НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 04.12.2023 № А40-224572/2023-99-3250

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-224572/23-99-3250

11 декабря 2023 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2023 года

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2023 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Зайнуллиной З.Ф.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (107078, <...>)

к ООО "ПВ-ЦЕНТР" (127106, <...>, ОФИС/ЭТАЖ 403/4, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.01.2018, ИНН: <***>)

о взыскании штрафа за нарушение срока предоставления сведений, необходимых для выплаты страхового обеспечения в размере 5000 руб.,

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "ПВ-ЦЕНТР" (далее - Общество, ответчик) штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп. за нарушение страхователем установленного срока предоставления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.

Определением от 09.10.2023 г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены о рассмотрении настоящего дела по правилам упрощенного производства, в порядке ст. 123 АПК РФ.

Все документы и доказательства размещены в сети Интернет в режиме ограниченного доступа. Дело на основании статьи 9, части 3.1 статьи 70 и статьи 228 АПК РФ рассматривается по имеющимся в деле доказательствам.

04.12.2023 г. судом в порядке ст. 229 АПК РФ была изготовлена резолютивная часть, согласно которой требования Фонда были удовлетворены частично.

От заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Таким образом, подлежит составлению мотивированное решение по делу.

Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования Фонда подлежат частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении страхователя ООО "ПВ-ЦЕНТР" в период с 06.04.2023 по 16.05.2023 была проведена камеральная проверка, результаты которой зафиксированы в акте камеральной проверки №773423400003402 от 17.05.2023, копия которого имеется в материалах дела.

По результатам проверки Фондом выявлено, что страхователь нарушил сроки, установленные п. 7 Правил, поскольку, согласно данной правовой норме, страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные п. 5 настоящих Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.

Страхователю ООО «ПВ-Центр» для подтверждения выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу ФИО1 направлен запрос от 23.12.2022 по проактивному процессу № 153582469 на проверку, подтверждение, корректировку сведений.

Сведения от ООО «ПВ-Центр» по проактивному процессу № 153582469 для назначения и выплате пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу ФИО2 (по электронному листку нетрудоспособности № 910155097555 за период временной нетрудоспособности с 12.12.2022 по 23.12.2022) отправлены в территориальный орган Фонда 14.02.2023. Таким образом, данные сведения предоставлены с нарушением срока, установленного Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее- Закон N 255-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 г. N 2010 "Об утверждении правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" (далее - Правила) (33 рабочих дня).

23.06.2023 Отделением Фонда вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством №773423400003404 от 23.06.2023 г.

На основании вышеуказанного решения Фонд вынес требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 18.07.2023 г. N 7734231000004001.В данном требовании ответчику было предложено добровольно уплатить штраф в размере 5 000 рублей в срок до 02.08.2023 года.

Однако, как указал Фонд, по настоящий день, штраф ответчиком добровольно не оплачен.

Основанием для привлечения заявителя к ответственности послужили следующие положения законодательства.

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимые для назначения и выплаты пособий регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее- Закон N 255-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 г. N 2010 "Об утверждении правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком" утверждены Правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее-Правила).

Согласно п. 2.1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования ЭЛН сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием условий квалификационной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 22 Правил определено, что страхователь не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Согласно ч. 3 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ нарушение страхователем установленного срока предоставления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5000 рублей.

Между тем, как указано выше, ООО "ПВ-ЦЕНТР" не представило в установленный Законом N 255-ФЗ срок в Отделение Фонда сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по застрахованному ФИО2.

Нарушение срока представления вышеуказанных сведений подтверждено материалами дела и Обществом по существу не оспаривается.

Кроме того, суд считает, что Фондом соблюден срок обращения в суд с настоящим заявлением, исходя из следующего.

Так, согласно чч. 16, 17 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ заявление о взыскании подается в суд территориальным органом страховщика в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования о возмещении излишне понесенных расходов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о возмещении излишне понесенных расходов, учитываемого территориальным органом страховщика при расчете общей суммы излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащей взысканию со страхователя или с застрахованного лица, такая сумма превысила 3 000 рублей, территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт совершения страхователем правонарушения, в сфере предоставления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, но при определении размера штрафа, подлежащего взысканию со страхователя, суд учитывает следующие обстоятельства.

Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 г. N 2-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.

В то же время Конституционный Суд указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в частности статьи 44) в том виде, в котором они применялись до утраты силы.

По мнению Конституционного Суда, изложенному в указанном постановлении, отмена положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию в действующей системе правового регулирования ответственности плательщиков страховых взносов какой бы то ни было возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства и тем самым приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов, обеспечиваемых конституционными принципами юридической ответственности, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд в своем постановлении указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 г. N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Суд учитывает также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, согласно которых при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

С учетом изложенных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ штраф является мерой ответственности за совершенное правонарушение, размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба. Штраф не является источником пополнения бюджета, и в первую очередь является мерой общественного порицания совершенного правонарушения и имеет воспитательную функцию.

Суд учитывает, что нарушение срока представления отчетности не привело к возникновению негативных последствий для бюджета.

Исследовав обстоятельства совершенного правонарушения и степень вины ответчика, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, исходя из общих принципов назначения наказания, а также данных высшими органами судебной власти разъяснений, суд полагает возможным применить смягчающие ответственность обстоятельства и признает в качестве таковых указанные выше обстоятельства.

Принимая во внимание характер состава правонарушения, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, том числе финансовое положение заявителя, обусловливающего индивидуализацию при применении взыскания, суд полагает правомерным уменьшение начисленного штрафа до суммы 2500,00 руб., в связи с чем, данная сумма подлежит взысканию с ответчика, в удовлетворении остальной части требований следует отказать.

Государственная пошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит отнесению на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии со статьями 41, 48, 65, 110, 150, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ООО "ПВ-ЦЕНТР" в пользу бюджета ОСФР РФ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ штраф за нарушение срока предоставления сведений, необходимых для выплаты страхового обеспечения в размере 2500 (две тысячи пятьсот) руб., а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья:

З.Ф. Зайнуллина