НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 06.09.2021 № А40-140498/2021-116-1088

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-140498/21 -116-1088

ноября 2021 г.

Резолютивная часть решения суда изготовлена 06.09.2021 года

Мотивированное решение суда изготовлено 08 ноября 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи А.П. Стародуб

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело

по исковому заявлению Государственное учреждение - Главное управление ПФР № 8 по г. Москве и Московской области (ОГРН: 1027725022863)

к АО «ЦПТИ» (ОГРН: 1117746127190)

о взыскании штрафа в сумме 379 500 рублей, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за период 2018 год, 2020 год

У С Т А Н О В И Л:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 8 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО «ЦПТИ» о взыскании штрафа в сумме 379 500 рублей, за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за период 2018 год, 2020 год.

Определением от 09.07.2021 года исковое заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Ответчик представил отзыв, просил уменьшить сумму штрафа до 2000 рублей.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон, по материалам, представленным истцом и оспоренным ответчиком.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в ГУ - Главном управлении ПФР N 8 по г. Москве и Московской области зарегистрирована организация АО «ЦПТИ» под регистрационным номером 087-608-003198 в качестве страхователя.

В силу ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме, влечет за собой неправомерную индексацию работающим пенсионерам.

Отсутствие сведений по форме СЗВ-СТАЖ является основанием для осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии застрахованным лицам, являющимся работающими пенсионерами.

Следовательно, непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ либо представление указанных сведений с нарушением срока ведет к необоснованному расходованию средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 и 6 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. №2122-1, денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации являются государственной собственностью Российской Федерации, находятся в управлении фонда и используются исключительно на цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, в частности на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца и иным основаниям, установленным законом.

Отчетность по форме СЗВ-СТАЖ 2018; СЗВ-СТАЖ 2020 представлена 18.03.2019.

В связи с выявлением нарушения взыскателем сформирован Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на сумму 379 500 рублей. Возражения по данному акту от должника не поступали.

В результате рассмотрения Акта взыскателем вынесено Решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и выставлено Требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный подп. 8 п. 2 ст. 125, ст. 213 АПК РФ Главным управлением соблюден.

Согласно представленной отчетности количество застрахованных лиц составляет 759 человек.

Сумма штрафных санкций за непредставление в установленный срок или представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности по форме СЗВ-СТАЖ 2018; СЗВ-СТАЖ 2020 составляет: 759*500=379500 рублей.

Должник до настоящего времени сумму штрафной санкции не оплатил.

Между тем при определении размера штрафа, подлежащего взысканию с  страхователя, суд учитывает следующие обстоятельства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 г. № 8-П, от 12.05.1998 г. № 14-П, от 15.07.1999 г. № 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 08.12.2009г. № 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Региональное отделение представило 29.04.2021 в ГУ- ГУ ПФР № 2 сведения по форме СЗВ-СТАЖ за период 2018, 2020, сведения предоставлены с незначительным нарушением срока в связи с увольнением работника отвечающего за сдачу отчетности, просрочка предоставления сведений отчетности по форме СЗВ-СТАЖ произошла в связи с пандемией коронавирусной инфекции; также на региональное отделение возложено выполнение значимой функции в области выплат медицинским работникам и прямых выплат застрахованным лицам на территории Московской области, правонарушение совершено не умышленно, отсутствует ущерб государству, отсутствует задолженность по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Не предоставление

в срок произошло впервые, негативных последствий для Бюджета Российской Федерации не повлекло, в связи с этим считаем сумму штрафа завышенной и подлежащей отмене. Смягчающие обстоятельства при рассмотрении Акта, принятия Решения и назначении пенсионным органом финансовых санкций учтены не были.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 г. № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 г. № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Суд учитывает также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 г. № 12-П, согласно которых при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 08.12.2009 г. № 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской

Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

С учетом изложенных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ штраф является мерой ответственности за совершенное правонарушение, размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба. Штраф не является источником пополнения бюджета, и в первую очередь является мерой общественного порицания совершенного правонарушения и имеет воспитательную функцию.

Материалами дела подтверждено отсутствие умысла в нарушении; нарушение срока представление отчетности допущено впервые; нарушение не нанесло ущерба бюджету ПФР РФ, негативных последствий для застрахованных лиц не наступило, нарушение срока представления отчетности, не привело к возникновению негативных последствий, а также отсутствует задолженность перед бюджетом. Кроме того, суд учитывает несоразмерность суммы наложенного штрафа, при этом, учитывая допущенный период просрочки представления достоверных сведений.

Исследовав обстоятельства совершенного заявителем правонарушения и степень его вины, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, исходя из общих принципов назначения наказания, а также данных высшими органами судебной власти разъяснений, суд полагает возможным применить смягчающие ответственность обстоятельства и признает в качестве таковых указанные выше обстоятельства.

Суд также учитывает, что пенсионный фонд в своем решении не указывает период просрочки представления документов по 2020г., а также не указывает какая именно дополнительная форма не представлена по 2018 году.

Принимая во внимание характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд полагает правомерным уменьшение

начисленного оспариваемым решением от 23.05.2019 г. № 087S19190120254, от 20.04.2021г № 087S19210105081 до суммы 75 800 руб.

С учетом изложенного, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, статьями 1, 2, 8, 34, 35, 55 Конституции Российской Федерации, постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, от 15.07.1999 г. № 11-П, от 12.05.1998 г. № 14-П, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 167,  226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Акционерного общества "Центральный проектно-технологический институт" (115409, город Москва, Каширское шоссе, дом 49, строение 74, ОГРН: 1117746127190, Дата присвоения ОГРН: 22.02.2011, ИНН: 7724779465) сумму финансовой санкции в размере 75 800 руб. в доход бюджета Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027732002650, ИНН 7732119617, дата регистрации 23.12.2002, 121596, г. Москва, ул. Горбунова, дом 2, стр. 2).

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать c Акционерного общества "Центральный проектно-технологический институт" (115409, город Москва, Каширское шоссе, дом 49, строение 74, ОГРН: 1117746127190, Дата присвоения ОГРН: 22.02.2011, ИНН: 7724779465) в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) руб.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья:

А.П. Стародуб