НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 06.12.2013 № А40-144835/13

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(в порядке ст. 229 АПК РФ)

Дело № А40-144835/2013

г. Москва

06 декабря 2013 г.

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

судьи Блинниковой И.А. (120-906)

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «ЕСО-фундамент» (121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, ИНН 77248334800)

к ответчику (заинтересованному лицу): ИФНС России № 30 по г. Москве

о признании незаконным постановления от 04.10.2013 г. № 90

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЕСО-фундамент» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительным и отмене постановления ИФНС России № 30 по г. Москве от 04.10.2013 г. № 90 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч. 1 ст.15.1 Ко АП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях события и состава административного правонарушения, неполное исследование административным органом всех обстоятельств дела.

Заявитель представил возражения на отзыв и дополнительные доказательства в порядке ст.ст. 65, 89, 228 АПК РФ.

Ответчик представил суду отзыв, а также заверенные копии материалов административного дела в порядке ст.ст. 131, 228 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.

Аналогичные положения содержатся и в ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Процессуальный срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, для оспаривания постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, 25 сентября 2013г. ФНС России № 30 по г. Москве проведена проверка ООО «ЕСО-Фундамент» по вопросу полноты и правильности оприходования денежной наличности в кассу организации за период с 01.01.12 по 03.09.13.

В результате проверки было установлено, что ООО "ЭСО-Фундамент" допустило нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения наличных денежных средств и накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита на общую сумму 536630 руб. Денежная выручка, поступившая в кассу ООО "ЕСО-Фундамент", не была сдана в банк, а выдана физическому лицу Павлову Максиму Юрьевичу по расходным кассовым ордерам, чем был умышленно занижен остаток денежных средств в кассе организации, что повлекло превышение лимита остатка кассы за 06.08.13 г. на сумму 60500 руб.; за 07.08.2013 г. на сумму 52300 руб.; за 21.08.2013 г. на сумму 29830 руб.; за 02.09.2013 г. на сумму 394000.

Поскольку вышеуказанным обществом нарушены п.1.2, 1.4, 2.1, абз. 3 п.4.4, 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 №373-П, что образует состав административного правонарушения, предусмотрено ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, 02.10.2013 г. в отношении ООО «ЕСО-фундамент» составлен протокол об административном правонарушении, а 04.10.2013 г. вынесено постановлении № 90, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд за признанием его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Судом установлено, что ответчик действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ административным органом соблюден.

Частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Кассовые операции на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями, содержащимися в Положении Центрального банка РФ о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П.

Согласно п. 6.1 указанного Порядка юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров - полное оприходование в кассу наличных денег.

Согласно п. 4.1 выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится указанными лицами по расходным кассовым ордерам.

Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат проводится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по расходным кассовым ордерам, расчетно-платежным ведомостям, платежным ведомостям.

Согласно п. 1.4 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 Положения лимита остатка наличных денег.

Согласно Указанию ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", на основании статьи 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России - протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 июня 2007 года N 13 - Банк России установил, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам, в том числе социального характера, стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров, (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом положений пункта 1 настоящего Указания.

Таким образом, Указание N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предусматривает закрытый перечень ситуаций, в которых организация может тратить наличную выручку.

Кроме того, в письме от 04.12.2007 N 190-Т Центральный Банк Российской Федерации разъяснил, что юридические лица не вправе расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы, оказанные ими услуги, а также в качестве страховых премий на предоставление займов.

Так, налоговым органом проведена проверка ООО «ЕСО-фундамент», в ходе которой выявлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а именно: за период с 06.08.2013 по 02.09.2013 выдача денег под отчет генеральному директору Павлову Максиму Юрьевичу проводилась без соблюдения условия полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег, так: 6.08.2013 г. выдана под отчет сумма в размере 66 500 руб., 07.08.2013 г. выдана под отчет сумма в размере 58 300 руб., 21.08.2013 г. выдана под отчет сумма в размере 35 830 руб., 02.09.2013 г. выдана под отчет сумма в размере 400 000 руб.

В ходе проверки налоговым органом установлено и материалами дела подтверждено, что за период с 06.08.2013 по 02.09.2013 выдача денег под отчет генеральному директору проводилась без соблюдения условия полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. В результате этих действий нарушены пункты 4.4, 6.1 Положения Центрального Банка Российской Федерации о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой на территории Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П (Положение).

Пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

Довод заявителя о предоставлении в полном объеме затребованных требованием от 03.09.2013 г. № 143-13 документов, в связи с чем вывод о непредставлении авансовых отчетов и заявлений подотчетного не может быть признан обоснованным, поскольку указанные документы не предоставлялись судом рассмотрен и отклоняется, поскольку обязанность предоставления необходимых и достаточных документов в доказательство соблюдения положений налогового законодательства входит в обязанность заявителя.

Более того, судом рассмотрены представленные авансовые отчеты и заявления подотчетного лица о выдаче наличных денежных средств. Из указанных документов судом установлен только факт выдачи 6.08.2013 г. под отчет суммы в размере 66 500 руб., 07.08.2013 г. - в размере 58 300 руб., 21.08.2013 г. - в размере 35 830 руб., 02.09.2013 г. - в размере 400 000 руб., о чем также свидетельствуют заявления генерального директора о выдаче наличных денежных средств.

Вместе с тем, представленными суду авансовыми отчетами от 06.08.2013 г. № 34, от 07.08.2013 г. № 35, от 21.08.2013 г. № 37 и от 02.09.2013 г. № 38 не подтверждается не полное погашение выданных на основании заявлений сумм.

Документы, подтверждающие использование денежных средств, не представлены.

Выдача наличных денег под отчет проведена при отсутствии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

В связи с чем обществом нарушены пункты 4.4, 6.1 Положения Центрального Банка Российской Федерации о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой на территории Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П.

Пунктом 6.1 Положения установлено, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения; хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце 2 п. 1.4 настоящего Положения.

Кроме того, денежные суммы превышают предельный размер расчетов наличными деньгами, установленный Указанием ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", то есть превышают установленный распоряжением Заявителя лимит в 6 000 руб.

Таким образом, денежная выручка за указанные даты не была сдана в банк, а была неправомерно выдана подотчетному физическому лицу, чем умышленно занижен остаток денежных средств, что повлекло превышение лимита остатка кассы за указанные даты.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не нашли своего подтверждения.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», ст.ст. 1.5, 2.1, 15.1, 23.1, 25.4., 25.5, 26.1, 26.2, 26.3, 26.11, 28.2.-28.5, 29.5-29.10, 30.1-30.8 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 16 170, 176, 209, 210, 229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «ЕСО-фундамент» (121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, ИНН 77248334800) о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России № 30 по г. Москве от 04.10.2013 г. № 90 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст.15.1 Ко АП РФ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья И.А.Блинникова