НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Еврейской автономной области от 09.12.2016 № А16-1878/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016

E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: http://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан                                                                                     Дело № А16-1878/2016

09 декабря 2016 года

Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Доценко И.А.,

рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области,                ОГРН 1027900510824, ИНН 7901021432)

о взыскании с Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (с. Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области, ОГРН 1027900635069, ИНН 7906006325)

пени на недоимку по страховым взносам за 2015 год в размере 3719,84 рубля,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области (далее – Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее – ответчик, Собрание депутатов) пени на недоимку по страховым взносам за 2015 год в размере  3719,84 рубля, из которых:                            2745,90 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии; 973,94 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС).

Определением суда от 24.10.2016 заявление принято к производству арбитражного суда с указанием на рассмотрение в порядке упрощенного производства.

В силу части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением установлены сроки для представления доказательств и отзыва на заявление ответчиком в соответствии со статьей 131 АПК РФ, дополнительных документов, содержащих объяснения сторон по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Определением суда от 24.10.2016 ответчику в срок до 16.11.2016 предложено представить в суд: мотивированный отзыв на заявление в письменном виде, направив его в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле; в случае погашения задолженности – доказательства её уплаты.

Ответчик 15.11.2016 представил в арбитражный суд мотивированный отзыв на заявление, в котором указал, что в настоящее время по причине сложной финансовой ситуации в бюджете Биробиджанского муниципального района отсутствуют необходимые денежные средства для погашения указанной задолженности в полном объёме; просил, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), предоставить отсрочку по уплате пени на недоимку по страховым взносам до 15 декабря 2017 года. 

Срок для представления сторонами дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражения в обоснование своей позиции, определен судом до 07.12.2016.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о возбужденном арбитражным судом процессе.

В материалах дела имеются почтовые уведомления подтверждающие факт направления арбитражным судом сторонам по настоящему спору определения о принятии и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства, а также факт получения ими данного определения.

Информация о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства размещена на официальном сайте Арбитражного суда Еврейской автономной области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 228 АПК РФ не позднее следующего дня после дня вынесения этого определения.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Собрание депутатов зарегистрировано 23.07.1999 Управлением Министерства юстиции РФ по Еврейской автономной области в качестве юридического лица, о чем в едином государственном реестре юридических лиц имеется запись № 1027900635069.

В соответствии со статьей 5 Закона № 212-ФЗ Собрание депутатов  является плательщиком страховых взносов (страхователем).

В течение расчётного периода (календарного года) страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

В силу пункта 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платёж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платёж.

Согласно абзацу 1 пункта 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально (на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом) представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с указанными требованиями закона страхователь представил в орган контроля за уплатой расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам. Согласно представленному расчёту за 2015 год начислено:

- 90 604,13 рубля - страховые взносы наобязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии;

- 31 548,77 рубля – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.

Собранием депутатов суммы страховых взносов за 2015 год перечислены с нарушением установленных законом сроков, о чем свидетельствует реестр поступления платежей от страхователя.

В силу части 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (части 3, 5 - 7 статьи 25 Закона № 212-ФЗ).

Поскольку в установленный законом срок страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2015 год ответчиком не уплачены, в силу статьи 25 Закона № 212-ФЗ, ему начислены пени за период с 01.10.2015 по 14.03.2016:

- 2 745,90 рубля – на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии;

- 973,94 рубля – на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 212-ФЗ в случае наличия задолженности должнику направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов).

Пенсионным фондом 14.03.2016 выставлено и направлено ответчику требование № 031S01160003054, которым Собранию депутатов было предложено в срок до 04.04.2016 уплатить задолженность по страховым взносам в размере 125 872, 74 рубля, из которых: 90604,13 рубля - страховые взносы наобязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии; 31548,77 рубля - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС; 2 745,90 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии; 973,94 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (л.д. 12-13).

Согласно списку почтовых отправлений от 18.03.2016 № 162, требование направлено в адрес ответчика (л.д. 14-16).

Неисполнение Собранием депутатов в установленный срок указанного требования в части неуплаты пени, послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Пунктом 5.5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что заявление о взыскании с плательщика страховых взносов недоимки, пени и задолженности по штрафам может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Пунктом 15 статьи 19Закона № 212-ФЗ установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Требованием от 14.03.2016 № 031S01160003054 Собранию депутатов установлен срок оплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов до 04.04.2016.

Согласно части 5 статьи 4 Закона № 212-ФЗ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.

Таким образом, сроки обращения Пенсионного фонда с заявлением о взыскании с ответчика пени истекли 05.10.2016.

Согласно штампу канцелярии Арбитражного суда Еврейской автономной области, с настоящим заявлением Пенсионный фонд обратился 21.10.2016, то есть после истечения срока, установленного пунктом 5.5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ.

Исходя из положений пункта 5.7 статьи 19 Закона № 212-ФЗпропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пенсионным фондом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением, в котором указано, что ранее требование Пенсионного фонда о взыскании с Собрания депутатов недоимки и пени по страховым взносам за 2015 год были удовлетворены в порядке приказного производства, однако судебный приказ был отменён, а срок предъявления заявления для взыскания задолженности истёк.

Перечень конкретных обстоятельств, при которых причины пропуска срока могут быть признаны уважительными, законодательством не определен; признание тех или иных причин уважительными относится к компетенции суда.

Частью 2 статьи 9 АПК РФ предусмотрено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Предусмотрев нормы о восстановлении сроков, законодатель отнес решение об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего ходатайства, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска уважительными.

Судом установлено, что по делу № А16-1402/2016 Арбитражным судом Еврейской автономной области 17.08.2016 выдан судебный приказ о взыскании с Собрания депутатов задолженности в бюджет Пенсионного фонда в сумме                94323, 97 рубля, из которых: 90604,13 рубля – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год; 2745,90 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.10.2015 по 14.03.2016;                    973,94 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 01.10.2015 по 14.03.2016.

Должником в установленный срок были представлены возражения относительно исполнения судебного приказа, мотивированные тем, что задолженность погашена, в результате чего, определением арбитражного суда от 05.09.2016 судебный приказ отменён.

Между тем, Пенсионным фондом было установлено, что Собранием депутатов оплачена в полном объеме недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год в сумме 90604, 13 рубля, а пени на недоимку по страховым взносам в сумме 3719,84 рубля не оплачены.

В рамках дела № А16-1402/2016 Пенсионный фонд своевременно обратился с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по страховым взносам за 2015 год и начисленной на нее пени.

Учитывая изложенное, арбитражный суд находит причины пропуска срока уважительными, а ходатайство Пенсионного фонда о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд подлежащим удовлетворению.

Доказательств исполнения обязанности по уплате пени на недоимку по страховым взносам за 2015 год в заявленной Пенсионным фондом сумме ответчик суду не представил.

В связи с этим суд находит заявленное требование Пенсионного фонда обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В отношении ходатайства Собрания депутатов об отсрочке уплаты пени на недоимку по страховым взносам за 2015 год в размере 3719,84 рубля до 15 декабря 2017 года, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ, суд приходит к  следующему.

В пункте 13 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ указано, что плательщики страховых взносов имеют право получать отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, в том числе при непредоставлении (несвоевременном предоставлении) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведения (несвоевременного доведения) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечислении (несвоевременном перечислении) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 18.4 Закона № 121-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются следующие документы: акт совместной сверки расчетов по страховым взносам; справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках; справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках; обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности; документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в части 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона.

В статье 18.3 Закона № 212-ФЗ указано, что органами, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, уплачиваемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования является территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов.

Таким образом, из названных норм права следует, что суд не является органом, предоставляющим отсрочку по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Арбитражный суд, в соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Между тем, заявления об отсрочке или рассрочке судебного акта от заявителя не поступало.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства Собрания депутатов о предоставлении отсрочки уплаты пени на недоимку по страховым взносам,  в соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, определено статьей 110 АПК РФ.

В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ                   «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из приведенных положений следует, что Собрание депутатов освобождается от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, так как является представительным органом, входящим в структуру органов местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

реШил:

заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области (ОГРН 1027900510824, ИНН 7901021432) удовлетворить.

Взыскать с Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1027900635069, ИНН 7906006325, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 23.07.1999, адрес:679510, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Птичник, ул. 40 лет Победы, 2) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации пени на недоимку по страховым взносам за 2015 год в размере  3719,84 рубля, из которых:

-2745,90 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии;

-973,94 рубля – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Еврейской автономной области.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.

Судья

И.А Доценко