НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Еврейской автономной области от 12.07.2007 № А16-436/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан

Дело №

А16-436/07-6

16

июля

2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2007 г.

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе судьи Баловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нехамкиной А.А.,

при участии:

от заявителя – Репина А.Н.;

от ответчика - старшего специалиста 3 разряда Медведева Е.В. (доверенность от 04.07.2007),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя без образования юридического лица Репина Андрея Николаевича г. Биробиджан Еврейской автономной области

к инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Биробиджану Еврейской автономной области

о взыскании 700 рублей, из которых: 600 рублей - излишне перечисленные страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 100 рублей – судебные издержки,

у с т а н о в и л :

Предприниматель без образования юридического лица Репин Андрей Николаевич (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Биробиджану Еврейской автономной области (далее – инспекция, налоговый орган) о взыскании 700 рублей, из которых: 600 рублей - излишне перечисленные страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 100 рублей – судебные издержки.

В отзыве на заявление инспекция не признала требования предпринимателя, указав, что налоговый орган, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), не уполномочен возвращать излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как они не являются налоговыми платежами. Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Действующим законодательством не установлен порядок принятия решений о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

В судебном заседании предприниматель, настаивая на удовлетворении заявления, пояснил, что при исполнении обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование им была допущена ошибка в платежных поручениях, касающаяся кода бюджетной классификации. Основанием для обращения в суд с настоящим заявлением послужил отказ налогового органа в возврате излишне перечисленных денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон судебного процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предпринимателем в 2006 году при уплате 600 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 и 2006 годы в платежных поручениях ошибочно был указан код бюджетной классификации 18210202040061000160, вместо кода 18210202030061000160. Заявлением от 05.04.2007 предприниматель просил налоговый орган зачесть излишне уплаченные суммы страховых взносов с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202030061000160. Письмом от 11.04.2007 за № 09-43/4092 инспекция отказала предпринимателю в удовлетворении его заявления, мотивировав свой отказ тем, что положения статьи 78 НК РФ не распространяются на страховые взносы. Предприниматель 07.05.2007 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов. Инспекцией 11.05.2007 письмом за № 09-41/5260 было отказано заявителю в возврате излишне уплаченных сумм по основаниям, изложенным в ответе от 11.04.2007.

Порядок возврата излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 НК РФ.

При отсутствии недоимки по налогам (сборам) или задолженности по пене и штрафам, налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм, который производится в течение 1 месяца с этого момента.

Налоговый орган, в нарушение требований статьи 78 НК РФ, письмом № 09-41/5260 от 11.05.2007 отказал предпринимателю в удовлетворении его заявления, сославшись на то, что Законом № 167-ФЗ, не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет или возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены Законом № 167-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Ссылка налогового органа относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 за № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

  При таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для отказа в зачете и возврате излишне уплаченных страховых взносов, в связи с чем, требование налогоплательщика подлежит удовлетворению.

Для подтверждения тяжелого материального положения, заявитель обратился в Биробиджанское отделение Сберегательного банка Российской Федерации с ходатайством о предоставлении сведений об отсутствии денежных средств на расчетном счете, в связи с чем, им была уплачена комиссия в размере 100 рублей.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Частью 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В статье 112 АПК РФ указано, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В материалах дела имеются доказательства расходов, понесенных предпринимателем, а именно мемориальный ордер № 1 от 24.05.2007 на сумму 100 рублей и справка Биробиджанского отделения СБ РФ № 4157 от 25.05.2007 за № 18-019 об отсутствии денежных средств на расчетном счете.

При изложенных обстоятельствах требование заявителя о взыскании судебных издержек подлежит удовлетворению.

Определением суда от 13.06.2007 предпринимателю, в связи с тяжелым материальным положением, была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины сроком до одного месяца.

В силу статьи 110 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.21 НК РФ, с ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по заявлению.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 – 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Заявление предпринимателя без образования юридического лица Репина Андрея Николаевича удовлетворить полностью.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Биробиджану Еврейской автономной области, расположенной по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул. Комсомольская, 11 а, основной государственный регистрационный номер 1047900053750, в пользу предпринимателя без образования юридического лица Репина Андрея Николаевича 700 рублей, из которых: 300 рублей – излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2005 год; 300 рублей - излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2006 год; 100 рублей – судебные издержки.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Биробиджану Еврейской автономной области, расположенной по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул. Комсомольская, 11 а, основной государственный регистрационный номер 1047900053750, в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по заявлению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном либо кассационном порядке в установленные законом сроки.

Судья Е.В. Балова