ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-114094/2012
09 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2013 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закаблуковой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
истец Государственная жилищная инспекция города Москвы
ответчики 1. Жилищно-строительный кооператив «Факел», 2. Московское государственное унитарное предприятие по обслуживанию жилищной кооперации
о признании договор управления многоквартирным домом 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице от 01.01.2009 №47/09-У, заключенный между ЖСК «Факел» и МГУП Жилкооперация недействительным
в заседании приняли участие:
от истца: Антонович Е.В. по доверенности от 23.01.2013г. №109-и
от 1-го ответчика: Шульга А.В. по доверенности от 17.11.2012 г.
от 2-го ответчика: Цахилов Б.И. по доверенности от 11.12.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция города Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Жилищно-строительному кооперативу «Факел», Московскому государственному унитарному предприятию по обслуживанию жилищной кооперации о признании договора управления многоквартирным домом 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице от 01.01.2009 №47/09-У, заключенного между Жилищно-строительным кооперативом «Факел» и Московским государственным унитарным предприятием по обслуживанию жилищной кооперации, недействительным.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил письменные пояснения на отзыв ответчиков.
1-й ответчик возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
2-й ответчик против иска возражал, представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела.
Суд, рассмотрев исковые требования, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 22.11.2011г. №555-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 26 июня 2011 года «336-ПП», на Государственную жилищную инспекцию города Москвы (далее Мосжилинспекцию) возложены функции по региональному государственному жилищному надзору, в том числе за соблюдением требований к принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним договора управления многоквартирным домом, требований к утверждению условий такого договора и его заключению.
Инспекция жилищного надзора по Восточному административному округу является структурным подразделением Мосжилинспекции и в целях реализации ч.4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 04.06.2011 №123-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляет проверку правомерности принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров.
16.03.2012г. инспекцией жилищного надзора по Восточному административному округу проведена в связи с обращениями жителей квартир 44 и 36 дома 34, корпус 1 по 13-й Парковой Карташова А.В. и Яковлева А.С, документарная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при управлении указанным многоквартирным домом.
При проведении проверки Инспекцией установлено, что в доме 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице в доме 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице создан в 1965 году Жилищно-строительный кооператив «Факел» и внесен Московской регистрационной палатой в общегородской реестр г. Москвы 14 марта 1995 года за номером 327.345.
Согласно информации, изложенной в обращениях, Карташов А.В. и Яковлев А.С. являются собственниками помещений по указанным адресам и не являются членами ЖСК «Факел». Договоры управления многоквартирным домом 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице с Карташовым А.В. и Яковлевым А.С. не заключены.
В соответствии с частью 2 статьи 129 Жилищного кодекса Российской Федерации на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 настоящего Кодекса «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников».
Как следует из материалов дела, при рассмотрении предоставленных ЖСК «Факел», МГУП «Жилкооперация» документов инспекцией жилищного надзора по Восточному административному округу установлено, что Жилищно-строительным кооперативом «Факел» в лице председателя правления данного кооператива Болотовой Е.В. заключен договор управления многоквартирным домом 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице от 01.01.2009 №47/09-У с Московским государственным унитарным предприятием по обслуживанию жилищной кооперации (далее МГУП «Жилкооперация»).
При этом в нарушение части 2 статьи 129, части 4 статьи 44, части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений дома 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице на момент заключения указанного договора управления многоквартирным домом не избран один из трех способов управления домом, а следовательно и не подтвержден способ управления жилищно-строительным кооперативом, дающий право ЖСК «Факел» принимать решения по управлению данным домом.
После заключения договора управления от 01.01.2009 №47/09-У на общем собрании членов ЖСК «Факел», проведенном 15.01.2009г., членами данного кооператива принято решение о выборе МГУП «Жилкооперация» в качестве обслуживающей организации.
В соответствии с частью 1 статьи 116 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 29 Устава ЖСК «Факел» высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива.
Согласно Перечню услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: Москва, 13-я Парковая ул., д.34, к. 1 к договору управления от 01.01.2009 №47/09-У, а также платежному документу, выставленному к оплате Карташову А.В., МГУП «Жилкооперация» оказывает услуги по газоснабжению, центральному отоплению, электроснабжению, горячему водоснабжению.
Коммунальные услуги по холодному водоснабжению, радиовещанию, телевизионному вещанию в соответствии с платежным документом, выставленным к оплате Карташову А.В. ЖСК «Факел», оказываются жителям дома 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице ЖСК «Факел».
В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае заключения договора управления многоквартирным домом жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Следовательно, в нарушение части 9 и части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации домом 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице управляют две организации - МГУП «Жилкооперация» и ЖСК «Факел», что привело к необходимости сбора дополнительных денежных средств на управление данным домом.
Согласно пункту 2.1.2 договора управления от 01.01.2009 №47/09-У МГУП «Жилкооперация» заключен договор с Государственным учреждением города Москвы «Инженерная служба Восточного административного округа города Москвы (ГУ «ИС В АО») на предоставление в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП субсидий из бюджета города Москвы на содержание и ремонт общего имущества в указанном многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.2.6 такого договора организация, получающая субсидии на содержание и ремонт общего имущества дома, обязана обеспечивать управление, содержание и текущий ремонт объектов, входящих в состав имущественного комплекса многоквартирного дома и находящихся в управлении, включая дворовую территорию.
Как следует из пункта 11 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» предусмотренные в бюджете города Москвы средства по статье «Субсидии управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах» направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК) в случае, если они в установленном Правительством Москвы порядке применяют для расчета с гражданами цены на содержание и ремонт жилых помещений, утвержденные нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Инспекцией выявлено, что в нарушение части 2 статьи 154, части 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений дома 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице, не являющимся членами ЖСК «Факел», в плату за предоставленные жилищно-коммунальные услуги ЖСК «Факел» включены, как взносы на уставную деятельность кооператива, дополнительные расходы по управлению многоквартирным домом, связанные с оплатой заработной платы председателя правления ЖСК «Факел», бухгалтера ЖСК «Факел», расходов на хозяйственную деятельность кооператива.
В соответствии с платежными документами, выставленными к оплате собственникам квартиры 44 дома 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице ставка по содержанию и ремонту жилого помещения, включая членские взносы ЖСК, составила в 2011 году 31,32 руб./м2, при максимальной ставке, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 30.11.2010 №1038-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год» - 22,92 руб./м2.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организациями; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией се обязательств по договору управления.
В нарушение пункта 2 части 4 статьи 162 ЖК РФ договор управления от 01.01.2009 №47/09-У не содержит порядка изменения перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о текущем ремонте относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Перечень выполняемых управляющей организацией работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме утверждается на общем собрании собственников помещений в доме и может быть изменен по решению такого собрания.
Условия (порядок) изменения такого перечня работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирном доме должны быть указаны в договоре управления данным многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП определяется состав минимального перечня необходимых работ для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на выполнение которых предоставляются субсидии из бюджета города Москвы (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решениях данного общего собрания.
В связи с выявленными нарушениями требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП инспекцией жилищного надзора по Восточному административному округу выданы предписания Жилищно-строительному кооперативу «Факел» №В-0358 от 16.03.2012 и МГУП «Жилкооперация» №В-0359 от 16.03.2012 на устранение указанных нарушений.
Предписания Мосжилинспекции ЖСК «Факел», МГУП «Жилкооперация» до настоящего времени не выполнены.
За неисполнение предписаний в отношении юридического лица МГУП «Жилкооперация» Инспекцией составлены протоколы об административном правонарушении по статье 19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ответчиков о неправильном толковании Мосжилинспекцией норм права, в частности ч.4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011гю №123-Ф3, полагая, что требования данного нормативного акта распространяется исключительно на Товарищества собственников жилья, кроме того акцентируя внимание на то что никаких договоров между собственниками помещений в многоквартирном доме и МГУП «Жилкооперация» не заключалось не может быть признан судом состоятельным.
Статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Кроме того, уставы, протоколы собраний, заключенные договора управления вне зависимости от избранного способа управления должны соответствовать предъявляемым законом требованиям и, как следствие, надзор в данной сфере возложен на Мосжилинспекцию, что так же закреплено в п. 4.2.15 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы.
Ссылка ответчиков на то, что Мосжилинспекция в иске указывает на имеющееся нарушение ч.2 ст. 129, ч.4 ст. 44, ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а именно: собственниками помещений дома 34, корп.1 по 13-й Парковой улице не был избран один из трех способов управления домом, а следовательно и не подтвержден способ управления жилищно-строительным кооперативом, дающий право ЖСК «Факел» принимать решения по управлению данным домом. Ответчики ссылаются на решение граждан, приобретавших жилые помещения в данном многоквартирном доме о создании в указанном доме ЖСК для его строительства и последующей эксплуатации и управления данным домом. Согласно ч. 1 ст. 110 ЖК РФ ЖСК «Факел» создан в целях управления многоквартирным домом в то время как с 2009 года управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу не осуществляет, не могут быть признаны судом обоснованными.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 30.11.2011 г. требования частей 1-3 статьи 110 и части 1 ст. 111 Жилищного кодекса РФ распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.12.2011 г.), коим ЖСК «Факел» не является (ЖСК «Факел» создан в 1965 году и внесен Московской регистрационной палатой в общегородской реестр.
Согласно ч.2 ст. 129 Жилищного Кодекса РФ на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе, при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 Жилищного Кодекса РФ «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников». В то время как установлено, что в многоквартирном ломе 34. корп.1 по 13-й Парковой проживают исключительно собственники помещений, которые стали собственниками жилья в 90 г.г., изъяв свой пай из кооператива.
Довод ответчика о том, что все изменения перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома регулируются нормами главы 29 Гражданского кодекса РФ не корректен, поскольку порядок заключения договора управления многоквартирным домом, а так же обязательные требования к его содержанию строго регламентированы ст. 162 Жилищного Кодекса РФ и являются строго обязательными для всех договоров управления многоквартирными домами.
Суд полагает, что в нарушение ч.2 ст. 129, ч.4 ст. 44, ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственниками помещений дома 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице на момент заключения оспариваемого договора управления многоквартирным домом не избран один из трех способов управления домом, а, следовательно, и не подтвержден способ управления жилищно-строительным кооперативом, дающий право ЖСК «Факел» принимать решения по управлению данным домом.
Протоколом №6 общего собрания членов ЖСК «Факел» от 15.01.2009г. принято решение заключить договор на техническое обслуживание дома с МГУП «Жилкооперация», в то время как заключен договор управления датированный числом более ранним (в основу заключения которого положена выписка из протокола от 15.01.2009г., где осуществлена подмена повестки дня «Заключение договора на техническое обслуживание» на «Заключение договора управления МКД»).
Согласно Перечню услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: Москва, 13-я Парковая, д. 34, корп.1 к договору управления от 01.01.2009 № 47/09-У, а так же платежному документу, выставленному к оплате одному из собственников помещения в указанном МКД Карташову А.В., МГУП «Жилкооперация» оказывает услуги по газоснабжению, центральному отоплению, электроснабжению, горячему водоснабжению. Коммунальные услуги по холодному водоснабжению, радиовещанию, телевизионному вещанию в соответствии с платежным документом, выставленным к оплате Карташову А.В. ЖСК «Факел»-оказываются жителям дома 34, корп.1 по 13-й Парковой улице ЖСК «Факел».
В соответствии с частью 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ в случае заключения договора управления многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией , коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией.
Следовательно, в нарушение части 9 и части 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ домом 34, корп.1 по 13-й Парковой улице управляют две организации - МГУП «Жилкооперация» и ЖСК «Факел», что привело к необходимости сбора дополнительных денежных средств на управление данным домом.
Согласно п.2.1.2 договора управления от 01.01.2009 № 47/09-У МГУП «Жилкооперация» заключен договор с Государственным учреждением города Москвы «Инженерная служба Восточного административного округа города Москвы» (ГУ «ИС ВАО») на предоставление в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 №299-ПП субсидий из бюджета города Москвы на содержание и ремонт общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании изложенного требования истца о признании договора управления многоквартирным домом 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице от 01.01.2009 №47/09-У, заключенного между Жилищно-строительным кооперативом «Факел» и Московским государственным унитарным предприятием по обслуживанию жилищной кооперации, недействительным является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по госпошлине распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 8, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать договор управления многоквартирным домом 34, корпус 1 по 13-й Парковой улице от 01.01.2009 №47/09-У, заключенный между Жилищно-строительным кооперативом «Факел» и Московским государственным унитарным предприятием по обслуживанию жилищной кооперации, недействительным.
Взыскать с Жилищно-строительный кооператив «Факел» (адрес: 105523, г. Москва, ул. 13-ая Парковая, д. 34, стр. 1, ОГРН 1037739066661, ИНН 7719044306 ) в доход федерального бюджета Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (Две тысячи) руб.
Взыскать с Московского государственного унитарного предприятия по обслуживанию жилищной кооперации (адрес: 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 19, стр. 1, ОГРН 1037739009230, ИНН 7702017128) в доход федерального бюджета Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (Две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ю.В.Жбанкова