Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-78595/18-140-2767 |
16 июля 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 16 июля 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю. ,
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмак А.С.
При участии представителей:
от заявителя -Волгин О.А. Доверенность от 01.10.2016г. № 028-44-0-31.12.2019Д; Долгова Е.В. доверенность от10.10.2016г. № 028-128-0-31.12.2019Д
от МИ ФНС по к/н № 1- Юсупова И.Ю. доверенность от 05.09.2017г. № 52-02-1-50/28
от МИ ФНС по к/н № 2- Лещенко И.А. доверенность от 28.12.2017г. № 05-17/15188;
Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Газпром Нефтехим Салават» (ОГРН 1160280116138, адрес местонахождения: 453256, Республика Башкортостан, г. Салават, г. Молодогвардейцев, 30)
К ответчику МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (129223, г. Москва, Проспект Мира, д. 119, стр. 191)
3-е лицо МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1
Об обязании начислить и уплатить проценты
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром Нефтехим Салават» (далее – Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) об обязании начислить и уплатить проценты за просрочку возврата акцизов за период с марта 2015 года по октябрь 2017 года в размере 18 620 300,14 рубля.
Определением от 31.05.2018 г. суд в порядке ст.47 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве надлежащего ответчика МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и привлек в порядке ст.51 АПК РФ в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1, заявленного ранее как ответчик.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по доводам заявления с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ; представитель ответчика возражал по доводам отзыва на заявление; третье лицо также возразило против удовлетворения требований заявителя по доводам отзыва.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования Общества с учетом уточнения заявленного требования подлежат удовлетворению судом исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Общество имеет свидетельства на переработку прямогонного бензина, на совершение операций с бензолом, параксилолом и ортоксилолом. Порядок возмещения акциза отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе имеющим свидетельства на переработку прямогонного бензина, на совершение операций с бензолом, параксилолом, орто ксилолом, регулируется статьей 203.1 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 указанной нормы в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) указанным категориям налогоплательщиков.
По итогам налоговых периодов с 01.02.2015 по 30.09.2017 года сумма налоговых вычетов превышала общую сумму исчисленного для уплаты заявиьелем налога, следовательно, полученная разница подлежала возмещению на основании ст. 203.1 НК РФ.
Учитывая положения п. 2 ст. 203.1 НК РФ, налогоплательщик реализовал свое право на возмещение акциза путем подачи в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 заявлений о возврате суммы подлежащего возмещению акциза на прямогонный бензин по налоговым декларациям за февраль - май 2015 года, сентябрь 2015 года, ноябрь - декабрь 2015 года, январь -март 2016 года, май - август 2016 года, октябрь - декабрь 2016 года, январь - май 2017 года, август - сентябрь 2017 года, а так же заявление о возврате суммы подлежащего возмещению акциза на бензол, параксилол, ортоксилол, производимые на территории РФ по налоговой декларации за декабрь 2016 года (заявления № Исх.-058-8435 от 25.03.2015; № Исх.-058-12275 от 24.04.2015; № Исх.-058-15484 от 22.05.2015; № Исх.-058-19569 от 25.06.2015; № Исх.-058-32964 от 23.10.2015; № Исх.-058-40242 от 24.12.2015; № Исх.-058-1379 от 21.01.2016; № Исх.-058-5900 от 26.02.2015; № Исх.-058-9463 от 24.03.2016; № Исх.-058-14015 от 22.04.2016; № Исх.-058-18151 от 24.02.2016; № Исх.-058-022863 от 24.06.2016; № Исх.-058-16422 от 22.07.2016; № Исх.-058-31094 от 24.08.2016; № Исх.-058-35573 от 26.09.2016; № Исх.-058-39573 от 24.10.2016; № Исх.-058-44310 от 24.11.2016; № Исх.-058-48628 от 23.12.2016; № 058-1894 от 23.01.2017; № Исх.-058-6650 от 22.02.2017; № Исх.-058-10639 от 24.03.2017; № Исх.-058-15578 от 24.04.2017; № Исх.-058-19638 от 24.05.2017; № Исх.-058-24002 от 22.06.2017; № Исх.-058-28185 от 24.07.2017; № Исх.-058-37063 от 22.09.2017; № Исх.-058-41078 от 24.10.2017).
Пунктом 5 ст. 203.1 НК РФ установлено, что в течение пяти дней со дня подачи заявления о возмещении налога налоговый орган принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
На основании вышеуказанных заявлений, а так же с учетом соблюдения Истцом требований ст. 203.1 НК РФ, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 приняла решение о возмещении ООО «Газпром нефтехим Салават» суммы акциза на прямогонный бензин, производимый на территории РФ, суммы акциза на бензол, параксилол, ортоксилол, производимые на территории РФ, за период с марта 2015 года по октябрь 2017 года (решения о возмещении суммы акциза № 52-14-16/3377339э от 31.03.2015; № 52-14-16/3439398 р-о от 05.05.2015; № 52-14-16/3464580р/о от 29.05.2015; № 52-14-16/3497919о/р от 01.07.2015; № 52-14-16/3697347р/о от 30.10.2015; № 52-14-16/3726394р/о от 27.11.2015; № 52-14-16/3761981 р/о от 11.01.2016; № 52-14-16/3779122р/о от 28.01.2016; № 52-14-16/3814132р/о от 01.03.2016; № 52-14-16/3842452р/о от 30.03.2016; № 52-14-16/3876025р/о от 28.04.2016; № 52-14-16/3949658р/о от 01.07.2016; № 52-14-16/3979096р/о от 28.07.2016; № 52-14-16/4019876 от 26.08.2016; № 52-14-16/4082206р/о от 28.09.2016; № 52-14-16/4128017р/о от 28.10.2016; № 52-14-16/4158294р/о от 30.11.2016; № 52-14-16/4210220р/о от 09.01.2017; № 52-14-16/4255600р/о от 26.01.2017; № 52-14-16/4289816р/о от 02.03.2017; № 52-14-16/4307890р/о от 30.03.2017; № 52-14-16/4338197р/о от 28.04.2017; № 52-14-16/4395249р/о от 30.05.2017; № 52-14-16/4425349р/о от 29.06.2017; № 52-14-16/4523988р/о от 28.09.2017; № 52-14-16/4595514р/о от 30.10.2017).
В соответствии с п. 7 ст. 203.1 НК РФ поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом указанного решения.
В течение пяти дней со дня получения указанного поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (абз. 2 п. 7 ст. 203.1 НК РФ).
При нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата (абз. 3 п. 7 ст. 203.1 НК РФ).
Заявленные к возмещению суммы акциза за период с марта 2015 года по октябрь 2017 года были возвращены налогоплательщику, что подтверждается следующими платежными поручениями: № 166 от 14.04.2015; № 835 от 15.04.2015; № 659 от 16.04.2015; № 414 от 21.04.2015; № 109 от 22.04.2015; № 366 от 23.04.2015; № 607 от 24.04.2015; № 543 от 27.04.2015; № 983 от 19.05.2015; № 91 от 20.05.2015; № 385 от 25.05.2015; № 964 от 26.05.2015; № 984 от 23.06.2015; № 936 от 26.06.2015; № 196 от 15.07.2015; № 476 от 22.07.2015; № 236 от 23.07.2015; № 895 от 24.07.2015; № 332 от 27.07.2015; № 766 от 28.07.2015; № 673038 от 13.11.2015; № 701612 от 18.11.2015; № 711772 от 19.11.2015; № 724378 от 20.11.2015; № 736669 от 23.11.2015; № 748818 от 24.11.2015; № 762382 от 25.11.2015; № 776947 от 26.11.2015; № 311399 от 22.01.2016; № 320709 от 25.01.2016; № 332760 от 26.01.2016; № 444644 от 10.02.2016; № 452659 от 11.02.2016; № 465401 от 12.02.2016; № 475485 от 15.02.2016; № 485987 от 16.02.2016; № 496167 от 17.02.2016; № 520861 от 19.02.2016; № 534852 от 20.02.2016; № 545981 от 24.02.2016; № 555836 от 25.02.2016; № 570240 от 26.02.2016; № 710728 от 17.03.2016; № 724829 от 18.03.2016; № 737333 от 21.03.2016; № 750948 от 22.03.2016; № 764660 от 23.03.2016; № 61810 от 14.04.2016; № 77629 от 15.04.2016; № 355493 от 17.05.2016; № 383665 от 19.05.2016; № 401949 от 20.05.2016; № 427869 от 24.05.2016; № 435473 от 25.05.2016; № 444014 от 26.05.2016; № 99340 от 26.07.2016; № 28407 от 16.08.2016; № 296400 от 17.08.2016; № 323748 от 19.08.2016; № 337915 от 22.08.2016; № 309634 от 18.08.2016; № 351165 от 23.08.2016; № 365550 от 24.08.2016; № 576665 от 19.09.2016; №857381 от 17.10.2016; № 4030 от 20.10.2016; № 886906 от 19.10.2016; № 872679 от 18.10.2016 № 19469 от 21.10.2016; № 795047 от 27.12.2016; № 46880 от 19.01.2017; № 61596 от 20.01.2017; № 88974 от 24.01.2017; № 97640 от 25.01.2017; № 107886 от 26.01.2017; № 319239 от 20.02.2017; № 352539 от 22.02.2017; № 369572 от 27.02.2017; № 387716 от 28.02.2017; № 613035 от 22.03.2017; № 620874 от 23.03.2017; № 675497 от 28.03.2017; № 61816 от 25.04.2017; № 82122 от 26.04.2017; № 285516 от 17.05.2017; № 302651 от 18.05.2017; № 320967 от 19.05.2017; № 336098 от 22.05.2017; № 391879 от 25.05.2017; № 406653 от 26.05.2017; № 631791 от 15.06.2017; № 681929 от 20.06.2017; № 760002 от 27.06.2017; № 109433 от 14.07.2017; № 210866 от 25.07.2017; № 318039 от 20.10.2017; № 332613 от 23.10.2017; № 348445 от 24.10.2017; № 368039 от 25.10.2017; № 391020 от 26.10.2017; № 642053 от 16.11.2017; № 677987 от 20.11.2017; № 723934 от 22.11.2017; № 767641 от 24.11.2017; № 792586 от 27.11.2017; № 822010 от 28.11.2017; № 28020 от 15.02.2017, № 412516 от 28.11.2016.
Нарушение сроков возврата заявленного к возмещению акциза, а, следовательно, имеет право на начисление и выплату процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период срока возврата, начиная с 12-ого дня после дня подачи Обществом ранее указанных заявлений.
Инспекция в обоснование возражений указывает, что налоговый орган своевременно совершил все возложенные на него налоговым законодательством действия, связанные с принятием решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, и направлению поручений на возврат суммы налога в территориальный орган федерального казначейства, то есть предпринял необходимые действия, направленные на возврат акцизов ООО «Газпром нефтехим Салават». Таким образом налоговый орган указывает, что является ненадлежащим ответчиком, а требования должны быть предъявлены к территориальному органу Федерального казначейства (в данном случае к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан).
Данные доводы налогового органа являются несостоятельными.
Так, в соответствии с ч. 7 ст. 230.1 НК РФ поручение на возврат суммы налога оформляется налоговым органом на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства на следующий рабочий день после дня принятия налоговым органом указанного решения.
В течение пяти дней со дня получения указанного в абзаце первом поручения территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и не позднее дня, следующего за днем возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Как уже было указано выше при нарушении сроков возврата суммы налога на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 2 ст. 203.1 НК РФ. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период нарушения срока возврата.
В случае, если предусмотренные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов и не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения, направляет в территориальный орган Федерального казначейства оформленное на основании этого решения поручение на уплату оставшейся суммы процентов.
В соответствии со статьями 18, 21 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н утверждены «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», на основании которых главным администратором доходов РФ по акцизам на подакцизные товары (продукцию), производимые на территории РФ (в том числе по акцизам на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации; на бензол, параксилол, ортоксилол, производимые на территории Российской Федерации) является ФНС России.
Из положений Приказа ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее - Приказ), а также из смысла п. 3.4.9 Приказа следует, что налоговый орган самостоятельно рассчитывает проценты за несвоевременный возврат подлежащих возмещению сумм акциза по формуле: «сумма X 1/365 (на 1/366 - если год високосный) ставки рефинансирования Банка X на количество дней просрочки и деленная на 100%».
Более того, ч. 7 ст. 230.1 НК РФ (абз. 4), п. 3.4.10 Приказа установлено, что после исполнения финансовым органом решения налогового органа о возврате налоговым органом принимается решение о доначислении и уплате процентов.
При этом порядок исполнения решения о начислении (доначислении) и уплате процентов аналогичен порядку исполнения решения о возврате (абз. 3 п. 3.4.9 Приказа ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683(a)), то есть налоговый орган принимает решение о начислении и уплате процентов; налоговый орган оформляет поручение на возврат суммы процентов (по аналогии с ч. 7 ст. 203.1 НК РФ) и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства.
Принимая во внимание изложенное: главным распорядителем денежных средств по акцизам на прямогонный бензин, параксилол, ортоксилол, производимые на территории Российской Федерации, является ФНС России; одним из полномочий ФНС России является принятие решения о начислении и уплате процентов за нарушение сроков возврата акциза; выплата налогоплательщику процентов за просрочку возврата налога производится налоговым органом независимо от того, по чьей вине -налогового органа или органа федерального казначейства, - а также независимо от того, по вине какого именно налогового органа или органа федерального казначейства допущено нарушение сроков.
Следовательно, доводы Инспекции о необходимости предъявления заявленных Обществом требований к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан являются несостоятельными и противоречащими действующему законодательству.
Начисление налоговым органом и выплата процентов за нарушение процедурных сроков возврата на расчетный счет налогоплательщика сумм налога (акциза), подлежащих возмещению из бюджета, не носит характера гражданско-правовой ответственности Инспекции в виде уплаты штрафов (пеней) и (или) иных санкций, возмещения убытков или ущерба, а является компенсацией финансовых потерь налогоплательщика вследствие несвоевременного возврата причитающихся налогоплательщику сумм.
Инспекция, указывает, что в том числе Обществом при расчете процентов были допущены неточности и искажения, а именно: в период расчета процентов по налоговой декларации за январь 2017 года по состоянию на 27.03.2017 года действовала ставка 9,75%, налогоплательщиком рассчитаны проценты на 27.03.2017 по ставке 10%, что привело к завышению Обществом суммы процентов; в период расчета процентов по налоговой декларации за прель 2017 года по состоянию на 19.06.2017г. действовала ставка 9%, налогоплательщиком рассчитаны проценты за 19.06.2017 по ставке 9,25%, что привело к завышению суммы процентов.
Таким образом, Обществом соглашается, что при расчете процентов допущено завышение суммы процентов.
В данной части Общество принимает позицию налоговой инспекции и не оспаривает завышение суммы процентов на 9 486,90 руб.
Позиция налогового органа, что при расчете процентов за август 2016 года налогоплательщиком ошибочно указана дата возврата суммы налога в размере 17 638 308,24 руб., а именно 20.10.2016 года. По мнению налогового органа, дата возврата вышеуказанной суммы - 19.10.2016 года. Не принимается судом во внимание ввиду следующего.
Согласно платежному поручению № 886906 от 19.10.2016 года денежные средства в размере 17 638 308,24 руб. поступили на счет налогоплательщика 20.10.2016 года, следовательно, Общество имело возможность распоряжаться указанными денежными средствами лишь с 20.10.2016 года, и, как следствие, начисление процентов является правомерным, включая 19.10.2016г. Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской операций по лицевому счету 40702810606000103139 ООО «Газпром нефтехим Салават» за 20 октября 2016 года.
В этой связи проценты на сумму 17 638 308,24 руб. за август 2016 года начислены правомерно.
Также Инспекция указывает, Обществом при расчете суммы процентов за несвоевременный возврат акциза на прямогонный бензин в августе 2016 года на сумму возмещения 5 878 840,90 руб. необоснованно начислены проценты в размере 77 866,87 руб.
С учетом того, что 01.10.2016г. ОАО «Газпром нефтехим Салават» было реорганизовано в форме преобразования в ООО «Газпром нефтехим Салават», денежные средства в размере 5 878 840,90 руб. поступили на расчетный счет ООО «Газпром нефтехим Салават» лишь после повторного направления заявления о возврате акциза от 11.11.2016г. № Исх-05 8/423 83.
В данной части заявитель также принял доводы Инспекции путем уточнения заявленных требований и не оспаривает завышение суммы процентов за август 2016 года по вышеуказанному обстоятельству.
Одновременно с этим Обществом при расчете суммы процентов за август 2016 года допущена арифметическая ошибка.
С учетом изложенного Общество в уточненном расчете уменьшает сумму процентов за август 2016 года на 297 078,56 руб.
Принимая во внимание контррасчеты налогового органа, Общество произвело перерасчет суммы процентов за просрочку возврата акцизов за период с марта 2015 года по октябрь 2017 года и с учетом мнения налогового органа и вышеизложенных обстоятельств уточнило заявленные требования, уменьшив указанную сумму на 313 063,48 руб.
Таким образом, заявитель имеет право на начисление и выплату процентов за нарушение сроков возврата акциза на прямогонный бензин, производимый на территории РФ, по налоговым декларациям за февраль - май 2015 года, сентябрь 2015 года, ноябрь - декабрь 2015 года, январь -март 2016 года, май - август 2016 года, октябрь - декабрь 2016 года, январь - май 2017 года, август - сентябрь 2017 года; за нарушение сроков возврата акциза на бензол, параксилол, ортоксилол по налоговой декларации за декабрь 2016 года в общей сумме 18 620 300,14 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Обязать МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2начислить и уплатить ООО «Газпром Нефтехим Салават» проценты за просрочку возврата акцизов за период с марта 2015 г. по октябрь 2017 г. в размере 18 620 300 (восемнадцать миллионов шестьсот двадцать тысяч триста) руб. 14 коп.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 в пользу ООО «Газпром Нефтехим Салават» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 116 101,50 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | О.Ю. Паршукова |