НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 14.01.2019 № А40-221302/18-50-1181

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                     Дело № А40-221302/18-50-1181

13.02.2019 г.                                                                                                

Резолютивная часть решения объявлена 14.01.2019г.

Полный текст решения изготовлен 13.02.2019г.

Арбитражный суд в составе

Председательствующего: И.А. Васильевой

Единолично

При ведении протокола помощником судьи Харламовой О.Н.

Рассмотрев в судебном заседании дело по искуДепартамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы (125009, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата гос.рег. 01.12.2003)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Злата" (124498, г. Москва, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата гос.рег. 06.04.2006)

третьи лица: 1) Министерство экономического развития Российской Федерации (125993, <...>); 2) АО «ОЭЗ Зеленоград»

(124482, г. Москва, <...>); 3) ОАО «Особые экономические зоны» (125009, <...>)

о взыскании 150 000 руб., и о расторжении соглашения от 19.03.2008 о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны технико- внедренческого типа на территории города Москвы,

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по дов. от 25.10.2018г. №ДНПП-18-16-76/8

от ответчика: не явился,

от третьего лица 1 : не явился,

от третьего лица 2: не явился,

от третьего лица 3 : ФИО2 – дов. от 25.10.2018г. № 67

У С Т А Н О В И Л:

Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы обратился  в суд с требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Злата" о расторжении Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы от 19.03.2008г., заключенное между ООО «Злата» и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и взыскании штрафа в размере 150 000 руб.

Определением от 19.11.2018г. судом произведена процессуальная замена истца на Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы.

Истец поддержал исковые требования.

Ответчик, первое и второе третье лицо в заседание суда не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, письменный отзыв не представил.

Суд в порядке ч. 4 ст. 121, ч. 1, 4 ст. 123, ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, первого и второго третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Третье лицо (ОАО «Особые экономические зоны») в судебном заседании

Поддержал позицию истца.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Злата» (далее - Организация, Резидент) и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами было заключено соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории города Москвы (далее - Соглашение) от 19.03.2008г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.10.2009 № 1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами упразднено, правопреемником является Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).

На основании части 2 статьи 7 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ) и заключенного между Правительством Москвы и Минэкономразвития соглашения от 05.09.2016 № С-575-АЦ/Д14 полномочия по управлению особыми экономическими зонами (далее - ОЭЗ) технико-внедренческого типа на территории города Москвы, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 № 779 «О создании на территории города Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа» перешли к Правительству Москвы.

В соответствии с п. 25 приложения 7 к Постановлению Правительства Москвы от 11.02.2016 № 38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве» контроль за выполнением резидентом условий соглашения в порядке, установленном Минэкономразвития, осуществляет Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее - Департамент).

Таким образом, к Департаменту в силу закона, в том числе перешло право на обращение в суд с требованием о расторжении Соглашения и взыскании штрафа.

В соответствии с п. 1.1. Соглашения деятельности от 19.03.2008 его предметом является ведение Резидентом на территории особой экономической зоны технико-внедренческой деятельности, а именно: «Разработка и внедрение систем защиты среды обитания человека».

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», (далее - Закон об особых экономических зонах).

Из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 12 Закона об особых экономических зонах следует, что Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны не только ведет промышленно-производственную деятельность, но, прежде всего, осуществляет инвестиции и капитальные вложения, необходимые для ведения указанной деятельности (Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2017 № 306-КГ17-9355 по делу № А55-12793/2016).

На основании части 1 статьи 9 Закона об особых экономических зонах Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 10 Закона об особых экономических зонах Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике.

Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Целью создания ОЭЗ в Российской Федерации является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, транспортной инфраструктуры, производство новых видов продукции, создание современных конкурентоспособных производств.

Предъявляя к инвестиционным проектам резидентов требования в части условий их реализации, объемов инвестиций в форме капитальных вложений и сроков их осуществления, Закон об особой экономической зоне вместе с тем предоставляет резидентам определенные льготы и устанавливает особенности исчисления и уплаты налога на прибыль и налога на имущество, стимулируя тем самым активную инвестиционную деятельность резидентов и реальное осуществление ими проектов, на основании которых они были включены в реестр резидентов.

Согласно Закону об особых экономических зонах, резиденты осуществляют хозяйственную, производственную, инвестиционную и иную деятельность в рамках специального правового режима с учетом расположения региона в которой находится ОЭЗ и в целях ускорения социально-экономического развития региона.

Кроме того, на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 09 сентября 2016 г. «О передаче Акционерному обществу Особая экономическая зона «Зеленоград» отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы», Соглашения о передаче отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы от 07 сентября 2016 № С-604- ФЦ/Д14, дополнительного соглашения от 12.06.2016 № С-673-АЦ/Д14 Акционерное общество «Особая экономическая зона «Зеленоград» (далее - АО «ОЭЗ «Зеленоград») осуществляет полномочия управляющей компании по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Ранее действовавшее Соглашение о передаче отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной технико-внедренческого типа на территории города Москвы от 26.11.2010 № 22920-ОС/Д25, заключенное между АО «Особые экономические зоны» и Министерством экономического развития Российской Федерации, было расторгнуто по соглашению сторон Соглашением от 08 сентября 2016 № С-603-АЦ/Д14.

Таким образом, в соответствии со статьями 129, 387, 392.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8.2. Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» обязательства по ранее заключенным АО «Особые экономические зоны», как управляющей компанией особой экономической зоны в городе Москве, соглашениям в силу закона перешли к АО «ОЭЗ «Зеленоград».

В соответствии с п. 2.3.1. Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Резидент принял на себя обязательства вести  на территории  особой экономической зоны технико-внедренческую деятельность, предусмотренную п. 1.1. Соглашения.

Поскольку Резидент не ведет технико-внедренческую деятельность более 24 (двадцати четырех) месяцев подряд - это свидетельствует о нарушении обязательств п. 1 и п. 2.3.1. Соглашения.

Нарушение предмета Соглашения является существенным нарушением его условий, что является основанием для его расторжения судом и взыскания штрафа предусмотренного Соглашением.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:

1). осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;\

2). неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности;

3). непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

4). неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

Согласно п. 4.4. Соглашения существенным нарушением условий Соглашения со стороны Резидента является:

Осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности (п. 4.4.1. Соглашения).

Задержка исполнения обязательств, предусмотренного п. 2.3.2. соглашения, более чем на один год по вине Резидента (п. 4.4.2. Соглашения).

В силу части 6 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если в разумный срок проектная документация не доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

а) Актом проверки от 18.12.2015 № 07, проведённой Минэкономразвития, были выявлены существенные нарушения условий Соглашения:

— Резидент не ведет технико-внедренческую деятельность в соответствии с
Соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы;

— Рекомендации, направленные Резиденту по результатам предыдущей проверки, не исполнены.

а) Акт проверки от 18.12.2015 № 07, проведённой Минэкономразвития, был направлен в адрес Резидента письмом от 18.12.2015 № Д14и-4417, а так же в адрес Резидента было направлено уведомление от 31.12.2015 № Д14и-4439 об устранении выявленных нарушений по итогам плановой проверки, которые оставлены Резидентом без ответа.

После 05.09.2016 в связи с заключением Соглашения от 05.09.2016 № С-575-АЦ/Д14, полномочия по контролю ОЭЗ осуществляло Правительство города Москвы в лице Департамента.

б)         На основании Приказа Департамента от 03.04.2017 № П-18-12-71/7 «О
проведении плановой проверки исполнения Резидентами ОЭЗ технико-внедренческого типа «Зеленоград» условий соглашений об осуществлении технико-внедренческой деятельности», после направления в адрес Резидента уведомления от 03.04.2017 № 17 о проведение плановой проверки исполнения условий Соглашения, в период с 14.12.2015 по 01.02.2017 была проведена плановая проверка исполнения условий Соглашения Резидента, по результатам которой был составлен акт плановой проверки от 31.05.2017 № 17, который 02.06.2017 письмом № ДНПП-18-18-1437/7 был направлен в адрес Резидента.

Актом плановой проверки от 31.05.2017 № 17 исполнения Резидентом условий Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны, созданной на территории города Москвы (далее - Акт плановой проверки), был установлен факт отсутствия ведения Резидентом технико-внедренческой деятельности в соответствии с Соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы, что является существенным нарушением условий Соглашения.

По результатам проведения плановой проверки в адрес Резидента от 16.06.2017 было направлено уведомление № ДНПП-18-18-1437/7 об устранении выявленных нарушений по итогам плановой проверки, которое оставлено Резидентом без ответа.

в) На основании Приказа Департамента от 11.08.2017 № П-18-12-171/7
«О проведении внеплановой проверки устранения Резидентами ОЭЗ технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы, ранее выявленных нарушений условий соглашений об осуществлении деятельности в ОЭЗ», после направления в адрес Резидента уведомления от 14.08.2017 № 8 о проведение внеплановой проверки исполнения условий Соглашения, в период с 29.08.2017 по 04.09.2017 была проведена внеплановая проверка устранения Резидентами ОЭЗ технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы, ранее выявленных нарушений условий соглашений об осуществлении деятельности в ОЭЗ, по результатам которой был составлен акт внеплановой проверки от 14.09.2017 № 8, который 14.09.2017 письмом № ДНПП-18-18-1437/7 был направлен в адрес Резидента.

Актом внеплановой проверки от 08.09.2017 № 8 установлено, что Резидентом не представлена информация об устранении ранее выявленных нарушений. Акт внеплановой проверки от 08.09.2017 № 10 был направлен письмом от .09.2017 № ДНПП-18-18-1437/7 в адрес Резидента, но в результате оставлен Резидентом без ответа.

В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 11 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ Резидент вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 13 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.08.2016 № 530, Резидент вправе обжаловать действия проверяющих органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные Акты плановых и внеплановых проверок Минэкономразвития и Департамента были направлены в адрес Резидента, но были оставлены без ответа, таким образом, поскольку Резидент не предпринял действий по обжалованию Актов проверок, обстоятельства существенного нарушения условий спорного Соглашения являются установленными с соблюдением требований российского законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской
Федерации требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо
неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо
договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

27.10.2017г. Департамент направил Резиденту письма № ДНГШ-18-18-1437/7 с предложением о расторжении Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы по адресам:

1.) Георгиевский проспект, 5, стр.23, Москва, Зеленоград, 124498

2.) Корпус 1205, нежилое пом. 1, Москва, Зеленоград, 124460, которые оставлены Резидентом без ответа.

Таким образом, существенное нарушение условий Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы в силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ является основанием для расторжения Соглашения судом.

Вместе с тем Резидентом не произведено финансирование в размер 3 000 000 (Трех миллионов) рублей 00 копеек (объем финансирования предусмотрен п. 3.9. Бизнес плана, являющегося неотъемлемой частью Соглашения в нарушении п. 4 ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

В соответствии с п. 5.2. Соглашения, в случае досрочного прекращения действий
Соглашения в связи с существенными нарушениями Резидентом его условий, при
осуществлении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны, последний утрачивает статус резидента особой экономической зоны и выплачивает штраф в размере 5% (пять процентов) от суммы инвестиционного проекта, предусмотренного Бизнес планом.

Согласно п. 3.9. Бизнес плана Резидент обязан произвести финансирование в размер 3 000 000 (Три миллиона) рублей 00 копеек, таким образом, расчет производится следующим образом: (3 000 000)*5% = 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

23.07.2018г. в адрес Резидента было направлено Требование о добровольной оплате штрафа, предусмотренного Соглашением, которое оставлено без ответа.

В соответствии с ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 26.07.2011 № 334-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы» Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы.

В соответствии ст. 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание отсутствие опровергающих, представленные истцом доказательства, суд руководствуется позицией ВАС РФ изложенной в Постановлении № 8127/13 от 15.10.2013г. по делу А46-12382/2012, согласно которой суд не вправе исполнять обязанность ответчика по опровержению доказательств, представленных другой стороной, поскольку это нарушает фундаментальные принципы арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон (ч. 1 ст.9, ч. 1 ст. 65 , ч. 3.1 и 5 ст. 70 АПК РФ).

В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу положений части 2 пункта 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Ответчик мотивированный отзыв на иск не представил, равно как и не представил доводов в опровержение позиции истца. 

С учетом изложенного, исковые требования истца признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.      В соответствии с изложенным, на основании ст. 8, 9, 11, 12, 309, 310, 330, 450,  452 ГК РФ, руководствуясь ст.  41, 65, 66, 71, 75, 81, 106, 110, 112, 121-124, 150, 155, 156, 162, 166-171, 176, 177, 180-182, 318, 319 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Расторгнуть Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы от 19.03.2008г., заключенное между ООО «Злата» и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Злата" в пользу Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы 150 000 (сто пятьдесят тысяч) руб. штрафа.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Злата" в доход федерального бюджета 11 500 (одиннадцать тысяч пятьсот) руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                            И.А.Васильева