Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
05 июля 2019 г. Дело № А40-106046/2019-21-257
Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2019 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гилаева Д.А
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаймухаметовым Б.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковомузаявлению ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (628012, ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК, ТЕРРИТОРИЯ АЭРОПОРТ, ОГРН: 1028600508991, Дата присвоения ОГРН: 21.09.2002, ИНН: 7204002873, КПП: 860101001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР: Мартиросов Андрей Зарменович)
к ответчику: Департаменту Росприроднадзора по ЦФО (117105 МОСКВА ГОРОД ШОССЕ ВАРШАВСКОЕ 39А , ОГРН: 1057748853690, Дата присвоения ОГРН: 31.10.2005, ИНН: 7724559170, КПП: 772401001, НАЧАЛЬНИК: Алексеев Денис Анатольевич)
о взыскании излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 92 561 руб. 46 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещён.
от ответчика: Рыбаков Р.И. ( паспорт, дов. 72 от 04.02.2019)
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО о взыскании излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 92 561 руб. 46 коп.
Представитель истца, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В порядке ст.ст. 123, 124, ч. 5 ст.156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования по делу подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцом в 2016 были перечислены авансовые платежи за размещение отходов производства и потребления по объектам, расположенным в г. Москве, в общей сумме 123 368.34 руб., что подтверждается платежными поручениями № 3752 от 20.04.2016, № 8815 от 18.07.2016, № 13479 от 12.10.2016.
При этом общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период 2016 года составила 30 806,88 руб. (строка 130 Декларации).
Таким образом, сумма переплаты, подлежащая возврату из бюджета составляет 92 561,46 руб.
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год была подана истцом 09.03.2017 г.
Письмом № 7п-790/18 от 12.11.2018 истец направил в адрес ответчика заявление о проведении сверки расчетов.
На обращения общества от 25.12.2018 №51/43727 и от 26.11.2018 №51/38610 Департаментом были даны ответы от 11.12.2018 №17-51/15224 и от 24.01.2019 №17-51/763 с указанием на необходимость представления перечня документов для составления акта сверки.
В связи с отказом в удовлетворении требований о возврате излишне внесенных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 92 561 руб. 46 коп., истец обратился в Арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что в
представленной Обществом в электронном виде отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2017 год значится образование отхода - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, который, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, имеет код ФККО - 40512202605. Данный отход находится в 4 блоке ФККО и не относится к ТКО (блок 7 ФККО).
По мнению ответчика, учитывая, что в представленной заявителем в электронном виде отчетности 2-ТП (отходы) за 2017 год содержится информация об образовании и захоронении 0,1 тонн отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, не относящихся к твердым коммунальным отходам, истец обязан был внести плату НВОС за 2017 год в данной части.
В связи с чем, по мнению ответчика, отсутствуют основания для возврата излишнее уплаченных платежей за 2016 г., поскольку истец обязан внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за период 2017 г.
Поскольку истцом не рассчитан размер платы за 2017 г., ответчик лишен произвести зачет и возвратить излишне уплаченные денежные средства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в виде квартальных авансовых платежей не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (статья 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктом 10 указанной статьи установлено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировку ее размера.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 3 Постановления Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 г.
Согласно пункту 36 указанных Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
В соответствии с пунктами 39, 48 Правил при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
В случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.
Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Наличие факта переплаты установлено представленными платежными поручениями, а также декларацией за 2016 г.
Довод ответчика о невозможности осуществить зачет, отклоняется судом в силу следующего.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.03.2017 N АС-06-02-36/5194 порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно Правилам, в настоящее время, разрабатывается Росприроднадзором.
Более того, отсутствие установленного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, не может лишать заявителя возможности воспользоваться правом, установленным статьей 16.5 Закона N 7-ФЗ.
Иных доводов, доказательств касательно необоснованности суммы переплаты за негативное воздействие на окружающую среду, указанной в заявлении, в материалах дела не имеется.
В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утвержден Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 4.68 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 109 Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу наделен полномочиями администратора доходов федерального бюджета в отношении платежей за негативное воздействие на окружающую среду на территории г. Москвы, Московской области.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета в процессе реализации своих бюджетных полномочий вправе осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Органом, уполномоченным совершить действия по возврату заявителю излишне уплаченных в Департамент Росприроднадзора по ЦФО, в том числе принимать решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, является Департамент Росприроднадзора по ЦФО.
Следовательно, не смотря на отсутствие детализированного порядка возврата, разрешение вопросов возврата излишне уплаченных платежей находится в его компетенции.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у заявителя есть право по своему выбору требовать зачета сумм переплаты, либо их возврата, при этом за Департаментом Росприроднадзора по ЦФО закреплена обязанность по возврату сумм переплаты, а при изложенных обстоятельствах отсутствуют законные основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 N 09АП-131/2019 по делу N А40-241193/18).
Таким образом, в результате внесения авансовых платежей у истца возникла переплата по плате за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, право на возврат из бюджета излишне перечисленной суммы.
С учетом изложенного и оснований заявленного иска, а также отсутствие доказательств, опровергающих доводов истца, требования подлежат удовлетворению в части.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 9, 41, 65, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Департамента Росприроднадзора по ЦФО в пользу ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. в сумме 92 561 руб. 46 коп., расходы на оплату услуг представителя в сумме 3702 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течении одного месяца с даты его принятия.
Судья: Гилаев Д.А.