НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 10.06.2020 № А40-63224/2020-21-450

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

   Дело № А40-63224/20-21-450

26 июня 2020 г.

Резолютивная часть решения  в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ 10 июня 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 26 июня 2020 г.

Арбитражный суд в составе судьи Гилаева Д.А.

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ

дело по заявлению ООО "НОВЫЙ ИМПУЛЬС-50" (127299, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА КЛАРЫ ЦЕТКИН, 2/3, СТР.1, ОГРН: 1047796379080, Дата присвоения ОГРН: 31.05.2004, ИНН: 7713527850)

к ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 9 ПО Г. МОСКВЕ (109147, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА МАРКСИСТСКАЯ, ДОМ 34, КОРПУС 6, ОГРН: 1047709098315, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7709000010)

о признании незаконным и отмене Постановления № 0028345 от 18.03.2020 г. по делу об административном правонарушении

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

ООО "НОВЫЙ ИМПУЛЬС-50" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Инспекции ФНС № 9 по г. Москве от 18.03.2020 № 0028345 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Определением от 16.04.2020 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон.

От ответчика поступил отзыв и копии материалов административного дела.

10.06.2020 изготовлена резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

16.06.2020 г., 19.06.2020 г. от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ  для обжалования  решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем  не пропущен.

В соответствии с ч. 7  ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из заявления, 18.03.2020 ИФНС РФ № 9 по г. Москве вынесено постановление № 0028345 о привлечении ООО "НОВЫЙ ИМПУЛЬС-50" к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Заявление мотивировано тем, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении требований ООО "НОВЫЙ ИМПУЛЬС-50", суд исходит из следующего.

Статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) предусмотрено, что наличные денежные расчеты - это произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федеральный закон N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, основанием привлечения к административной ответственности является осуществление наличных денежных расчетов при наличии установленного факта продажи товара, выполнения работ, оказания услуг.

Как следует из материалов административного дела, в связи с обращением, поступившим из У ФНС России по г. Москве (исходящий № 17-18/006596@ от 17.01.2020г), о фактах нарушения действующего законодательства со стороны ООО «Новый Импульс-50» ИНН 7713527850 КПП 771301001 по обращению гражданина Алексашкина В.В. №.58380-зг от 29.12.2019 на основании поручения Заместителя начальника ИФНС России № 9 по г. Москве Цоя Е.О. № 0056543 от 17.01.2020 была проведена проверка ООО «Новый Импульс-50» ИНН 7713527850 КПП 771301001 на предмет соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее Закон 54-ФЗ).

Согласно поступившим материалам гражданина Алексашкина В.В. 24.12.2019г. в интернет-магазине «Утконос» принадлежащем ООО «Новый Импульс-50» ИНН 7713527850 КПП 771301001 физическим лицом Алексашкиным В.В., был размещен заказ на покупку товара № 098360114320 на сумму 3208 руб. 30 коп. с доставкой на 26.12.2019г по адресу: г. Москва, пер. Нижний Сусальный, д.5, стр.19, кв.307, с указанием электронной почты. Оплата данного заказа произведена банковской картой на сайте интернет-магазина 24.12.2019г. на сумму 3 208 руб. 30 коп., при этом кассовый чек на контрольно-кассовой технике не отпечатан и не отправлен на указанный адрес электронной почты гражданина Алексашкина В.В.

26.12.2019г. товар доставлен курьером магазина «Утконос» ООО «Новый Импульс-50» ИНН 7713527850 КПП 771301001, при этом кассовый чек на контрольно-кассовой технике не отпечатан и не отправлен на адрес электронной почты гр. Алексашкина В.В.

27.12.2019 г. чек по контрольно-кассовой технике РП Система 1ФА, заводской номер 00000000381001177775, принадлежащей ООО «Новый Импульс-50» ИНН 7713527850 КПП 771301001 на сумму 3 208 руб. 30 коп. отпечатан и направлен на указанную электронную почту гражданину Алексашкину В.В.

Факт правонарушения подтверждается актом проверки № 0061598 от 17.01.2020г., определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.01.2020г., протоколом об административном правонарушении от 18.03.2020г. материалами, поступившими из УФНС России по г. Москве в ИФНС России № по г. Москве (исх. № 17-18/006596@ от 17.01.2020г.) по обращению гр. Алексашкина В.В.

Суд считает доводы заявителя изложенные в заявлении несостоятельными на основании следующего.

Согласно ст. 1.1. Закона №54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием/получение и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. В целях Закона №54-ФЗ под расчетами понимаются также прием/получение и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, контрольно-кассовая техника применяется пользователями при приеме/получении и выплате денежных средств, приеме/получении денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачете предварительной оплаты и (или) авансов для оплаты товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа, в том числе исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией.

Таким образом, кассовый чек формируется с момента подтверждения исполнения вышеназванного распоряжения о переводе денежных средств.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, в частности, должна иметь внутри корпуса часы реального времени.

При оплате товаров (работ, услуг) через кредитную организацию информацию о покупателе (клиенте) пользователи ККТ получают от кредитных организаций либо посредством вышеуказанного дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении расчетов.

Таким образом, кассовый чек формируется с момента подтверждения исполнения названного распоряжения (см. Письмо Минфина России от 12.04.2018 N 03-01-15/24362).

Пунктом 5 ст. 1.2 Закона №54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

В соответствии с п. 1, ст. 4.3 Закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Требования к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), а также обязательные реквизиты, которые должны содержать указанные документы. Установлены ст. 4.7. Закона №54~ФЗ.

Федеральной налоговой службой утверждён приказ от 21.03.2017г. № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее «Приказ»), которым предусмотрены форматы фискальных документов, обязательных к использованию и соответствующие признаки расчета.

Так, п. 33 Приложения 3 к Приказу предусмотрены соответствующие признаки способа расчета (тег 1214), в том числе «Полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета предоплата 100%», «аванс», «полная оплата», в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты» в момент передачи предмета расчета - полный расчет».

Помимо этого, п. 24 приложения № 2 к Приказу установлены реквизиты, содержащиеся в кассовом чеке (БСО), в том числе реквизит « сумма расчета, указанного в чеке (БСО)» (тег 1020), являющийся обязательным для всех версий форматов фискальных документов, а также реквизиты «сумма по чеку (БСО) предоплатой (зачетом аванса и (или) предыдущих платежей)» (тег 1215), «сумма по чеку (БСО) наличными» (1031), «сумма по чеку (БСО) безналичными» (тег1081), являющиеся обязательными для всех версий форматов фискальных документов только в случаях, указанных в примечаниях.

Учитывая изложенное, в случае, когда осуществляется расчет в виде аванса, предоплаты и конечного расчета с учетом ранее предоставленной предоплаты за отгруженный товар необходимо сформировать два кассовых чека.

Первый кассовый чек формируется с в момент блокировки (холдирования) средств покупателя (клиента) с указанием товарных позиций и указанием признака способа расчета - «предоплата 100%», а в случае, если товарные позиции в момент расчета не известны, то кассовый чек формируется с признаком способа расчета - «аванс».

Второй кассовый чек формируется при передаче товара и окончательном расчете с признаком способа расчета - «полный расчет» с указанием ранее оплаченной суммы.

Согласно пункту 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа, в том числе исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией.

Таким образом, кассовый чек формируется с момента подтверждения исполнения вышеназванного распоряжения о переводе денежных средств.

Обязанность применения контрольно-кассовой техники в момент блокировки (холдирования) средств Алексашкина В.В, (должен быть сформирован кассовый чек с признаком способа расчета «полный расчет») не исполнена, что является нарушением требований ст. 1.2, 4, 5 Закона №54-ФЗ.

На основании пункта 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из приведенных норм действующего законодательства следует, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А33-9491/2018)

Судом установлено, что ООО «Новый Импульс-50» осуществило наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, что является нарушением ст. 1.2, ст. 4 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина ООО «Новый Импульс-50» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, выписками по счету.

Таким образом, налоговым органом правомерно установлено, что в действиях ООО «Новый Импульс-50»   содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, поэтому заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Наказание назначено административным органом с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом как направленные на уклонение от административной ответственности.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, ч. 2 ст. 14.5, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 4, 29, 64-68, 71, 75, 81, 226-229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО "НОВЫЙ ИМПУЛЬС-50" в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановления ИФНС РОССИИ № 9 ПО Г. МОСКВЕ от 18.03.2020 г. № 0028345 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                                        Гилаев Д.А.