Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-72973/20-79-519 |
07 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2020 года
Арбитражный суд в составе судьи Дранко Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Костровой ОН,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1
к МИФНС №46, УФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ
о признании незаконным решения
при участии представителей -от заинтересованных лиц – от МИФНС№46 по Москве Накутная ОВ-по дов. От 10.10.2019г., от УФНС по г.Москве ФИО2 ОВ-по дов. От 14.01.2020г.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве (далее также Инспекция) от 04.09.2019г. № 462240А, от 10.09.2019 № 472221А об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО»САППОРТ ПРО» при создании.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые решения не соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушают права и законные интересы заявителя.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании против заявления возражали по доводам изложенных в отзывах.
В судебное заседание заявитель, извещенный надлежащим образом, не явился. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156,ч.2 ст.200 АПК РФ без участия указанного лица.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 31.08.2019, 05.09.2019 в Инспекцию поступили комплекты документов для государственной юридического лица ООО «САППОРТ ПРО» при создании (вх. №№ 462240А, 472221А).
04.09.2019, 10.09.2019 по результатам рассмотрения представленных в регистрирующий орган документов Инспекцией приняты решения об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктами «р» и «ч» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).
Не согласившись с указанными решениями Инспекции Заявитель в порядке, установленном главой VIII. 1 Федерального закона № 129-ФЗ, обратился в Управление с жалобами.
10.12.2019 на основании пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона № 129-ФЗ Управлением приняты решения №№ 12-34/308165@, 12-34/308163@, которыми жалобы Заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решениями от 04.09.2019 № 462240А, от 10.09.2019 № 472221А, полагая их незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ), Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В силу п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 24139) (далее - Приказ ФНС России № 25), и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации при создании юридического лица определен в соответствии со ст. 12 Закона № 129-ФЗ.
Согласно ст. 12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; в.1) документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае, если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России; г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с абз.1 ч.4.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В ст. 5 Закона № 129-ФЗ определен перечень сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.
К числу таких сведений относятся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пл. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
Случаи отказа в государственной регистрации предусмотрены ст.23 Закона № 129-ФЗ. 31.08.2019 в регистрирующий орган по каналам связи в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации - номер заявки U01908316974417, 05.09.2019 - номер заявки U01909057024326, представлены предусмотренные ст.12 Закона № 129-ФЗ документы для государственной регистрации юридического лица ООО «САППОРТ ПРО» при создании, в том числе Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001, указав адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому будет осуществляться связь с Обществом: 109004, <...> Д.50А/8, строение 2, офис 35.
Представленные комплекты документов содержали в том числе устав ООО «САППОРТ ПРО», решение единственного учредителя ООО «САППОРТ ПРО» от 28.08.2019, согласно которому местом нахождением Общества определен адрес: 109004, <...> Д.50А/8, строение 2, офис 35, гарантийное письмо ООО «Конкорд Консалтинг» о намерении заключить договор субаренды по указанному адресу, договор № 172-М-ЗВ аренды нежилого помещения от 15.04.2019, принадлежащее на праве собственности ООО «Эссет Менеджмент» Д.У. ЗПИФ комбинированного «Мандарин».
По результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов, в соответствии с пп. «р» (вх.№462240А) и пл. «ч» (вх.№472221А) п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ Инспекцией приняты решения №462240А от 04.09.2020 и №472221А от 10.09.2020 об отказе в государственной регистрации, в связи с наличием у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных пп. «в» п.1 ст.5, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения.
При наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных пп. «в» п.1 ст.5 настоящего Федерального закона является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица (пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).
В силу пп. «ч» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
В отношении решений №462240А от 04.09.2020 и №472221А от 10.09.2020 об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «САППОРТ ПРО» при создании, то в силу п.4.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ регистрирующему органу предоставлены полномочия по проверке сведений включаемых или включённых в ЕГРЮЛ.
Подпункт а) п.4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ наделяет регистрирующий орган полномочиями проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в частности, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа.
Заявитель с целью государственной регистрации юридического лица обязан представить достоверные и полные сведения относительно адреса создаваемой организации. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим свою деятельность по указанному в учредительных документах адресу.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом.
Согласно ст.4 Закона № 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст.ст. 13, 14 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Закон №149-ФЗ)).
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Закона №149-ФЗ).
В соответствии со ст. 12, ст. 14, ст. 17 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (ст. 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (ст. 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (ст. 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями ст.4, ст. 12, ст. 14, ст. 17, ст.25 Закона № 129-ФЗ, ст.3, ст.13, ст.14 Закона № 149-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по осуществлению содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ).
Согласно пп. 1 ст. 2 Закона № 443-ФЗ адрес - это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры, элементы улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 443-ФЗ полномочия по присвоению адреса объекта адресации, изменению адреса объекта адресации, аннулированию их в соответствии с Правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1221 от 19.11.2014, присвоение, изменение, аннулирование адресов осуществляют органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 443-ФЗ, содержащиеся в федеральном адресном реестре сведения об адресах, обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе, при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использование содержащейся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.
Информация по адресу, заявленному ООО «САППОРТ ПРО»: 109004, <...> Д.50А/8, строение 2, отсутствует в государственном адресном реестре.
Указанный адрес в заявлении Общества присвоен на основании распоряжения Мэра Москвы от 03.02.1998 № 98-РМ «О едином порядке присвоения и регистрации адресов объектов недвижимости в г.Москве» и во исполнение поручений, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 27.08.2002 № 694-ПП «О вводе в промышленную эксплуатацию Адресного реестра зданий и сооружений г.Москвы в составе информационного ресурса г.Москвы и автоматизированной технологии его введения» (пункты 4,5 и 6), для начального наполнения Адресного реестра зданий и сооружений г.Москвы сведениями об адресах объектов недвижимости, находящихся на территории Центрального административного округа. Следовательно, адрес, предназначенный для временного учета объектов недвижимости, не может являться юридическим адресом, так как не является официальным.
В соответствии с распоряжением префекта ЦАО города Москвы от 02.03.2006 № 871-р «Об утверждении списков адресов жилых и нежилых строений» официальным (утвержденным) адресом объекта является: 109004, <...> Д.50А, строение 2, который содержится в ФИАС.
Из вышеизложенного следует что, указание в ЕГРЮЛ адреса: 109004, <...> Д.50А/8, строение 2, в котором предполагалось размещение исполнительного органа ООО «САППОРТ ПРО», затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе, доставку заявлений, уведомлений, требований и иных значимых сообщений от третьих лиц (в том числе, контролирующих органов), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функций контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Учитывая изложенное, содержание недостоверных сведений в представленном заявителем в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации ООО «САППОРТ ПРО» расценивается как наличие сведений о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
Документы для государственной регистрации юридического лица ООО «САППОРТ ПРО» при создании, представленные в регистрирующий орган, не отражают достоверные сведения об адресе ООО «САППОРТ ПРО».
Таким образом, несоответствие оспариваемых решений об отказе в государственной регистрации законодательству не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исходя из системного толкования положений АПК РФ (ст. ст. 113-118 АПК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ), можно прийти к выводу о том, что при разрешении вопроса о применении к требованиям заявителя процессуального срока, предусмотренного указанной нормой права, суду необходимо точно и мотивированно установить момент, когда именно заявитель узнал о нарушении своих прав, за восстановлением которых он обращается в суд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года № 367-0, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.
Решение №462240А об отказе в государственной регистрации ООО «САППОРТ ПРО» при создании принято Инспекцией 04.09.2019.
Решение №472221А об отказе в государственной регистрации ООО «САППОРТ ПРО» при создании принято Инспекцией 10.09.2019.
Вместе с тем, Заявитель, 15.11.2019 обратился в УФНС России по г. Москве с жалобами о признании решений №462240А, №472221А об отказе в государственной регистрации незаконными и обязании регистрационный орган восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п.2 ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ жалоба может быть подана в вышестоящий регистрирующий орган или в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст.2 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, если иное не предусмотрено Законом № 129-ФЗ.
Согласно п.3 ст.25.6 Закона № 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения.
10.12.2019 УФНС России по г. Москве приняты решения № 12-34/308163@ и 12-34/308165@ от 10.12.2019 об оставлении жалоб ФИО1 без удовлетворения, указав на отсутствие в действиях Инспекции нарушений действующего законодательства. Данные решения получены Заявителем.
Как следует из данных, размещенных в карточке данного дела на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы, заявление ФИО1 поступило в суд 27.04.2020, то есть с пропуском срока, установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ.
Таким образом, Заявителем пропущен срок для обращения в суд. При этом Заявитель не указывает на уважительные причины, которые препятствовали подаче заявления в установленный срок.
В силу положений ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом.
Наличие указанного обстоятельства также является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. ст. 8, 11, 12, 13 ГК РФ, ст.ст. 1, 5, 9, 17, 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 110, 167-170, 199-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 к МИФНС№46 по Москве, к УФНС по г.Москве- отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А. Дранко |