именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-27014/12
149-252
14 мая 2012г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2012г.
Полный текст решения изготовлен 14 мая 2012г.
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорока Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Микотранс» (117546, Москва, ул.Подольских курсантов, д.26, ОГРН <***>)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №46 по г.Москве
о признании недействительным отказа в государственной регистрации
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 09.02.2012г.);
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО «Микотранс» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС №46 России по г. Москве об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 05.12.2011г.; обязании устранить допущенные нарушения.
Требования ООО «Микотранс» мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку для государственной регистрации в связи с о сменой места нахождения постоянно действующего исполнительного органа в регистрирующий орган представлен полный пакет документов в соответствии с действующим законодательством, при этом в полномочия регистрирующего органа не входит проверка представленных документов на достоверность.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС РФ № 46 по г. Москве (далее – Межрайонная ИФНС РФ № 46 по г. Москве) в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства его извещения о месте и времени судебного разбирательства, письменный отзыв и материалы регистрационного дела не представил. В порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор без его участия.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.
Как следует из материалов дела, 05.12.2011г. ИФНС №46 по г.Москве было вынесено решение «Об отказе в государственной регистрации лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов», на основании заявления № 460763А от 29.11.2011.
Заявление подавалось Истцом в ИФНС №46 в связи со сменной места нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Старый адрес: 117546 <...>. Новый адрес места нахождения: 117546 <...>.
В качестве оснований для отказа ИФНС №46 по г. Москве было выбрано непредставление истцом справки из адресного реестра зданий г.Москвы, предусмотренное приложением №2 к распоряжению Мэра Москвы от 03.02.1998г.№98-РМ, а также непредставление устава общества в 2-х экземплярах в новой редакции.
Пункт 1 ст.17 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Документов, а тем более региональных, подтверждающих наличие определенного адреса места нахождения общества в данной норме не предусматривается.
В порядке п.1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п.4.1. вышеуказанного закона регистрирующий орган не проверяет содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Федеральным законом проверка сведений регистрирующим органом о достоверности адресов также не предусмотрена. Это положение подтверждается письмом ФНС от 05.05.2010г. № МН-20-6/622.
Ответственность лиц, предоставляющих в орган недостоверные или заведомо ложные сведения предусмотрена административным (п.3,4 ст. 14.25 КоАП РФ) или уголовным законодательством.
Статья 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, одним из которых является непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии со ст. 9 Закона регистрирующие органы не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, предусмотренных законом.
В силу ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных Законом.
Истец в соответствии с п 1. (в) ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» представил 2 экземпляра учредительных документов. Данной нормой не предусмотрено предоставление 2-х экземпляров подлинников, поэтому 1 экземпляр был предоставлен в виде прошитой и заверенной исполнительным органом копии.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции исходит из того, что в силу ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Ответчик доказательств подтверждающих обоснованный отказ в государственной регистрации не представил.
Судом установлено, что в регистрирующий орган заявителем для государственной регистрации изменений ООО «Микотранс» были представлены все документы, предусмотренные ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Из положений ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у Межрайонной ИФНС РФ № 46 по г. Москве не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменпний ООО «Микотранс», в связи с чем заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.201 АПК РФ.
Кроме того, положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем суд полагает необходимым обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России №46 по г.Москве осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице Обществе с ограниченной ответственностью «Микотранс» на основании документов, полученных 29.11.2011г. вх. №460763А, в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения.
На основании ст.ст. 8, 12, 23 ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст.ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 180, 197-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Проверив на соответствие Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», признать незаконным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 05.12.2011г.
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России №46 по г.Москве осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице Обществе с ограниченной ответственностью «Микотранс» на основании документов, полученных 29.11.2011г. вх. №460763А, в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин