АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан
Дело №
А16-1033/06-6
“
25
“
декабря
2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18.12.2006 г.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нехамкиной А.А.,
при участии:
от заявителя – представителя Бобровой Т.Д. (доверенность от 16.11.2006);
от ответчика – начальника юридического отдела Осиповича В.Г. (доверенность от 24.05.2006);
от третьего лица - главного юрисконсульта Назаренко А.А. (доверенность № 7255 от 29.12.2005),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кооператор» п. Теплоозерск Облученского района Еврейской автономной области
о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по Еврейской автономной области, выразившихся в зачислении на счет крестьянского (фермерского) хозяйства Сысоева Николая Степановича налогов, уплаченных обществом с ограниченной ответственностью «Кооператор», об обязании произвести возврат или зачет 86 696 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району Еврейской автономной области,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Кооператор» (далее –общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 1 по Еврейской автономной области (далее –налоговый орган, инспекция), выразившихся в зачислении на счет крестьянского (фермерского) хозяйства Сысоева Николая Степановича (далее –КФХ) налогов, уплаченных обществом, об обязании зачислить платежи за 1 квартал 2006 года в сумме 86 696 рублей на счет общества.
В судебном заседании 07.12.2006 представитель заявителя, в порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ), изменила предмет второго требования и просила признать незаконными действий инспекции, выразившихся в зачислении на счет КФХ налогов, уплаченных обществом, обязать инспекцию возвратить обществу из бюджета 86 696 рублей налогов.
Определением от 14.12.2006 суд, на основании статьи 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Облученскому району Еврейской автономной области (далее –Пенсионный фонд).
В судебном заседании 18.12.2006 представитель заявителя в порядке части 2 статьи 49 АПК РФ, изменила предмет второго требования и просила суд признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в зачислении на счет КФХ налогов, уплаченных обществом, об обязании произвести возврат или зачет обществу 86 696 рублей, из которых: 35 767 рублей –налог на доходы физических лиц, 43 654 рубля –страховые взносы на страховую часть, 7 275 рублей –страховые взносы на накопительную часть. Заявленные требования мотивированы тем, что при уплате налога на доходы физических лиц (далее –НДФЛ) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии (далее –страховые взносы) заявителем в платежных квитанциях были указаны все реквизиты общества. Однако инспекцией уплаченные налоги и страховые взносы были зачислены на счет КФХ, которое 17.02.2006 прекратило свою деятельность. Основанием для обращения в суд послужил отказ инспекции в возврате и зачете излишне уплаченных сумм налогов, страховых взносов.
Представитель налогового органа требования не признал в полном объеме, пояснив, что в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –НК РФ), возврат инспекцией страховых взносов не возможен, так как они не являются налоговыми платежами. НДФЛ налоговый орган может возвратить только после проведения выездной налоговой проверки, с целью выявления наличия или отсутствия задолженности по налогу.
Представитель третьего лица считает, что у Пенсионного фонда отсутствуют правовые основания для возврата уплаченных обществом страховых взносов, задолженности у КФХ перед ПФР нет.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон судебного процесса, исследовав представленные доказательства, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Как видно из материалов дела, обществом за 1 квартал 2006 года квитанциями от 22.02.2006, 14.03.2006, 11.04.2006 уплачены: 35 767 рублей НДФЛ; 43 654 рубля страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии; 7 275 рублей страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В данных квитанциях заявителем были указаны все реквизиты общества (ИНН получателя платежа, номер счета получателя платежа, номер лицевого счета плательщика и наименование плательщика «ООО «Кооператор» Сысоев Н.С.») (л.д.л.д. 39-41, 43-45). Налоговый орган ошибочно зачислил уплаченный налог и страховые взносы на счет КФХ.
Согласно статье 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Порядок возврата излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 НК РФ.
Пунктами 4 и 9 статьи 78 Кодекса установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика, а возврат излишне уплаченного налога - в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении сроков возврата налогов на сумму, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Реализуя свое право, заявитель дважды: от имени главы КФХ и директора общества, обращался в инспекцию с заявлением о зачете уплаченных платежей на счет общества, либо возврате излишне уплаченных денежных сумм.
Налоговый орган, в нарушение требований статьи 78 НК РФ, письмом № 09-07/1/9554 от 25.10.2006 отказал обществу в удовлетворении его заявления, сославшись на отсутствие правовых основания для произведения возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов. В возврате (зачете) НДФЛ заявителю так же было отказано, в связи с необходимостью проведения выездной налоговой проверки КФХ по факту выявления переплаты по налогу.
Суд считает доводы инспекции ошибочными, а отказ в зачете и возврате налогоплательщику излишне уплаченных сумм налога и страховых взносов –незаконным.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, у КФХ имеется переплата по страховым взносам и НДФЛ.
Ссылка налогового органа относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 за № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Доводы инспекции о невозможности возврата НДФЛ до проведения выездной налоговой проверки КФХ также являются ошибочными, поскольку 17.02.2006 инспекцией внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации прекращения КФХ Сысоева Николая Степановича, выдано свидетельство о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства за № 406790704800060, что подтверждается свидетельством серии 79 № 000229055 (л.д. 29).
При таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для отказа в зачете и возврате излишне уплаченных налогов и страховых взносов, в связи с чем требования налогоплательщика подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 –, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Кооператор» удовлетворить.
Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области, выразившиеся в отказе обществу с ограниченной ответственностью «Кооператор» в зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на доходы физических лиц за 1 квартал 2006 года в сумме 86 696 рублей, признать незаконными, как не соответствующими статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Еврейской автономной области в 10-дневный срок зачислить платежи за 1 квартал 2006 года в сумме 86 696 рублей, из которых: 35 767 рублей –налог на доходы физических лиц, 43 654 рубля –страховые взносы на страховую часть, 7 275 рублей –страховые взносы на накопительную часть, разнесенные крестьянскому (фермерскому) хозяйству Сысоева Николая Степановича, на счет общества с ограниченной ответственностью «Кооператор», либо возвратить их ООО «Кооператор».
Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Кооператор» справку о возврате из федерального бюджета 3 100 рублей государственной пошлины по иску.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья Е.В. Балова