ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
21 мая 2014 года Дело № А40-22322/2014
Резолютивная часть объявлена 15 мая 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2014 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Cудьи Кастальская М. Н.,(шифр судьи 153-194)
при ведении протокола помощником судьи Сергеевой М.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга
к ФАС России
третье лицо: ООО «АПР-Сити/ТВД»
о признании незаконными решения № Т-8/14 от 10.02.2014 и предписания № Т-8/14
при участии:
от заявителя – Козлов Ю.Ю. пасп. дов. № 25 от 17.03.2014 года, Нейфельд В.А., пасп., дов. №1-24/17 от 05.02.2014г;
от ответчика – Бузук Н.Г., удост., дов. № ИА/51576/13 от 18.12.2013г.
от третьего лица – Точеная Т.А. дов. №17-07-12/01ю от 17.07.2012г.
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконными решение ФАС России № Т-8/14 от 10.02.2014 и предписание ФАС России № Т-8/14.
В обоснование заявленных требований Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга ссылается на то, что единственным «установленным» Комиссий ФАС России нарушением порядка проведения торгов стало «отсутствие кворума» комиссии организатора торгов рассматривавшей заявки претендентов, однако принимая такое решение Комиссия ФАС России руководствовалась неактуальной редакцией Постановления администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п, так как на сайте администрации г. Оренбурга по адресу http://www.orenburg.ru/general_news/257/26171/ 25.12.2013 года размещено постановление Администрации города Оренбурга № 3449-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п». Таким образом, вывод Комиссии ФАС России, устанавливающий не правомочность Протокола № 3, основан на недействующей редакции Постановления администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п и не основан на требованиях закона. В следствие ненадлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы ООО «АПР-Сити/ТВД» заявитель был лишен возможности обеспечить участие своего представителя в заседании Комиссии ФАС России и представить свои контраргументы и их доказательства по обстоятельствам изложенным в жалобе. Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ФАС России направил заявителю 6 февраля 2014 г., Оренбургским отделением «Почта России» уведомление было получено 10.02.2014 г., а заявителю уведомление было вручено 11.02.2014 г., т.е. уже после того как Комиссией ФАС России было принято оспариваемое решение. Иным предусмотренным законом способом - по факсу или электронной почте указанным в документации о торгах заявитель уведомлен не был. Таким образом, решение было принято Комиссией ФАС России в нарушение п. 3.1.1. Административного регламента по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки, уведомление Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о поступлении жалобы, месте, дате и времени рассмотрения было ненадлежащим. Комиссия ФАС России приняла оспариваемое решение не смотря на то, что у Комиссии отсутствовала информация о надлежащем уведомлении заявителя. В оспариваемом решении указано, что срок в 11 рабочих дней, установленный Организатором торгов для сбора необходимых справок об отсутствии задолженности перед бюджетами любого уровня, Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования мог привести к сокращению участников Аукциона, при этом свой вывод Комиссия обосновывает предельными сроками, в течение которых, предоставляются справки об отсутствии задолженности, в соответствии с Административным регламентом федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Минфина России № 99н от 02.07.2012 г. и Административным регламентом Фондом социального страхования РФ, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России № 231н от 15.03.2012 г., хотя фактически всем участникам аукциона справки были выдано до истечения предельных сроков и все участники предоставили Организатору торгов запрашиваемые документы об отсутствии соответствующей задолженности. В оспариваемом решении указано «Согласно пояснениям представителя Заявителя, в Протоколе № 3 не указано, какие конкретно нарушения были допущены Заявителем при оформлении заявки и документов на участие в торгах». Организатор торгов при оформлении протокола руководствовался Постановлением администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п, в котором содержатся конкретные формулировки оснований не допуска участника к аукциону, иных формулировок, кроме тех, которые использовал Организатор торгов в Протоколе № 3, указанное выше Постановление не предусматривает. Таким образом, так же Постановление не предусматривает обязанность Организатора торгов указать в протоколе какие в частности нарушения и отступления от требований аукционной документации допущена участником торгов, кроме тех формулировок, которые и предусматривает Постановление.
ФАС России по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемых решения и предписания, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Третье лицо представило письменные пояснения, по заявлению возражает, поддерживает позицию ответчика.
В судебном заседании 13.05.2014 был объявлен перерыв до 15.05.2014 в порядке ст. 163 АПК РФ. Выслушав представителей явившихся участников процесса, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования, с учетом уточнений, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из представленных материалов, в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «АПР-Сити/ТВД» на действия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга при проведении открытых торгов в форме аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (лоты: № 2, № 3, № 5).
На основании указанной жалобы ФАС России было рассмотрено дело № Т-8/14, по итогам рассмотрения которого ФАС России руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приняла решение признать жалобу ООО «АПР-Сити/ТВД» обоснованной, а также выдать Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга предписание: отменить протокол № 3 от 21.01.2014.
При вынесении указанных решения и предписания, Комиссия ФАС исходила из следующего.
Порядок проведения данного вида торгов на территории муниципального образования «город Оренбург» установлен Положением о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Положение о проведении торгов), утвержденным постановлением Администрации г. Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п (далее - постановление Администрации г. Оренбурга № 3457-п).
23 декабря 2013 Департамент разместил на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.orenburg.ru извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение), согласно которому дата начала приема заявок на участие в Аукционе - 24.12.2013 в 09:00, дата окончания приема заявок на участие в Аукционе - 31.12.2013 в 09:30, дата и время проведения Аукциона - 23.01.2014 в 09:30. Кроме того, согласно Извещению, Заявки на участие в Аукционе подаются в рабочие дни с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00, в понедельник - с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 16:00.
31 декабря 2013 Департамент на официальном сайте разместил извещение с изменениями о проведении Аукциона, согласно которому, дата окончания приема заявок на участие в Аукционе была продлена до 14.01.2014 в 09:30. Согласно измененному Извещению заявки на участие в Аукционе подаются в рабочие дни с 09:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00, во вторник - с 09:00 до 13:00.
При этом, в силу ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово.
Таким образом, срок приема заявок составил 11 рабочих дней.
Согласно подпункту 5 пункта 6.1 Положения о проведении торгов и пункту «и» Раздела 3 Извещения Департаментом установлено требование о предоставлении: оригинала либо заверенной налоговым органом копии справки об отсутствии у претендентов задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-12/22 от 21.01.2013, из налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет, а так же оригинал или заверенную соответствующим территориальным органом фонда справку об отсутствии задолженности перед Пенсионным Фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования за прошедший календарный год.
В соответствии с пунктом 163 Административного регламента федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного приказом Минздравсоцр аз вития России от 15.03.2012 № 231н, информирование заявителей на основании письменных обращений, в том числе в электронном виде, осуществляется в срок не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации обращения в Фонде, территориальном органе Фонда (срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Фонда, территориального органа Фонда не более чем на тридцать календарных дней).
На основании изложенного, принимая во внимание срок приема заявок (11 рабочих дней), суд находит правомерным и обоснованным вывод ФАС России, изложенный в оспариваемом решении, о том, что установление Департаментом требований о предоставлении оригинала либо заверенной налоговым органом копии справки об отсутствии у претендентов задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-12/22 от 21.01.2013, а также оригинала либо заверенной копии справки об отсутствии задолженности перед Пенсионным Фондом РФ и Фондом социального страхования за прошедший календарный год, могло привести к сокращению участников Аукциона.
Кроме того, при рассмотрении жалобы ФАС России также было установлено, что решение комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории МО «город Оренбург», которое было оформлено протоколом № 3, было принято комиссией в отсутствии кворума.
Так, согласно составу комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Состав комиссии), утвержденному Постановлением Администрации г. Оренбурга, в состав комиссии включено 15 человек.
Как следует из пунктов 4.2, 4.4 Положения о комиссии по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - Положение о комиссии), утвержденного постановлением Администрации г. Оренбурга № 3457-п, решение комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава ее членов. Принимаемые комиссией решения оформляются протоколом заседания комиссии.
Согласно Протоколу № 3, представленному Заявителем, решение было принято 9 членами комиссии, что не составляет 2/3 состава ее членов.
Относительно довода Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о том, что ФАС России, при вынесении оспариваемого решения, руководствовался недействующей редакцией постановления Администрации г. Оренбурга № 3457-п, суд считает необходимым отметить следующее.
Делая вывод о том, что решение комиссии, оформленное Протоколом № 3, не правомочно, в связи с тем, что принято в присутствии менее двух третей состава ее членов, ФАС России руководствовался пунктом 4.2 Положения о комиссии, утвержденного постановлением Администрации г. Оренбурга № 3457-п от 29.12.2012.
Постановлением Администрации г. Оренбурга от 25.12.2013 № 3449-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012» были внесены изменения в пункт 4.2 Положения о комиссии, согласно которым решение комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от общего числа состава комиссии.
Следует отметить, что Постановлением Администрации г. Оренбурга от 25.12.2013 № 3449-п было принято 25.12.2013, то есть после размещения Департаментом извещения о проведении Аукциона.
К извещению Департаментом было приложено Положение о проведении торгов, утвержденное постановлением Администрации г. Оренбурга № 3457-п от 29.12.2012 в редакции до принятия постановления Администрации г. Оренбурга № 3449-п от 25.12.2013, на которое ссылается Департамент.
Кроме того, вопреки доводам Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на сайте администрации г. Оренбурга по адресу http://www.orenburg.ru/general_news/257/26171/ постановление Администрации города Оренбурга № 3449-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 29.12.2012 № 3457-п» не размещено.
Относительно опубликования в газете «Вечерний Оренбург» постановления Администрации г. Оренбурга № 3449-п от 25.12.2013, суд считает необходимым отметить, что представленный заявителем спецвыпуск газеты № 1а от 01.01.2014 также не содержится в архиве данного издания на официальном сайте по адресу: www.vecherniyorenburg.ru.
Таким образом, вывод ФАС России, изложенный в оспариваемом решении о ором, что решение комиссии, оформленное Протоколом № 3, не правомочно, правомерен и обоснован.
При этом, проверив доводы Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, суд находит, что порядок рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов ФАС России соблюден.
Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее - уведомление). Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
В рассматриваемом случае, ФАС России на третий рабочий день со дня поступления жалобы (04.02.2014) разместил на своем официальном сайте уведомление о принятии жалобы ООО «АПР-Сити/ТВД» к рассмотрению, что подтверждается распечаткой с официального сайта ФАС России; направил указанное уведомление, содержащее время и место рассмотрения жалобы, посредствам почтовой и электронной почты в адрес ООО «АПР-Сити/ТВД» и Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.
Как следует из части 16 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции неявка лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
В связи с этим, довод Департамента о том, что он не был уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы и был лишен возможности обеспечить участие своего представителя при рассмотрении жалобы, является необоснованным и опровергается материалами дела.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.
Жалоба ООО «АПР-Сити/ТВД» поступила в ФАС России 30.01.2014.
Решение по результатам рассмотрения жалобы было вынесено ФАС России 10.02.2010, то есть на седьмой рабочий день со дня поступления жалобы.
Таким образом, порядок рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов ФАС России соблюден.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительным обжалуемого Заявителем акта ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие их закону и наличие нарушения прав заявителя.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу действия статьи 4 АПК РФ, за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Доказательств несоответствия оспариваемых решения и предписания ФАС России требованиям действующего законодательства, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Заявителем также не указано, какое именно его право было нарушено оспариваемыми актами ФАС России, и какое право Заявителя подлежит восстановлению.
Судом в судебном заседании установлено, что оспариваемые акты ФАС России не создают Заявителю препятствий для осуществления экономической деятельности, в том числе по размещению заказов.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 16, 41, 64, 65, 71, 75, 110, 159, 163, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (г. Оренбург, ОГРН 1115658017419, ИНН 5610139980) к ФАС России о признании незаконными решения ФАС России № Т-8/14 от 10.02.2014 и предписания ФАС России № Т-8/14 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
М.Н.Кастальская