Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва | Дело № А40-173801/20 79-1153 |
15 января 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 15 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2020 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Стафеевой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПАО “Газпром нефть”
к Центральной энергетической Таможне
Третьи лица: ООО “Газпромнефть-Ангара”; OOO “Газпромнефть-Ямал”; OOO”Славнефть”
о признании недействительным решения №10006000/170620/0000127 от 17.06.2020
От заявителя: Ковалева О.П., довер № НК-302 от 25.10.2018; Наконечный Л.А., №НК-651 от 10.09.2019,От заинтересованного лица: Соломина Н.В., доверенность б/н от 27.12.2019
УСТАНОВИЛ:
ПАО “Газпром нефть”(далее также заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной энергетической Таможне (далее также заинтересованное лицо) о признании недействительным решения №10006000/170620/0000127 от 17.06.2020г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары и уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах пеней.
Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого решения, нарушающего права и законные интересы обществав сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованное лицо просило в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.
3-и лица ООО «Газпромнефть-Ямал», ООО «Газпромнефть-Ангара» просят заявленные требования удовлетворить по мотивам, изложенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок подачи заявления не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ организации, иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Как следует из материалов дела, публичным акционерным обществом «Газпром нефть» в Центральную энергетическую таможню (далее -«ЦЭТ», «Таможенный орган») в рамках процедуры временного периодического таможенного декларирования в январе и феврале 2019 года поданы временные декларации № 10006061/150119/0000111, 10006061/140119/0000089, 10006061/150119/0000114, 10006061 /290119/0000437, 10006061 /140219/0000678, 10006031/130219/0000446, 10006061/300119/0000460, 10006061/310119/0000465, 10006061/180219/0000757 (далее - «ВТД») на вывоз в таможенной процедуре экспорта с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин товара:
«нефть сырая и нефтепродукты сырые...», добытых ООО «Газпромнефть -Ангара», ООО «Газпромнефть - Ямал» и ООО «Славнефть - Красноярскнефтегаз» на Игнялинском, Тазовском и Куюмбинском месторождениях соответственно.
После фактического вывоза товаров по указанным ВТД Общество подало в марте и апреле 2019 года в ЦЭТ полные таможенные декларации на товар № 10006031/030419/0000968, 10006061 /040319/0001030, 10006061 /280219/0000987, 10006061/040319/0001032, 10006061 /030419/0001848, 10006061 /030419/0001859, 10006061/030419/0001836, 10006061/030419/0001863, 10006061/030419/0001838, 10006061/030419/0001850 (далее - «ПТД») также с освобождением от уплаты таможенных пошлин.
При этом товары по ВТД и ПТД были выпущены ЦЭТ, что подтверждается соответствующими отметками Таможенного органа.
20.05.2020 Обществу был направлен Акт камеральной таможенной проверки №10006000/210/20052о/А0008. По результатам проверки проверяющими сделан вывод о том, что у Общества возникла обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин по декларациям, в связи с необоснованным применением льготы по уплате вывозной таможенной пошлины по пп.7 п.1 ст.35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе). По мнению проверяющих, предварительная сумма неправомерно неуплаченных Обществом таможенных платежей без учёта пеней составила 326 636 655,76 руб.
11.06.2020 Общество, не согласившись с выводами проверяющих и на основании пунктов 16-19 ст.237 Федерального закона № 289-ФЗ направило Возражения на Акт камеральной таможенной проверки.
16.06.2020 ЦЭТ направила заключение №20-19/4656 от 15.06.2020 по результатам рассмотрения возражений, в котором не согласилась с доводами Общества.
18.06.2020 Обществом было получено решение № №10006000/170620/0000127 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ПТД от 17.06.2020 (далее - Решение), в соответствии с которым Обществу надлежало представить соответствующие корректировки в ПТД и уплатить таможенные пошлины в размере 326 636 655,76 руб., что и было сделано Обществом в установленные сроки.
26-29.06.2020 Обществом были получены уведомления №10006000/У2020/0000024, 10006000/У2020/0000026, 10006000/У2020/0000028, 10006000/У2020/0000030, 10006000/У2020/0000032, 10006000/У2020/0000034, 10006000/У2020/0000036, 10006000/У2020/0000038, 10006000/У2020/0000040, 10006000/У2020/0000042 о не уплаченных в установленный срок суммах пеней по ПТД (далее - уведомления) в общем размере 28 104 792, 72 руб.
Не согласившись с решением №10006000/170620/0000127 от 17.06.2020, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы ПАО “Газпром нефть” в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Как следует из материалов дела,Обществом (поставщик) были заключены контракты на поставку нефти на экспорт с покупателями:
-OU Centrobalt - №ГПН-15/28000/00888/Д от 03.05.2015, №ГПН-15/28000/00020/Д от 12.01.2015;
-TOTSA - №ГПН-16/28000/03180/Д/ООТБ00939 от 23.12.2016;
-JXTG NIPPON OIL & ENERGY CORPORATION -№ГПН-15/28000/00086/Д от 14.01.2015 (далее - «Контракты»).
В целях выполнения своих обязательств по Контрактам Общество выступило декларантом и подало в рамках процедуры временного периодического таможенного декларирования в таможенной процедуре экспорта ВТД:
1. №10006061/150119/0000111 на вывоз нефти, добытой на Тазовском участке недр, в количестве 7525,91 тн.;
2. 10006061/140119/0000089, на вывоз нефти, добытой на Куюмбинском участке недр, в количестве 20112 тн.;
3. 10006061/150119/0000114 на вывоз нефти, добытой на Куюмбинском участке недр, в количестве 3374,794 тн.;
4. 10006061/290119/0000437 на вывоз нефти, добытой на Куюмбинском участке недр, в количестве 8949,84 тн.;
5. 10006061/140219/0000678 на вывоз нефти, добытой на Куюмбинском участке недр, в количестве 12725,868 тн.;
6. 10006031/130219/0000446 на вывоз нефти, добытой на Тазовском участке недр, в количестве 466,598 тн.;
7. 10006061/300119/0000460 на вывоз нефти, добытой на Игнялинском участке недр, в количестве 402,24 тн.;
8. 10006061/310119/0000465, на вывоз нефти, добытой на Тазовском участке недр, в количестве 1005,6 тн.;
9. 10006061/180219/0000757 на вывоз нефти, добытой на Тазовском участке недр, в количестве 4178,27 тн.
По основаниям, предусмотренным пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - «Закон о таможенном тарифе»), Общество применило освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин.
Заявленный к вывозу товар - нефть сырая, приобретён Обществом на основании
1. договора купли-продажи №АНГ-18/01000/00244/Д от 18.12.2018, заключенного с дочерним обществом - ООО «Газпромнефть - Ангара», которое осуществляет добычу нефти на Игнялинском участке недр на основании лицензии № ИРК 02568 НР;
2. договора купли-продажи ГНЯ-17/11409/00584/Д/13-02 от 27.09.17, заключённого с дочерним обществом - ООО «Газпромнефть-Ямал», которое осуществляет добычу нефти на Тазовском участке недр на основании лицензии № СЛХ 16411 НР;
3. договора купли-продажи ГПН-18/28000/03364/РВ042518/1846Д от 19.12.2018, заключённого с ООО «СЛАВНЕФТЬ-КРАСНОЯРСКНЕФТЕГАЗ», дочерним обществом ПАО «НГК Славнефть», акционером которого является Общество, которое осуществляет добычу нефти на Куюмбинском участке недр на основании лицензии.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин было заявлено Обществом в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе, поскольку в отношении Игнялинского, Тазовского и Куюмбинского участков, на которых добыта (произведена) заявленная к вывозу нефть, одновременно выполняются следующие условия:
- в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на данных участках недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 статьи 333.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
- при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на данных участках недр, применяется коэффициент Кг, определяемый в порядке, установленном статьей 342.6 НК РФ, в размере менее 1 .
После вывоза нефти Общество в рамках процедуры временного периодического таможенного декларирования подало в ЦЭТ ПТД на ВТД с освобождением от уплаты таможенных пошлин:
1. ПВД №10006061/280219/0000987 на ВТД №10006061/150119/0000111 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 7488,07 тн.;
2. ПВД №10006061/040319/0001030 на ВТД 10006061/140119/0000089 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 20020,058 тн.;
3. ПВД 10006061/040319/0001032 на ВТД 10006061/150119/0000114 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 3359,349 тн.;
4. ПВД № 10006061/030419/0001848 на ВТД 10006061/290119/0000437 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 8814,201 тн.;
5. ПВД № 10006061/030419/0001850 на ВТД 10006061/290119/0000437 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 97,097 тн.;
6. ПВД № 10006061/030419/0001863 на ВТД 10006061/140219/0000678 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 12667,668 тн.;
7. ПВД № 10006031/030419/0000968 на ВТД 10006031/130219/0000446 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 465 тн.;
8. ПВД № 10006061/030419/0001859 на ВТД 10006061/300119/0000460 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 400,4 тн.;
9. ПВД № 10006061/030419/0001836 на ВТД 10006061/310119/0000465 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 1001,28 тн.;
10. ПВД № 10006061/030419/0001838 на ВТД 10006061/180219/0000757 с указанием фактически вывезенного количества нефти - 4160,317 тн.
Обществом при подаче ВТД и ПТД были представлены все документы, необходимые для соответствующей стадии таможенного оформления Товара с применением освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины по основаниям, предусмотренным пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе.
В связи с чем таможенный орган принял решение о выпуске товара по ВТД и ПТД, что подтверждается соответствующими отметками.
Позиция ЦЭТ согласно Акту и Заключению:
- Предоставление освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины иным организациям, не являющимся недропользователями, противоречит правовой природе НДД, а также позволяет недропользователям при расчёте НДД в качестве расчётной выручки от реализации углеводородного сырья брать за основу сумму реализации товара на внутреннем рынке, что позволяет уменьшить существенно сумму НДД, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации.
- В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2019 № 03-10-12/17966 применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины возможно только в случае, при котором право собственности на нефть сырую, добытую на соответствующем участке недр, принадлежит указанной компании-недропользователю, в то время как право собственности на товар - «нефть сырая и нефтепродукты сырые...», задекларированный в соответствии с ПВД, возникло у Общества на основании договоров купли-продажи, заключённых с организациями-производителями нефти ООО «Газпромнефть -Ангара», ООО «Газпромнефть - Ямал» и ООО «Славнефть -Красноярскнефтегаз»;
- Действие Федерального закона от 18 февраля 2020 г. № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона о таможенном тарифе», распространяющего льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на компании-недропользователи, но также и на иные лица, распространяется только на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 года.
Между тем, право на освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины не зависит от субъекта, осуществляющего вывоз товара.
Освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, заявленное Обществом, регламентируется подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе, в соответствии с которым от таможенных пошлин освобождается нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), вывозимая из Российской Федерации и полученная (произведенная) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, если в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз таких товаров, одновременно выполняются следующие условия:
(1) в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 333.45 НК РФ;
(2) при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент Кг, определяемый в порядке, установленном статьей 342.6 НК РФ, в размере менее 1.
Таким образом, в пп.7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе установлен закрытый (исчерпывающий) перечень условий для предоставления права на освобождение от уплаты таможенных пошлин, которые
А) должны выполняться исключительно в отношении товара - нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), но не устанавливают, требований к субъекту внешнеэкономической деятельности, осуществляющему вывоз и таможенное оформление такого товара, в том числе не устанавливают требования о том, что такой субъект внешнеэкономической деятельности одновременно должен являться пользователем участка недр, на котором добыта (произведена) вывозимая нефть; и не устанавливают требования о сохранении права собственности на вывозимую нефть на момент ее таможенного оформления у недропользователя.
Б) в отношении нефти, заявленной Обществом в ВТД и ПТД, были выполнены в полном объёме (см. выше - Фактические обстоятельства).
Тем самым обеспечивается соблюдение:
1. основ законодательства о таможенном тарифе:
- ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случае, предусмотренных законом (п. 1 ст. 3 Закона о таможенном тарифе);
- тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются законом и не могут носить индивидуальный характер (п. 2 ст. 34 Закона о таможенном тарифе);
2. основ государственного регулирования внешнеторговой
деятельности:
- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - «ФЗ о внешнеторговой деятельности»));
- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (п. 12 ст. 4 ФЗ о внешнеторговой деятельности).
Следовательно, оспариваемое Решение нарушает права и законные интересы Общества, так как накладывают на него не предусмотренные законом обязанности по уплате таможенной пошлины, устанавливают незаконные и необоснованные ограничения хозяйственной деятельности и применения тарифных льгот.
2. Правилами подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 №1668 утверждены (далее -«Правила»).
Указанные Правила устанавливают два порядка:
(1) подтверждения получения (производства) нефти сырой для целей применения освобождения, предусмотренного подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона таможенном тарифе - применим в отношении организации, осуществляющей в установленном законодательством Российской Федерации порядке, пользование участком недр (далее - «недропользователь») – и (2) предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин, установленного в подпункте 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе - применим в отношении декларанта.
В соответствии с Правилами за подтверждением получения (производства) нефти сырой в Минэнерго России должен обратиться недропользователь.
В тоже время, Правила не отожествляют понятия «недропользователь» (организация, осуществляющая пользование участком недр и получающая подтверждение получения (производства) нефти сырой (п.3 Правил)) и «декларант» (лицо, осуществляющее таможенное оформление товара) (п.п. 10, 11 Правил), что исключает возможность утверждения о том, что декларантом и лицом, применяющим освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении Товара может выступать исключительно недропользователь (организация-заявитель).
Поскольку Правила не определяют значение термина «декларант», следует руководствоваться пп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, где установлено:
«декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары». По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать следующие лица государства-члена Союза:
являющиеся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу союза;
от имени и (или) по поручению которого заключена указанная сделка;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, -если товары перемещаются через таможенную границу союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;
являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории союза.
Из приведенного правила следует, что применительно к поставкам товаров на экспорт, таможенное законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут применять освобождение от уплаты таможенной пошлины, если последние осуществляют вывоз и таможенное оформление товара, в отношении которого такое освобождение предоставляется.
Лицом, являющимся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС, может выступать любое лицо государства-члена, которое законно приобрело товары у производителя как непосредственно, так и опосредованно.
Пунктом 10 Правил предусмотрен закрытый перечень сведений, предоставляемых декларантом для подтверждения количества планируемой к вывозу с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин нефти при подаче временной декларации на товары, в частности:
а) прогноз получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) в отчетном календарном году согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации;
б) данные о количестве нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), полученной (произведенной) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр и вывезенной за пределы таможенной территории ЕАЭС в предыдущие периоды с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин;
в) письменное обязательство декларанта о соответствии нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС, требованиям подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона о таможенном тарифе.
Обществом при подаче ВТД представлены все вышеуказанные документы , претензий к полноте представленных сведений таможенными органами не заявлено.
Пунктом 11 Правил предусмотрено предоставление декларантом письменного подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) за отчетный период на участке недр, выдаваемого в соответствии с Правилами, при подаче декларации на товары (полной таможенной декларации).
Соответствующий документ был приложен Обществом к ПТД.
Ограничений на возможность получения декларантом от недропользователя сведений, предусмотренных пунктом 10 Правил, и подтверждения, выданного Минэнерго России совместно с Роснедрами, не установлено.
Таким образом, Правилами не установлено иных требований и предусмотрено, что при представлении в таможенные органы сведений, предусмотренных пунктом 10 Правил, и подтверждения, выданного Минэнерго России, правом на применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины может воспользоваться любое лицо, которое может выступать в качестве декларанта, при этом ограничение на переход права собственности от недропользователя (организации-заявителя) к декларанту не установлено, а Общество, декларируя нефть по ВТД и подавая ПТД, выступило декларантом и представило все необходимые документы и сведения.
. Касательно доводов, что предоставление рассматриваемой льготы заявителю позволяет недропользователям при расчёте НДД в качестве расчётной выручки от реализации углеводородного сырья брать за основу сумму реализации товара на внутреннем рынке, что позволяет уменьшить существенно сумму НДД
Приведённое заявление противоречит положениям НК РФ о порядке исчисления НДД.
Так, в соответствии с п. 1, 2 ст. 333.46 НК РФ для целей исчисления налога расчётной выручкой от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, за налоговый (отчётный) период признается сумма величин расчётной выручки от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, за каждый календарный месяц налогового (отчётного) периода.
При этом при расчёте расчётной выручки учитывается показатель Цнефть -средний за календарный месяц уровень цен нефти сорта «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель, определяемый в соответствии с главой 26 НК РФ.
Таким образом, несмотря на то, что добытая на участке недр нефть может быть с одинаковой вероятностью как экспортирована, так и продана на внутреннем рынке (или использована недропользователем для собственных нужд без перепродажи) для целей исчисления НДД выручка от реализации нефти определяется исходя из мировых цен на нефть.
В этой связи применение / неприменение покупателем нефти (в данном случае - Обществом) освобождения, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе, не может оказывать какого-либо влияния на величину налога на дополнительный доход, уплачиваемого недропользователем.
Касательно доводов ЦЭТ о том, что в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2019 № 03-10-12/17966 применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины возможно только в случае, при котором право собственности на нефть сырую, добытую на соответствующем участке недр, принадлежит указанной компании-недропользователю.
Содержащийся в Письме Минфина вывод о допустимости освобождения товара от таможенной пошлины исключительно в случае, при котором право собственности на сырую нефть, добытую на соответствующем участке недр, принадлежит Недропользователю, противоречит закону.
Как уже указано выше, ни Закон о таможенном тарифе, ни Постановление № 1668 не ограничивают субъектов, которые вправе применять рассматриваемое освобождение (в том числе, по мотиву наличия / отсутствия у них права собственности в отношении вывозимого товара).
Отсутствует соответствующее требование и в отношении товара (например, условие о том, что товар освобождается от таможенных пошлин исключительно в случае нахождения его на момент вывоза в собственности Недропользователя).
В своём письме финансовое ведомство также не приводит какого-либо объяснения занятой позиции и сделанному выводу, равно как и ссылок на законодательство и подлежащие применению нормы права.
Позиция Минфина России фактически сводится к тому, что льгота может применяться (или нет) в зависимости от избранной Недропользователем и его контрагентами договорной структуры взаимоотношений (договор комиссии или договор купли-продажи). В данном случае применимость (неприменимость) освобождения является следствием сохранения (или нет) права собственности на товар на момент таможенного оформления за Недропользователем. Между тем, данные факты являются произвольно избранными и экономически неоправданными. Подход Минфина России в данной части нарушает принцип широкой дискреции частных субъектов в выборе форм и методов хозяйствования .
Полномочия Минфина РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, не тождественны праву законодателя определять условия освобождения товара от вывозных таможенных пошлин. Установление дополнительных требований к применению льготы, помимо прямо предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона, не отнесено к компетенции финансового ведомства и является явным превышением предоставленных ему полномочий и нарушением прав участников внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, Письмо Минфина противоречит положениям Закона о таможенном тарифе и Постановления № 1668, в связи с чем не может приниматься во внимание.
При этом Письмо Минфина официально не опубликовано, не обладает нормативными свойствами и не может изменять положения актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, путём установления дополнительных условий для применения освобождения от таможенных пошлин. По существу, в настоящем случае анализируемое письмо представляет собой мнение Минфина России, которое подлежит оценке судом наряду с иными доказательствами по делу и не имеет какой-либо заранее определённой силы.
Как неоднократно указывал Минфин России применительно к своим письмам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, такие письма не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативными правовыми актами. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 такие письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в таких письмах.
Такая оценка значения писем Минфина России в равной степени относятся и к позициям ведомства по вопросам применения таможенного законодательства, о чем свидетельствует наличие аналогичной оговорки в соответствующих письмах.
При изложенных обстоятельствах, ссылка на Письмо Минфина России не может быть признана обоснованной.
Касательно доводов ЦЭТ о том, что действие Федерального закона от 18 февраля 2020 г. № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона о таможенном тарифе», распространяющего льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на компании-недропользователи, но также и на иные лица, распространяется только на правоотношения, возникшие с 1 мая 2019 года.
Положения Федерального закона РФ от 18 февраля 2020 г. № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 35 Закона о таможенном тарифе» не оказывают влияния на возможность вывоза Обществом товаров с применением льготы по ПТД, поскольку регулируют возникшие с 1 мая 2019 года, в то время как спорные ВТД и ПТД поданы до указанной даты.
Между тем указанный Федеральный закон:
- закрепляет действующее правило о том, что вывозить товары, предусмотренные пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона, с освобождением от уплаты таможенных пошлин могут любые лица;
- для ситуации применения освобождения иными лицам (отличными от Недропользователя) - дополняет порядок его применения: вводит условие о необходимости представления подтверждения Недропользователя о выполнении в отношении участка недр, в результате деятельности на котором получены (произведены) товары, условий, установленных пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона, при подаче полной таможенной декларации. До внесения рассматриваемых изменений аналогичный документ представлялся Недропользователем в составе документов при обращении в Минэнерго России для получения Подтверждения, а факт соответствия нефти требованиям, установленным пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона, подтверждался обязательством декларанта.
Такое изменение может рассматриваться как уточнение ранее действовавших правовых норм в целях разрешения возникшего вопроса в правоприменительной практике и само по себе не свидетельствует о принципиально ином правовом регулировании в период спорных отношений по подаче ВТД и ПТД.
При этом, принимая во внимание, что с указанным Федеральным законом ЦЭТ связывает расширение субъектного состава лиц, имеющих право не применение льготы, и предоставление такого права «иным лицам» отличным от Недропользователя, следует признать безосновательным доводы ЦЭТ о том, что из самой правовой природы льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении нефти, добытой на месторождениях, в отношении дополнительного дохода от добычи нефти на которых подлежит исчислению НДД следует, что для её использования принципиальное значение имеет статус Недропользователя-плательщика НДД.
Указанный Федеральный закон никаким образом не связывает право «иных лиц» на применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины с обязанностью передать экономический эффект от такого освобождения Недропользователю - плательщику НДД.
В настоящем случае оспаривается законность решений ЦЭТ, принятых в условиях прежнего нормативного регулирования.
В этой связи при рассмотрении и разрешении настоящего спора суд в любом случае должен руководствоваться положениями законодательства, действовавшими на момент подачи ВТД и ПТД.
Содержание пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к законопроекту, принятому впоследствии в виде указанного выше Федерального закона, подтверждает правомерность позиции заявителя.
Так, из указанных документов следует, что:
- пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе предусматривает освобождение от вывозной таможенной пошлины нефти сырой, добываемой на участках недр, по которым платится НДД (то есть льгота установлена в отношении товара, отвечающего определенным условиям, но не лица, ее применяющего);
- законопроект «восстанавливает право на использование льготы» лицами, не являющимися недропользователями соответствующих участков недр (то есть такое право законодателем изначально предусматривалось и фактически не реализовывалось только в результате действий правоприменительных органов, фактически установивших дополнительные требования, отсутствующие в пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе);
- уплаченные иными лицами до вступления в силу законопроекта суммы вывозных таможенных пошлин подлежат возврату им и не могут считаться выпадающими доходами (расходами) федерального бюджета, поскольку данные суммы не планировались в качестве доходов бюджета.
При таких обстоятельствах сопроводительные документы к законопроекту подтверждают, что действовавшая до его принятия редакция пп. 7 п. 1 ст. 35 Закона о таможенном тарифе устанавливает льготу применительно к товару, не содержит каких-либо условий, ограничивающих возможность использования льготы лицами, не являющимися Недропользователями, а суммы таможенных пошлин, уплаченные данными лицами, в качестве доходов федерального бюджета не планировались (являются излишне уплаченными и их возврат не приводит к выпадению доходов (расходам) бюджета).
Исходя из вышесказанного, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае судом установлена.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительными решение от 17.06.2020 № 10006000/170620/0000127, уведомления № 10006000/У2020/0000024, № 10006000/У2020/0000026, № 10006000/У2020/0000028, № 10006000/У2020/0000030, № 10006000/У2020/0000032, № 10006000/У2020/0000034, № 10006000/У2020/0000036, № 10006000/У2020/0000038, № 10006000/У2020/0000040, № 10006000/У2020/0000042 о не уплаченных в установленный срок суммах пеней.
Взыскать с Центральной энергетической таможни в пользу ПАО «Газпром нефть» государственную пошлину в размере 33 000,00 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А. Дранко |