НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Еврейской автономной области от 11.05.2011 № А16-245/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

679016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д.10

E-mail: arbitr@on-line.jar.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru/, факс (42622) 4-07-00

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Биробиджан

Дело №

А16-245/2011-9

18

мая

2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 года

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи

Яниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сильванович Т.И.,

при участии:

от заявителя:

Черновой Г.Л., индивидуального предпринимателя,

от ответчика:

Козыревой С.С., представителя по доверенности № 5851 от 03.05.2011,

Новоселецкой И.Ю., представителя по доверенности № 5856 от 04.05.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Черновой Галины Львовны, ОГРН 304790107800036, (г. Биробиджан Еврейской автономной области)

о

признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000122,

установил:

Индивидуальный предприниматель Чернова Галина Львовна (далее – ИП Чернова Г.Л., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области (далее – ГУ – УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району, Пенсионный фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000122.

Предприниматель 29.04.2011 представила заявление, в котором указала, что просит признать незаконными и отменить требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.04.2011 № 03100140002993, № 03100140002994, № 031000140002995, выставленные ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району.

Данные требования к рассмотрению судом не приняты, в судебном заседании 04.05.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв в связи с необходимостью уточнения предпринимателем вновь заявленных требований.

11 мая 2011 года ИП Чернова Г.Л., представила дополнения к заявлению об изменении требований, где просила признать незаконными и отменить решения ГУ УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000123, № 031 001 11 РК 0000124.

В судебном заседании предприниматель поддержала заявленные требования в части признания недействительными решений о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000122, № 031 001 11 РК 0000123, № 031 001 11 РК 0000124. Указала, что фактически не является работодателем с 2006 года.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Представитель ответчика требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что предприниматель не снята с учета в Пенсионном фонде в качестве работодателя, правомерно привлечена к ответственности за несвоевременное представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – расчет) за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2010 года.

Заслушав пояснения заявителя, представителя Пенсионного фонда, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из заявления, в период с 2005 по 2006 годы у предпринимателя были наемные работники, в связи с чем, она встала на учет в Пенсионный фонд в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

Пунктом 26 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п, предусмотрено, что снятие с регистрационного учета физических лиц - работодателей осуществляется по месту их регистрации в территориальных органах ПФР на основании заявления о снятии с регистрационного учета страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в территориальных органах ПФР в течение четырнадцати дней со дня подачи страхователем указанного заявления. Форма такого заявления определена в Приложении N 10 к Порядку.

С 2006 года, фактически не являясь работодателем, с заявлением о снятии с регистрационного учета в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам в связи с прекращением деятельности в качестве работодателя ИП Чернова Г.Л. не обращалась.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) заявитель зарегистрирована в органах Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Следовательно, расчеты: за 1 квартал 2010 года должен быть представлен не позднее 30.04.2010, за полугодие 2010 года – не позднее 02.08.2010, за девять месяцев 2010 года не позднее 01.11.2010.

Фактически ИП Чернова Л.Г. предоставила в ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району расчеты с нулевыми показателями за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2010 года 02.02.2011.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам страхователь несет ответственность, предусмотренную статьей 46 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

В актах от 02.02.2011, составленных по результатам камеральных проверок расчетов за 1 квартал и полугодие 2010 года, предложено привлечь ИП Чернову Г.Л. к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ.

В акте от 02.02.2011, составленном по итогам камеральной проверки расчета за девять месяцев 2010 года, предложено привлечь ИП Чернову Г.Л. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Федерального закона № 212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Предприниматель уведомлениями извещена о времени и месте рассмотрения материалов камеральных проверок и вынесения решений о привлечении (отказе) к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, указано на право представить письменное объяснение, свои возражения, документы, подтверждающие обоснованность возражений (л.д. л.д. 39, 46, 53).

Как следует из представленных предпринимателем возражений, заявления о снятии ее с учета в качестве работодателя от нее в 2007 – 2009 годах никто не требовал, вину не признала, указав, что работники Пенсионного фонда обязаны были ее уведомить о необходимости представления такого заявления и о сроках предоставления расчетов (л.д. 9).

Решениями от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000122, № 031 001 11 РК 0000123  предприниматель привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ, за непредставление расчетов за 1 квартал и полугодие 2010 года в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим федеральным законом срока представления таких расчетов в виде взыскания штрафа в размере 1 000 рублей по каждому решению соответственно (л.д. л.д. 43, 44, 50, 51).

Решением от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000124 ИП Чернова Г.Л. привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ, за непредставление расчета за девять месяцев 2010 года в установленный настоящим федеральным законом срок в виде взыскания штрафа в размере 100 рублей (л.д. л.д. 57, 58).

Порядок привлечения к ответственности ответчиком соблюден, основания для привлечения к ответственности имелись.

Судом не принимается довод предпринимателя о наличии у Пенсионного фонда обязанности по извещению страхователей об изменениях законодательства, необходимости снятия с учета, сроках и порядке предоставления отчетности.

Статьей 29 Федерального закона № 212-ФЗ определены права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы обязаны в случае обращения плательщика   страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения.

Доказательства того, что предприниматель обращалась в Пенсионный фонд за разъяснением вопроса о порядке снятия с учета, о сроках представления расчетов, отсутствуют.

В силу статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление плательщиком страховых взносов расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 9 статьи 15, статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ, представлять расчет и нести ответственность за непредставление расчета в срок могут лица, начислявшие к уплате соответствующие страховые взносы.

ИП Черновой Г.Л. представлены «нулевые» расчеты, что следует из актов и оспариваемых решений.

На основании статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает необходимым применить в рассматриваемом споре позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 № 418/10, согласно которой применение метода исчисления штрафа в процентах от суммы налога (в данном случае, страховых взносов), подлежащего уплате в бюджет, не исключает применения низшего предела размера штрафа в случае, когда сумма налога окажется минимальной или же составит 0,00 руб.

В целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда РФ по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и законодательства об обязательном пенсионном страховании в рамках действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 № 120р утверждены «Методические рекомендации для территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов» (далее – Распоряжение № 120р).

Согласно пункту 2.1 Распоряжения 120-р при нарушении установленного срока представления расчета до 180 календарных дней (180-й день включительно) на плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе представленного расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. При нарушении установленного срока представления расчета более 180 календарных дней налагается штраф в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1000 рублей.

Однако, в случае, если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), размер штрафа устанавливается в размере 100 рублей.

Учитывая, что для территориальных органов Пенсионного фонда разъяснения Правления Пенсионного фонда по вопросам применения территориальными органами законодательства, являются обязательными, а также те факты, что Федеральный закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо положений по вопросу о размерах штрафа в случае представления страхователями нулевых расчетов, не приняты разъяснения по данному вопросу и Минэконоразвития РФ, то в рассматриваемом случае подлежат применению Разъяснения № 120р.

Обратное ответчиком не доказано, тогда как в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При таких обстоятельствах, суд считает недействительными решения ГУ - УПФР по г. Биробиджану и Биробиджанскому району о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000122, № 031 001 11 РК 0000123 в части назначения наказания в виде штрафа в размере 900 рублей в каждом из указанных решений

В остальной части требования удовлетворению не подлежат.

Платежными квитанциями от 01.04.2011, 20.04.2011 предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 600 рублей за рассмотрение требований о признании недействительными трех ненормативных правовых актов.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, учитывая изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ, следует признать, что с 01.01.2007 в случае принятия арбитражным судом судебного акта по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа в пользу заявителя подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Предусмотренное Налоговым кодексом РФ освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. По смыслу законодательства о налогах и сборах данная льгота предоставляется при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой (ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Поскольку статьей 333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрен возврат истцу, требования которого удовлетворены судом, уплаченной им государственной пошлины, государственная пошлина, уплаченная истцом, подлежит взысканию в его пользу с проигравшей стороны.

Следовательно, государственная пошлина в размере 400 рублей подлежит взысканию с Пенсионного фонда в пользу предпринимателя.

Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 167 – 171, 176, 180, 181, 198 – 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление индивидуального предпринимателя Черновой Галины Львовны удовлетворить частично.

Признать недействительными решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.03.2011 № 031 001 11 РК 0000122, № 031 001 11 РК 0000123 в части назначения наказания в виде штрафа в размере 900 рублей в каждом из указанных решений.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области, ОГРН 1027900510824, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д. 45, в пользу индивидуального предпринимателя Черновой Галины Львовны, ОГРН 304790107800036, государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Еврейской автономной области в течение месяца.

Судья С.В. Янина