ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
18 февраля 2020 г. Дело № А40-312364/18-133-2456
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 февраля 2020 г.
Арбитражный суд в составе:
судьи Михайловой Е.В.
единолично
с участием представителей:
от истца: Департамент городского имущества г.Москвы - Бабушкина С.А.., дов. 33-Д-1382/18 от 26.12.2018 г., пред. паспорт, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ – Бабушкина С.А. дов. 4-47-2314/9 от 04.10.2019 г., пред.удост.
от ответчика: Сотников А.С., дов. 20 от 12.03.2019 г., пред. Паспорт
от третьих лиц – не явка, извещены
Эксперт: Лебедев Павел Николаевич, пред. паспорт
протокол судебного заседания вела секретарь Степина А.А.
рассмотрел дело по иску Правительство Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы
к ответчику – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЛАННТ" 127018, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД СТРЕЛЕЦКИЙ 2-Й, 7, А, , ОГРН: 1037700103506, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7715023986,
третьи лица – ООО "Партнерз груп", Управление Росреестра по г.Москве, Префектура Северо-восточного административного округа г.Москвы, Комитет государственного строительного надзора г.Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы , ГБУ г.Москвы, «Автомобильные дороги СВАО»
о восстановлении положения , существовавшего до нарушения права
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы обратилось с иском к ответчику – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЛАННТ" содержащим требования:
Признать объект общей площадью 119,2 кв.м по адресу: г. Москва, Стрелецкий проезд д.7А, самовольной постройкой.
Обязать ООО «Галаннт» в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда привести здание общей площадью 119,2 кв.м по адресу: г. Москва, Стрелецкий проезд д.7А в состояние до проведения реконструктивных работ, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры северо-восточного административного округа с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Северо-восточного административного округа осуществить мероприятия zo сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ООО «Галаннт» расходов.
Признать зарегистрированное право собственности ООО «Галаннт» на объект общей площадью 74,3 кв.м по адресу: г. Москва, Стрелецкий проезд д.7А, отсутствующим.
Обязать ООО «Галаннт» на в месячный срок освободить земельный участок от объекта общей площадью 119,2 кв.м по адресу: г. Москва, Стрелецкий проезд д.7А, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Северо-восточного административного округа с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Северо-восточного административного округа осуществить мероприятия демонтажу объекта с дальнейшим возложением на ООО «Галаннт».
Снять с кадастрового учета здание площадью 119,2 кв.м с кадастровым номером (77:02:0024010:1005) по адресу г. Москва, 2-й стрелецкий проезд, д.7А
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, по основаниям, указанным в отзыве, заявил о пропуске срока исковой давности.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г. Москва, 2-й Стрелецкий проезд вл.7А выявлен объект недвижимости, размещённый без разрешительной документации.
Согласно акту ГИН от 12.05.2016 № 9028481 на земельном участке размещено нежилое одноэтажное общей площадью 119 кв.м, используемое под кафе с адресным ориентиром: г. Москва, 2-й Стрелецкий проезд д.7А.
Обследованием установлено, что указанное здание с адресными ориентирами: пер. 2-й Стрелецкий, д.7А, общей площадью 119, 2 кв.м. поставлено Государственный кадастровый учет (ОКС 77:02:0024010:1005).
Истцы утверждают, что указанное здание возведено в отсутствии разрешительной документации. Земельный участок для целей строительства (реконструкции) капитальных объектов не предоставлялся. Разрешения на строительство (реконструкцию) по указанному адресу не выдавались, ввод объектов в эксплуатацию не осуществлялся.
Ввиду наличия признаков самовольного строительства, указанный объект в установленном порядке включен в приложение № 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 №819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» под номером 1492.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Истец, обращаясь за судебной защитой как орган публичной власти вправе предъявить иск о сносе самовольной постройки исходя из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности.
По смыслу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22, Информационном письме Президиума ВАС РФ от 09 декабря 2010 года № 143 можно прийти выводу о том, что в предмет доказывания по спору о сносе самовольной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: - отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства спорной постройки; - соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорной постройки; - установление факта нарушения прав и интересов истца.
Статья ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающая, что самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей либо без получения на то разрешительной документации и предусматривающая снос самовольной постройки без каких-либо исключений.
Как установлено судом, под установку торгового павильона, сроком на 3 года, ООО «Галаннт» на основании договора от 23.01.1996 г. (т.4, л.д.31-40) был предоставлен земельный участок площадью 100 кв.м. имеющий адресные ориентиры: 2-ой Стрелецкий пер., вл.7.
Срок договора – 3 года; в договоре предусмотрено право на заключение договора на новый срок при наличии утвержденной градостроительной документации, разрешающей дальнейшую аренду земельного участка, а также предусмотрена обязанность при отсутствии согласования со стороны арендодателя о продлении договора освободить земельный участок (перенести имущественный комплекс) за свой счет.
Таким образом, волеизъявления обоих сторон были направлены как на возведение временного сооружения, так и на временное оформление земельных отношений, предусматривающее, в том числе, условия об освобождении земельного участка.
Согласно градостроительному заключению от 16.06.1995 № 053-77/105 (т.2, л.д. 37-44, т.4 л.д. 41) по адресу:2-ой Стрелецкий переулок, д.7 согласовано размещение временного торгового павильона кафе-кулинария площадью застройки 80 кв.м.
Согласно эскизу №1 (т.2, л.д.36, т.4, л.д.42) на размещение объекта мелкооптовой торговли согласовано устройство временного сборно-разборного павильона без права производства земляных работ.
Строительство предполагалось из легких металлических сборно-разборных конструкций, согласовано с АТИ СВАО при условии оформления ордера, без права проведения земляных работ.
Таким образом, следует принимать , что по отношению к объекту ее создатель (ответчик) позиционировал себя перед третьими лицами, в том числе городом Москва, как создатель объекта временного строительства.
Далее, на основании договора от 27.08.1999 г. № М-02-504779 (т.2, л.д.50-52) под торговый павильон, был предоставлен земельный участок площадью 100 кв.м. Согласно пункту 1.4 Договора: на участке расположен торговый павильон. Срок договора: 3 года
Согласно п.5.11 Договора арендатор (ответчик) обязан не осуществлять на работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительные, пожарных …) для проведения которых требуется соответствующее разрешение.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что в 1996 году земельный участок площадью 100 кв.м. имеющий адресные ориентиры: 2-ой Стрелецкий пер., вл.7 был предоставлен ООО «Галаннт» под установку временного торгового павильона кафе-кулинария из легких металлических сборно-разборных конструкций площадью застройки 80 кв.м. без права производства земляных работ, а в 1999 году под построенный торговый павильон, был предоставлен земельный участок площадью 100 кв.м.
Таким образом, строительство (установка) объекта проходило с 1996 по 1999 год, в 1999 году земельный участок был предоставлен уже для эксплуатацию торгового павильона, характеристики которого, однозначно должны отвечать эскизу №1 (т.2, л.д.36, т.4, л.д.42) : на размещение объекта мелкооптовой торговли временного сборно-разборного павильона без права производства земляных работ.
Далее, на основании договора от 14.04.2003 г. № М-02-508635 (т.4, л.д.78-89) ООО «Галаннт» предоставлен в аренду под эксплуатацию торгового павильона кафе (пп. 1.1, 1.4 договора) сроком на 11 месяцев и 28 дней.
Согласно п 5.9. Договора арендатор (ответчик) обязан не осуществлять на работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительные, пожарных …для проведения которых требуется соответствующее разрешение.
Таким образом, логически следует предположить, что договор 14.04.2003 г. предоставлен для эксплуатации того же объекта, что и договор от 27.08.1999 г. № М-02-504779 в соответствии с эскизом №1 (т.2, л.д.36, т.4, л.д.42) на размещение объекта мелкооптовой торговли временного сборно-разборного павильона.
Между тем, как следует из материалов дела, на основании акта приемки законченного строительством объекта от 06.07.2005 г № 27 (т.2, л.д. 58-62) Префектом СВАО Москвы издано распоряжение от 20.07.2005 № 1849 (т.2, л.д.63) о вводе в эксплуатацию совершенно иного объекта: здания кафе по адресу: 2-ой Стрелецкий пер., стр. 7 Б площадью 74,3 кв.м., которое согласно заключению (том 2 л.д.69) отнесено к капитальным заданиям со сроком службы не менее 50 лет.
Так, согласно техническому паспорту составленному МосгорБТИ первоначально 1-но этажное здание кафе 1993 года постройки , представляло собой объект общей площадью 74,3 кв.м. и объемом 217 куб.м.. по наружному обмеру имеющий площадь 83,5 кв.м., в состав которого входило 5 комнат помещения I, площадью 2,6 кв.м., 58 кв.м., 3,9 кв.м., 6,9 кв.м., 2,9 кв.м. соответственно(т.2, л.д.30), при планировке указанной в поэтажном плане составленном по состоянию на 18.12.2002 (т.2, л.д.32).
Согласно техническому заключению по обследованию несущих конструкций одноэтажного здания кафе составленного в 2005 г. (т.2, л.д.78) спорный объект имеет необходимые характеристики для отнесения к капитальному типу сооружений. При этом указанный объект оснащен такими конструктивными элементами как централизованные водопровод, отопление, канализация, горячее водоснабжение.(т.2, л.д. 24-25)
В указанном заключении помещена экспликация, согласно которой кафе состоит из 5 комнат площадью 2,6 кв.м., 58 кв.м., 3,9 кв.м., 6,9 кв.м., 2,9 кв.м. соответственно (т.2, л.д.72), то есть соответствует, данным технической инвентаризации МосгорБТИ по состоянию на 18.12.2002
При этом к зданию присоединены помещения в составе летних пристроек (7,5 кв.м. и 28,4 к.м.), по схеме поэтажного плана (т.2, л.д.71) отмеченной в пунктирных линиях.
Таким образом, приемка законченного строительством объекта осуществлена в 2005 г., как объекта недвижимого имущества - здания площадью 74,3 кв.м. (впоследствии реконструированного до площади 119,2 кв.м.), и временный сборно-разборный павильон с 1996 года «изменился» в объект капитального строительства со сроком службы не менее 50 лет.
Однако, на момент его ввода в эксплуатацию в 2005 году, не разрабатывалась и не согласовывалась проектная документация, не выдавалось и не продлевалось разрешений на строительства и ордеров на проведение земельных работ, не согласовывалось и предоставление земельного участка под строительство фактически существующего объекта здания, а его назначение как временного, сконструировано из легких металлических сборно-разборных конструкций, при приемке было произвольно изменено, на здание капитального характера (заключение по обследованию несущих конструкций одноэтажного здания кафе составленного в 2005 г. (т.2, л.д.78)).
Указанное, по мнению суда, уже свидетельствует о том, что на момент приемки спорное здание изначально обладало признаками самовольного строительства.
Согласно поэтажного плана представленного к данному техническому заключению, кроме комнат здания не нем отражены в пунктирных линиях комнаты «летних» помещений пристройки 6 и 7 площадью 7,5 кв.м и 28,4 кв.м. соответственно.
Распоряжением Префекта СВАО от 10.05.2006 г. № 1029 (т.4, л.д. 47) утвержден адрес здания : 2-ой Стрелецкий пр., 7а
В соответствии со справкой ТБТИ от 17.05.2006 г. № 5694/22 и от 16.05.2006 г. № 22-001524 нежилое здание по адреса: 2-й Стрелецкий пр. 7Б и 2-й Стрелецкий пер. 7Б, а также 2-й Стрелецкий пр., 7А являются одним и тем же объектом с адресом: 2-й Стрелецкий пр., 7А (т,4, л.д. 43,44)
В отношении здания площадью 74,3 кв.м. зарегистрировано право собственности ООО «Галаннт» за номерном 77-77-02/001/2006-502, о чем выдано свидетельство выполненное на бланке серия 77 АГ № 512322 от 16.06.2006 г. (т.2, л.д.57)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, запись о регистрации сделана на основании акта приемки законченного строительством объекта от 06.07.2005 г. и распоряжения Префекта СВАО г. Москвы от 20.07.2005 № 1849 о вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта.
В соответствии со справкой ТБТИ от 17.05.2006 г. № 5694/22 и от 16.05.2006 г. № 22-001524 нежилое здание по адреса: 2-й Стрелецкий пр. 7Б и 2-й Стрелецкий пер. 7Б, а также 2-й Стрелецкий пр., 7А являются одним и тем же объектом с адресом: 2-й Стрелецкий пр., 7А (т,4, л.д. 43,44), таким образом, следует признать что адресом нахождения спорного объекта является именно 2-й Стрелецкий пр., 7А, а не 7Б как указано в ЕГРН.
На основании договора от 26.01.2007 г. № М-02-027990 (т.1, л.д. 13-26) ООО «Галаннт» предоставлен в аренду земельный участок площадью 650 кв.м. по адресным ориентирам: Москва, 2-й Стрелецкий пер., вл.7Б для использования в целях эксплуатации здания кафе (п.1.1 договора). Пунктом 1.4 данного договора указано, что на участке имеет одноэтажное здание кафе.
В дальнейшем, на базе первоначально созданного здания кафе, возник новый объект, площадью 119,2 кв.м.
В 2011 г за счет устройства пристройки площадью 52,7 кв.м. (по наружному обмеру) изменено и составило площадь 119,2 кв.м. при объеме 654 куб. м. В новом объекте учтено 9 комнат помещения 1-го этажа площадью 2,6 кв.м., 58 кв.м., 3,9 кв.м., 6,9 кв.м., 2,9 кв.м., 10,5 кв.м. 1,8 кв.м., 7 кв.м., 25,6 кв.м.. (здание кафе расположено на земельном участке площадью 650 кв.м. и площадью застройки 137,5 кв.м., по наружному обмеру составляет площадь 136,2 кв.м.) (т.2, л.д. 29)
Указанное изменение обусловлено устройством комнаты с 6 по 9 и отмечено красными линиями на поэтажном плане составленном по состоянию на 07.11.2011 г. (т.2, л.д.31) . Однако, несмотря на то что объект был измен уже на дату 07.11.2011 г., тем не менее согласно градостроительному плану земельного участка № RU-77-154000-003589 от 08.06.2012 г. (т.2, л.д. 79-84) на земельном участке площадью 650 кв.м. размещен объект площадью застройки 83 кв.м. , общей площадью 74,3 кв.м., годом постройки 1993 г.
Между тем, земельный участок под производство реконструкции также не выделялся, а арендным обязательством производство каких-либо строительных работ , в том числе устройство летних помещений не предусмотрено. Разрешения на строительство получено не было, проектная документация не разработана; существующий объект в эксплуатацию не вводился.
Согласно позиции Верховного суда РФ (23.06.2015 № 24-КГ15-6) созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты площади, этажности, рассчитанных нагрузок и пр.).
В рассматриваемом случае ответчиком проведены работы, в результате которых прежний объект прекратил свое существование, и возник новая вещь – объект спора, однако не изменивший правой статус самовольной постройки.
Указанные выводы суда подтверждены в частности заключением эксперта по настоящему делу.
Так, определением от 01.07.2019 г. удевятерено ходатайство истца о назначении экспертизы удовлетворить , экспертным учреждением назначено ООО "ПГС" (115230, г.Москва, Каширское шоссе, д.4, корп. 3, тел. 7-495-532-885-87), производство экспертизы поручено эксперту Лебедеву Павлу Николаевичу.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
Является ли здание г. Москва , 2-й Стрелецкий пр., д.7а (далее спорный объект) прочно связанным с землей, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущербы его назначению?
В результате каких работ произошло изменения площади объекта с 74,3 кв.м. до 119,2 кв.м.?
Соответствует ли спорный объект градостроительным нормам и правилам?
Создает ли спорный объект угрозу жизни и здоровью граждан?
Так, согласно экспертному заключению № 39/08-19 , эксперт приходит к выводу (том 5 л.д.1-70), что здание по адресу: г. Москва, 2-й Стрелецкий пр., д.7а (далее спорный объект) является прочно связанным с землей, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущербы его назначению. Изменения площади объекта с 74,3 кв.м. до 119,2 кв.м. произошло в результате реконструкции. Спорный объект не соответствует градостроительным нормам и правилам.
Эксперт т установил, что здание имеет железобетонный ленточный заглубленный фундамент под стены, для устройства которого необходимо проведение земляных и строительно-монтажных работ, а само здание невозможным к перемещению, что в свою очередь указывает, на несоответствие здания кафе объекту, в отношении которого предоставлялся земельный участок в 1996 г., объекту, возводимому из быстровозводимых конструкций без права на производства земляных работ.
При этом эксперт установил, что эксплуатация объекта является небезопасной и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Экспертом сделаны выводы об изменении планировки помещений, площади здания, объема здания и площади застройки
Экспертом установлено не соответствие здания таким параметрам, как планировка и оборудование здания, как не обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, несоответствие требований по высоте помещения, наличию порогов на путях движения свыше предельных значений допускающих риск получения травм, несоответствие монтажа инженерных систем, с нарушением требований безопасности, нарушение правил пожарной безопасности, путей эвакуации при пожаре.
Приходя к выводу об угрозе жизни и здоровью граждан, связанных с дальнейшей эксплуатацией спорного объекта, экспертом по результатам натурного обследования и обработке предоставленных материалов дела, не были выявлены разрушения отдельных строительных конструкций и их частей, не были выявлены разрушения частей здания, не были выявлены деформации строительных конструкций недопустимой величины, основания здания и прилегающих геологических, не были выявлены повреждения частей здания, связанные с отклонениями от вертикальности, не выявлены деформации несущих конструкций, отклонения от горизонтали или вертикали, разрушений и прочие критические дефекты, снижающих несущую способность.
Таким образом, по мнению суда, Объект экспертизы не создает угрозу жизни или здоровью неопределённому кругу лиц по механической безопасности.
Вместе с тем, эксперт установил нарушение требования пункта 4 статьи 8 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а именно эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
Суд, приходит к выводу, что нарушение требований пожарной безопасности выявленное в ходе производства судебной экспертизы не является свидетельством невозможности безопасной эксплуатации здания, поскольку экспертом применены нормативы введенные в действие после возведения первоначального объекта, при этом из экспертного заключения невозможно установить, в какой части здания , каких помещения допущено нарушение требований пожарной безопасности.
В любом случае, такие нарушения является предметом иного рассмотрения , и сами по себе не свидетельствуют о существенном нарушении поскольку не содержат сведений о возможности устранения такого рода нарушения, то есть не могут являться предпосылкой к удовлетворению требования о сносе здания.
К тому же вызванный для допроса эксперт подтвердил указанные выводы суда, указав на несущественный характер выявленных нарушений и возможности их устранения.
Вместе с тем, по поставленным суду вопросам экспертом проведено исследование, сделаны всесторонне выводы. Оснований сомневаться в достоверности данного доказательства у суда не имеется. При этом суд принимает во внимание, что критерии отнесения спорного объекта к недвижимой вещи и наличия реконструкции установлены судом, в том числе и по иным имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таким образом, ответчиком или за его счет, проведены работы, в результате которых прежний объект перетерпел существенные изменения, что выразилось в изменении внешней границы стены здания, увеличении объема, площади, пятна застройки.
Поскольку в результате проведенной реконструкции спорного объекта, возник новый объект недвижимости то к рассматриваемым правоотношениям применению подлежат положения ст. 222 ГК РФ.
Таким образом, судом установлены признаки спорного объекта, позволяющие квалифицировать его в качестве объекта самовольного строительства, исходя из установленных выше обстоятельства , технических характеристик объекта, заключения эксперта ( и норм материального права, изложенных далее.
Как разъяснил Президиум Верховного Суда Российской Федерации в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» утвержденном 19 марта 2014 года, рассматривая дела по искам, связанным с самовольными постройками, следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации введен в действие Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1878).
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1877) градостроительные нормативы разрабатываются на определенный срок органами государственной власти и управления Российской Федерации, являются основой для государственной, ведомственной и независимой экспертизы, контроля за градостроительной деятельностью, а также для решения спорных градостроительных вопросов, в том числе судебными органами.
С учетом региональной специфики градостроительные нормативы разрабатываются республиками в составе Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами.
При этом правила застройки городов и других поселений являются средством регулирования градостроительной деятельности на местном уровне, детализируют с учетом особенностей поселений положения градостроительного законодательства, градостроительных и иных нормативов.
Согласно ст. 13 взаимодействие органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности осуществляется путем совместной разработки и реализации федеральной градостроительной политики, соответствующих республиканских и межрегиональных градостроительных программ и прогнозов, проектов и нормативных актов, обеспечивающих благоприятные условия проживания населения, а также создания банков данных о состоянии территорий, поселений и ведения территориального кадастра.
Органы государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.
Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий контролируют соблюдение нормативных актов в области финансирования градостроительной деятельности, результаты экспертизы и реализацию градостроительной документации, а также согласовывают вопросы формирования промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использования природных ресурсов, охраны историко - культурного наследия и окружающей среды.
Органы местного самоуправления в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией обеспечивают ее реализацию в установленные сроки, соблюдение градостроительных нормативов, а также ведение опорного плана территории поселения.
29 ноября 1995 г. вступил в силу принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 октября 1995 г. Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и подписанный Президентом Российской Федерации 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ. (Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 29 ноября 1995 г. N 231,.
Данный Федеральный закон (далее - Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов и направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.
Закон определяет правовые основы создания архитектурного объекта. В частности, в статье 3 предусмотрено, что заказчик (застройщик), под которым понимается как гражданин, так и юридическое лицо, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность (п. 1), разрешение на строительство, за исключением случаев, названных в пункте 2, а также разрешение собственника земельного участка и (или) здания, сооружения на строительство объекта (п. 2 ст. 3).
Как указано в п.4 статьи 1 Закона Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом могут принимать по вопросам архитектурной деятельности законы и иные нормативные правовые акты.
В связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, введенного в действие со дня официального опубликования, Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" утратил свою силу. В свою очередь Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-Ф утратил силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ. При этом с 30 декабря 2004 года введен в действие Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Вместе с тем, указанными нормативными правовыми актами федерального законодательства, ведение градостроительной деятельности отнесено в меру их компетенции к полномочиям субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. (ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, глава 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ)
21 февраля 1995 г. Правительством Москвы издано Постановление N 160 «Об утверждении правил организации производства земляных и строительных работ в г. Москве» введенные в действие с 1 марта 1995 года (далее Правила).
Согласно п. 1.2 правил, Инспекция Государственного архитектурно - строительного надзора г. Москвы, именуемая в дальнейшем ИГАСН, выдает разрешения на строительство, осуществляет контроль за качеством строительства зданий и сооружений и производством строительных материалов, изделий и конструкций.
Пункт 1.3 устанавливает порядок координации комплексности и контроль сроков проектирования и производства работ.
Так, Главное архитектурно - планировочное управление Москомархитектуры, именуемое в дальнейшем ГлавАПУ, производит регулирование застройки и подбор площадок под новое строительство (п.1.3.1). Управление государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы, именуемое в дальнейшем УГК ОИП, осуществляет контроль за проектированием и строительством на всей территории г. Москвы и вновь прирезанных территориях в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (п. 1.3.2). Управление государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы, именуемое в дальнейшем УГПС, осуществляет государственный пожарный надзор за проектированием и строительством, а также согласовывает стройгенпланы на строительство зданий и сооружений различного назначения на территории г. Москвы.(п.1.3.3)1.3.4. Институт "Мосинжпроект" Москомархитектуры - координирует комплексность проектирования инженерных сетей и подземных сооружений. (п.1.3.4) Отдел подземных сооружений Мосгоргеотреста, именуемый в дальнейшем ОПС, согласовывает планово - высотное положение инженерных коммуникаций, а также стройгенпланы на строительство зданий и сооружений различного назначения на территории г. Москвы и городов, расположенных в лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП) (п.1.3.5). Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов, именуемый в дальнейшем Москомприрода, - специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды - осуществляет контроль за проектированием и строительством. (п. 1.3.6.) Объединение административно - технических инспекций правительства Москвы, именуемое в дальнейшем ОАТИ, при участии Департамента перспективного развития, акционерного общества "Москапстрой", института "Мосинжпроект" и ОПС, координирует комплексность проведения работ на территории г. Москвы. (п. 1.3.7.) ОАТИ, совместно с Управлением государственной автомобильной инспекции Главного управления внутренних дел г. Москвы, именуемым в дальнейшем Госавтоинспекция (ГАИ); Предприятием управления движением ГК "Мосгортранс", именуемым в дальнейшем ПУД; Дирекциями единого заказчика и Управлениями коммунального хозяйства (организациями и подразделениями жилищно - коммунального хозяйства) административных и муниципальных округов или территориальных управлений, именуемыми в дальнейшем ДЕЗ и УКХ соответственно, осуществляют оперативный контроль сроков производства работ. (1.3.8.)
Земляные и строительные работы должны производиться в соответствии с утвержденными строительными программами и поадресными перечнями строек на текущий год, обеспеченных проектной документацией, согласованной и утвержденной заказчиком в установленном порядке. (п.1.4)
Производство работ должно осуществляться с соблюдением действующих строительных норм и правил (СНиП), правил технической эксплуатации, правил безопасности и других нормативных документов на проектирование, строительство, приемку и эксплуатацию инженерных коммуникаций, зданий и сооружений при авторском надзоре проектных организаций, а также государственном контроле за использованием и охраной земель со стороны УГК ОИП, Госземинспекции Москомзема и инспекции Госархстройнадзора. (п.1.5)
Проектная документация на новое строительство, реконструкцию, расширение и реставрацию, а также капитальный ремонт зданий и сооружений, прокладку и перекладку инженерный сетей подлежит согласованию головными проектными организациями Москомархитектуры; Главными архитекторами административных округов; охраны, контроля и надзора г. Москвы; эксплуатационными службами инженерных коммуникаций и другими организациями. (п.3.1)
В зависимости от стадии проектирования перечень согласовывающих организаций определяется Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным Распоряжением мэра от 11 ноября 1994 г. N 561-РМ.
Согласно п.3.9 Правил после получения согласований, предусмотренных в п.п. 3.1-3.7 Правил, проектная документация направляется на рассмотрение и согласование в Мосгоргеотреста.
Согласованная в соответствии с п.п. 3.1-3.9 Правил проектно - сметная документация на новое строительство, реконструкцию, расширение и реставрацию объектов жилищно - гражданского, коммунального и промышленного строительства в г. Москве и городах ЛПЗП (независимо от их ведомственной принадлежности и стоимости) подлежит рассмотрению и согласованию в Московской государственной вневедомственной экспертизе (Мосгосэкспертиза). Порядок представления и состав документации, направляемой на экспертизу, определяется Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве. (п.3.15)
Согласованная Мосгосэкспертизой проектная документация утверждается правительством Москвы, министерствами и ведомствами или другими заказчиками (инвесторами). (п.3.16)
Утвержденная проектная документация в трехмесячный срок регистрируется в ОАТИ проектной организацией независимо от времени начала строительных работ, форм собственности и ведомственной принадлежности организации - заказчика. (п.3.17)
Согласно п.4.1 Правил земляные и строительные работы могут производиться только после получения разрешения (ордера) в ОАТИ.
Перечень работ, на которые необходимо получать разрешение (ордер), приведен в приложении 7 Правил.
В указанном приложении приведен перечень работ, на производство которых необходимо получить разрешение (ордер), а именно: Строительство, реконструкция и капитальный ремонт: 1.1. Подземных инженерных сетей: трубчатых - водопровода, канализации, теплосети, нефте- и газопровода, дождевой канализации, дренажа; кабельных - электрических сетей, сетей связи, радио, телевидения, регулировочных светофоров, уличного освещения. 1.2. Подземных инженерных сооружений: коллекторов общих, водосточных, кабельных, газовых; щитовых тоннелей, дюкеров. 1.3. Проезжей части улиц, тротуаров, бортового камня, разделительной полосы, подпорных стенок, газонов. 1.4. Дорог, путепроводов, эстакад, мостовых сооружений, транспортных и пешеходных тоннелей, входов в тоннели и открытых участков линий метрополитена, трамвайных линий, набережных, бульваров. 1.5. Естественных и искусственных водоемов, русел малых рек и ручьев. 1.6. Жилых, административных и производственных зданий. 2. Разрытие котлованов и забивка свай под фундамент зданий и сооружений, в том числе гаражей, на разработку карьеров (предпроектную выборку грунта и добычу строительных материалов). 3. Снос зданий и сооружений, вынос (ликвидация) инженерных коммуникаций. 4. Ограждение строительной площадки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте или сносе зданий и сооружений. 5. Ограждение территорий стационарными заборами. 6. Бурение: 6.1. Инженерно - геологических скважин. 6.2. Гидро - геологических скважин. 6.3. Скважин на воду и др. 6.4. Бурозабивные и корневидные сваи. 7. Вскрытие шурфов. 8. Укрепление оснований фундаментов методом цементирования или химического закрепления. 9. Работы методом "стена в грунте". 10. Противофильтрационные работы. 11. Проведение благоустройства и озеленения территории. 12. Планировочные работы (Срезка и отвал грунта, засыпка ложбин и оврагов и т.д.).
Также согласно п.4.5 Правил разрешения выдаются и иными органами, а именно:
1)Технической инспекцией ОАТИ - на производство земляных и строительных работ на всей территории Центрального административного округа, а также на территории остальных административных округов (за исключением Южного и Зеленоградского округов), кроме внутридворовых территорий, небольших разрытий на вновь строящихся объектах и других работ, перечисленных в п. 4.5.2 Правил.
2)Окружными административно - техническими инспекциями (АТИ), кроме Центрального, Южного и Зеленоградского округов - на производство земляных и строительных работ на внутридворовых территориях по прокладке и ремонту разводящих инженерных сетей местного значения, кроме газовых; на разрытия площадью до 8 кв. м (колодцы инженерных коммуникаций и др.) без выхода на проезжую часть улиц на объектах, разрешения на производство работ на которых выданы технической инспекцией; установку постоянных ограждений; объекты озеленения и благоустройства; капитальный ремонт дорог, где не осуществляется движение общественного транспорта, и капитальный ремонт дворовых территорий.
3) АТИ Южного и Зеленоградского административных округов - на производство земляных и строительных работ на их территории, за исключением объектов, выдача разрешений на которые производится после положительного решения РГ или ГК в соответствии с п. 4.2 настоящих Правил.
При этом, на установку, сборку и монтаж временных сооружений, объекты мелкорозничной торговли (павильоны, палатки), металлические гаражи, открытые автостоянки, сооружения из легких сборно - разборных конструкций и т.д. (включая и их ограждение) не требующие производства земляных работ, разрешения выдаются префектурами административных округов по согласованию с окружными АТИ в части обеспечения сохранности инженерных коммуникаций и сооружений (согласование ОПС) и соблюдения правил содержания занимаемой и прилегающей территории (наличие договора об уборке территории), а также Москомархитектурой, Госавтоинспекцией и другими заинтересованными организациями (Госпожнадзор, ГЦЭН, Метрополитен, УГК ОИП, Московская городская телефонная сеть, Московская (Октябрьская) железная дорога и т.д.). (п.4.5 Правил)
В силу п.4.15 Правил выданное подрядчику разрешение действительно на указанные в ордере вид, объем, срок и участок работ. Работы должны проводиться только организацией, которой выдано разрешение или субподрядными организациями, указанными в графике.
Перечень документации и требований к ней приведен в пункт 4.9 правил, среди которых суд считает необходимым отметить: 4.9.4. Договор на право пользования основным и дополнительным (на период строительства) земельным участком, заключенный заказчиком с Москомземом. 4.9.6. Утвержденную заказчиком проектную документацию на полный объем строительных работ или отдельный этап (подготовительные работы, нулевой цикл и т.д.), согласованную в установленном порядке ОПС и принятую подрядчиком к производству работ, с отметкой о регистрации в ОАТИ. 4.9.8. Стройгенплан, согласованный в установленном порядке, в том числе ОПС и ГЦЭН. 4.9.10. Разрешение на строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, выданное Инспекцией государственного архитектурно - строительного надзора Москомархитектуры, именуемой в дальнейшем ИГАСН.
Таким образом, получение разрешения на строительство (реконструкцию) зданий и сооружений (ИГАСН), оформление земельно-правовых отношений, разработка и согласование проектной документации предваряют получение разрешение (ордера) на производство земельных работ.
Распоряжениями мэра Москвы от 10 марта 1992 г. N 119-РВМ от 31.03.1993 N 197-РМ и от 03.02.1998 N 100-РМ полномочия по выдаче разрешений на строительство капитальных объектов и контроль соответствия возводимых строений нормативно-технической и проектной документации были возложены на Инспекцию Государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы. (п.3.1)
В соответствии с требованиями раздела 3 Положения «О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве», утв. Распоряжением Мэра Москвы от 11 ноября 1994 г. N 561-РМ оформлялись разработанная и утвержденная исходно-разрешительная документация, в частности последним были разработаны и представлены на согласование эскизный проект спорного объекта, технико - экономическое обоснование, - Рабочая документация.
Согласно Распоряжению Мэра от 11 ноября 1994 г. N 561-РМ «О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства (реконструкции, реставрации, расширения) объектов в г. Москве» утверждено и введено в действие на территории г. Москвы Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве, согласно которой Мосгосэкспертиза при комплексном рассмотрении проектов в обязательном порядке осуществляет проверку их соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выдаваемым органами государственного надзора при согласовании места размещения объектов.
Комплексное заключение Мосгосэкспертизы является окончательным и обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными и подрядными организациями и служит основанием для выдачи Инспекцией государственного архитектурно - строительного надзора (ИГАСН) разрешения строительства.
В свою очередь выдача разрешений на строительство объектов муниципального и индивидуального заказов осуществляется по единому порядку в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12.08.94 N 1454-РП, согласно п.2.4 которого основанием для выдачи инспекцией Госархстройнадзора разрешения на производство работ по отдельно стоящим объектам, разрабатываемым с применением типовых и повторно применяемых проектов, являются: - для производства работ по подготовке площадки - согласованное в установленном порядке градостроительное заключение и задание на проектирование, согласованное с Мосгосэкспертизой; - для устройства фундаментов и нулевого цикла дополнительно к перечисленному - стройгенплан на подготовительный период, согласованный ОПС, и рабочие чертежи фундаментов и (или) нулевых циклов, выполняемых в соответствии с эскизным проектом застройки, согласованным с Москомархитектурой и Мосгосэкспертизой; - для строительства надземной части - акт приемки выполненных работ по устройству нулевого цикла, привязочные чертежи надземной части.
В силу ст. 3.2 Распоряжения Мэра Москвы от 11 сентября 1996 г. N 295/1-РМ "Об утверждении положения о комитете по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура)" на последний была возложена обязанность в том числе разработка и оформление предпроектной, исходной и разрешительной документации (градостроительных заключений и заданий, разрешений на проектирование и строительство, заключений по инженерному обеспечению объектов, тендерной, прединвестиционной документации) для нового строительства, расширения, реконструкции и реставрации объектов.
В свою очередь в порядке п. 1.3 правил утвержденных Постановлением правительства Москвы от 21 февраля 1995 г. N 160 «Об утверждении правил организации производства земляных и строительных работ в г. Москве» на ГлавАПУ возложена обязанность по подготовке градостроительного заключения.
По окончании строительства, оконченный строительством объект недвижимости необходимо было сдать государственной приемочной комиссии, которая при положительном заключении, должна была принять его в эксплуатацию в соответствии со СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84.
Вышеуказанным СНиП 3.01.04-87 была утверждена единая обязательная форма акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта (приложение 5 к СНиП 3.01.04-87).
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17 марта 1998 г. N 207 «Об утверждении правил организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г. Москве» утверждены правила организации подготовки и производства земляных и строительных работ в г. Москве (далее Правила) применяющиеся с 22.07.1998.
Инспекция Государственного архитектурно - строительного надзора г. Москвы (ИГАСН): выдает разрешения застройщикам на производство подготовительных и основных строительно - монтажных работ; осуществляет надзор за качеством строительного производства на объектах жилищно - гражданского и производственного назначения в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также контролирует качество производства строительных материалов, изделий и конструкций. (п.7.2 Правил)
Московская государственная вневедомственная экспертиза (Мосгосэкспертиза): - проводит комплексную государственную экспертизу проектной документации на новое строительство, реконструкцию и реставрацию, перепрофилирование и капитальный ремонт объектов в г. Москве; - осуществляет контроль за соответствием принимаемых проектных решений проводимой Правительством Москвы градостроительной и инвестиционной политике, рациональным использованием городской территории; - в случае выявления неоднократных нарушений организациями и предприятиями требований действующих нормативных документов, низкого качества проектирования, а также при выявлении фактов невыполнения замечаний Мосгосэкспертизы по доработке проектной документации, носящих обязательный характер, направляет в Мосстройлицензию представления о временном приостановлении действия или аннулировании лицензий на право выполнения проектных работ. (п. 7.3 Правил)
Московский земельный комитет (Москомзем): - оформляет договоры аренды земельных участков для строительства и размещения объектов; - осуществляет государственный контроль за соблюдением землепользователями земельного законодательства и в случае выявления нарушений принимает меры, исключающие: самовольное занятие земельных участков; нарушения сроков возврата земель, временно занимаемых на период строительства и реконструкции объектов; проектирование и строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; использование земель не по целевому назначению. (пункт 7.4 Правил)
Государственное учреждение "Мосстройлицензия": - выдает лицензии на осуществление строительной деятельности на территории г. Москвы с учетом замечаний контролирующих органов по работе подрядных организаций; - осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами условий лицензирования; - в случае нарушения лицензиатами условий действия лицензий, невыполнения предписаний или распоряжений контрольных органов, выявления низкого качества проектирования и строительства объектов, нарушения установленного порядка производства работ приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее. (п.7.5 Правил)
Согласно п.п. 7.7 – 7.17 Правил Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода):- осуществляет государственный контроль за выполнением требований природоохранного законодательства при размещении, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов на территории г. Москвы в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды" и в случае выявления нарушений принимает меры к их пресечению; 7.8. Московское лесопарковое территориальное производственное объединение "Мослесопарк": - осуществляет согласование исходно - разрешительной и проектной документации при размещении объектов строительства, реконструкции и ремонта на участках, имеющих зеленые насаждения, в соответствии с Положением; - выдает разрешения на вырубку и пересадку зеленых насаждений, попадающих в зону строительства; - осуществляет контроль за сохранностью зеленых насаждений в зонах производства работ; - при выявлении нарушений принимает меры в пределах своей компетенции и информирует Объединение административно - технических инспекций, Москомприроду и Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений при ГУВД г. Москвы для принятия мер административного и экономического воздействия. 7.9. Центр Госсанэпиднадзора г. Москвы: - дает заключения по выбору земельных участков под строительство всех видов объектов; - дает заключения по проектной документации на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов с учетом действующих законодательных документов; - рассматривает и выдает заключения на установку временных сооружений, объектов мелкорозничной торговли, сооружений из легких сборно - разборных конструкций; - согласовывает стройгенпланы на подготовительный и основной периоды строительства; - осуществляет санитарно - эпидемиологический надзор объектов строительства с целью предупреждения возможно неблагоприятного влияния производства земляных и строительных работ на проживание жителей города и санитарно - гигиенические условия труда строителей. 7.10. Управление государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы: - осуществляет надзор за соблюдением правил пожарной безопасности при производстве строительных работ; - до начала основных строительно - монтажных работ рассматривает в полном объеме исходно - разрешительную и проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, дает заключения о соответствии документации действующим строительным нормам и правилам, а при необходимости согласовывает в установленном порядке обоснованные отступления от требований СНиП; - при выявлении нарушений правил пожарной безопасности при производстве работ принимает меры в пределах своей компетенции и информирует Инспекцию Госархстройнадзора, ОАТИ, Мосгосэкспертизу, Мосстройлицензию для принятия мер в пределах предоставленных полномочий; - в случае выявления грубейших нарушений правил пожарной безопасности принимает меры к их пресечению вплоть до остановки работ на объекте.7.11. Управление Госавтоинспекции ГУВД г. Москвы: - согласовывает проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, расположенных в зоне движения автотранспорта, а также дорог, дорожных сооружений, гаражей, автостоянок, автозаправочных станций, станций техобслуживания и т.д.; - согласовывает ордера на производство работ, связанных с разрытием дорожных покрытий, с изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов, с полным или частичным закрытием проезжей части и тротуаров, и делает отметку о возможности его закрытия после окончания работ; - осуществляет контроль за выполнением при производстве работ условий согласований, указанных в ордере, и требований Правил, связанных с безопасностью движения транспорта и пешеходов на проезжей части и прилегающих тротуарах; - в случае выявления нарушений принимает меры к их пресечению вплоть до отзыва согласования, что является основанием для приостановления действия ордера. Московский городской округ федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзор РФ) - МГО ГГТН РФ: - осуществляет нормативное регулирование и государственный надзор за безопасным ведением работ при строительстве метрополитенов и подземных сооружений различного назначения открытым или закрытым способами, а также работ, влияющих на состояние земной поверхности; - выдает лицензии на производство подземных и горных работ, а также на прокладку и переустройство газовых коммуникаций; - осуществляет контроль за работой кранового оборудования и механизмов. 7.13. Государственное унитарное предприятие "Мосстройсертификация": - осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой "Мосстройсертификация" строительной продукцией, услугами (работами); - в случае выявления нарушений приостанавливает действие или аннулирует сертификаты, выданные системой "Мосстройсертификация"; - информирует о выявленных нарушениях ИГАСН, Мосстройлицензию и ОАТИ. 7.14. Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура) осуществляет регулирование и координацию деятельности всех проектных организаций и служб города в практической реализации градостроительной политики и выполняет: - вариантный подбор участков для застройки; - разработку (корректировку) предпроектной градостроительной документации; - предпроектную архитектурно - строительную проработку объекта; - разработку комплекта исходно - разрешительной документации для получения права строительства (реконструкции) объекта; - рассмотрение и согласование архитектурно - градостроительных решений проектируемых объектов; - координацию комплексности проектирования инженерных сетей и подземных сооружений; - контроль реализации утвержденных проектных решений; - контроль за регулярным проведением проектными организациями авторского надзора за производством работ в соответствии с утвержденной проектно - сметной документацией. 7.15. Мосгоргеотрест Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы является государственным предприятием и имеет статус территориальной изыскательской организации, наделенной правовыми и контрольными функциями. На трест возложено: - выполнение комплексных инженерных изысканий, инженерно - конструкторских исследований зданий и сооружений; - создание и поддержание фонда геологической, геодезической и картографической информации; - сбор сведений о подземных инженерных сетях, красных линиях застройки и границах землевладений; - согласование проектов установки, строительства и переустройства подземных сетей и коммуникаций, зданий и сооружений, дорог и мостовых переходов, ограждений и других капитальных и некапитальных строений и объектов; - вынос в натуру проектов планировки и застройки; - проведение геодезического контроля за соблюдением генеральных планов строительства зданий и сооружений, инженерных сетей; - производство геодезических работ при отводе земельных участков. 7.16. Московский военизированный горноспасательный отряд (МВГСО) обеспечивает безопасность и проведение профилактических мероприятий при сооружении тоннелей, подземных проездов, переходов и других объектов подземного строительства, согласует планы ликвидации аварий (ПЛА) на объектах подземного строительства. 7.17. Авторский надзор за строительством объектов осуществляется в целях обеспечения надежности зданий и сооружений, соответствия градостроительным, архитектурно - планировочным, технологическим и другим решениям, предусмотренным в утвержденном проекте и разработанной на его основе рабочей документации, а также обеспечения экологической чистоты жизнедеятельности. Авторский надзор осуществляется разработчиками проектной документации в соответствии с Положением об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в г. Москве.
Согласно пункту 3.52, 3.53 Правил комплексное заключение Мосгосэкспертизы является окончательным и обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными и подрядными организациями и служит основанием для выдачи Инспекцией Государственного архитектурно - строительного надзора (ИГАСН) разрешения на строительство. Утвержденная документация оформляется заказчиком для передачи Мосгосэкспертизой в Инспекцию Государственного архитектурно - строительного надзора для получения разрешения на строительство.
Оформление ордеров на производство подготовительных, земляных и строительных работ производится структурными подразделениями ОАТИ.
Техническая инспекция ОАТИ оформляет и продлевает ордера на все объекты, расположенные на территории Центрального административного округа, а также на объекты, расположенные на основных площадях, магистралях и улицах других административных округов, в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, на работы по прокладке (перекладке) газопроводов и инофирмам, вне зависимости от места производства работ.
Административно - технические инспекции (АТИ) округов оформляют и продлевают ордера по всем объектам, расположенным на территории округа, кроме относящихся к компетенции технической инспекции.
Ордера оформляются на срок, предусмотренный договором подряда, с учетом нормативной продолжительности строительства и в пределах срока действия разрешения Инспекции Государственного архитектурно - строительного надзора (ИГАСН), а также условий согласований производства работ на стройгенплане и в ордере.
При невыполнении работ в установленный срок действие ордера подлежит продлению. Продление производится не менее чем за 10 дней до истечения указанного в ордере срока окончания работ. Перед продлением ордера, в случае необходимости, следует пролонгировать ранее полученные согласования и представить пересогласованный ОПС стройгенплан. Пролонгации подлежат и сроки действия разрешения на строительство, выданного ИГАСН, а также лицензий. (раздел 5 Правил)
Схожие по порядку оформления прав на земельный участок, разработке и согласование проектной документации, получения разрешения на строительство, производства и продления земляных работ, предусмотрено последовательно действовавшими подзаконными актами в области градостроительной деятельности города Москвы.
Так, в период по 31.12.2004 г. действовали правила производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве утвержденные Постановлением правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 603, с 01.01.2005 по 01.08.2015 действовали правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП, а с 01.08.2015 и по настоящее время действуют правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 299-ПП.
Доказательств соблюдения указанных выше норм ответчиком в материалы дела не представлено. Нарушение установленной законом процедуры оформления разрешения на строительство/реконструкцию или ввод объекта в эксплуатацию не является достаточным основанием отказа в признании права, но только в том случае, если лицо требующее его признания предпринимало меры для получения разрешения на строительство. Об этом может свидетельствовать не только длительная переписка но и имеющаяся проектно-сметная документация, а также действия компетентных органов государственной направленных на согласование на использование земельного участка для целей строительства, получения разрешения на строительство.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ. Между тем, судом установлен, что фактически принятый в эксплуатацию объект (74,3 кв.м.) уже обладал признаками самовольного строительства . В связи с изложенным, учитывая, что материально-правовой интерес города и в предъявлении рассматриваемого иска, прежде всего, обусловлен нарушением прав собственника земельного участка существованием спорного объекта, суд, при рассмотрении дела приходит к выводу о необходимости сноса здания, как единственного возможного способа зашиты нарушенного права..
Что касается срока исковой давности, то суд исходит из того, что заявленное требование по своему существу является негаторным, применительно к установленным судом обстоятельствам.
В силу пункта 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ. Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Аналогично высказался Президиум ВС РФ, в пункте 7 Постановления от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса Российской Федерации об исковой давности" указав, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Указанный правовой посыл необходимо понимать в том ключе, что не применение срока давности обусловлено именно негаторным характером иска, будь то требование о сносе самовольной постройки или же о признании права собственности отсутствующим, срок исковой давности не подлежит применению в том случае, когда вещно-правовое требование стороны не связано с лишением владения объекта.
Согласно п. 6. информационного письма Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 143 Исковая давность не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком.
В указанном пункте письма Президиум ВАС РФ указал, что если истец не лишен владения земельным участком в целом. Заявленное требование о сносе самовольных построек, по существу, является требованием об устранении препятствий собственнику в пользовании этим участком, а поэтому - способом защиты вещного права, предусмотренным статьей 304 ГК РФ. На такие требования срок исковой давности не распространяется в силу прямого указания закона (статья 208 ГК РФ).
Вместе с тем, из представленных доказательств, следует, что город Москва, как собственник указанных земельного участка не утратил владение данным земельным участком, то есть последний не лишен владения участком в целом.
Наличие действующего Договора аренды земельного участка, при условии того, что спорная постройка является самовольной, а земельный участок предоставлялся для целей эксплуатации павильона из легковозводимых сборно-разборных металлических конструкций, не может свидетельствовать об утрате собственником владения земельного участка.
Допуская обратное, применительно к спорной ситуации, следовало бы исчислять срок исковой давности по обязательству арендатора (ст. 622 ГК РФ), на возврат имущества из аренды с момента выявления нарушения, что не соответствует арбитражной судебной практике, а также доктрине «двойного или опосредованного владения», согласно которой лицо, состоящее в обязательстве с другим опосредованно осуществляет владение производное от первого.
Такой подход также находит свое отражение и в текущей судебной практике, презюмирующей сохранение собственником либо лицом осуществляющим владение как собственник, владения объектом опосредованно через своего контрагента по обязательству. (Пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 153 «обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»)
Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов дают общеобязательное разъяснение относительно того, что передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Указанный вывод судов применим и к вопросу об исчислении срока исковой давности в вопросе об утрате владения.
Похожую концепцию о единой сущности владения лиц состоящих в обязательстве имеет современное российское законодательство, в отношении требований как виндикационного так негаторного характера (петиторные иски), что в частности усматривается в том, что в случае передачи имущества в аренду право на негаторный иск имеют как арендатор, так и арендодатель - собственник имущества, чье вещное право может быть нарушено действиями третьего лица, пользующегося чужим имуществом без воли собственника, но не нарушающего его владения (Пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»), а кроме того право на истребование имущества из чужого незаконного владения, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но имеющему титул владения имуществом. (Статья 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 13.07.2015 №268-ФЗ). В одном из дел суд, развивая тезис о владении осуществляемому лицом по договору, не предполагающему переход титула собственника, вышестоящий указал, что в таком случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу.(Верховный Суд Российской Федерации Определение от 28 июля 2015 г. N 41-КГ15-16)
Судом учитывается, что часть земельного участка, принадлежащего городу, оказалась замощенной постройкой ответчика, в результате осуществления строительства, а именно судом установлено изменение площади пятна застройки земельного участка находящегося под зданием. Таким образом, о владении всем земельном участке, как об этом утверждает ответчик, не может быть и речи.
Суд приходит к выводу, что рассматриваемое требование заявлено владеющим собственником (уполномоченными органами) земельных участков, на которых возведена самовольная постройка, в связи, с чем суд считает правильным применить положения о негаторном иске (статьи 304, 208), в связи с чем, отклоняет заявление о пропуске срока исковой давности заявленное ответчиками.
Кроме того, судом установлено, что истцами не был пропущен 3-х летний общий срок исковой давности.
В данном случае судом установлено, что о наличии признаком самовольной постройки у здания кафе город узнал при проведении инспекции земельного участка.
Реестровая запись о праве на здание имеет сведения объекте площадью 74,3 кв.м., то есть здания, существовавшем до его реконструкции, в связи с чем, сведения из реестра не могут являться выводом для установления срока исчисления исковой давности по делу, а при заключении договоров аренды арендодатель исходит из необходимости оформления земельных отношений исходя из площади 74,3 кв.м.
При этом, несмотря на то что объект был измен уже на дату 07.11.2011 г., в градостроительном плане земельного участка № RU-77-154000-003589 от 08.06.2012 г. (т.2, л.д. 79-84) содержится недостоверная информация в отношении площади и года постройки здания.
Судом учитывается и различия в кадастровых номерах объектов площадью 74,3 кв.м. и 119,2 кв.м. Объект площадью 119,2 кв.м. поставлен на учет как бесхозяйный 13.08.2019 на основании заявления города Москвы, что указывает на то, что город не мог знать о субъекте нарушения до момента правоведения обследования земли.
Исполнение решения суда в случае неисполнения ответчиком мероприятий по сносу самовольной постройки, предоставлено Правительству Москвы в лице уполномоченного на момент исполнения соответствующего решения органа.
Требования остальной части иска суд отклоняет, как несоответствующие характеру установленного нарушения права. Изменение сведений кадастрового учета возможно на основании вступившего в законную судебного акта.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании ст.ст. 8, 9, 11, 12, 218 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 65, , 68, 71, 75, 102, 110, 121, 123, 156, 167-170, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать объект общей площадью 119,2 кв.м по адресу: г. Москва, Стрелецкий проезд д.7А, самовольной постройкой.
Обязать ООО «Галаннт» в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести здание общей площадью 119,2 кв.м по адресу: г. Москва, Стрелецкий проезд д.7А предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ООО «Галаннт» расходов.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЛАННТ" 127018, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД СТРЕЛЕЦКИЙ 2-Й, 7, А, , ОГРН: 1037700103506, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7715023986, в пользу департамента городского имущества города Москвы в счет возмещения расходов на производство судебной экспертизы 55 000 рублей.
Взыскать с ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАЛАННТ" 127018, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД СТРЕЛЕЦКИЙ 2-Й, 7, А, , ОГРН: 1037700103506, Дата присвоения ОГРН: 31.01.2003, ИНН: 7715023986 в доход федерального бюджета 6 000 рублей госпошлины за подачу иска.
Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
С У Д Ь Я Михайлова Е.В.