НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 12.12.2018 № А40-215481/18-159-1719

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                      Дело № А40-215481/18-159-1719

Резолютивная часть решения объявлена12.12.2018г

Решение изготовлено в полном объеме 20.12.2018г

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судья Константиновская Н.А.,  единолично,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жулиной Е.А.

рассмотрев в  судебном заседании дело по иску  КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ "ЦЕНТР" (ОГРН 1057746567064, ИНН 7708557602, дата регистрации 04.04.2005г., адрес: 107140, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА КРАСНОПРУДНАЯ, ДОМ 22-24, СТРОЕНИЕ 1)

К АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" (ОГРН 1117799004916, ИНН 7708238331, дата регистрации 18.03.2011г., адрес: 107140, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА КРАСНОПРУДНАЯ, ДОМ 22-24, СТРОЕНИЕ 1)

Третье лицо: Центральный  Банк Российской Федерации (107016, г.Москва, ул. Неглинная, д.12)

О признании решений  недействительными

при участии:

от истца: Сатышев М.Н. по доверенности от 25.06.2018г.

от ответчика: Дронов А.М., приказ №1 от 18.03.2011г.

от третьего лица: Куплякова Д.К. по доверенности от 03.05.2018г.

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о признании недействительным результатов проверки проведенной
Некоммерческим партнерством АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
"ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ", и оформленное актом
от 18 июня 2018 года peг. № 3-01/320-18КК, о признании недействительным решения совета Некоммерческим партнерством АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУАИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ",  оформленное протоколом № 104 от 26 июня 2018 года и признании недействительным решения Совета Некоммерческого партнерства АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ", и оформленное протоколом № 106 от 09.2018 года об исключение КПК «ЦЕНТР» из членов Некоммерческого партнерства АССОЦИАЦИЯ           САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ            ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" и восстановлении  Кредитный потребительский кооператив "ЦЕНТР» в члены Некоммерческого партнерства АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ).

            Истец поддержал исковые требования, дал пояснения по иску.

            Ответчик по иску возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве, который судом приобщен в материалы дела в порядке ст. 159 АПК РФ.

            Представитель третьего лица также возражал по иску.

            Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в деле, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, КПК "ЦЕНТР» являлся членом ответчика - Некоммерческого партнерства АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ".

Так, истец просит  признать недействительным результаты проверки проведенной
Некоммерческим партнерством АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
"ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ",  оформленное актом
от 18 июня 2018 года peг. № 3-01/320-18КК, ссылаясь на следующее.

Федеральными законами «О кредитной кооперации» (далее - Закон №190 - ФЗ) и «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее - Закон № 223-ФЗ) установлен институт саморегулирования, предусматривающий обязательное членство кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов.

П. 3 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и часть 3 п.п. 1.1 ИНСТРУКЦИЯ от 24 апреля 2014 г. N 151-И О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) предусматривает, что «проверки некредитных финансовых организаций могут проводиться по поручению Банка России аудиторскими организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора Банка России (далее - Комитет финансового надзора) саморегулируемыми организациями некредитных финансовых организаций.»

Пунктом 3.4.7. Устава СРО «ЦКО» определено, что «внеплановые проверки осуществляются на основании поручения Комитета финансового надзора Банка России на проведение проверки члена саморегулируемой организации, направленной в саморегулируемую организацию жалобы на нарушение членом саморегулируемой организации базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации или иные основания, предусмотренные внутренними стандартами СРО «ЦКО»

Однако, истец указывает, что поручения Комитета финансового надзора Банка России отсутствует.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.» по основанию п. 4 ст. 20 и части 1 ст. 14 вышеуказанного закона как проведенная без распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

В связи с чем, истец полагает, что результаты проверки проведенной
Некоммерческим партнерством АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
"ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ",  оформленное актом
от 18 июня 2018 года peг. № 3-01/320-18КК, на основании п. 4 ст. 20 и п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2008 года-№18294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного    контроля (надзора) и муниципального контроля» следует признать недействительными,  как проведенные без поручения Комитета финансового надзора Банка России, то есть без распоряжения руководителя государственного органа контроля (надзора).

В обоснование требования о признании недействительным решения совета Некоммерческим партнерством АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ", и оформленное протоколом № 104 от 26 июня 2018 года в частности наложение запрета на прием новых членов в состав кооператива, заключать договора личных сбережений, заключать договора займа с пайщиками - юридическими лицами, истец указывает следующее.

На основании ст. 11 Федерального закона от 1 декабря 2007г. №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее по тексту - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях») любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.

Так, истец указывает, что основная задача КПК «ЦЕНТР» это прием в члены кредитного кооператива, заключение личных договоров сбережения и заключение договоров займов с пайщиками, в том числе и юридическими лицами, а прав по приостановлению каких-либо действий либо по запретам каких-либо действий своих членов СРО «ЦКО» не имеет.

На основании  ст. 11 Федерального закона от 1 декабря 2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» просит признать  недействительным решения совета Некоммерческим партнерством АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ", и оформленное протоколом № 104 от 26 июня 2018 года в частности наложение запрета на прием новых членов в состав кооператива, заключать договора личных сбережений, заключать договора займа с пайщиками - юридическими лицами, как совершенные за рамками полномочий СРО «ЦКО».

09 июля 2018 года Некоммерческое партнерство АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" исключило КПК «ЦЕНТР» из членов ответчика.

Согласно Протоколу № 106 Некоммерческого партнерства АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ КРЕДИТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" было принято решение:

Пункт 4 протокола «4. Исключить КПК «ЦЕНТР» (ИНН 708557602) из состава членов СРО «ЦКО» за ведение рискованной деятельности».

Истец считает данное решение необоснованно, поскольку нарушен порядок исключения из членов СРО «ЦКО».

На основании ст. 11 Федерального закона от 1 декабря 2007г. №315-Ф3 «О
саморегулируемых организациях» (далее по тексту - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях») любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие )и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.

Согласно п.4 ч.1 ст.36 Федерального закона от 18 июля 2009г.№190-ФЗ «О кредитной кооперации» одной из функций  саморегулируемой организации является разработка и установление условий членства в саморегулируемой организации, в том числе условий приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с Уставом, утвержденным Общим собранием членов Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Центральное Кредитное Объединение» Протоколом № 2 от«29» июня 2016 г.

5.14. СРО «ЦКО» вправе принять решение об исключении кредитного кооператива из членов саморегулируемой организации в случае:

5.14.1.   несоблюдения членом саморегулируемой организации требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО «ЦКО»;

5.14.2. неоднократной неуплаты кредитным кооперативом в течение одного года членских взносов;

5.14.3. выявления недостоверных сведений в документах, представленных кредитным кооперативом для приема в члены саморегулируемой организации.

Исходя из вышеуказанного, истец считает, что оснований по исключению КПК «ЦЕНТР» отсутствуют в перечне, установленных уставом СРО «ЦКО»

В соответствии с п.3 ч.2 ст.36 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация вправе исключать кредитные кооперативы из числа членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях и уставом саморегулируемой организации. Исходя из смысла указанной статьи и норм Устава следует, что для исключения из числа членов должно иметь место совокупность указанных обстоятельств т.е. такие случаи должны предусматриваться как законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях так и уставом саморегулируемой организации.

На основании пункта 8 статьи 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, к которым относятся и нарушения, указанные в оспариваемом Протоколе № 106, материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

Таким образом, законом предусмотрен специальный порядок разрешения вопроса об исключении члена саморегулируемой организации.

Исходя из смысла статьи 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия обязан приглашать на свои заседания членов саморегулируемой организации, в отношении которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия. Указанный орган вправе принять решение о применении такой меры дисциплинарного воздействия как дать рекомендацию об исключении лица из членов саморегулируемой организации, которая подлежит рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

Вместе с тем,  истец указывает, что членство в некоммерческом партнерстве является правом лица и предполагает наличие прав и обязанностей, и как следствие, определенную правовую защиту в части пребывания в некоммерческом партнерстве.

Данные факты послужили основанием для обращения истца в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требования суд исходит из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» ч.3 ст. 35.: «Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.».

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» ч. 1 ст. 14: «Саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок.»

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 223-ФЗ основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки являются поручение Комитета финансового надзора Банка России на проведение проверки члена саморегулируемой организации, направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации или иные основания, предусмотренные внутренними стандартами саморегулируемой организации.

Порядок осуществления СРО «ЦКО» Контроля регламентируется Правилами контроля за соблюдением членами Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Центральное Кредитное Объединение» требований правил и стандартов, утвержденными Общим собранием членов СРО «ЦКО» 13.06.2013 (протокол № 1) (далее по тексту - Правила контроля).

На основании пункта 4.1. Правил контроля внеплановые инспекторские проверки также проводятся по решению Контрольного комитета.

Таким образом, в силу части 3 статьи 14 Закона № 223-ФЗ решение Контрольного комитета в рассматриваемом случае является самостоятельным основанием для проведения саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка внеплановой проверки её члена.

Решение о проведении внеплановой проверки в отношении КПК «Центр» было принято Контрольным комитетом СРО «ЦКО» 24.05.2018 (протокол № 51).

Положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющие порядок организации и проведения проверок, на которые ссылается Истец в обоснование заявленных требований, в силу части 3.1. статьи 1 указанного Федерального закона не применяются к контролю на финансовых рынках.

В связи с этим для проведения внеплановой проверки в отношении КПК «Центр» не требовалось поручение Комитета финансового надзора Банка России.

В соответствии с Уставом СРО «ЦКО» п. 3.2 ст. 3.: «СРО «ЦКО» в соответствии с целями своей деятельности осуществляет следующие функции:

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» ч.3 п. 4 ст. 6.: «Кредитный кооператив обязан соблюдать следующие финансовые нормативы: соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом;».

В соответствии с Правилами и стандартами СРО «ЦКО» ч. 4.1. ст. 4: «Члены Партнерства обязаны обеспечивать свою финансовую устойчивость путем соблюдения финансовых нормативов, определённых ч.4 ст.6 №190-ФЗ от 18 июля 2009 г. «О кредитной кооперации», а также дополнительных финансовых нормативов, определённых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»

Так, основанием для назначения внеплановой тематический проверки послужили результаты мониторинга обязательной отчетности КПК «ЦЕНТР», основанного на выявленных нарушениях в 2016 году, контроля их исполнения.

Нарушение КПК «ЦЕНТР» требований п. 3 Правил и стандартов саморегулируемой организации свидетельствует о нарушении КПК «ЦЕНТР» п.4 ст. 36 Федерального закона № 190-ФЗ в части неисполнения членом саморегулируемой организации установленных правил, а так же свидетельствует о нарушении п.4 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ в части неисполнения обеспечения финансовой устойчивости кредитного кооператива по обязанности соблюдать финансовые нормативы.

В связи с чем,  Контрольным комитетом было принято решение провести выездную внеплановую тематическую проверку КПК «ЦЕНТР».

Так, проверка проводилась на «иных основаниях, предусмотренных внутренними стандартами саморегулируемой организации» в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», в связи с чем,  на основании ч. 3 ст. 14. Распоряжение руководителя государственного органа контроля (надзора) в данном случае не требуется.

Таким образом, внеплановая проверка в отношении КПК «Центр», результаты которой оформлены актом от 18.06.2018 per. № 3-01/320-18 КК, проведена в соответствии с действующим законодательством и без участия Банка России.

Кроме того, результаты проверки СРО «ЦКО», оформленные актом от 18.06.2018 № 3-01/320-18КК, не нарушают права истца в сфере предпринимательской деятельности.

Требование Истца о признании недействительным решения Совета СРО «ЦКО», оформленного протоколом № 104 от 26.06.2018, также необоснованно, исходя из следующего.

Согласно части 5 статьи 14 Закона № 223-ФЗ, в случае выявления саморегулируемой организацией нарушений в деятельности члена саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган саморегулируемой организации по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов саморегулируемой организации, за исключением случаев проведения внеплановой проверки по поручению Комитета финансового надзора Банка России.

Органом СРО «ЦКО», уполномоченным на рассмотрение дел о применении мер в отношении своих членов, является Дисциплинарный комитет СРО «ЦКО».

По результатам внеплановой проверки КПК «ЦЕНТР» Дисциплинарным комитетом СРО «ЦКО» 25.06.2018 было вынесено решение рекомендовать Совету СРО «ЦКО» обратиться с разъяснениями о положении дел в КПК «Центр» в Центральный комитет РОСПРОФЖЕЛ (протокол № 108).

Совет СРО «ЦКО» рассмотрел рекомендации Дисциплинарного комитета СРО «ЦКО» (протокол № 104 от 26.06.2018) и постановил обратиться в Центральный комитет РОСПРОФЖЕЛ с требованием создать Специальную комиссию по рассмотрению вопросов финансово-экономического положения КПК «Центр», соблюдения органами управления кооператива Устава и внутренних нормативных документов кооператива, соблюдения профессиональной общности и принятие решений органами управления кооператива. До вынесения итогового решения в отношении КПК «Центр» Совет СРО «ЦКО» запретил КПК «Центр» принимать в кредитный кооператив новых членов (пайщиков), заключать новые договоры личных сбережений, заключать договоры займа с пайщиками - юридическими лицами.

В соответствии со статьей 15 Закона № 223-ФЗ, саморегулируемая организация вправе применять в отношении своих членов следующие меры за несоблюдение базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации:

Согласно части 2.1. Дисциплинарных правил, утвержденных Общим собранием членов СРО «ЦКО» 13.06.2013 (протокол № 1) (далее Дисциплинарные правила), действовавших в период вынесения решения по результатам осуществленной внеплановой проверки СРО «ЦКО» в отношении КПК «Центр», за совершение дисциплинарных проступков устанавливаются и применяются следующие дисциплинарные взыскания:

- предписание при установлении факта нарушения по результатам анализа предоставленной членом отчетности или по результатам проверки члена;

предупреждение при неоднократном нарушении членом установленных СРО «ЦКО» условий членства, правил и стандартов или неисполнения дисциплинарных взысканий, наложенных на него ранее;

- штраф при неоднократном неисполнении предписания в размере от 500 до 10 000 рублей;

- исключение из членов СРО «ЦКО».

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» п. 4 ст. 35.: «Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие кредитные кооперативы:

Банк России не осуществляет надзор за соблюдением кредитными кооперативами, общее число членов и ассоциированных членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, за исключением следующих случаев:

Так, на момент наложении на КПК «ЦЕНТР» запрета совершения операций, контрольным органом являлось СРО «ЦКО», а запрет совершения операций на КПК «ЦЕНТР» был наложен до вынесения окончательного решения о наличии информации о возможном нарушении кредитным кооперативом и направления такой информации в Банк России.

В обоснование заявленного  требования истец ссылается на   ст. 11 Федерального закона от 1 декабря 2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Однако, п. 3. ст. 1 вышеуказанного Закона предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на саморегулируемые организации в сфере финансового рынка.

Таким образом, запрет наложен в соответствии с п. 4 ст. 35. Федерального закона  от  18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Требование истца о недействительности  решения Совета СРО «ЦКО» об исключении КПК «Центр» из числа членов СРО «ЦКО», также необоснованно по следующим основаниям.

Так, право на исключение кредитного потребительского кооператива из членов саморегулируемой организации предоставлено саморегулируемым организациям на финансовом рынке Законом № 223-ФЗ, а также закреплено внутренними документами СРО «ЦКО».

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона № 223-ФЗ, саморегулируемая организация вправе принять решение об исключении финансовой организации из членов саморегулируемой организации в случае:

Согласно пункту 4.5.1. Дисциплинарных правил, нарушение членом СРО «ЦКО» требований Устава, локальных нормативных актов СРО «ЦКО», а также требований стандартов и/или правил СРО «ЦКО», совершенное неоднократно в течение одного года; грубое, даже совершенное однократно; повлекшее за собой причинение вреда, влечет исключение из членов СРО «ЦКО».

На основании части 6.3. Положения о членстве в Некоммерческом партнерстве Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Центральное Кредитное Объединение», утвержденного Общим собранием членов СРО «ЦКО» 17.07.2015 (протокол № 1) (далее по тексту - Положение о членстве), член СРО «ЦКО» может быть исключен из СРО «ЦКО» по решению Совета СРО «ЦКО» в случаях:

По результатам внеплановой проверки КПК «Центр» было выявлено следующее:

Таким образом, за выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения в деятельности КПК «Центр» СРО «ЦКО» имела право на применение мер дисциплинарного воздействия, в том числе исключение из членов СРО «ЦКО».

Решение об исключении КПК «Центр» из числа членов саморегулируемой организации (протокол № 106 от 09.07.2018) принято Советом СРО «ЦКО» с учетом ответа Центрального комитета РОСПРОФЖЕЛ на обращение СРО «ЦКО», мнения Дисциплинарного комитета СРО «ЦКО» и рассмотренных возражений КПК «ЦЕНТР» на выводы, сделанные в акте внеплановой проверки № 3-01/320-18КК от 18.06.2018.

Таким образом, истец исключен в соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 223-ФЗ от 13.07.2016г.

При таких обстоятельствах арбитражный суд, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, пришел к выводу, что  оспариваемые решения, приняты в соответствии с  действующим законодательством, в связи с чем, заявленный в настоящем деле иск не подлежит удовлетворению.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на истца.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 29, 67, 68, 75, 104, 110, 111, 123, 156,  167- 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный Апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

            Судья                                                                                   Н.А. Константиновская