НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Еврейской автономной области от 11.01.2018 № А16-2373/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ  Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016 

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства 

г. Биробиджан Дело № А16-2373/2017

 Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе: 

судьи Серовой О.Н.
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению

управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области  (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1047900053739, ИНН  7901004500) 

о признании недействительными решений государственного учреждения -Управления  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском  муниципальном районе Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской  автономной области, ОГРН 1027900510824, ИНН 7901021432) от 23.10.2017 №  031S19170001417 и № 031S19170001418. 

УСТАНОВИЛ:


государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской  Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской  автономной области (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) от  23.10.2017 № 031S19170001417 и № 031S19170001418 о привлечении страхователя к  ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства  Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования. 

В силу пункта 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства  подлежат рассмотрению дела об оспаривании ненормативных правовых актов,  решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование  об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо  обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты,  решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств  или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество  заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает сто тысяч  рублей. 

Исходя из сумм финансовой санкции указанных в оспариваемых решениях  определением суда от 08.11.2017 данное заявление принято к производству с  указанием на рассмотрение дела в порядке упрощённого производства. 

От заинтересованного лица 27.11.2017 поступил мотивированный отзыв на  заявление, в котором Пенсионный фонд просил отказать в удовлетворении  требований инспекции. 

В рамках дела определением от 04.12.2017 судом приняты обеспечительные  меры виде приостановления действий оспариваемых решений. 

В силу части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке  упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков,  установленных судом для представления доказательств и иных документов в  соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по  делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд  исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, 


возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на  основании доказательств, представленных в течение указанных сроков. 

По результатам рассмотрения дела арбитражным судом 26.12.2017 принято  решение путем подписания резолютивной части. Указанным решением в  удовлетворении заявления управления отказано. В решении также указано, что  обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом Еврейской автономной  области определением от 04.12.2017, сохраняют свое действие до вступления  решения Арбитражного суда Еврейской автономной области по настоящему делу в  законную силу. 

Резолютивная часть решения от 26.12.2017 размещена на официальном сайте  арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  27.12.2017. 

От заявителя 29.12.2017 в арбитражный суд поступило заявление об  изготовлении мотивированного решения. 

В силу части 2 статьи 229 АПК РФ заявление о составлении мотивированного  решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня  размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на  официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной  сети "Интернет". 

Таким образом, заявление о составлении мотивированного решения подано  заявителем в установленный законом срок, основания для его отклонения у суда  отсутствуют 

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле  доказательства, суд установил следующее. 

Управлением Пенсионного фонда по г. Биробиджану, на основании  представленных заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за  июнь и август 2016 года, в отношении последнего проведена проверка правильности  заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального  (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11  Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (- далее - Закон № 27-ФЗ) 


Проверкой установлено, что страхователь направил по телекоммуникационным  каналам связи в форме электронного документа: 23.08.2016 сведения за июнь 2016  года в отношении 58 застрахованных лиц, а 13.04.2017 - дополняющую форму в  отношении 1 застрахованного лица; 02.09.2016 - сведения за август 2016 года в  отношении 58 застрахованных лиц, а 13.04.2017 - дополняющую форму в отношении  1 застрахованного лица. 

По результатам проверки составлены акты от 08.09.2017 № 031S18170001254 и   № 031S18170001253 соответственно, которыми предложено привлечь инспекцию к  ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за  непредставление в установленный срок сведений предусмотренных пунктом 2.2  статьи 11 указанного Закона, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500  рублей в отношении каждого застрахованного лица (л.д. 9, 10). 

По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, Управлением  Пенсионного фонда приняты решения от 23.10.2017 № 031S19170001417 и №  031S19170001418 о привлечении страхователя к ответственности за совершение  правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования, с применением предусмотренной статьёй 17 Закона № 27-ФЗ  финансовой санкции в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо, в сумме  1000 рублей (л.д. 11, 12). 

Не согласившись с вышеуказанными решениями, заявитель обратился в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,  что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 


В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному  правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения  оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих  полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых  действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для  принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или  совершили действия (бездействие). 

 Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ под индивидуальным  (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о  каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

 В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи  представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их  регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных  бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и  других документов по учету кадров. 

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей до  01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за  отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него  застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско- правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с  законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются  страховые взносы) следующие сведения: 

лица).

В новой редакции вышеуказанной статьи, действующей с 1 января 2017 года  сведения по форме СЗВ-М следует представлять не позднее 15-го числа месяца, 


следующего за отчетным периодом. 

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной  постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016   № 83п. 

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление  страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или)  недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего  Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в  размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. 

В данном случае заявитель представил сведения персонифицированного учета  за июнь 2016 года в отношении 58 и за август 2016 года в отношении 58  застрахованных лиц в установленные законом сроки. 

Статья 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и  уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с  соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. 

Руководствуясь вышеуказанными нормами Закона № 27-ФЗ, управление по  собственной инициативе, ввиду самостоятельного выявления ошибок в ранее  направленных исходных формах СЗВ-М, направила 13.04.2017 дополняющие формы  СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица к исходном формам за июнь и август  2016 года. 

 Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением  Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п "Сведения о застрахованных  лицах", которым предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М: "исхд"  (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный  период; "доп" (дополняющая форма) подаваемая с целью дополнения ранее принятых  ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн"  (отменяющая форма) подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о  застрахованных лицах за указанный отчетный период. 

 В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального  (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой  Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766Н (далее – Инструкция о порядке  ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных 


лицах) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо  представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о  застрахованных лицах страхователь, несет ответственность в соответствии со статьей  17 Федерального закона № 27-ФЗ. 

 В случае представления страхователем уточненных (исправленных)  индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения  уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю  финансовые санкции не применяются. 

 Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных  индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента  обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской  Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного  фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном  застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и  финансовые санкции к такому страхователю не применяются.  

 Таким образом, из указанных положений следует, что в действиях страхователя  состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17  Федерального закона № 27-ФЗ, отсутствует в случаях: представления страхователем  уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней  со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся  расхождений; самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных  индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении  уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный  период, в котором эти сведения уточняются. 

 Следовательно, представление страхователем по истечении срока,  предусмотренного статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ, сведений по форме  СЗВ-М с типом "дополняющая" на застрахованных лиц, в отношении которых в  установленные сроки ранее не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом  «исходная» свидетельствует о том, что исходные сведения были неполные и  недостоверные, что свидетельствует о наличии состава правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ. 


При этом следует исходить из того, что Инструкцией № 766н прямо предусмотрено,  что финансовые санкции не применяются только в случае представления  страхователем уточненных (исправленных) сведений в отношении только того  застрахованного лица, в ранее представленных сведениях о котором выявлены  ошибки. 

В связи с установлением судом факта вины управления, иные доводы лиц,  участвующих в деле, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего  спора. 

В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты  которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в  доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых  требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. 

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и  порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и  сборах (статья 105 АПК РФ). 

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской  Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются  прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации,  арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и  (или) общественных интересов. 

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ  понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной  власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.  Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд  социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные  органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам,  рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном  процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов (пункт 32  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при  рассмотрении дел в арбитражных судах»). 


Из приведенных положений следует, что заявитель освобожден от уплаты  государственной пошлины. 

Из части 2 статьи 168 АПК РФ следует, что при принятии решения  арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска  или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения. 

Определением от 04.12.2017 судом приняты обеспечительные меры виде  приостановления действий оспариваемых решений. 

 Исходя из положений части 4 статьи 96 АПК РФ, предмета спора, принятые по  делу обеспечительные меры сохраняют силу до вступления настоящего решения в  законную силу. 

Руководствуясь статьями 167-168, 180, 201, 229 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований управления Федеральной налоговой службы по  Еврейской автономной области отказать. 

 Обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления решения в  законную силу. 

Решение арбитражного суда принято путем подписания судьей резолютивной  части решения. 

Резолютивная часть решения подлежит размещению на официальном сайте  Арбитражного суда Еврейской автономной области в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». 

Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица,  участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня  размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной  инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае  составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия  решения в полном объеме. 

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде  апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции 


отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и  постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному  делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции только по основаниям,  предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по  истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная  жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда  решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи  апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение  арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено,  вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом  апелляционной инстанции. 

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды  апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший  решение. 

Судья О.Н. Серова


управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
(далее – управление, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Еврейской
автономной области с заявлением о признании незаконными решений