НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 14.01.2015 № А40-176470/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-176470/14

14 января 2015 г.

Арбитражный суд в составе судьи Матюшенкова Ю. Л. (шифр судьи 117-1306),

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению ЗАО"ВМК" к ВОЕННОМУ КОМИССАРИАТУ ГОРОДА МОСКВЫ о взыскании 188 456 руб. 54 коп..

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании с ответчика денежных средств в размере 181 510,00 рублей в счет возмещения расходов на установку надгробных памятников умершим (погибшим) несовершеннолетним узникам фашизма за счет средств Министерства обороны РФ и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6 946,54 руб.

Определением от 29.10.2014 года дело было назначено рассмотрение дела в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 АПК РФ.

Сторонам было предложено представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок не превышающий 15 рабочих дней.

11.11.2014 года ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик против иска возражает по доводам, изложенным в отзыве.

Сторонам было предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в не превышающий 30 рабочих дней. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 ст. 228 АПК РФ

Исследовав изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков, суд установил.

Между ЗАО «Военно-мемориальная компания» и 10 родственниками умерших (погибших) несовершеннолетних узников фашизма заключено 10 Договоров подряда с физическим лицом на оказание услуг по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле погибшего военнослужащего и приравненного к ним лица. На основании заключенных Договоров, с 2009 года по 2011 год ЗАО «ВМК» были изготовлены и установлены на различных кладбищах надгробные памятники.

Факты заключения договоров и выполнения работ по указанным договорам подтверждаются подписанными Заказчиками Договорами, Актами приема-передачи результата работ, квитанциями (Форма БО-13).

Общая стоимость выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников составляет 181 510,00 рублей.

Истец полагает, что на ответчике лежит обязанность по возмещению истцу стоимости указанных работ. Истец исходит из положений ст. 24 Федерального закона «О ветеранах», п. 5 ст. 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также п. 8 ст. 154 Федерального закона № 122 от 22.08.14.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 предусмотрено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашизма льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для участников и инвалидов Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ несовершеннолетним узникам предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В дополнительной информации по реализации пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ указано, на какие именно меры социальной поддержки и льготы имеют право бывшие несовершеннолетние узники фашизма. В частности это нормы статей 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах».

При этом Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. № 1235 и Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не вносят изменения в статус несовершеннолетних узников фашизма, то есть не приравнивают их в полном объеме к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации своим постановлением от 7 июля 1999 года № 20 утвердило разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

В пункте 5 этих разъяснений указано, что поскольку с выходом Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Распространение норм статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» на несовершеннолетних узников фашизма этим нормативным актом не предусмотрено.

В письме Министерства финансов от 21.04.2009 г. № 03-05-04-01/16 также указано, что перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен в статьях 14 и 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера. Для предоставления бывшим несовершеннолетним узникам фашизма льгот, не включенных в указанный перечень, оснований не имеется.

Кроме того, согласно пункту 2.1 «Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах»», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 г. № 69, в удостоверениях участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих действующей армии производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах». В удостоверениях инвалидов Великой Отечественной войны производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» (пункт 2.7 Инструкции). Отметки со ссылкой на другие статьи ФЗ «О ветеранах», в том числе и на статью 24, в указанных удостоверениях не производятся.

Предоставление мер социальной поддержки и льгот носит личностный характер и предусматривает их предоставление только самому обладателю того или иного статуса, определенного законодательством.

По содержанию и смыслу статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», на которые ссылается истец, нормы по возмещению ритуальных расходов, а также на изготовление и установку надгробных памятников за счет средств Минобороны России являются государственной гарантией погребения умерших инвалидов и участников Великой отечественной войны, а не льготами, как утверждает истец.

Нормы статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» являются государственной гарантией погребения, а не льготами и направлены на оказание комплекса ритуальных услуг с отданием воинских почестей, а также на увековечение памяти умерших ветеранов непосредственно из числа бывших военнослужащих в зависимости обладал ли умерший ветеран статусом участника или инвалида Великой Отечественной войны.

Таким статусом несовершеннолетние узники фашизма законодательно не наделены (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 и статья 4 Федерального закона «О ветеранах»). Бывшим несовершеннолетним узникам фашизма льготы предоставляются на основании специальных удостоверений о праве на эти льготы, выдаваемых территориальными органами социальной защиты населения (п. 3 Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235). Выдача удостоверений участника или инвалида Великой Отечественной войны бывшим несовершеннолетним узникам фашизма законодательством не предусмотрена.

Кроме того, круг лиц, имеющих право на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробных памятников, определен пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. № 460 (с последующими изменениями) « О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников». К данному кругу лиц бывшие несовершеннолетние узники фашизма Постановлением не отнесены.

Аналогичное разъяснение вопроса предоставления государственных гарантий бывшим несовершеннолетним узникам фашизма дано Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 15.08.2011 г. № 182/3/1/. Согласно этому разъяснению при предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма следует руководствоваться объемом этих льгот, указанных в статье 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах».

Следовательно, требования истца о взыскании с военного комиссариата города Москвы денежных средств, в размере 181510 рублей в счет возмещения расходов на установку надгробных памятников умершим несовершеннолетним узникам фашизма за счет средств Министерства обороны РФ противоречат требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов по этому вопросу.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 65, 106, 110, 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья Ю.Л. Матюшенкова