НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 07.06.2016 № А40-49695/16

Дело № А40-49695/16-115- 423

г. Москва

14 июня 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14.06.2016 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Л.А. Шевелёвой,

при ведении протокола помощником судьи В.А. Седовым,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Аппарата Совета депутатов муниципального округа Ясенево, зарегистрированного 23.08.2002 г. с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика 7728116250 и расположенного по адресу: пр-д Карамзина, д. 13, корп. 1, г. Москва, 117463

к Государственному учреждению – Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, зарегистрированному 16.12.2002 г. с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика 7710030933 и расположенному по адресу: Страстной бульвар, д. 7, стр. 1, г. Москва, 127006

о признании частично недействительными Решений от 24.02.2016 г. № 84 с/с и 84 н/с.

при участии:

от заявителя: Бабкина Е.В. (дов. № Д-166/15 от 04.08.2015 г.);

от заинтересованного лица: Платов В.А. (дов. № 202-06/26078 от 05.10.2015 г.).

УСТАНОВИЛ:

Аппарат Совета депутатов муниципального округа Ясенево (далее также — заявитель, плательщик) обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании недействительными, вынесенных Государственным учреждением – Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также — заинтересованное лицо, фонд) Решений № 84 с/с от 24.02.2016 г. «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и 84 н/с от 24.02.2016 г. «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части доначисления штрафа по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в размере 3 509,94 р., недоимки по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 538,11 р., штрафа по ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. в размере 360,98 р. и начисления недоимки по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 804,88 р.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам заявления в суд.

Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, фондом была проведена выездная проверка Аппарата Совета депутатов муниципального округа Ясенево за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 гг.

По результатам выездной проверки фондом были составлены акт выездной проверки, по итогам рассмотрения которого и были вынесены спорные решения № 84 с/с от 24.02.2016 г. «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и 84 н/с от 24.02.2016 г. «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В обоснование принятого решения заинтересованное лицо указывает, что в ходе проверки им было выявлено занижение налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование образовалось в связи с исключением из облагаемой базы за декабрь 2014 года выплат компенсации за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей в размере 2 526 680 р. Фонд указывает, что выплаты компенсаций за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку государственные гарантии в виде компенсационных выплат за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей не являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением трудовых обязанностей. В связи с чем, пенсионным фондом в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. заявителю был начислен штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов и предоставление недостоверных данных, а также предложено уплатить неуплаченную сумму страховых взносов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона в том числе следующие выплаты: связанные с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия «подп. “в”»; с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы (подп. и); компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (абзац подп. и введен Федеральным законом № 339-ФЗ от 08.12.2010 г.).

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс РФ) компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом, обязанностей.

Статьей 165 Трудового кодекса РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных этим кодексом, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.

Указами Мэра Москвы от 13.12.2005 №83-УМ «О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих города Москвы», от 01.12.2014 №82-УМ «О мерах по реализации Указа Мэра Москвы от 13.12.2005г. №83-УМ» установлены порядок медицинского обслуживания государственных гражданских служащих и членов их семей, условия и порядок получения ими по месту прохождения государственной гражданской службы соответствующей компенсационной выплаты, начиная с декабря 2014 года.

В соответствии с частью 6 статьи 61 и пункта 8 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 №3 «О государственной гражданской службе города Москвы» компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих; до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных гражданских служащих Российской Федерации гражданским служащим и членам их семей сохраняются условия санаторно-курортного обслуживания и выплачивается компенсация за медицинское обслуживание в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим Указом Мэра Москвы.

Поскольку сотрудники заявителя являются государственными гражданскими служащими города Москвы - на них распространяется действие законодательных актов города Москвы.

Таким образом, компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей непосредственно связана с выполнением работниками заявителя трудовых обязанностей и представляет собой компенсацию, предусмотренную подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами.

Пенсионный фонд не учел, что в силу части седьмой статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Фонд указывает, что сотрудникам начислены различные суммы компенсации за медицинское обслуживание и связывает это с размерами тарифных ставок, должностных окладов и делает неверный вывод о том, что компенсация за медицинское обслуживание является одной из стимулирующих выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Размеры компенсации за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей, установлены Распоряжением Правительства Москвы от 23.09.2014 №532-РП «О размере компенсации за медицинское обслуживание государственным гражданским служащим города Москвы», принятому в соответствии с Законом города Москвы от 26.01.2005 №3, Указом Мэра Москвы от 01.12.2014 №82-УМ «О мерах по реализации Указа Мэра Москвы от 13.12.2005 №83-УМ». При этом размер компенсации зависит только от наличия или отсутствия у государственных гражданских служащих города Москвы членов семьи, имеющих право на медицинское обслуживание. Компенсация за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих города Москвы и членов их семей не связана с размером ежемесячного денежного содержания и не входит в состав выплат, формирующих фонд оплаты труда.

В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов…лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо не доказало правомерности и обоснованности принятого им решения, изложенные в обоснование его правомерности доводы, признаны судом несостоятельными; в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что требования заявителя являются правомерными, документально подтверждёнными, а следовательно подлежат удовлетворению судом.

Государственная пошлина не подлежит распределению судом, поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины.

С учетом изложенного и руководствуясь Федеральными законами № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. и № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и статьями 111, 167―170, 197 ― 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными, как не соответствующими Федеральному закону от № 212-ФЗ 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Закону города Москвы № 3 от 26.01.2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы», вынесенное Государственным учреждением – Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Аппарата Совета депутатов муниципального округа Ясенево Решение № 84 с/с от 24.02.2016 г. «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и 84 н/с от 24.02.2016 г. «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части доначисления штрафа по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в размере 3 509,94 р., недоимки по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 538,11 р., штрафа по ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 г. в размере 360,98 р. и начисления недоимки по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1 804,88 р.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд города Москвы.

Судья:                                                                                                    Л.А. Шевелёва