККТ Меркурий-180К, зав. № 16404038 на сумму 2281,00 руб. (Z-отчет № 0035). Данные наличные деньги не сданы кассиром и не оприходованы в кассу обособленного подразделения организации, в том числе за 19.06.2016г. - 2281,00 руб. (Z-отчет № 0035), 18.08.2016г. - 11657,00 руб. (Z-отчет № 0034), 17.06.2016г. - 6736,00 руб. (Z-отчет № 0033), 16.06.2016г. - 11790,00 руб. (Z-отчет № 0032), 17.05.2016г. -6192,00 руб. (Z-отчет № 0002); полученной 05.05.2016г. на сумму 30,00 руб. без обязательного применения ККТ зафиксированной в акте № 0007269 от 05.05.2016г. проверки выполнения требований Федерального Закона от 22.05.2003г. № 54-
ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...», акте № 0007269 от 05.05.2016г. о проверке наличных денежных средств (по ф. КМ-9).

Сумма выручки в размере 30,00 руб. за 05 мая 2016г. в фискальной памяти контрольно-кассовой техники, денежных суммирующих счетчиках и на контрольной ленте ККТ ЭЛВЕС-МК, зав. № 00093662, per. № 52726 не зафиксирована, при этом 05 мая 2016г. факт получения денежной наличности на сумму 30,00 руб. без применения ККТ имеет документальное подтверждение, в том числе актом № 0007269 от 05.05.2016г. проверки выполнения требований Федерального Закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...», актом № 0007269 от 05.05.2016г. о проверке наличных денежных средств кассы по ф. КМ-9, Х-отчетом, снятым с ККТ ЭЛВЕС-МК, зав. № 00093662, per. № 52726, на сумму 1515,00 руб. (время по чеку - 10 ч. 53 мин.), контрольной лентой отчета ЭКЛЗ за 05.05.2016г. (по состоянию на 10 ч. 53 мин.) на сумму 1515 00 руб.

В связи с чем, сумма наличных денег, отраженная в журнале кассира-операциониста ККТ, не соответствует фактической денежной наличности, в т.ч., полученной с использованием ККТ, т.к. при наличии излишков денежных средств администрация предприятия обязана оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности (п. 6.2 «Типовых правил...», утв. Минфином России от 30.08.1993г. № 104).

В данном случае необходимо 30,00 руб. (полученных без обязательного применения ККТ 05.05.2016г.) -оприходовать в кассовую книгу 0310004 (кассу) не позднее закрытия смены, открытой 05 мая 2016г. и закрытой 06 мая 2016г. в 08 ч. 56 мин.

В данном случае, записи в кассовую книгу 0310004 обособленного подразделения на сумму 180,00 руб., полученных без обязательного применения ККТ, в связи с устранением выявленных излишков не произведены кассиром сразу же после получения денег в срок не позднее 06.05.2016г.

В нарушение п.п. 4.6, 5 Указаний Банка России от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», поступление денежной наличности в сумме 30,00 руб. в кассовой книге как за 05.05.2016г., так и за 06.05.2016г., не учтено.

Данная денежная наличность не принята по приходному кассовому ордеру в соответствии с п. 5 вышеуказанных Указаний, согласно которому «прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001».

Оприходование в кассу (кассовую книгу) полученной без обязательного применения ККТ денежной наличности 05.05.2016г. в размере 30,00 руб. не находит документального подтверждения и не подтверждается кассовыми документами, в т.ч. кассовой книгой (отчетами кассира), приходными и расходными кассовыми ордерами, Z-отчетами за проверяемый период.

Наличные деньги в сумме 30,00 руб. не сданы в конце рабочего дня (смены) 05-06 мая 2016г. кассиром под расписку и не оприходованы в кассу обособленного подразделения. Неприменение в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники за 05 мая 2016г. при продаже товаров и оказании услуг привело к неоприходованию в кассу данной денежной наличности. В связи с чем, организация ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» не обеспечила организацию ведения кассовых операций за смену (рабочий день) с 05 по 06 мая 2016г., установленных вышеуказанными Указаниями путем внесения в кассовую книгу 0310004 всех записей на сумму 30,00 руб., которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).

Таким образом, организация ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» не соблюдает порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в части неоприходования (неполного оприходования) в кассу обособленного подразделения наличных денежных средств (в том числе за 19.06.16г. на сумму 2281,00 руб.), чем нарушены п.п. 4.6, 5 Указаний Банка России от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

До настоящего времени вышеуказанная денежная наличность в кассовую книгу (кассу) не оприходована.

Факт получения вышеуказанной денежной наличности и неоприходованием ее в кассу юридического лица подтверждается: фискальным отчетом за проверяемый период, сменными (суточными) Z-отчетами, актом № 0007269'от 05.05.2016г. проверки выполнения требований Федерального Закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...», актом № 0007269 от 05.05.2016г. о проверке наличных денежных средств кассы по ф.КМ-9, Х-отчетом, снятым с ККТ ЭЛВЕС-МК, зав. № 00093662, на сумму 1515,00 руб., контрольной лентой отчета ЭКЛЗ за 05.05.2016г., свидетельствующими о получении юридическим лицом в качестве выручки наличных денежных средств; отсутствием записей по оприходованию данной денежной наличности в кассовой книге (отчетах кассира, вкладных листах кассовой книги) и неоформлением кассовых документов обособленным подразделением и юридическим лицом, в т.ч. приходных и расходных кассовых ордеров; объяснениями руководителя ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» по факту вменяемого правонарушения.

Проверкой выявлено погашение организацией займа из денежных средств, полученных в кассу организации от клиентов (покупателей), то есть юридическим лицом нарушен порядок хранения свободных денежных средств.

Выдача денежных средств из кассы юридического лица осуществляется на постоянной основе неоднократно. Так с 1 по 19 июня 2016г. установлено 14 случаев на сумму 1 190 000,00 руб. выдачи денежных средств из кассы предприятия из денежных средств, полученных в кассу организации от клиентов (покупателей) в счет погашения перед руководителем организации займа.

С 01 по 31 мая 2016г. выявлено 24 случая выдачи денежных средств из кассы предприятия из денежных средств, полученных в кассу организации от клиентов (покупателей) в счет погашения перед руководителем организации займа

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами определен в Указании от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У).

Основания, по которым может быть оформлен расходный кассовый ордер, регламентированы закрытым перечнем ситуаций, в которых организация может тратить наличную денежную выручку.

Данный перечень предусмотрен п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

В соответствии с пунктом 2 Указания № 3073-У индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Возврат займа учредителю, генеральному директору данный перечень не входит.

Согласно пункту 4 Указания № 3073-У, наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 Указания № 3073-У), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

То есть наличные денежные средства, поступившие в кассу юридического лица, должны быть зачислены в банк, кроме тех, которые могут быть израсходованы на указанные в законодательстве цели.

В данном случае - для операции по возврату займа, они могли быть использованы только после того, как поступили в кассу с банковского счета.

Организация не вправе расходовать наличную денежную выручку, как на предоставление, так и на возврат займов за счет средств, полученных в кассу от реализации товаров (работ, услуг).

Из материалов дела следует, что ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» в проверяемом периоде из поступивших в кассу организации наличных денежных средств от продажи товара с использованием ККТ выданы наличные денежные средства по основанию «возврат по договору займа». Проверкой установлено, что ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС», в том числе: 18июня 2016г. в сумме 80 000,00 руб. (РКО № 268 от 18.06.16г.), 15 июня 2016г. - 90 000,00 руб. (РКО № 265 от 15.06.16г.), 14 июня 2016г. -60 000,00 руб. (РКО № 262 от 14.06.16г.), 13 июня 2016г. - 60 000,00 руб. (РКО № 261 от 18.06.16г.), из кассы юридического лица (ИНН 7733793385, КПП 773301001) выдало данные наличные денежные средства по договору займа. Данные средства со счета не поступали.

Из анализа предоставленной юридическим лицом кассовой книги организации установлено, что с банковского счета в кассу предприятия на основании приходных кассовых ордеров денежные средства не зачислялись.

Данный факт подтверждает вывод о выдаче наличных денег и погашении займа из денежных средств, полученных в кассу организации от клиентов (покупателей), а не за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Таким образом, погашения займа наличными денежными средствами, поступившими в кассу ООО «Комплект-Сервис» из выручки, полученной от продажи товаров и  использования ККТ, не относится к целям предусмотренным п. 2 Указания № 30-73 и предназначенным на расходование денежных  средств, в результате чего данные наличные денежные средства не сданы в банк и не зачислены на расчетный счет ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС».

Как следует из кассовых документов, кассовой книги в проверяемом периоде 2016г. денежные средства не сдавались в банк. С банковского счета денежные средства в кассу организации не поступали.

Таким образом, юридическим лицом нарушен порядок работы с денежной наличностью. Правила обращения наличных денежных средств предусматривают независимо от организационно-правовой формы коммерческой или некоммерческой организации обязанность хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих организаций. Хранение свободных денежных средств фактически осуществлялось руководителем, что является нарушением нормативно установленного порядка хранения свободных денежных средств

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

По результатам проверки 30.06.2016 года был составлен Акт № 24-120.

30 июня 2016 года административным органом был составлен протокол  об административном правонарушении № 0025957, по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии законного представителя  ООО «Комплект-Сервис» Хвиневича А.В.

В протоколе об административном правонарушении указана дата рассмотрения дела об административном правонарушении.

Постановлением ИФНС России № 28  по Москве № 521  от 04.07.2016  годаООО «Комплект-Сервис» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, выразившегося  в нарушении п. 4, п. 5, п. 6  Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», п. 2  Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073 -У «Об осуществлении наличных расчетов», за что обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено уполномоченным органом.

Требования ст.ст. 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Таким образом, суд установил, что оспариваемое постановление принято ответчиком в пределах его полномочий, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене,  заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы области с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Оспаривая постановление № 521  от 04.07.2016  года по делу о привлечении к административной ответственности ООО «Комплект-Сервис» обратилась в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной вменяемого ООО «КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» правонарушения является несоблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка в области финансовой (кассовой) дисциплины, которые должны носить устойчивый характер.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...», ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе».

Согласно данным нормам, полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями её регистрации и применения, за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложены на налоговые органы. При этом налоговому органу предоставлено право получать необходимые объяснении, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно ч. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документдолжен быть составлен при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства предусмотрен Указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указания).

Согласно статье 34 Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции, в том числе, «определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Таким образом, принятие Указаний относится к предмету ведения Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Данные указания носят обязательный характер, а не рекомендательный, в связи с чем, данные Указания обязательны для исполнения и, в данном случае, - проверяемым юридическим лицом.

Согласно п. 4.1, 5 Указаний кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002. Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

Пунктом 4.6 Указаний предусмотрено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному, соответственно, на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004 с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

По смыслу ст. 4.6 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У запись в кассовую книгу вносится в конце рабочего дня.

Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).

Согласно п. 5.2 Указаний приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Пунктом 5.3. Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У определено, что прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру 0310001.

С учетом изложенного,   действующим законодательством, регулирующим ведение кассовых операций на территории Российской Федерации, вменена обязанность для юридических лиц, имеющих обособленные подразделения, вести кассовую книгу по каждому обособленному подразделению является обоснованным.

Контроль за применением контрольно-кассовой техники на основании ст. 7 Закона, а также ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачиорганизациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.

Исходя из указанных положений действия сотрудника налогового органа, выразившиеся в совершении им как покупателем (клиентом) расчетов с продавцом, в рамках проводимой проверки (контрольная закупка) осуществляются в пределах предоставленных законом полномочий и не подпадают под регулирование Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в части, касающейся оперативно-розыскных мероприятий по проведению проверочной закупки.

Контрольная закупка не относится к оперативно-розыскным мероприятиям, которые инспекторы проводить не вправе, так как оперативная деятельность проводится в целях выявления уголовных, а не административных правонарушений (Постановления Верховного Суда РФ от 29.07.2009 N 41-АД09-3 и от 24.07.2009 N 46-ад09-1).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015г. № 51-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» «При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы, в т.ч. «проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, - контрольные закупки».

Как следует из материалов проверки, в том числе, акта № 24-120 от 30.06.2016г. проверки (далее - Акт) данное юридическое лицо не соблюдает порядок хранения свободных денежных средств.

Как следует из п. 2.3 Акта «проверкой выявлено погашение организацией займа из денежных средств, полученных в кассу организации от клиентов (покупателей), то есть юридическим лицом нарушен порядок хранения свободных денежных средств».

Из материалов дела следует, что ООО «Комплект-Сервис» в проверяемом

периоде из поступивших в кассу организации наличных денежных средств от продажи товара с использованием ККТ выданы наличные денежные средства по основанию «возврат по договору займа». Проверкой установлено, что ООО «Комплект-Сервис»», в том числе: 18 июня 2016г. в сумме 80 000,00 руб. (РКО № 268 от 18.06.16г.), 15 июня 2016г. - 90 000,00 руб. (РКО № 265 от 15.06.16г.), 14 июня 2016г. - 60 000,00 руб. (РКО № 262 от 14.06.16г.),13 июня 2016г.-60 000,00 руб. (РКО №261 от 18.06.16г.), из кассы юридического лица выдало данные наличные денежные средства по договору займа. Данные средства со счета не поступали.

Пунктом 2 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У) установлено, что юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: - выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет;          возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги;            выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Вышеуказанный перечень операций, на которые юридическое лицо вправе расходовать наличные денежные средства, поступившие в кассу, является закрытым. Возврат займа в данный перечень не входит.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

В соответствии с пунктом 4 Указания N 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.

Таким образом, наличные денежные средства, поступившие в кассу общества, должны быть зачислены в банк, кроме тех, которые могут быть израсходованы на указанные в законодательстве цели.

Установленные в материалах проверки обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом порядка работы с денежной наличностью, что выразилось в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств -вместо передачи их в банк общество использовало их на операцию, не указанную в перечне.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административным органом исследован вопрос о виновности заявителя в совершении административного правонарушения, вина признана доказанной, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.

Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения в действиях заявителя доказан.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемых постановления и решения, судом не установлено.

Наличие в действиях заявителя события административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении и иными материалами административного дела.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что  оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Суд, рассмотрев материалы административного дела, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, ст.ст.1.5, 2.1, 4.5, 15.1, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 104, 163, 167-170, 207-211 АПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ООО «Комплект-Сервис» о признании незаконным и об отмене постановления ИФНС России № 28 по г. Москве  № 521  от 04.07.2016  года о назначении административного наказания на основании ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  – отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный  апелляционный суд. 

Судья:

М.Н.Кастальская