Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-224097/18 -33-2480 |
марта 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2020 года
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
АО "Самарская сетевая компания"
к ответчику: Федеральная антимонопольная служба России
третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
о признании недействительным Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018г.
при участии в судебном заседании:
согласно протокола
УСТАНОВИЛ:
АО "Самарская сетевая компания" (далее – заявитель, Общество), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФАС России (далее – ответчик, антимонопольный орган) о признании:
1. недействительным пункта 1 Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «1. Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области нарушившим положения пунктов 17, 18, 23, 24, 26, 29, 32, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 № 1178.»
2. недействительным пункта 2 Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в cpoк до 01.10.2018 г. устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики».
3. недействительным пункта 2.1. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «2.1. Исключить в соответствии с действующим законодательством из состава НВВ АО «Самарская сетевая компания» 2018 года выявленные ФАС России экономически необоснованные расходы по статьям затрат:
- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2017 год в размере 11 348,17 тыс. руб.;
- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2017 год - 295 064,05 тыс. руб., на 2018 год - 285 988,14 тыс. руб.;
- «Резерв по сомнительным долгам» на 2016 год в размере 354 270,66 тыс. руб.»
4. недействительным пункт 2.2. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «2.2. Провести и отразить анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО «Самарская сетевая компания» расходов по следующим статьям затрат:
- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2016 год в размере 370 734,65 тыс. руб.,
- «Материальные затраты» на 2017 год в размере 495 021,20 тыс. руб.;
- «Ремонт основных фондов» на 2017 год в размере 1 125 915 тыс. руб.;
- «Прочие расходы» на 2017 год в размере 297 148 тыс. руб.;
- «Резерв по сомнительным долгам» на 2018 г. в размере 8 444, 14 тыс. руб.;
- «Расходы на оплату труда» на 2017 год в размере 939 024,60 тыс. руб.;
- «Энергия на хозяйственные нужды» на 2016 год в размере 2 836,62 тыс. руб., на 2017 год в размере 20 653,27 тыс. руб.;
- «Теплоэнергия» на 2016 год в размере 9 296,59 тыс. руб., на 2017 год - 10 344,26 тыс. руб., на 2018 год - 12 638,85 тыс. руб.;
- «Страховые взносы во внебюджетные фонды» на 2016-2018 гг.;
- «Налог на прибыль» на 2016 год в размере 388 585,63 тыс. руб., на 2017 год - 126 401 тыс. руб., на 2018 год - 442 723 тыс. руб.;
- «Амортизация» на 2016 год в размере 1 381 890,70 тыс. руб., на 2017 год - 1 604 627,81 тыс. руб., на 2018 год - 1 842 693,29 тыс. руб.;»
5. недействительным пункт 2.3. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «2.3. Произвести анализ экономической обоснованности фактических доходов и расходов, понесенных АО «Самарская сетевая компания» за 2012-2016 гг., а также отразить расчет корректировок, выполненных в соответствии с формулами Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, и Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, а также анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок.».
6. недействительным пункт 2.4. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «2.4. Провести анализ исполнения АО «Самарская сетевая компания» инвестиционной программы за 2014-2016 и 9 мес. 2017 гг., утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) указанной инвестиционной программы за 2014-2016 и 9 мес. 2017 гг., с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам и годам.».
7. недействительным пункт 3. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «3. Пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «Самарская сетевая компания» с учетом пункта 2 настоящего предписания и пункта 38 Основ ценообразования № 1178.»
8. недействительным пункт 4. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «4. С учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания исключить из состава НВВ АО «Самарская сетевая компания» экономически необоснованные расходы на 2018 год.»
9. недействительным пункт 5. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г.
«5. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не позднее 01.10.2018 г. принять и ввести в действие решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО «Самарская сетевая компания», с учетом пунктов 2-4 настоящего предписания.»
10. недействительным пункт 6. Предписания № АГ/56223/18 от 20.07.2018 г. «6. Об исполнении настоящего предписания Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 2-5 настоящего предписания, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, принятие которых предписано пунктами 2,3 и 4 настоящего предписания;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.»
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2018г. требования заявителя были удовлетворены в части признания недействительным п. 2.1 предписания Федеральной антимонопольной службы России от 20.07.2018 №АГ/56223/18. Суд обязал Федеральную антимонопольную службу России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявленных требований было отказано.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.06.2019г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2018г. было изменено, в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2019г. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года и решение Арбитражного суда города Москвы от 27 декабря 2018 года по делу № А40-224097/18 отмены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд кассационной инстанции указал, что оспариваемые пункты предписания являются взаимосвязанными и имеющими отсылки друг к другу.
Так же, суд кассационной инстанции указал, что не были установлены все фактические обстоятельства дела и не дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам и всем доводам сторон. Выводы сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В судебном заседании 10.02.2020г. в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12.02.2020г.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.
ФАС России по заявлению возражала по доводам отзыва, дополнительного отзыва, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого предписания, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, на основании приказа ФАС России от 12.01.2018 № 30/18 была проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и водоснабжения/водоотведения, в том числе при установлении цен (тарифов) для АО «Самарская сетевая компания» на 2016-2018 гг.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.03.2018 № 37.
В отношении Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области выдано предписание ФАС России от 20.07.2018 № АГ/56223/18.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнений).
Оспариваемое предписание ФАС России вынесено в пределах предоставленных полномочий.
Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Согласно части 3 указанной статьи предметом проверки является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов).
На основании пункта 1 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 Положения о Федеральной антимонопольной службе (далее — Положение о ФАС России) ФАС России является .уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ^функции по контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543. федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок).
Предписание ФАС России принято по результатам плановой выездной проверки (приказ ФАС России от 12.01.2018 № 30/18, акт проверки Инспекции ФАС России от 20.03.2018 № 37) в отношении Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее — Министерство, орган регулирования. РЭК Самарской области), в ходе которой обнаружены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и водоснабжения/водоотведения, в том числе при установлении цен (тарифов) для АО «Самарская сетевая компания» на 2016-2018 гг.
Таким образом, необоснованны доводы Заявителя о том, что проверка ^проводилась в его отношении и ему должны были быть представлены закрепленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» права.
Согласно абзацу третьему пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила регулирования № 1178), в случае, если при установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были допущены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), то решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, могут быть изданы в течение периода регулирования.
На основании абзаца 2 части 3 статьи 21 Закона об электроэнергетике в рамках осуществления полномочий ФАС России вправе направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Таким образом, в случае если ФАС России выдает (направляет) обязательное для исполнения предписание органу исполнительной власти субъекта Российской федерации, направленное на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, то регулируемые государством цены (тарифы) должны быть пересмотрены до окончания срока их действия и в том числе, могут быть введены в действие не с начала очередного год i на срок менее 12 месяцев.
Выводы Предписания ФАС России основаны на материалах тарифных дел и документах, представленных в них. При этом у ФАС России в рамках проверки нет обязанности запрашивать документы и материалы у регулируемых организаций, в отношении которых устанавливаются цены (тарифы), поскольку все возможные материалы и документы по статьям затрат должны быть представлены в материалах тарифных дел, находящихся в распоряжении органа регулирования.
Учитывая вышеизложенное, Предписание ФАС России не противоречит действующему законодательству и направлено на исключение из состава необходимой валовой выручки, установленной Министерством, экономически необоснованных расходов и снижение цен (тарифов) для конечных потребителей.
Кроме того, целью и задачей указанной проверки являлось определение достоверности экономической обоснованности расходов и иных показателей экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, а также определение правильности установления Министерством цен (тарифов), в том числе в сфере электроэнергетики.
Довод Заявителя об отсутствии оснований для пересмотра противоречит действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
Согласно тому же пункту Основ ценообразования № 1178 установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в следующих случаях: выявление нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы); принятие в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемую деятельность, вследствие выдачи органом государственного контроля (надзора) предписания с указанием о необходимости обращения в уполномоченный орган власти для внесения изменений в инвестиционную программу в соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Как следует из этих и иных положений Основ ценообразования №1178, в них идет речь о пересмотре регулирующими органами цен (тарифов) до окончания срока их действия в случае совершения нарушений (нецелевое использование инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены, тарифы) и изменения обстоятельств (изменение инвестиционной программы организации), имевших место после установления цен (тарифов).
В рассматриваемом же случае идет речь о решениях регулирующих органов, направленных на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике в соответствии с пунктами 7, 8 другого нормативного правового акта - Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, то есть, по сути, об устранении нарушений, имевших место при установлении цен (тарифов).
Указанный довод подтверждается судебной практикой, в частности, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.03.2018 по делу № А40-11329/17, определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2018 № 305-КП8-8229.
При этом суд отмечает, что указанное предписание не было обжаловано Министерством, в том числе не был обжалован приказ о проведении проверки, а также акт, составленный по результатам проверки.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Основами ценообразования № 1178 и Правилами регулирования № 1178.
Для АО «Самарская сетевая компания» установлен долгосрочный период регулирования 2017 - 2021 гг.
В соответствии пунктом 23 Правил регулирования № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Экспертные заключения Министерства не соответствуют требованиям пункта 23 Правил регулирования № 1178.
Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:
1) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
2) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов;
3) коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями;
4) максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями;
5) уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования;
6) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:
1) индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен).
В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения подконтрольных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;
2) размер активов, определяемый регулирующими органами;
3) величина неподконтрольных расходов;
4) величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861;
5) величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации;
6) цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказывают саморегулируемыми организациями.
Для АО «Самарская сетевая компания» 2017 год является первым годом долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг.
В соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, расчёт необходимой валовой выручки на услуги по передаче электроэнергии осуществляется на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относятся, в том числе, базовый уровень операционных, подконтрольных расходов (далее - ОПР) в зависимости от метода регулирования.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (далее — базовый уровень ОПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов, и при установлении базового уровня ОПР учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
ФАС России письмом от 19.06.2017 № ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Вне зависимости от методов регулирования, который применялся в предшествующем ДПР и который будет применен на следующий ДПР, органы регулирования при установлении базового уровня ОПР на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, а также при наличии результатов контрольных т мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.
В экспертном заключении на 2017 г. не содержится анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде [регулирования (2012 - 2016 гг.).
Таким образом, органом регулирования не выполнены требования пункта 7 Основ ценообразования № 1178 и пункта 11 Методических указаний № 98-э.
Согласно пункту 12 Методических указаний 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;
2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования;
3) оплата труда, определяемая на основе пункта 27 Основ ценообразования;
4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178, базовый уровень операционных расходов - уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.
Основами ценообразования дано определение операционных расходов - это расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и Расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При рассмотрении расходов по статье «Материальные затраты», ФАС России было установлено следующее.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно пункту 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на сырье и материалы.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Экспертное заключение на 2017 г. не содержит анализ документов и материалов, на основании которых в тариф приняты расходы в размере 495 021,20 тыс. руб. (АО «ССК» было заявлено 867 985,65 тыс. руб.). Также органом регулирования не произведен анализ и не отражены фактические расходы по данной статье затрат за 2015 г.
Кроме того, в составе обосновывающих документов отсутствуют: план-график ремонтов за прошедший период регулирования 2015 года, данные о проведенных торгах, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие фактически понесенные расходы в 2015 году, дефектные ведомости, акты осмотров, обоснование стоимости запланированных расходов, графики капитальных, текущих ремонтов за 2 предшествующих, текущий и расчетный периоды регулирования, сметная документация на планируемые в расчетном периоде регулирования ремонтные работы.
Учитывая вышеизложенное, данные расходы подлежат дополнительном экономическому обоснованию.
Относительно расходов на ремонт основных средств суд отмечает следующее.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на ремонт основных средств.
Согласно пункту 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;
2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.
Экспертное заключение на 2017 г. не содержит анализ документов и материалов, на основании которых в тариф приняты расходы в размере 1 125 915 тыс. руб. АО «ССК» были заявлены затраты в размере 1 690 385 тыс. руб. Также органом регулирования не произведен анализ и не отражены фактические расходы по данной статье затрат за 2015 год.
Суд отмечает, что в составе обосновывающих документов отсутствуют: план-график ремонтов за прошедший период регулирования 2015 года, данные о проведенных торгах, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие фактически понесенные расходы в 2015 году, дефектные ведомости, акты осмотров, обоснование стоимости запланированных расходов, графики капитальных и текущих ремонтов за 2 предшествующих, текущий и расчетный периоды регулирования, сметная документация на планируемые в расчетном периоде регулирования ремонтные работы.
Таким образом, операционные расходы (2017 г.) подлежат дополнительном экономическому обоснованию.
Относительно прочих расходов - Экспертное заключение на 2017 г. не содержит анализ документов и материалов, на основании которых в тариф приняты расходы в размере 297 148 тыс. руб. АО «ССК» были заявлены затраты в размере 439 606,40 тыс. руб. Также органом регулирования не произведен анализ и не отражены фактические расходы по данной статье затрат за 2015 год.
В составе обосновывающих материалов отсутствуют данные о проведенных торгах, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие фактически понесенные расходы в 2015 г., акты оказанных услуг, счета-фактур, обоснования необходимости несения затрат в заявленном объеме.
Таким образом, данные расходы подлежат дополнительном экономическому обоснованию.
Относительно подконтрольных расходов из прибыли - Экспертное заключение на 2017 г. не содержит анализ документов и материалов, на основании которых в тариф приняты расходы в размере 11 348,17 тыс. руб. АО «ССК» были заявлены затраты в размере 63 843,09 тыс. руб. Также органом регулирования не произведен анализ и не отражены фактические расходы по данной статье затрат за 2015 год.
В составе обосновывающих материалов отсутствуют коллективный договор, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие фактически понесенные расходы в 2015 году, расчет затрат на расчетный период регулирования с расшифровкой этих затрат, с указанием исходных данных, использованных в расчете, и экономическим обоснованием целесообразности несения этих затрат.
Также отсутствует расшифровка по данной статье затрат.
Таким образом, учтенные затраты по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2017 г. в размере 11 348,17 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ АО «ССК», как не являющиеся обязательными для осуществления -регулируемого вида деятельности. ™ Экспертное заключение на 2017 г. не содержит анализ документов и материалов, на основании которых в тариф приняты расходы в размере 20 653,27 тыс. руб. АО «ССК» были заявлены затраты в размере 21 232,34 тыс. руб. Также органом регулирования не произведен анализ и не отражены фактические расходы по данной статье затрат за 2015 год.
В составе обосновывающих материалов отсутствуют оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие фактически понесенные расходы в 2015 году, расчет экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования, договоры купли-продажи энергии, акты приема-передачи, счета-фактуры и копии платежных документов к ним за предшествующий, текущий и на расчетный периоды регулирования.
Таким образом, учтенные затраты по статье «Энергия на хозяйственные нужды» на 2017 год требуют дополнительного экономического обоснования.
Относительно расходов на оплату труда - Органом регулирования расходы по данной статье затрат были учтены в размере 939 024,60 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса I потребительских цен.
Из информации, представленной в экспертном заключении органа регулирования, не представляется возможным однозначно установить каким образом Министерством определена численность персонала организации.
Также в экспертном заключении не представлена информация о принятой «средней заработной плате работников АО «ССК», учтенном среднем тарифном коэффициенте, а также информация о фактическом объеме фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования в нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178.
В целях соблюдения баланса интересов регулируемых организаций и потребителей (абонентов) при расчете средней заработной платы учитывается размер средней заработной платы в регионе по соответствующему виду деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики за предыдущий год (имеющимся на момент установления тарифов) с учетом его индексации на индекс потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на текущий и плановый периоды, разрабатываемым Министерством экономического развития Российской Федерации (в базовом варианте), а также уровень средней заработной платы, сложившийся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях.
Кроме того при определении экономически обоснованного уровня заработной платы персонала регулируемой организации в сфере электроэнергетики также должен применяться метод сравнения аналогов в соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, при этом данный метод применен не был.
В соответствии с действующим законодательством численность персонала определяется исходя из уровня фактической численности, подтвержденной бухгалтерской и статистической отчетностью за предыдущий год, в том числе формой статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», при этом размер плановой численности не должен превышать _ максимальных значений нормативной численности.
При этом в экспертном заключении органа регулирования не отражен анализ фактической численности организации, учтенный при установлении тарифов.
Таким образом, при установлении затрат по данной статье допущены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно пункт 26 Основ ценообразования № 1178 и пункт 23 Правил № 1178, затраты по статье «Расходы на оплату труда», принятые Министерством на 2017 г., подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Согласно пункту 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности).
Экспертные заключения не содержат анализ по данной статье затрат, в том числе на основании каких документов и материалов приняты в тариф расходы на тепловую энергию на 2016 год в размере 9 296,59 тыс. руб. (при заявленной АО «ССК» величине 5 586,20 тыс. руб.), на 2017 год - 10 344,26 тыс. руб. (при заявленной величине 24 255 тыс. руб.), на 2018 год - 12 638,85 тыс. руб. (на уровне заявки АО «ССК»).
В составе представленных обосновывающих документов по статье «Теплоэнергия» отсутствуют акты фактического оказания услуг, счета-фактур, платежные поручения, оборотно-сальдовые ведомости за отчетный период регулирования.
На основании вышеизложенного расходы по статье «Теплоэнергия» в размере 32 279,70 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Согласно Основ ценообразования № 1178 к операционным расходам в том числе относятся расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности.
Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
На 2016 год указанные затраты были включены органом регулирования в размере 370 734.65 тыс. руб. в т.ч. электросетевое оборудование 152 315,28 тыс. руб. (при -заявленной АО «ССК» величине 388 456,60 тыс. руб., в т.ч. электросетевое оборудование 260 373,90 тыс. руб.), при этом в материалах тарифного дела представлены договоры, но не проведен и не представлен анализ обосновывающих документов и материалов подтверждающих обоснованность начисления амортизации и расчета налогов по объектам имущества.
Также Экспертные заключения не содержат анализ по данной статье затрат, в ;гом числе на основании каких документов и материалов приняты в состав тарифов '""расходы на аренду и лизинг на 2017 г. - 295 064,05 тыс. руб., в т.ч. электросетевое оборудование 103 573,18 тыс. руб. (при заявленной величине 456 745,09 тыс. руб., в т.ч. электросетевое оборудование 182 626,02 тыс. руб.), на 2018 год - 285 988,14 тыс. руб., в т.ч. электросетевое оборудование 88 296,40 тыс. руб. (при заявленной величине ^364 965,37 тыс. руб., в т.ч. электросетевое оборудование 143 883,98 тыс. руб.).
По 2017-2018 гг. в подтверждение расходов по статье не предоставлены пообъектный перечень арендованного имущества, расчет арендных платежей на расчетный период регулирования, в договорах аренды отсутствует расчет арендных платежей, отсутствует обоснование величин амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, возмещаемых арендодателю, не предоставлены декларации по налогу на имущество арендодателя, отсутствуют акты инвентаризации, инвентарные карточки.
При этом, в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний № 98-э орган регулирования ежегодно осуществляет корректировку необходимой валовой выручки на очередной период регулирования с учетом г фактических параметров (в т.ч. доходов и расходов) предыдущего периода регулирования, формулами Методических указаний № 98-э предусмотрены указанные корректировки только на основании показателей с индексом i-1, i-2.
Таким образом, учтенные затраты по статье «плата за аренду имущества и лизинг» на 2017 г. - в размере 295 064,05 тыс. руб., на 2018 г. - в размере 285 988,14 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ АО «ССК», а расходы по данной статье затрат в размере 370 734,65 тыс. руб. на 2016 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.
Органом регулирования отчисления на социальные нужды при установлении тарифов на 2016 и 2017 гг. в размере 30,4%. Процент отчислений, принятый органом регулирования при установлении тарифов на 2018 г., в Экспертном заключение не указан. Также не представлены фактические данные и анализ за предыдущие года регулирования.
Таким образом, учтенные затраты по статье «Страховые взносы во внебюджетные фонды» на 2016-2018 гг. требуют дополнительного экономического обоснования.
Также ФАС России установлено, что в составе «прочих неподконтрольных расходов» были учтены расходы по резервам сомнительных долгов в размере 354 270,66 тыс. руб.
Для исключения вероятности восстановления резерва по сомнительным долгам задолженности, включенной в состав затрат в НВВ, Министерство включило организации расходы по сомнительным долгам не по сомнительной, а по безнадежной к взысканию (мертвой) дебиторской задолженности.
В том числе, безнадежная к взысканию дебиторская задолженность по налоговым платежам реорганизованного в форме присоединения общества
ЗАО «СГЭС» в размере 83 700 тыс. руб. (задолженность образовалась в результате банкротства Волжского социального банка в 2013 году). А также безнадежная к взысканию дебиторская задолженность ПАО «Самараэнерго» в размере 270 570,66 тыс. руб. (связанная с урегулированием разногласий по объемам полезного отпуска населению на общую сумму более 1 млрд. руб.).
В качестве обоснования по данной статье затрат представлено: приказ на списание дебиторской задолженности ПАО «Самараэнерго» от 04.04.2016 № 43/1, Выписки из ЕГРЮЛ от 08.06.2018 года о нахождении в стадии ликвидации ООО «ВСБ», решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2014 № А55-28168/2013 о признании ООО «ВСБ» несостоятельным (банкротом), расшифровка расходов.
Суд отмечает, что АО «ССК» не были предприняты надлежащие действия направленные на взыскание с ПАО «Самараэнерго» дебиторской задолженности, в этой связи включение данной дебиторской задолженности является экономически необоснованным.
В отношении дебиторской задолженности, образованной в результате банкротства Волжского социального банка, суд отмечает, что данные расходы не относятся к регулируемому виду деятельности, в этой связи также подлежат исключению, как экономически не обоснованные.
На 2018 год Министерством в составе прочих неподконтрольных расходов учтена безнадежная к взысканию дебиторская задолженность перед АО «ССК» в размере 8 444,14 тыс. руб. по контрагенту - ООО «Объединенная сетевая компания», Сумма, заявленная организацией суммарно по резервам по сомнительным долгам на 2018 год, составляла 134 349,21 тыс. руб. В обоснование по данной статье подставлены Выписки из ЕГРЮЛ от 02.04.2018 года и оборотно-сальдовые ведомости АО «ССК», а также Приказ на списание от 30.03.2018 № 80.
Кроме того, в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.
Так, в соответствии со статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка .резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. При этом, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
В отличие от НК РФ, законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) предполагает, что средства на создание резерва по сомнительным долгам, включенные в НВВ, собираются им в тарифной выручке реальными денежными средствами.
В соответствии с НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ.
В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования должны быть представлены следующие документы: акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17; справки к вышеуказанным актам (приложение к форме № ИНВ-17); сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации; ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49; протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации; акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений; акты о признании дебиторской задолженности безнадежной; приказы о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; перечень (реестр) потребителей услуг, по которым истек установленный срок исковой давности с указанием лицевых счетов, номеров договоров, сумм задолженности по отчетным датам; акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 51, 62, 63, 91, 91.2 с расшифровками указанных сумм и другие документы.
Экспертные заключения не содержат анализ по данной статье затрат, в том числе на основании каких документов и материалов приняты в тариф расходы на 2016 год в размере 354 270,66 тыс. руб., на 2018 год - 8 444,14 тыс. руб., не представлена постатейная расшифровка.
Орган регулирования не указал в экспертном заключении на 2016 и 2018 гг. перечень обосновывающих материалов, представленных АО «ССК», кроме того, в нарушение пункта 23 Основ ценообразования № 1178 орган регулирования не проанализировал фактические расходы за прошлые периоды, не привел информацию об объемах дебиторской задолженности и сроках инвентаризации дебиторской задолженности, размере сформированного на очередной период регулирования резерва и суммы остатка резерва предыдущего периода регулирования.
Кроме того, что в материалах дела об установлении тарифов на 2016 годы для АО «ССК» отсутствуют документы, подтверждающие размер расходов по сомнительным долгам, в том числе признанной безнадежной:
- акты инвентаризации дебиторской задолженности;
- приказы о создании резерва по сомнительным долгам;
- приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности;
- ОСВ по счету 007;
- решения (определения) судов об окончании конкурсного производства;
- исполнительные листы;
- данные об исключении организаций из ЕГРЮЛ.
Кроме того, невозможно сделать вывод о том, что в резерв, учтенный в НВВ организации на плановый и предыдущие периоды регулирования не включены расходы на создание резерва по сомнительным долгам одних и тех же должников за одни и те же периоды.
Таким образом, учтенные затраты по статье «Прочие неподконтрольные расходы» в части подстатьи «резерв по сомнительным долгам» на 2016 в размере 354 270.66 тыс. руб. подлежат исключению как экономически необоснованные расходы из состава НВВ АО «ССК».
Расходы по данной статье затрат, учтенные органом регулирования на 2018 год в размере 8 444, 14 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Экспертные заключения не содержат анализ по данной статье затрат, в том числе на основании каких документов и материалов приняты в тариф расходы по налогу на прибыль на 2016 год в размере 388 585,63 тыс. руб. (при заявленной АО «ССК» величине 390 916,60 тыс. руб.), на 2017 год - 126 401 тыс. руб. (при заявленной величине 295 521,40 тыс. руб.), на 2018 год - 442 723 тыс. руб. (на уровне заявки АО «ССК»).
Не были предоставлены расчет налога на прибыль, налоговые декларации по уплате авансовых платежей и налога на прибыль, платёжные поручения, фактические данные об уплате налога на прибыль за предшествующие периоды регулирования.
Также, в 2014 году расходы по статье «Налог на прибыль» составили 103 618 тыс. руб. согласно таблице 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках», размещенной на официальном сайте ТСО.
Таким образом, расходы по статье «Налог на прибыль» в размере 284 967 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
При рассмотрении расходов по статье «Амортизация», ФАС России было установлено следующее.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг.
На основании пункта 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
Материалы тарифных дел на 2016-2018 гг. не содержат расчеты амортизационных отчислений и данные о фактических амортизационных отчислениях с указанием амортизационных групп в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Также не представляется возможным установить, что срок полезного использования принят в максимальном размере в соответствии с выбранной амортизационной группой.
ФАС России отмечает, что в подтверждение расходов по статье «Амортизация» не были предоставлены пообъектный расчет расходов на амортизацию основных средств в расчетном периоде регулирования, приказ о проведении переоценки основных средств, инвентарные карточки ОС.
Также экспертные заключения на 2016-2018 гг. не содержат анализ по данной статье затрат, в том числе на основании каких документов и материалов приняты в тариф расходы, в этой связи данные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны + фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации в размере, определенном исходя из утвержденной для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.
В соответствие с пунктом 9 Методических указаний № 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчётный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчёта тарифов, а также с учетом:
величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;
результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования 'Согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий;
Ii - индекс потребительских цен, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования;
Кэл - коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равный 0,75;
yei, yei-1 - количество условных единиц соответственно в i-том и (i-l)-oM году долгосрочного периода регулирования;
Xi - индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов;
НР1, HPi - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-ro года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя:
- расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга);
- оплату налогов на прибыль, имущество и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования № 1178) (тыс. руб.);
- амортизацию основных средств (в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования) (тыс. руб.);
- расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования;
- расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования № 1178(тыс. руб.);
- расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций (тыс. руб.);
- прочие расходы, учитываемые при установлении тарифов на i-й год долгосрочного периода регулирования (тыс. руб.);
В1 - результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования № 1178 (тыс. руб.).
Экспертные заключения 2016 - 2018 гг. не содержат анализ результатов деятельности АО «Самарская сетевая компания» за предыдущие периоды регулирования (2014 - 2016 годы).
В соответствии с Экспертным заключением на 2016 г. определена сумма в размере 395 772,33 тыс. руб., подлежащая учету при корректировке НВВ на 2016 гг., а также сумма избыточно полученных средств в размере 356 808,45 тыс. руб., при этом органом регулирования не отражено на основании каких документов была определена вышеуказанная сумма, по каким статьям затрат выявлены экономически необоснованные расходы, либо организацией был получен дополнительный доход, который подлежит исключению. Также Экспертное заключение не содержит анализ и расчет в соответствии с Методическими указаниями № 98-э корректировки выпадающих доходов в размере 257 486,63 тыс. руб.
В соответствии с Экспертным заключением на 2017 год определена сумма в размере 420 589,51 тыс. руб., подлежащая учету при корректировке НВВ на 2017 гг., а также сумма избыточно полученных средств в размере 775 536,74 тыс. руб., и сумма оптимизации расходов - 210 282,07 тыс. руб., при этом органом регулирования не отражено на основании каких документов была определена вышеуказанная сумма, по каким статьям затрат выявлены экономически необоснованные расходы, либо организацией был получен дополнительный доход, который подлежит исключению. Также Экспертное заключение не содержит анализ и расчет в соответствии с Методическими указаниями № 98-э корректировки выпадающих доходов в размере 638 329,60 тыс. руб.
В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год определена сумма в размере 780 679,98 тыс. руб., подлежащая учету при корректировке НВВ на 2018 гг., а также сумма избыточно полученных средств в размере 595 354,82 тыс. руб., при этом органом регулирования не отражено на основании каких документов была определена вышеуказанная сумма, по каким статьям затрат выявлены экономически необоснованные расходы, либо организацией был получен дополнительный доход, который подлежит исключению.
На основании вышеизложенного, корректировки необходимой валовой выручки на 2016, 2017, 2018 гг., либо их отсутствие подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 утверждены Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила осуществления контроля).
В соответствии с Правилами осуществления контроля контроль за реализацией инвестиционных программ, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Контроль за реализацией инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации, осуществляется с участием соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе привлекать заинтересованные органы государственной власти, организации, а также межотраслевые советы потребителей, образованные при высших исполнительных органах государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов должны принимать участие в контрольных мероприятиях, проводимых как Министерством энергетики Российской Федерации, так и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее совместно - уполномоченные органы). Вне зависимости от участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в контрольных мероприятиях, эти органы в обязательном порядке должны обеспечить учет результатов контрольных мероприятий при осуществлении ежегодных корректировок установленных цен (тарифов).
При обнаружении фактов финансирования мероприятий, не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы территориальной сетевой организации, указанные расходы территориальной сетевой организации должны расцениваться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов как нецелевое использование средств, учтенных в необходимой валовой выручке.
Согласно экспертным заключениям об установлении тарифов на 2016, 2017 и 2018 гг. органом регулирования не отражен расчет корректировок по исполнению инвестиционной программы в соответствии с формулами Методических указаний № 228-э и Методических указаний № 98-э, не определен объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на предыдущие годы, также не проведен анализ экономической обоснованности величины фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов).
Также Министерством не учтены требования законодательства, в части корректировки НВВ АО «ССК» с учетом факта исполнения инвестиционной программы в текущем году.
Анализ исполнения (неисполнения) инвестиционной программы по факту 9 месяцев текущего года при установлении тарифов на 2015, 2016 и 2017 гг. не проводился.
Суд соглашается с доводами ответчика, изложенными как в письменном отзыве, так и дополнительных пояснениях.
Относительно расходов по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 28 утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее — Основы ценообразования) расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
То есть, размер расходов по данной статье затрат не эквивалентен размеру арендных платежей. Обязательным условием законности включённых по данной статье затрат расходов является наличие расчёта величины амортизации, налогов и других платежей, в противном случае включение расходов не будет экономически обосновано.
Как установлено судом апелляционной инстанции, документы, позволяющие определить такие расходы и произведённые в их подтверждение расчёты, в материалах тарифного дела АО «ССК» отсутствуют.
Данный факт также не был оспорен АО «ССК». Позиция АО «ССК» о возможности включения данных расходов строится исключительно на выводах правоприменительной практики о том, что в отсутствие в тарифной заявке обосновывающих документов орган регулирования может рассчитать такие затраты по результатам анализа дополнительно запрошенных документов. Однако АО «ССК» не учитывает тот факт, что Министерством такие документы не были запрошены, следовательно, выводы указанных в заявления определений Верховного Суда Российской Федерации не применимы при рассмотрении настоящего дела.
Относительно статьи затрат «Резерв по сомнительным долгам», суд отмечает, что в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в НВВ включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из НВВ в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.
В материалах дела об установлении тарифов на 2016 год для АО «ССК» отсутствуют документы, подтверждающие размер расходов по сомнительным долгам, в том числе признанным безнадежными: акты инвентаризации дебиторской задолженности; приказы о создании резерва по сомнительным долгам; приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности; ОСВ по счету 007; решения (определения) судов об окончании конкурсного производства; исполнительные листы; данные об исключении организаций из ЕГРЮЛ.
Кроме того, невозможно сделать вывод о том, что в резерв, учтенный в НВВ организации на плановый и предыдущие периоды регулирования, не включены расходы на создание резерва по сомнительным долгам одних и тех же должников за одни и те же периоды.
Следовательно, расходы по данной статье затрат документально не подтверждены, в связи с чем они подлежали исключению.
Необходимо отметить, что расходы по данной статье затрат также определены с учётом задолженности гарантирующего поставщика — ПАО «Самараэнерго». Исходя из законодательно определённой системы взаимоотношений субъектов электроэнергетики, большинство потребителей оплачивает оказанные АО «ССК» услуги гарантирующем) поставщику (ПАО «Самараэнерго»), который впоследствии производит соответствующие расчёты с АО «ССК». При этом в НВВ ПАО «Самараэнерго» предусмотрены денежные средства на резерв по сомнительным долгам. Следовательно, возможна ситуация, при которой расходы по одним и тем же долгам будут включены в НВВ двух регулируемы) организаций — ПАО «Самараэнерго» и АО «ССК», то есть потребители дважды оплатя-одни и те же расходы.
Методически указания, регулирующие вопросы расчёта тарифов для сетевых организаций, не содержа положений, позволяющих включать в их НВВ расходы на резерв по сомнительным долгам То есть, включение в состав НВВ сетевой организации статьи «Резерв по сомнительным долгам» не является обязательным, в связи с тем, что услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям непосредственно конечные потребители не оплачивают.
Покрытие задолженности через тарифные источники возможно только в том случае если расходы относятся на регулируемый вид деятельности. Перекладывать иные расход на потребителей в силу требований законодательства недопустимо, с учётом чего следует вывод о невозможности покрытия за счёт резерва по сомнительным долга задолженности, образованной в результате банкротства банка.
АО «ССК» в обоснование расходов приводит лишь ссылки на Основ ценообразования и Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие данную статью затрат и регламентирующие порядок начисления расходов, что само по себе не может являться основанием для включения соответствующих расходов при отсутствии подтверждающих документов.
Относительно статьи затрат «Подконтрольные расходы из прибыли», суд отмечает, что экспертное заключение не содержит анализ экономической обоснованности фактических затрат, первичной и бухгалтерской документации АО «ССК», а также плановых расходов по статье «Подконтрольные расходы из прибыли». Так, в составе обосновывающих материалов отсутствовали коллективный договор, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие фактически понесенные расходы в 2015 году, расчет затрат на расчетный период регулирования с расшифровкой этих затрат, с указанием исходных данных, использованных в расчете, и экономическим обоснованием целесообразности несения этих затрат.
При этом, АО «ССК» как регулируемая организация должно было на момент принятия Министерством решения об установлении тарифов предоставить соответствующие документы, которые бы подтверждали обоснованность включения требуемого уровня расходов. Предоставление определенного комплекта документов является обязанностью сетевой организации.
АО «ССК», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
Как отметил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.12.2014 № 307-КГ14-5116, неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В НВВ регулируемой организации могут быть включены только те расходы, которые относятся на регулируемый вид деятельности и необходимы для его осуществления.
Другие расходы, в том числе дополнительно принятые на себя регулируемое организацией по коллективному договору, не могут быть компенсированы за счёт тарифных источников.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание ссылки ответчика на судебные акты по делу №А40-264758/18, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание ФАС России является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя и принято в соответствии с действующим законодательством.
Совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта в остальной части недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (абзац третий пункта 21).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.О. Ласкина |