НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Москвы от 02.09.2020 № А40-81675/2020-98-594

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

10 сентября 2020 года

Дело № А40-81675/20-98-594

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2020 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи В.С. Каленюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  К. Л. Герасимовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Индивидуального предпринимателя Варламовой Евгении Геннадьевны (ОГРНИП 319028000162615, ИНН 026203635761)

к ПАО «Сбербанк» (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893)

о признании действия ПАО «Сбербанк» по блокировке доступа к системе  ДБО незаконными, об обязании восстановить доступ к системе ДБО

При участии представителей: согласно протоколу судебного заседания.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда, ходатайств не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Ответчик исковые требования не признает, дал пояснения.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Варламова Евгения Геннадьевна обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Сбербанк» о признании действия ПАО «Сбербанк» по блокировке доступа к системе  ДБО незаконными, об обязании восстановить доступ к системе ДБО.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 02.12.2019 между Банком и                               ИП Варламова Е.Г. заключен договор-конструктор, включающий в себя договор открытия и обслуживания расчетного счета и договор о предоставлении услуг с использованием дистанционного обслуживания с использованием системы Сбербанк Бизнес Онлайн.

Указанный договор является договором присоединения, основные положения которого в одностороннем порядке сформулированы в Правилах банковского обслуживания корпоративных клиентов. Все указанные условия договоров в актуальной редакции находятся в свободном доступе на сайте Банка www.sberbank.ru и в подразделениях Банка.

Согласно пункту 2.1 «Условий предоставления услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания ПАО Сбербанк юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, занимающимся частной практикой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» обслуживание Банком Клиента осуществляется в соответствии с указанными Условиями на основании Заявления о присоединении.

Банк предоставляет Клиенту следующие услуги с использованием Системы (2.6 приведенных Условий):

- прием от Клиента электронных платежных документов на выполнение операций по счетам Клиента;

- предоставление по запросу Клиенту в виде электронного документа установленного Банком формата информации об операциях, со-вершенных по счетам Клиента;

- обмен между Клиентом и Банком в электронном виде документами и информацией по валютному контролю;

- прием от Клиента и предоставление Клиенту информации свободного формата в виде электронных документов, и иные обязательства.

Согласно пункту 2.7 Условий электронные документы передаются и принимаются с использованием Системы без их последующего представления на бумажном носителе. По запросу Клиента и/или Банка предоставление необходимых документов осуществляется на бумажном носителе.

С использованием электронного документооборота в рамках настоящих Условий существующий между Сторонами документооборот с использованием бумажных носителей не утрачивает силу (пункт 2.9 Условий).

В силу пункта 3.24 Условий предоставление услуг по дистанционному обслуживанию может быть приостановлено по инициативе Банка в случае, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в случае непредставления Клиентом в срок, установленный пп. 4.2.23, 4.2.24, 4.2.28 и 4.2.24 Условий информации, документов, необходимых для исполнения Банком требований Закона N 115-ФЗ. Приостановление по инициативе Банка может осуществляться на неограниченный срок.

Вместе с тем, Банком и истцом заключен сложный смешанный договор об  обслуживании расчетного счета индивидуального предпринимателя, содержащий в себе элементы договоров электронного средства платежа, кредитного договора, договора банковского счета, к которому правовые нормы Главы 45 ГК РФ «Банковский счет» могут применяться только в части, в которой не противоречат существу смешанного договора. Поэтому договор правомерно предусматривает право Банка в одностороннем порядке ограничивать права держателя банковской карты.

Согласно ч. ч. 1, 2. ст. 9 Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платежной системе" использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа, то есть договор, в отличие от договора банковского счета, не является публичным.

Учитывая изложенное, а также природу заключенного смешанного договора Банк вправе в договоре предусмотреть свое право приостанавливать, или прекращать действие электронного средства платежа.

При обслуживании Банком расчетного счета ИП Варламовой Е.Г.  было установлено, что в период с 11.12.2019 по 12.02.2020 по расчетному счету                    ИП Варламова Евгения Геннадьевна ИНН 026203635761 и физического лица  Варламова Евгения Геннадьевна, дата рождения 28.11.1987 проводились операции, которые соответствовали признакам:

- 1499 Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.

- 1411 Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких дней.

- 1420 Снятие клиентом – юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией, и клиентом – индивидуальным предпринимателем денежных средств в наличной форме с банковского счета (банковского вклада) (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов).

При этом одновременно соблюдаются следующие условия: зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов); со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств.

В связи с возникновением у Банка подозрений в причастности                          ИП Варламовой Е.Г. к операциям по легализации доходов, полученных преступным путем, в рамках исполнения требований Закона N 115-ФЗ, Банк направил в адрес предпринимателя запросы о предоставлении письменных пояснений об экономическом смысле операций, а также о предоставлении копий документов, анализ которых позволит сделать вывод о законности проводимых предпринимателе расчетных операций.

Банком у Клиента 27.01.2020 была запрошена информация об источнике образования (поступления)/расходования (списания) денежных средств, по операциям с контрагентами: ООО «Девон» ИНН 0261008773, ООО «АвтоРемСервис» ИНН 8905051422, ИП Варламов Дмитрий Сергеевич ИНН 026205540730, ИП Кайбышев Расим Рамильевич ИНН 027618071680 (договора, договора купли-продажи, договора оказания услуг/выполнения работ, договора перевозки, договора ТЭУ, договора займа/кредита, неотъемлемые части договоров (приложения, изменения, доп. соглашения, спецификации, заявки, акты сверки расчетов, акты зачета взаимных требований), счета, счета-фактуры, товарные накладные, УПД, транспортные накладные/товарно-транспортные накладные, заказы-наряды на транспортное средство, путевые/маршрутные листы, акты приема-передачи, акты выполненных работ/оказанных услуг, авансовые отчеты, ПКО, РКО, кассовые чеки и т.д.), а также:

- расширенная выписка по операциям на счетах, открытых в сторонних кредитных организациях, платежные поручения, квитанции об уплате налогов, сборов;

- документы, подтверждающие наличие материально-технической базы (данные о численности и составе работников, транспортные средства и расходы по их эксплуатации, офисные/складские помещения);

- расширенная выписка по операциям на счетах, открытых в сторонних кредитных организациях с указанием плательщика, ИНН, назначения платежа (на дату закрытия, если счет закрыт);

- выписка из лицевого счета владельца транспортного средства в государственной системе взимания платы "Платон" (для транспортных средств разрешенной максимальной массы свыше 12 т.);

- разрешение на перевозку опасных грузов;

- письменные пояснения: разъясняющие экономический смысл операций, причин и необходимости проведения подобных расчетов, какими силами и средствами обеспечивается деятельность организации, относительно организации поиска и исполнения заказов, логистики, диспетчерского сопровождения;

- документы, являющиеся основанием для операций по зачислению средств на счета физического лица (40817810206005236532, 40817810306220001235, 42307810506000268153) от иных Индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и письменные пояснения относительно необходимости совершения данных операций.

Во исполнение запроса Банка 30.01.2020 клиентом были предоставлены:

- договор на оказание транспортных услуг и услуг спецтехники с ООО «Девон», протокол согласование договорной цены, перечень транспортных средств, счета-фактуры, акты оказанных услуг и реестры автоуслуг, счета на оплату; Путевые листы, ТТН не предоставлены.

- договор на оказание транспортных услуг и услуг спецтехники с ИП Варламов Дмитрий Сергеевич, протокол согласование договорной цены, акты оказанных услуг и реестры автоуслуг; Путевые листы, ТТН не предоставлены.

- договор на оказание транспортных услуг и услуг спецтехники с ИП Кайбышев Расим Рамильевич, протокол согласование договорной цены, реестры автоуслуг, УПД; Путевые листы, ТТН не предоставлены.

- договор на оказание транспортных услуг с ООО «АвтоРемСервис», приложения к договору; По пояснениям клиента, поступил авансовый платеж. Счет на оплату не предоставлен.

- ПТС и свидетельства о регистрации ТС на грузовой тягач седельный и полуприцеп цистерна, находящиеся в собственности анализируемого клиента;

- товарные и кассовые чеки, заказ-наряды, УПД, акты выполненных работ, подтверждающие оказание услуг по ремонту ТС и покупке автозапчастей;

- счета-фактуры на поставку нефтепродуктов с ООО «РН-Карт»;

- выписка с р/счета Филиал «Приволжский» ПАО БАНК ВТБ;

- срочный трудовой договор с Варламова Евгения Геннадьевна, согласно которому она работает в АО УАПО на должности специалист по работе с клиентами с 25.07.2017, доп. соглашение к трудовому договору;

- письменные пояснения клиента.

По результатам анализа документов Банком сделан вывод, что Клиент проводит операции, описанные в письме №236-Т от 31.12.2014 (транзитные операции) и №161-Т от 26.12.2005 (обналичивание денежных средств).

Согласно ОКВЭД, клиент занимается деятельностью автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозкам, дата регистрации 10.10.2019.

Входящие и исходящие платежи поступают от контрагентов «за транспортные услуги», а также списываются на карту физического лица в рамках зарплатного проекта (18% от оборота).

По запросу банка предоставлены документы по контрагентам:

- ООО «Девон»: предоставлен договор на оказание транспортных услуг, акты и реестры автоуслуг. Путевые листы, ТТН не предоставлены.

- ООО «АвтоРемСервис» предоставлен только договор на оказание транспортных услуг. По пояснениям клиента, поступил авансовый платеж. Счет на оплату не предоставлен.

- Варламов Д.С. и ИП Кайбышев Р.Р. предоставлены договоры на оказание транспортных услуг и услуг спецтехники, акты и реестры автоуслуг. Путевые листы, ТТН не предоставлены.

Денежные средства со счета физического лица (Варламова Евгения Геннадьевна) снимаются наличными и переводятся сторонним физическим лицам.

По расчетному счету проходит закуп ГСМ на незначительные суммы. Предоставлены товарные и кассовые чеки на покупку автозапчастей и ремонт ТС на незначительные суммы.

Штатное расписание, приказы и трудовые договора, СЗВМ не предоставлены (в штате нет логистов, водителя).

В связи с чем у Банка возникли подозрения, что работа клиента построена по нелегальной схеме (используется труд официально нетрудоустроенных людей). Данный факт ведет к уклонению от уплаты налогов и обязательных платежей, что подтверждают фактические операции по счету (НДФЛ, страховые отчисления по счету отсутствуют), налоговые платежи не перечисляются, налоговые декларации не предоставлены.

Информация о наличии офисного помещения, стоянок отсутствует.

По данным АС СПРУТ,  контрагент клиента ИП Варламов Д.С. имеет негативную информацию, внесен в СТОП-ЛИСТ с кодом 4.05. (Использование услуг Банка для совершения сомнительных операций (обналичивание и транзит денежных средств).

В связи с чем Банком сделан вывод, что запрашиваемые документы предоставлены не в полном объеме (по исполнению обязательств по договорам с контрагентами), а также не предоставлены документы, подтверждающие наличие необходимых условий для достижения результатов, соответствующих заявленной экономической деятельности, а именно: достаточное количество кадровых ресурсов, что указывает на отсутствие возможности проведения хозяйственных операций/исполнения заявленных обязательств.

По результатам анализа операций и документов, предоставленных клиентом, Банком сформировано отрицательное заключение, проводимые предпринимателем операции признаны подозрительными, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 115-ФЗ, пунктом 2.1 Положения от 29.08.2008 N 321-П.

В целях недопущения вовлечения Банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в соответствии с Федеральным законом 115-ФЗ и п. 5.10.6 ПВК принято решение о внесении сведений о клиенте в информационную (массив данных ФП "СТОП-ЛИСТ" о юридических и физических лицах, сведений о клиентах).

ПАО Сбербанк  уведомило предпринимателя о том, представленные документы не пояснили экономический смысл проводимых операций и предоставление услуг дистанционного банковского обслуживания приостановлено в соответствии с требованиями Закона N 115-ФЗ, а также указало, что право истца пользоваться расчетным счетом в период отключения услуги «Сбербанк Бизнес Онлайн» не ограничиваются, осуществлять операции по расчетному счету возможно с одновременным предоставлением в Банк платежных поручений на бумажном носителе и документов, подтверждающих экономический смысл операций.

В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В силу статьи 858 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Согласно пункту 3 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации - договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Электронным средствам платежа по смыслу пункта 19 части 1 статьи 3 ФЗ от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) является средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт.

Частью 9 статьи 10 Закона о НПС закреплено, что использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

Абзацем 10 пункта 5.2. Положения о требованиях к "Правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2012 N 23744) (далее - Положение N 375-П) кредитным организациям надлежит включать в программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма перечень мер, принимаемых кредитной организацией в отношении клиента и его операций в случае осуществления клиентом систематически и (или) в значительных объемах операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, среди которых, - отказ клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе в случае, если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом).

В Письме Банка России от 27.04.2007 N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)" до кредитных организаций доведены аналогичные рекомендации.

Согласно пункту 3.24 Условий предоставление услуг по дистанционному обслуживанию может быть приостановлено по инициативе Банка в случае, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в случае непредставления Клиентом в срок, установленный пп. 4.2.23, 4.2.24, 4.2.28 и 4.2.24 Условий информации, документов, необходимых для исполнения Банком требований Закона N 115-ФЗ. Приостановление по инициативе Банка может осуществляться на неограниченный срок.

В силу статьи 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Абзацами 2-5 статьи 4 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в т.ч. организация и осуществление внутреннего контроля и иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах (пункт 14 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).

Как указано в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков: зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием; списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления; проводятся регулярно (как правило, ежедневно); проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев); деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной; с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

Вместе с тем, банком не производилось приостановление банковского обслуживания, а было произведено приостановление совершения расходных операций по счету клиента с использованием систем дистанционного банковского обслуживания до предоставления банку всех документов, указанных в запросе. При этом осуществление операций по счету при личном присутствии истца в банке не приостанавливалось, равно как не приостанавливалось и обслуживание расчетного счета, открытого истцу.

Утвержденными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 N 103 Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок предусмотрено, что отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных организацией документов и информации, которые необходимы организации для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является самостоятельным критерием отнесения сделки к необычным по смыслу Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Согласно пункту 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Права и обязанности кредитных организаций по ведению, заключению и расторжению договоров банковского счета предусмотрены главой 45 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". При этом действующим законодательстве не установлена обязанность банка осуществлять обслуживание договора банковского счета путем дистанционного банковского обслуживания.

Дистанционное банковское обслуживание является дополнительной услугой, предусмотренной договором-конструктором. При этом, условиями договора было предусмотрено, что предоставление услуг по Договору может быть приостановлено по инициативе Банка в случае, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в случае непредставления Клиентом в срок документов, необходимых для исполнения Банком требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Определением от 16.05.2013 N ВАС-3173/13 по делу N А40-32140/12-58-295 ВАС РФ разъяснил, что при реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента предоставления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций.

Таким образом, законодательство предоставляет Банку право самостоятельно оценивать операции клиентов на предмет их сомнительности, а также предпринимать необходимые меры для выяснения цели и характера совершаемых операций, в том числе запрашивать документы необходимые для выяснения их экономического смысла.

В связи с тем, что документы, представленные клиентом на запрос подозрений Банка не устранили, операции признаны подозрительными, Банком в соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", п.2.1. Положения от 29.08.2008 N 321-П в уполномоченный орган 19.12.2017 направлена информация в виде электронных сообщений по коду 6001. (операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). На все сообщения получены ответы уполномоченного органа о принятии".

Учитывая изложенное, действия Банка по отказу в предоставлении дистанционного банковского обслуживания основаны на нормах действующего законодательства, внутренних документах, разработанных в Банке в целях исполнения требований действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществлены в соответствии с договором, заключенным между сторонами.

Суд считает, что в компетенцию арбитражного суда в данном случае не входит выяснение вопроса о том, являлись ли операции клиента сомнительными и проводилась ли им фактически легализация доходов. Право банка истребовать необходимые документы, а также корреспондирующая обязанность клиента представить истребованные документы предусмотрены договором.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

В соответствии с ч. 1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 110,  167 - 170, 171 АПК РФ, арбитражный  суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              В.С. Каленюк