НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Еврейской автономной области от 18.08.2010 № А16-914/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Биробиджан

Дело №

А16-914/2010-9

19

августа

2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2010 года

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе

судьи

Яниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сильванович Т.И.,

при участии:

от заявителя:

Лихача А.С., генерального директора,

Головина А.В., представителя по доверенности № 19/07 от 05.07.2010,

от административного органа:

Запрягаева Р.Н., представителя по доверенности № 2 от 17.08.2010,

Матвеенко И.Ю., представителя по доверенности № 3 от 17.08.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный союз промышленников», г. Биробиджан Еврейской автономной области,

к Управлению лесами правительства Еврейской автономной области, г. Биробиджан Еврейской автономной области,

об

оспаривании постановлений №№ 44, 45, 46, 47, 48 от 20.07.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный союз промышленников» (далее – ООО «Дальсоюзпром», общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением об оспаривании постановлений №№ 44, 45, 46, 47, 48 от 20.07.2010, вынесенных Управлением лесами правительства Еврейской автономной области (далее – Управление лесами, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей по каждому постановлению.

Заявитель, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, до начала судебного заседания представил дополнения к заявлению, где просил признать незаконными и отменить представления № № 10, 11, 12, 13, 14 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.07.2010, вынесенные в отношении ООО «Дальсоюзпром» Управлением лесами по постановлениям № № 44, 45, 46, 47, 48 от 20.07.2010 (л.д. 41).

В судебном заседании представители общества требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что общество пять раз привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Просили отменить оспариваемые постановления и представления.

Представители административного органа в судебном заседании и в отзыве на заявление требования не признали, пояснили, что обществом совершено пять самостоятельных правонарушений, которые являются однородными, но отличаются объективной стороной (по месту совершения правонарушений). Считают, что административный орган при вынесении постановления исследовал все обстоятельства дела, оспариваемые постановления и представления законны и обоснованны.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Управление лесами заключило с ООО «Буджак» договор аренды от 08.08.2008, согласно которому общество приняло во временное пользование с целью заготовки древесины с ежегодным объемом заготовки 18,0 тыс.куб.м ликвидной древесины, лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 41 812 га, расположенный: Еврейская автономная область, Облученский муниципальный район, Бирское лесничество, Лондоковское участковое лесничество (л.д. л.д. 7 – 13).

Общество 20.03.2009 представило в Управление лесами лесную декларацию на 2009 год, в которой заявило, что будет использовать лес для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке на территории Бирского и Лондоковского участковых лесничеств: в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 на кварталах № № 161, 162, 26, 40, 58, 64, в период с 25.11.2009 по 31.12.2009 на кварталах № № 35, 177 (л.д. л.д. 60, 67).

Согласно пункту 16 договора аренды лесного участка от 08.08.2008, проверка мест работы проводится работниками лесничества не позднее 20 дней по окончании лесозаготовительных работ. По результатам проверки составляется акт освидетельствования мест рубок (деляны), который подписывается лесозаготовителем и работником лесничества и в случае выявления нарушения лесного законодательства служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом для добровольной уплаты неустоек, а также при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек.

Областным государственным бюджетным учреждением «Лесничество ЕАО» Управления лесами 10.06.2010, 21.06.2010, 22.06.2010 проведена проверка мест рубок, составлены акты приемки мест рубок и производства иных работ, согласно которым в кварталах № № 58, 64, 35, 161, 177 общество неудовлетворительно совершило очистку мест рубок от порубочных остатков, в кварталах № 58 и № 64, кроме того, оставило срубленные зависшие деревья в количестве 8 штук, завышенные пни в количестве 10 штук (л.д. л.д. 18, 19, 25, 26, 28, 29, 33, 34, 38, 39).

Акты переданы в Управление лесами. Административный орган установил наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность в соответствии с частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ, в связи с чем определением от 06.07.2010 № 74 возбудил дело об административном правонарушении и назначил проведение административного расследования в отношении ООО «Дальсоюзпром» (л.д. 14).

По результатам административного расследования, Управлением лесами составлено пять протоколов об административном правонарушении от 13.07.2010 № № 16/2010, 17/2010, 18/2010, 19/2010, 20/2010 (по каждому кварталу в пределах лесного участка), из которых следует, что общество в период с января 2009 года по декабрь 2009 года при осуществлении заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией, выданной Управлением природных ресурсов правительства ЕАО 01.01.2009, допустило неудовлетворительную очистку мест рубок от порубочных остатков, кварталах № 58 и № 64 оставило срубленные зависшие деревья, завышенные пни, чем нарушило пункт 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 184 (далее - Правила заготовки древесины), пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее- Правила пожарной безопасности в лесах) указано, что за совершение данного правонарушения ответственность предусмотрена частью 1 статьи 8.25, статьей 8.32 КоАП РФ (л.д. л.д. 17, 22, 27, 32, 37).

Рассмотрение дел об административном правонарушении назначено на 20.07.2010 с интервалом в десять минут (определения № № 94, 95, 96, 97, 98, 99 от 13.07.2010) (л.д. л.д. 16, 21, 26, 31, 36).

Постановлениями №№ 44, 45, 46, 47, 48 от 20.07.2010 ООО «Дальсоюзпром» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25, статьей 8.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей по каждому постановлению (по каждому кварталу) (л.д. л.д. 15, 20, 25, 30, 35).

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ Управлением лесами выданы обществу представления №№ 10, 11, 12, 13, 14 от 20.07.2010 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлениями и представлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В силу части 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Поскольку требования о признании незаконными постановлений связаны между собой по представленным доказательствам (договор аренды лесного участка, лесная декларация, определение о возбуждении дела об административном правонарушении, приказ № 208 от 27.04.2010), суд считает правомерным соединение обществом в одном заявлении вышеуказанных требований.

В соответствии со статьей 23.24 КоАП РФ оспариваемые постановления составлены и подписаны уполномоченным лицом – заместителем начальника управления лесами правительства ЕАО.

Заготовка древесины как вид использования лесов, указанный в договоре аренды от 08.08.2008, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (пункт 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ).

Пунктом 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

В силу статьи 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Согласно пункту 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ определено, что правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с данным пунктом 9, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех районах Российской Федерации.

В силу пунктов 8, 9, 61 Правил заготовки древесины лесопользователям запрещается оставлять деревья, предназначенные для рубки, - недорубы (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалы и срубленные зависшие деревья, также указано, что при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек.

Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводится одновременно с заготовкой древесины. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Лесного кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что они устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 16 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

На основании пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона.

Как следует из представленного в материалы дела приказа Управления лесами № 208 от 27.04.2010, пожароопасный сезон в лесах Еврейской автономной области открыт с 28.04.2010 (л.д. 51).

Согласно актам приемки мест рубок и производства иных работ, в кварталах № № 58, 64, 35, 161, 177 общество неудовлетворительно совершило очистку мест рубок от порубочных остатков, в кварталах № 58 и № 64 также оставило срубленные зависшие деревья в количестве 8 штук, завышенные пни в количестве 10 штук, чем нарушило пункты 8, 9, 61 Правил заготовки древесины. Не в полном объеме произвело очистку мест рубок от порубочных остатков до начала пожароопасного сезона, в связи с чем нарушены пункты 16 и 17 Правил пожарной безопасности в лесах. Данные обстоятельства ООО «Дальсоюзпром» не оспариваются.

За нарушение правил заготовки древесины частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в на юридических лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей.

Статьей 8.32 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со статьей 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Поскольку общество неудовлетворительно совершило очистку мест рубок от порубочных остатков, оставило срубленные зависшие деревья, завышенные пни, чем нарушило пункты 8, 9, 61 Правил заготовки древесины, пункты 16 и 17 Правил пожарной безопасности в лесах, то совершило правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 8.25, статьей 8.32 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В пункте 2 Правил заготовки древесины указано, что заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.

Лесной участок, на территории которого выявлены лесонарушения, ответчик использует на основании договора аренды участка лесного фонда от 08.08.2008 и лесной декларации от 20.03.2009.

Порядок заполнения и подачи лесной декларации, а также форма лесной декларации утверждены Приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 № 529 «О лесной декларации».

Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год (пункт 3 Порядка).

Использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным (п. 14 Порядка).

Таким образом, только после подачи лесной декларации и ее принятия уполномоченным органом лесопользователь приобретает возможность в соответствии с действующим законодательством производить заготовку и вывозку древесины.

Поскольку право заготовки древесины в кварталах № № 58, 64, 35, 161, 177, возникло у общества на основании договора аренды лесного участка, общей площадью 41 812 га, расположенного: Еврейская автономная области, Облученский муниципальный район, Бирское лесничество – Лондоковское участковое лесничество и лесной декларации на 2009 год, то общество неправомерно привлечено к административной ответственности отдельно по каждому кварталу в пределах участка, предоставленного на основании одного договора аренды и одной лесной декларации.

О том, что общество привлечено в административной ответственности пять раз за совершение одного и того же правонарушения свидетельствует и тот факт, что протоколы об административном правонарушении от 13.07.2010 № № 16/2010, 17/2010, 18/2010, 19/2010, 20/2010 и постановления о привлечении к административной ответственности от 20.07.2010 №№ 44, 45, 46, 47, 48 составлены по результатам одной проверки мест работы, которая проведена на основании пункта 16 договора аренды от 08.08.2008.

Довод административного органа о том, что составы административных правонарушений отличаются по объективной стороне, а именно по месту совершения административных правонарушений, не принимается судом, поскольку общество обязано соблюдать требования законодательства, как следует из статей 7, 29, 71, 72 Лесного кодекса РФ, пункта 2 Правил заготовки древесины на лесном участке, который является предметом договора аренда от 08.08.2008 -  общей площадью 41 812 га, расположенный: Еврейская автономная области, Облученский муниципальный район, Бирское лесничество, Лондоковское участковое лесничество.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (пункт 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10).

Представление может быть вынесено только в том случае, если административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено само правонарушение, причины и условия его совершения, а само привлечение к административной ответственности является соответствующим закону.

Представления№ № 10, 11, 12, 13, 14 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.07.2010, вынесены по результатам рассмотрения постановлений о назначении административного наказания №№ 44, 45, 46, 47, 48 от 20.07.2010 (о чем имеется ссылка в самих представлениях) не соответствующих требованиям части 4 статьи 4.1 КоАП РФ, а потому также подлежат признанию незаконными и отмене.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 49, 167 – 170, 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный союз промышленников» удовлетворить.

Признать постановления №№ 44, 45, 46, 47, 48 от 20.07.2010, принятые Управлением лесами правительства Еврейской автономной области, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный союз промышленников» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа, незаконными и отменить полностью.

Признать недействительными и отменить представления №№ 10, 11, 12, 13, 14 от 20.07.2010, принятые Управлением лесами правительства Еврейской автономной области, об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в Шестой арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Еврейской автономной области.

Судья С.В. Янина