НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 03.07.2019 № А40-317681/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-317681/18

112-2635

июля 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 09 июля 2019 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Шариной Ю.М.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Даниловым С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ТСЖ Дом на Лесной 42432, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ЧЕРНОГОЛОВКА, УЛИЦА ЛЕСНАЯ, 11, ОГРН: 1035006105914, Дата присвоения ОГРН: 21.03.2003, ИНН: 5031046269

к ООО "ХАРТИЯ" 127410, МОСКВА ГОРОД, ШОССЕ АЛТУФЬЕВСКОЕ, ДОМ 51, ОГРН: 1127746462250, Дата присвоения ОГРН: 13.06.2012, ИНН: 7703770101

об обязании 

в заседании приняли участие:

от истца  -  Воронина Е.Ю. по дов. от 27.12.2018 №3

от ответчика –  Азмуханов Р.И. по дов. от 12.02.2019 №20/Ю-2019

У С Т А Н О В И Л:

ТСЖ Дом на Лесной обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к ООО "ХАРТИЯ"   о разрешении разногласий путем утверждения пунктов договоров в редакции ТСЖ «Дом на Лесной».

В судебном заседании принято уточнение исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которым истец просил изложить пункты Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующей редакции:

1. Пункт 3 Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнер, расположенный в мусоропроводе и мусороприемной камере, в контейнер на открытой контейнерной площадке.

В том числе крупногабаритных отходов- в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.

2. Пункт 5 Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами читать в следующей редакции:

под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. В случае изменения стоимости услуги, региональный оператор направляет в адрес потребителя дополнительное соглашение к Договору № 0088-2019/МО с указанием новой цены услуги и даты начала ее действия на услугу регионального оператора. Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора.

3. Пункт 6 Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами читать в следующей редакции:

потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

4.Подпункт з) пункта 13 из Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исключить.

5.Пункт 15 Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных

отходов в объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов, в соответствии с

Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов,

утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня2016 г.

№ 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых

коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из количества и

объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.

7. Приложение № 1 к Договору № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с

твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

- «объем принимаемых твердых коммунальных отходов (куб.м/сутки)» - 0,28

Расчет объема:

размер контейнера в мусорной камере - 0,72*1,18*0,93 = 0,78 куб. м; (вывоз ТКО 2 раза в неделю) размер контейнера на открытой контейнерной площадке - 0,81*0,81*0,9 = 0,58 куб. м (вывоз ТКО 1 раз в неделю) Объем ТКО в неделю - 2,14 куб.м Объем ТКО в месяц - 8,56 куб. м Объем ТКО в год - 102,72 куб. м Объем ТКО в сутки - 0,28 куб. м

- «расчет стоимости договора № 0088-2019/МО от 01.01.2019 г. «на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами»:

Сумма в год с учетом НДС -

102,72 куб. м * 739,67 руб. = 75 978,9 рублей

Сумма в месяц с учетом НДС -

75 978,9 руб.: 12 мес. = 6331,57 руб.

8. Приложение № 2 к Договору № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции «периодичность вывоза твердых коммунальных отходов»: Контейнер из мусорной камеры - вторник, пятница с 8:00 до 17:00; Контейнер на открытой контейнерной площадке - пятница с 8:00 до 17:00.

Ответчик исковые требования не признал, по доводам письменного отзыва представленного в материалы дела, с изложением своей редакции пунктов договора.

Суд,  исследовав представленные в материалы дела  доказательства, установил, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 01 ноября 2018 года Истцом был получен проект Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Договор), предлагаемого к заключению. В зоне деятельности Истца Ответчик является региональным оператором. Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 4 «Правил обращения с ТКО», утвержденных постановлением Правительства РФ №1156.

По итогам рассмотрения оферты, Истец, в связи с невозможностью подписания Договора на предложенных Ответчиком условиях, 29 ноября 2018 года направил в адрес Ответчика Протокол разногласий к Договору на новых условиях и подписанный на условиях Протокола разногласий Договор.

Так же истец указывает, что протокол разногласий с сопроводительным письмом был лично вручен представителю Ответчика Касилину М.М.

Согласно ст 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом, Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).

На основании п. 2 ст.445 ГК РФ в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ). Письмо, полученное Истцом, не соответствует правилам, установленным законом, таким образом, Истец считает, что в связи с тем, что сторонами не урегулированы разногласия по Договору, Истец вправе передать разногласия, возникшие при заключении Договора, на рассмотрение суда.

Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2012 № 11657/11).

Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ч. 2 ст. 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации .

Как установлено ч. 3 ст. 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

01 ноября 2018 года Истцом был получен проект Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Договор), предлагаемого к заключению. В зоне деятельности Истца Ответчик является региональным оператором.

В силу ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

На основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Частью 5 ст. 24.7 Закона об отходах установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.09.2018 № 1094) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Постановление № 1156) утверждены Правила обращения с ТКО, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Порядок), утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Типовой договор).

Как следует из п. 8(4) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно п. 8(10) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с Типовым договором и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Ответчик исковые требования не признал, в опровержение заявленных исковых требований ответчик указывает на следующие доводы.

Как следует из п. 8(4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Пункт 3 Типового договора предусматривает определение способ складирования ТКО, в том числе крупногабаритных отходов.

Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 N 159-РМ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее – Порядок накопления) (Приложение № 2).

Пунктом 2.2 Порядка накопления предусмотрено, что накопление ТКО может осуществляться следующим способом:

- складирование отходов в многоквартирных домах (далее - МКД) в мусоропроводы и мусороприемные камеры (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

- накопление отходов в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках и предназначенных для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО;

- накопление крупногабаритных отходов на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.

Пунктом 2.15 Порядка накопления предусмотрено, что при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.

В отсутствии заявки Истца с указанием способа складирования отходов Ответчиком было предложено - складирование ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов – в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, соответствующий проект Договора был вручен 01.11.2018.

В Заявлении об уточнении исковых требований от 18.02.2019 Истцом предложено установить способ складирования отходов – в контейнер, расположенный в мусоропроводе и мусороприемной камере, в контейнер на открытой контейнерной площадке.

С учетом использования мусоропроводов и мусороприемных камер, а также с учетом использования контейнеров для раздельного сбора отходов пункт 3 Договора № 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:

3. Способ складирования твердых коммунальных отходов - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках,

в том числе крупногабаритных отходов – в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.

По пункту 5 Договора о применении тарифа в будущих периодах согласно нормативным актам об установлении тарифов

Истцом предложено заключение дополнительных соглашений к Договору, в случаях издания нормативных актов, устанавливающих новые тарифы, с указанием даты начала применения указанного тарифа в таких соглашениях.

В свою очередь Ответчиком, предлагается заранее установить порядок действий сторон при изменении тарифа, не требующий заключения дополнительных соглашений.

С учетом возможности продления действия договора в отсутствии заявлений сторон о его расторжении, предусмотренной пунктом 27 Типового договора, и положения пункта 5 Типового договора о том, что размер оплаты услуг указывается региональным оператором, предложенные Ответчиком условия определения цены обеспечивают правовую определенность в отношениях сторон Договора и позволяют избежать споров в будущем при вступлении в силу нормативных актов, устанавливающих тарифы на будущие периоды.

В связи с вышеизложенным, пункт 5 Договора подлежит изложению в следующей редакции:

5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области (http://ktc.mosreg.ru/). В случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора такой тариф вступает в силу с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Московской области (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области).

По пункту 6 Договора о сроке оплаты услуг

Истцом предложено исключить абзац 1 из пункта 6 Договора.

Согласно пункту 8(10) Правил обращения с ТКО Типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Следовательно, условия Типового договора могут быть дополнены, но не могут быть изменены.

Сроки оплаты коммунальных услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами конкретизированы пунктами 1 и 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (Приложение № 3).

В связи с вышеизложенным, пункт 6 Договора подлежит изложению в следующей редакции:

6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

По подпункту з) пункта 13 Договора об обеспечении беспрепятственного проезда мусоровозов и бункеровозов.

Истец ссылается на то, что подпункт з), в котором устанавливается обязанность обеспечить беспрепятственный проезд мусоровозов/бункеровозов к контейнерным/бункерным площадкам, отсутствует в пункте 13 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

 Условие, установленное подпунктом з) пункта 13 Договора, включено региональным оператором, поскольку возможность исполнения обязанности по вывозу ТКО напрямую зависит от наличия подъездных путей, возможности подъехать к контейнерным площадкам потребителя.

 Услуга по обращению с ТКО оказывается Потребителю, следовательно, в его обязанности входит содействие Региональному оператору в той мере, в какой это необходимо для исполнения обязательства согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о содействии заказчика подрядчику и исполнителю  (п. 1 ст. 718, ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Подпункт з) пункта 13 Договора на оказание услуг по обращению с ТКО не может быть исключен исходя из норм Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.10.2003 № 5176), пунктом 3.7.1. которого установлено, что потребитель обязан обеспечить свободный подъезд и освещение площадок под установку контейнеров и мусоросборников.

Заявление Истца о том, что контейнерными площадками пользуются также и третьи лица и он не может отвечать за действия третьих лиц, не исключает его собственную обязанность содействовать исполнителю.

С учетом изложенного в пункт 13 Договора подлежит включению подпункт з):

з) обеспечить беспрепятственный проезд мусоровозов/бункеровозов к контейнерным/бункерным площадкам.

По пункту 15 Договора о порядке учета объема ТКО

Из пункта 15 Типового договора следует, что способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов должен быть согласован сторонами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил  коммерческого  учета  объема  и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов» (далее – Правила коммерческого учета) (Приложение № 4).

Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных правил.

Подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета предусмотрены следующие способы учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

В исковом заявлении Истцом предложено осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование своего предложения Истец ссылается на пункт 8 Правил коммерческого учета, согласно которому при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных правил.

Истцом также сформулировано предложение об определении объема ТКО в Приложении № 1 к Договору, а именно определить объем принимаемых твердых коммунальных отходов равным 0,28 (куб.м/сутки).

При этом приведенный в обоснование объема расчет основан на умножении объема контейнеров на количество вывозов этого контейнера в неделю, а именно 2 раза в неделю для контейнера в мусорокамере объемом 0,78 куб.м, 1 раз в неделю для контейнера на открытой контейнерной площадке объемом 0,58 куб.м.

Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.

Согласно п. 2.15 Порядка накопления при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Также согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.

Таким образом, приведенный расчет ежесуточного объема ТКО основан на произвольном и неверном графике вывоза ТКО.

Также в приведенном расчете как арифметически, так и фактически неверно приведены данные об объеме контейнеров.

Согласно Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018 (Приложение № 5), составленному Истцом и Ответчиком, на объекте Истца установлены следующие контейнеры: металлический контейнер объемом 0,8 куб.м в мусорокамере, пластиковый контейнер объемом 1,1 куб.м и контейнер для раздельного сбора отходов (сетка) объемом 1,1 куб.м на контейнерной площадке.

Таким образом, приведенный расчет ежесуточного объема ТКО основан на неверных данных о количестве и объеме контейнеров.

Кроме того, в расчете приведенном Истцом, также как и в Протоколе разногласий отсутствуют сведения о порядке определения объема крупногабаритных отходов.

Согласно пункту 6.1 Порядка накопления размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.

Таким образом, расчет стоимости услуг Регионального оператора проведен Истцом без учета объемов крупногабаритных отходов.

При применении способа учета в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных Правил обращения с ТКО объем ТКО определяется исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно контрарасчету объема ТКО (Приложение № 6), составленному Ответчиком исходя из количества и объема контейнеров по Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018 и периодичности вывоза ТКО по пунктам 7.2 и 7.3 Порядка накопления ежемесячный объем ТКО, без учета КГО составит 67,35 куб.м, а ежемесячная стоимость услуг 49 817,66 руб.

Согласно п. 2.14 Порядка накопления каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.

Согласно п. 2.15 Порядка накопления при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.

Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно п. 3 и п. 4 указанных правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из п. 20 и п. 21 указанных правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.

В Реестр существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Черноголовка (далее – Реестр существующих и планируемых мест(площадок) накопления ТКО), утвержденный Распоряжением администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" от 22.04.2019 № 261 (Приложение № 7), внесены данные о следующей контейнерной площадке:

Адрес размещения контейнерной площадки - г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11, Геопривязка (координаты широта, долгота) - 56.014196, 38.376799, Существующая / планируемая – существующая, Балансовая принадлежность (ОМСУ, УО, прочее) – прочие, Площадь контенерной площадки (кв. м) – 10, Кол-во контейнеров (шт.) – 4.

По данным публичной кадастровой карты контейнерная площадка частично размещена на участке с кадастровым номером 50:16:0101035:21 не относящемся к объекту Истца (Приложении № 8).

Кроме того согласно Реестру существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на участке расположено 4 контейнера, соответственно не представляется возможным определить ограничение доступа третьих лиц к конкретным контейнерам.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что как жителями объекта Истца, так и третьими лицами возможно использование всех контейнеров на контейнерной площадке, что в случае установления учета по количеству и объему контейнеров приведет к неправомерному использованию контейнеров, предоставленных Истцу третьими лицами.

По состоянию на 31.05.2019 в МКД по адресу г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11 зарегистрированы по месту нахождения 11 организаций. Перечень указанных организаций и сведения ЕГРЮЛ в отношении этих организаций приведены в Приложении № 9. По состоянию на 31.05.2019 заявки от указанных организаций на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступали, договоры не заключались.

Следовательно, организации, зарегистрированные по месту нахождения в объекте Истца, неправомерно используют близлежащие контейнерные площадки, в том числе контейнеры, установленные по Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018.

Таким образом осуществление достоверного учета объема и количества контейнеров, используемых Истцом не представляется возможным, а значит не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов

В связи с вышеизложенным пункт 15 Договора № 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:

15.  Стороны  согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных  отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил  коммерческого  учета  объема  и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

По Приложению № 1 к Договору «Информация по предмету договора»

Исходя из учета объема на основе нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, Приложение № 1 к Договору следует изложить с учетом следующего.

В соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.

Распоряжением Минэкологии МО от 01.08.2018 № 424-РМ утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области (далее – Нормативы) (Приложении № 10).

Согласно нормативам для многоквартирных домов Годовой норматив накопления отходов на 1 кв. метр площади составляет 0,087 куб.м., Годовой норматив накопления крупногабаритных отходов – 0,027 куб.м.

Жилая площадь объекта Истца составляет 3 991,84 кв.м, что не оспаривается Истцом.

Следовательно, объем накопления на объекте Истца составляет: - твердых коммунальных отходов; 347,29008 куб.м в год; 28,94084 куб.м в месяц; 0,95147 куб.м в сутки; - крупногабаритных отходов 107,77968 куб.м в год, 8,98164 куб.м в месяц, 0,29525 куб.м в сутки – всего 455,06976 куб.м в год, 37,92248 куб.м в месяц, 1,247 куб.м в сутки.

Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на территории Московской области на 2019 год утверждены Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» (Приложение № 11).

Для Ответчика  предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на периоды с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 31.12.2019 определены в размере 739,67 руб./куб. м с НДС.

Таким образом, ежемесячная стоимость услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Договору составит 28 050,12 руб.

Так же ответчик указывает, что согласно пункту 3.4 Порядка накопления необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов. При этом пунктами 3.1 и 3.7 Порядка накопления предусмотрено, что контейнеры для вывоза сухих и смешанных отходов должны иметь емкость от 0,7 до 1,1 куб.м. Принимая во внимание ежесуточное накопление ТКО по нормативу в объеме 0,951 куб.м и установленный в мусорокамере контейнер объемом 0,8 куб.м, необходимо установление дополнительного контейнера на площадке для обеспечения объекта Истца (установлен по Акту от 30.11.2018), а также для обеспечения раздельного сбора отходов (установлен по Акту от 30.11.2018). В приведенных условиях стоимость услуг Регионального оператора составит в месяц 49 817,66 руб., то есть в точном соответствии с расчетом исходя из объема и количества контейнеров (Приложение № 6).

Также Истец в рамках Приложения № 2 к Договору предлагает установить график вывоза ТКО из мусорокамеры 2 раза в неделю, с открытой контейнерной площадки 1 раз в неделю.

Периодичность вывоза ТКО, предложенная Истцом, не принимается, поскольку противоречит действующему законодательству Российской Федерации и Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ногинской зоне Регионального оператора от 28.04.2018, заключенному с Министерством экологии и природопользования Московской области (далее – Соглашение).

Пунктом 5.1.45 Соглашения установлена обязанность Ответчика осуществлять сбор ТКО в местах (площадках) их накопления, в период с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут.

 Согласно п. 1.12. "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

Как подтверждено Письмом Роспотребнадзора от 25.09.2018 N 09-8585-2018-40 «О статусе санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88» указанные санитарные правила в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Также согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.

Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.

Пунктом 6.4 Порядка накопления предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в неделю.

В связи с изложенным Приложение № 1 к Договору № 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в следующей редакции:  Информация по предмету договора

I. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов, № п/п – 1. Наименование объекта – жилой дом, Адрес потребителя – ул. Лесная, д. 11, Жилая площадь объекта, кв.м. – 3 991,84, Место накопления твердых коммунальных отходов – ул. Лесная д. 11, Место накопления крупногабаритных отходов – ул. Лесная, д. 11, Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/сутки, - ТКО – 0,951, - КГО – 0,295

Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов – ежедневно с 7:00 до 23:00, КГО по заявке в течение 24х часов

II. Информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) На сайте регионального оператора mo.hartiya.com.

  В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданский кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

  В соответствии с пунктом 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

  Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.

В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 8, 12, 65, 309,310 ГК РФ, ст.ст.8,9,65,71, 101-106, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ТСЖ Дом на Лесной удовлетворить в части.

Утвердить условия договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключенный между ТСЖ Дом на Лесной и ООО «ХАРТИЯ» в следующей редакции:

Пункт 3 Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнер, расположенный в мусоропроводе и мусороприемной камере, в контейнер на открытой контейнерной площадке.

В том числе крупногабаритных отходов- в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.

Пункт 5 Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области (http://ktc.mosreg.ru/). В случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора такой тариф вступает в силу с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Московской области (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области).

Пункт 6 № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пункт 15 Договора № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом:

расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать)

Приложение №1 к договору № 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами читать в следующей редакции:

Объем и место накопления твердых коммунальных отходов

№ п/п – 1

Наименование объекта – жилой дом

Адрес потребителя – ул. Лесная, д. 11

Жилая площадь объекта, кв.м. – 3 991,84

Место накопления твердых коммунальных отходов – ул. Лесная д. 11

Место накопления крупногабаритных отходов – ул. Лесная, д. 11

Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/сутки

- ТКО – 0,951

- КГО – 0,295

Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов – ежедневно с 7:00 до 23:00, КГО по заявке в течение 2х часов

Взыскать с ООО «ХАРТИЯ» в пользу ТСЖ Дом на Лесной 3000 (три тысячи рублей) расходы по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья:

Ю.М. Шарина