НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 10.07.2014 № А40-43929/14

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

22 июля 2014 года Дело № А40-43929/14

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 22 июля  2014 года

Арбитражный суд в составе

Судьи Давыдовой О.В. (единолично) (шифр судьи 11-329)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермишкиным С.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрация города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579) к Министерство финансов РФ (ОГРН 1037739085636) о взыскании 3 726 965, 2 руб.

В судебном заседании приняли участие:

от истца – Сухова О.В., дов. № 01-346/Д от 24.12.2013 г.

от ответчика – Кальщикова А.П., дов. № 01-10-08/41 от 05.05.2014 г.

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Нижнего Новгорода обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Нижний Новгород» 3 726 965 руб. 02 коп. компенсационных расходов.

Иск заявлен на основании положений Закона Российской Федерации «О милиции», определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 58-О, ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован обязанностью ответчика компенсировать произведенные расходы, связанные с предоставлением квартиры.

Истец поддержал заявленные требования.

Ответчик против иска возразил, указал, что квартира не выбыла из собственности Администрации города Нижнего Новгорода.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. № 228-ФЗ) информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном сайте Арбитражного суда города Москвы: www.msk.arbitr.ru, а также на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru.

Суд, рассмотрев исковые требования, выслушав доводы истца и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 28.07.2010 года на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма Демакову Дмитрию Владимировичу на семью из четырех человек: Демакову Оксану Ивановну, Демакову Софию Дмитриевну, Демакову Кристину Дмитриевну изолированное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 52,0 квадратных метров.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Нижегородского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области от 06.10.2010 года возбуждено исполнительное производство в интересах Демакова Дмитрия Владимировича.

Во исполнение судебного решения от 28.07.2010, 22.03.2013 администрация города Нижнего Новгорода предоставила Демакову Дмитрию Владимировичу на семью из четырех человек: Демакову Оксану Ивановну, Демакову Софию Дмитриевну, Демакову Кристину Дмитриевну по договору социального найма квартиру № 45 общей площадью 61,8 кв.м., расположенную по адресу: город Нижний Новгород, ул. Кащенко, дом № 21.

20.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 36368/11/05/52 в связи с исполнением решения суда.

Согласно информации, предоставленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади типовых квартир (среднего качества) на вторичном рынке недвижимости города Нижнего Новгорода за 3 квартал 2013 года составляет 60306,88 рублей.

Администрация города Нижнего Новгорода исполнила решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 28.07.2010 года, и свою обязанность по предоставлению жилого помещения участковому уполномоченному милиции, понеся в связи с этим расходы в сумме 3 726 965,02 рублей.

На момент передачи вышеуказанной квартиры семье Демаковых она находилась в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности, свидетельством о государственной регистрации права муниципальной собственности.

Администрацией города Нижнего Новгорода 19.12.2013 была направлена претензия № 01-1547/13-ис в адрес Министерства финансов Российской Федерации о компенсации администрации города Нижнего Новгорода денежных средств на исполнение указанного выше решения суда. В ответе Министерства финансов Российской Федерации от 24.01.2014 № 06-05-16/2975 администрации города Нижнего Новгорода отказано в удовлетворении просьбы.

Администрация города Нижнего Новгорода полагая, что расходы по стоимости квартиры подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон о милиции; утратившим силу и действовавшим в период возникновения спорных правоотношений), сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Законом о милиции органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции.

При этом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.02.2005 № 58-О, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должно осуществляться лишь за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления – предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти – компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

При этом законодатель, обязав органы местного самоуправления обеспечить участковых уполномоченных милиции квартирами, не указал источник их финансирования.

Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, суд считает, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Законе Российской Федерации «О милиции» лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу установлен факт противоправности действий (бездействия) Минфина России, выразившийся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с предоставлением жилья сотруднику милиции.

По мнению заявителя, Министерство внутренних дел Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции. Между тем, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств бюджета несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что на момент вынесения решения Нижегородским районным судом города Нижнего Новгорода от 28.07.2010 года главному распорядителю в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации выделялись указанные средства, Минфином России не представлено.

Довод Минфина России о том, что истцом не представлено доказательств наличия у него расходов в размере заявленного иска, подлежит отклонению. Переданная в социальный найм квартира, рыночная стоимость которой составляет 3 726 965,02 рублей, являлась собственностью муниципального образования «город Нижний Новгород», но в результате исполнения решений суда общей юрисдикции квартира выбыла из его владения, в связи с чем бюджетом города понесены расходы. Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем сотрудника органов внутренних дел не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения такому лицу и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение Демакову Д.В., администрация в силу жилищного законодательства не может распоряжаться этой квартирой и за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих собственных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.

Вывод суда соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 2280/10.

Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика 3 726 965,02 рублей подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, на основании положений Закона Российской Федерации «О милиции», определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 58-О, ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 65, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации города Нижнего Новгорода:

- 3 726 965 (три миллиона семьсот двадцать шесть тысяч девятьсот шестьдесят пять) руб. 02 коп. компенсационных расходов.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятом Арбитражном апелляционном суде.

Судья О.В. Давыдова