Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
16 февраля 2022 г. Дело № А40-223278/2021-116-2205
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2022 г.
Арбитражный суд в составе судьи А.П. Стародуб
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гулиевой М.И.
Рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ИЧП "ФИРМА ИРИДАН"
к ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №2 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
о возврате излишне уплаченных страховых взносов
при участии представителей:
от истца (заявителя) – Селиверстов В.В. доверенность от 21.01.2021 г.
от ответчика (заинтересованного лица)– Бойко О.С. доверенность от 30.12.2021 г. диплом
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальное частное предприятие «ФИРМА «ИРИДАН» (далее также – Истец, ИЧП Фирма ИРИДАН, Страхователь) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом принятых судом в порядке ст. 49 ПК РФ уточнений, к Государственному учреждению Главное управление Пенсионного фонда России № 2 по г. Москве и Московской области (далее- Пенсионный фонд) о взыскании в установленном Налоговым кодексом и регламентом взаимодействия с Пенсионным фондом порядкеизлишне уплаченныестраховые взносы из расчета свыше 5 процентов для исполнения обязанности возврата в сумме 3496000,00 рублей, уплаченные добровольно с доходов в 1997 году по закону, устанавливающему для индивидуальных предпринимателей тариф страховых взносов в Пенсионный фондРоссийской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации, еестатьям19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), о взыскании с Государственного учреждения - Главное Управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области в пользу Моисеева Анатолия Андреевича задолженности, образовавшейся в счет погашения ежемесячные недоплаты страховой части трудовой пенсии по старости с 04.05.2007г. в размере 15 292,39 рублей с учетом действия коэффициентов индексации на текущую дату.
Представитель Истца предъявленные требования поддержали по доводам заявления, уточнений у нему и возражений по отзыву Ответчика.
Представитель Пенсионного фонда в удовлетворении требований возражал по доводам отзыва.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования по делу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований, Истец указывает, что Индивидуальное частное предприятие «Фирма ИРИДАН» самостоятельно уплатило добровольно страховые взносы в бюджет ПФР из расчета 28 процентов от суммы заработка (дохода) в 1997 году и фиксированные страховые взносы в размере 1% от дохода в бюджет ПФР по закону, устанавливающему для индивидуальных предпринимателей тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).
При этом страховые взносы внесены по закону, признанного не соответствующим Конституции РФ постановлением от дата № 7-П, которое предоставило истцу право обратиться с требованием о возврате или зачете взносов за весь период дата.
Ссылаясь на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 №7-П, Истец обратился в Пенсионный фонд с требованием о возврате или зачете взносов за весь период 1997 года.
Ответчик, по мнению Истца, необоснованно отказал в возврате и зачете страховых взносов за 1997 год, что послужило основанием для обращения в суд.
Как указывает Истец, факт уплаты взносов в бюджет ПФР в 1997 г. с доходов закреплен в выписке из лицевого счета застрахованного лица.
В связи с повышенным размером процентной ставки по уплате страховых взносов, образовалась переплата, которую в заявленном размере Истец просит взыскать из бюджета ГУ-ПФР РФ.
Отказывая в удовлетворении требований суд принимает во внимание следующее.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего до 1997 г., плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статьей 12 Федерального закона от дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены тарифы страховых взносов.
В силу ч.ч. 1, 1.1, 1.2 ст. 14 Федерального закона от дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает сумма, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает сумма, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего сумма за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В Постановлении Конституционного Суда РФ №27-П изложена следующая правовая позиция.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование служат основой для формирования финансовой базы (финансовых источников), предназначенной для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом РФ гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).
Система обязательного пенсионного страхования охватывает в том числе индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения. Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель - исходя из того что они осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из ст.2 Гражданского кодекса РФ, а, следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным в отличие от заработной платы работающих по трудовому договору - предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с дата федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до сумма за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше сумма за расчетный период.
Согласно п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ, п.п. 1 п. 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений ст.ст. 210, 221 и 227 Налогового кодекса РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ, которая может применяться только в системной связи с п. 1 ст. 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Как следует из сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении № 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции РФ, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц Налоговый кодекс РФ признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ .
В соответствии с ч.ч. 1, 12, 13 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до дата, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.
Как следует из материалов дела, организацияИЧП «Фирма Иридан» (ИНН 7729044464, peг. № 087-814-006666) поставлена на учёт в территориальном органе ПФР 25 февраля 1993 года на основании свидетельства Московской регистрационной палаты №526016 от 04.02.1993 года.
Индивидуальное (семейное) частное предприятие — организационно-правовая форма предприятия, предусмотренная статьей 8 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 52-ФЗ индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.
По истечению этого срока предприятия подлежали ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.
Судом установлено, что в Пенсионном фонде сведения о преобразовании ИЧП «Фирма Придан» в соответствующие сроки отсутствуют, последний отчёт представлен за 1 квартал 1999 года, последний платёж поступил 17.06.1999 года. Доказательств обратного суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в 1993-1999 годах размер страхового тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ составлял:
-28% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям для работодателей, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения — для предприятий,организаций и учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;
-для граждан (физических лиц), работающих по трудовому договору, а также получающих вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, в размере 1 процента выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Страховые взносы организация ИЧП «Фирма Придан» за все периоды, в том числе и за 1997 год, начислены с сумм заработка в соответствии с вышеуказанными тарифами и уплачены в полном объеме.
Переплата и недоимка по состоянию на 01.01.2001 года отсутствует. Доказательств обратного суду Истцом не представлено.
В связи с положением Федерального закона от 05.08.2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 01.01.2001 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществлялся налоговым органом, сальдовые остатки (нулевые) по плательщику ИЧП «Фирма Иридан» были переданы в ФНС в соответствии с письмом Минтруда РФ, ПФР, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда ОМС, МНС РФ от 18, 20 октября 2000 года №№ 214-АП, КА-16-27/9192, 02-08/06-&34П, 4875/20-2/и, БГ-6-07/814.
Материалами дела установлено, что в период с 01.01.2001 года по 31.12.2016 года организация ИЧП «Фирма Иридан» не представляла отчеты и не уплачивала страховые взносы в ПФР, что подтверждается представленной Ответчиком распечаткой.
Какой- либо информации для передачи в налоговые органы в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации и совместным письмом ФНС России и ПФР от 06.09.2017 №НП-30- 26/13859/ЗН-4-22/17710@ не имеется.
Также судом установлено, что по состоянию на дату судебного разбирательства организация ИЧП «Фирма Иридан» не предоставила ни одного отчёта по форме СЗВ- М и СЗВ-СТАЖ, что делает невозможным формированиесправки о состоянии расчётов пеней и штрафов.
Таким образом, анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что страховые взносы организации ИЧП наименование организации за все периоды, в том числе и за спорный период начислены с сумм заработка и в соответствии с тарифами, и уплачены в полном объеме, переплат каких-либо по суммам не имеется.
Суд также принимает во внимание тот факт, что обстоятельства уплаты страховых взносов и отсутствия переплат за спорный период были исследованы в рамках гражданского дела № 2-1131/20, рассмотренного Кунцевским районным судом по иску директора ИЧП «Фирма Иридан» Моисеев Анатолий Андреевич и установлено отсутствие таковых.
Учитывая изложенное, требования ИЧП «ФИРМА «ИРИДАН» не подлежат удовлетворению как необоснованные.
Расходы по госпошлине подлежат возмещению сторонами в порядке ст.110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.П. Стародуб