НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Дальневосточного округа от 17.03.2007 № А51-8342/05

Именем Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  ПРИМОРСКОГО   КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Владивосток                                                           Дело №А51–8342/2005-33-210

«17» марта 2007 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи     А.А.Фокиной,

рассмотрев в судебном заседании 04.02.2008 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Приморвторсырье»

о признании недействительным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостокаот 22.03.2005 № 85 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации)»,

при участии в заседании:

от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом,

от налогового органа – Атановой О.Г. (по доверенности от 02.10.2007 № 10-12/34754), Смоляковой М.П. (по доверенности от 31.07.2006 № 10-12/20957),

протокол судебного заседания на компьютере вёл секретарь судебного заседания О.С.Инкина,

установил:

Резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 04.02.2008, а изготовление мотивированного решения в полном объёме откладывалось судом в порядке, установленном п. 2 ст.176 АПК РФ.

            Общество с ограниченной ответственностью «Приморвторсырье»(далее по тексту – «заявитель», «Общество» или «налогоплательщик») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными РешенияИФНС по Ленинскому району г. Владивостока (далее по тексту – «налоговый орган», «инспекция» или «ИФНС») от 22.03.2005 № 85 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации)», ссылаясь на то, что налоговый орган пропустил предусмотренные ст. 46 НК РФ сроки для бесспорного взыскания сумм налогов и пеней по Требованиям об уплате налогов, указанным в оспариваемом Решении, а в отношении части Требований – не истекли сроки на добровольное исполнение обязанности по уплате налогов, кроме того, сослался на то, что инспекция допустила двойное взыскание одних и тех же сумм налогов и пеней, поскольку до вынесения оспариваемого Решения не отозвала из банков выставленные к расчётному счёту Общества инкассовые поручения.

Заявитель в судебное заседание 04.02.2008 не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом по всем известным суду адресам, в том числе и по адресу г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 45«а».

Налоговый орган,  возражая против требований Общества, указал, что положениями ст. 47 НК РФ, в соответствии с которыми и производится взыскание сумм неуплаченных налогов и пеней за счёт имущества налогоплательщика, какие-либо сроки давности взыскания не предусмотрены; по мнению ИФНС, двойное взыскание фактические отсутствует, поскольку оспариваемое Решение вынесено именно в связи с неисполнением Обществом инкассовых поручений при отсутствии денежных средств на счетах в банках, а положениями НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов при вынесении Решения по ст. 47 НК РФ отозвать ранее выставленные инкассовые поручения.

            Выслушав пояснения налогового органа, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

В связи с неисполнением в добровольном порядке ряда Требований об уплате налогов Инспекция 22.03.2005 вынесла Решение № 85 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации)» на общую сумму 70.517.386,05 руб., в том числе налогов на сумму 58.038.087,49 руб. и пеней на сумму 12.479.298,56 руб.

Основанием для вынесения данного Решения послужили неуплата налогов и пеней в добровольном порядке и неисполнение инкассовых поручений, ранее выставленных инспекцией на счета в банках, а также отсутствие денежных средств на счетах и закрытие части расчётных счетов.

Не согласившись с указанным Решением о взыскании налогов и пени за счёт имущества, Общество обратилось в суд с требованием о признании его недействительными. Суд полагает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

1. Судом из материалов дела и пояснений представителей инспекции установлено, что оспариваемым Решением № 85 от 22.03.2005 взыскиваются:

- НДС в сумме 57.493.144,67 руб., в том числе по Требованию № 123463 от 26.01.2005 (п. 6) – 9.048.580 руб., по Требованию № 128974 от 21.03.2005 – 10.943.665,67 руб., по Требованию № 128688 от 18.03.2005 – 37.500.899 руб.;

- пени по НДС в сумме 6.893.476,65 руб. по Требованиям № 127037 от 14.02.2005, № 97251 от 27.07.2004, № 112775 от 16.11.2004, № 122311 от 22.12.2004, № 123463 от 26.01.2005, № 128688 от 18.03.2005, № 128974 от 21.03.2005 на общую сумму 7.676.339,18 руб.;

- налог на прибыль в сумме 544.942,82 руб. – по Требованию № 96547 от 16.07.2004 на сумму налога 69.042.368 руб.;

-  пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 2.276.326,32 руб. по Требованиям № 127037 от 14.02.2005, № 123463 от 26.01.2005, № 122239 от 22.12.2004, № 112775 от 16.11.2004, № 109511 от 11.10.2004 на общую сумму 1.505.569,80 руб.;

- пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 788.960,52 руб. по Требованиям № 109511 от 11.10.2004, № 112775 от 16.11.2004, № 122239 от 22.12.2004, № 123463 от 26.01.2005, № 127037 от 14.02.2005 на общую сумму 789.160,52 руб.;

- пени по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 2.520.134,83 руб. по Требованиям № 112775 от 16.11.2004, № 122239 от 22.12.2004, № 123463 от 26.01.2005, № 127037 от 14.02.2005 на общую сумму 2.121.204,83 руб.;

 - пени по единому социальному налогу в общей сумме 352,36 руб. по Требованиям № 66713 от 15.04.2004, № 97251 от 27.07.2004, № 109511 от 11.10.2004, № 112775 от 16.11.2004, № 122239 от 22.12.2004;

- пени по налогу на имущество в сумме 47,88 руб. по Требованию № 94296 от 08.07.2004 на сумму 645,43 руб.

Остальные Требования, указанные по тексту Решения № 85 (в том числе № 93437 от 10.06.2004, № 93491 от 23.06.2004, № 110970 от 26.10.2004), не формируют задолженность, которая взыскивается по оспариваемому Решению.

В силу статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 47 и 48 Кодекса. Взыскание налогов, пени и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей с 01.01.2006 производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.

Как определено п. 3 ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 Кодекса.

При этом статья 47 НК РФ не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Одновременно следует иметь в виду, что в ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 Кодекса.

Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.

Из Требований об уплате налога № 66713 от 15.04.2004, № 94296 от 08.07.2004, № 96547 от 16.07.2004, № 97251 от 27.07.2004, № 109511 от 11.10.2004, № 112775 от 16.11.2004, № 122239 от 22.12.2004, № 122311 от 22.12.2004 следует, что сроки их исполнения истекли, соответственно, 25.04.2004, 18.07.2004, 26.07.2004, 06.08.2004, 21.10.2004,26.11.2004,  01.01.2005, 01.01.2005, в то время, как оспариваемое Решение № 85 о взыскании налога за счёт имущества вынесено только 23.03.2005.

Принимая во внимания вышеприведённые положения статей 46, 47 НК РФ, суд приходит к выводу о том, что действий инспекции по взысканию налогов и пеней по вышеперечисленным Требованиям незаконны, поскольку налоговым органом пропущен 60-дневный срок давности их взыскания.

            2. Кроме того, взыскание оспариваемым Решением № 85 налога на прибыль в общей сумме 544.942,82 руб. по Требованию № 96547 от 16.07.2004 является неправомерным и потому, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2007 по делу № А51-12317/2005-33-401 установлено, что недоимка по налогу на прибыль и пени по Требованию № 96547 от 16.07.2004 в сумме, соответственно, 69.042.368 руб. и 15.503.806 руб. взыскивались налоговым органом на основании Решения от 22.06.2005 № 119 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации)» и Постановления от 22.06.2005 № 119 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации)».

            Таким образом, взыскание Решением № 85 налога на прибыль и пени в пределах Требования № 96547 от 16.07.2004 является повторным.

            Других Требований об уплате налога на прибыль в общей сумме 544.942,82 руб., включённых в Решение № 85 от 23.03.2005, налоговый орган не представил.

3. В части Требований об уплате налога  № 128688 от 18.03.2005 и № 128974 от 21.03.2005 судом установлено, что в них содержится предложение налогового органа об уплате налогов и пеней в срок до 28.03.2005 и 31.03.2005 соответственно.

Таким образом, налоговый орган оспариваемым Решением № 85 от 23.03.2005 преждевременно, в нарушение положений статей 45, 46 НК РФ, взыскивает указанные в них налоги и пени (в том числе НДС в общей сумме 48.444.564,67 руб. и пени по нему в общей сумме 1.498.240,11 руб.), поскольку срок на добровольное исполнение налогоплательщиком данных Требований на момент вынесения оспариваемого Решения не истёк.

4. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 № 9-П, Определении от 27.12.2005 № 503-О, Определении от 12.07.2006 № 267-О и в ряде других судебных актов и касающейся соотношения прав и обязанностей органов государственной власти и их должностных лиц, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ст.ст. 15 и 18 Конституции Российской Федерации механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

Исходя из этого федеральное законодательство о налогах и сборах призвано создать порядок проверки правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, в том числе определить систему налоговых органов, их задачи, функции, формы и методы деятельности.

Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс РФ предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (п. 1 ст. 69).

 Таким образом, Требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).

В силу п. 1 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.п. 1, 3 и 5 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме; п. 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Указанному положению соответствуют и разъяснения пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ» о том, что в направленном налогоплательщику Требовании в обязательном порядке должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Таких сведений о порядке исчисления пеней по НДС, по налогу на прибыль, по единому социальному налогу и по налогу на имущество Требования № 66713 от 15.04.2004, № 94296 от 08.07.2004, № 97251 от 27.07.2004, № 109511 от 11.10.2004, № 112775 от 16.11.2004, № 122239 от 22.12.2004, № 122311 от 22.12.2004, № 123463 от 26.01.2005, № 127037 от 14.02.2005 не содержат, следовательно, неуказание срока уплаты налога, сведений о размере задолженности препятствует возможности налогоплательщика определить период возникновения недоимки, между тем наличие этого срока необходимо для проверки правильности определения налоговым органом суммы задолженности, правильности начисления пеней, определения периода просрочки и размеров ставок, примененных налоговым органом при расчете суммы пеней.

Доказательств того, что вместе с вышеперечисленными Требованиями об уплате налогов и пеней налогоплательщику налоговым органом направлялись соответствующие расчёты пеней, инспекция не представила.

Таким образом, в рассматриваемом случае направленные налогоплательщику Требования № 66713 от 15.04.2004,№ 94296 от 08.07.2004, № 97251 от 27.07.2004, № 109511 от 11.10.2004, № 112775 от 16.11.2004, № 122239 от 22.12.2004, № 122311 от 22.12.2004, № 123463 от 26.01.2005, № 127037 от 14.02.2005 в части пеней по содержанию не соответствуют нормам ст.ст. 69 и 70 НК РФ, нарушают права и законные интересы заявителя как налогоплательщика и не могут являться основанием для взыскания с налогоплательщика в бесспорном порядке сумм пеней по НДС, по налогу на прибыль, по единому социальному налогу и по налогу на имущество в общей сумме 10.981.058,45 руб.

5. Что касается взыскания НДС в сумме 9.048.580 руб. по Требованию № 123463 от 26.01.2005, то суд не находит в данном случае оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим причинам.

Судом из материалов дела установлено, что Требование об уплате налога № 123463 от 26.01.2005 в части пункта 6 об уплате НДС в сумме 9.048.580 руб. выставлено на основании Решения № 4148 от 10.01.2005 по камеральной налоговой проверке налоговой декларации за апрель 2004 года.  

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2006 по делу № А51-8538/05 37-276 правомерность доначисления НДС в сумме 9.048.580 руб. подтверждена в полном объёме.

Данную сумму НДС в соответствии с Требованием об уплате налога № 123463 от 26.01.2005 налогоплательщик должен был уплатить в срок до 05.02.2005; копия Требования была направлена Обществу 02.02.2005 надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, и заявителем получена.

Таким образом, налоговым органом соблюдены порядок и сроки давности взыскания НДС в сумме 9.048.580 руб., в связи с чем оснований для признания Решения № 85 от 23.03.2005 недействительным в указанной части не имеется.

При этом суд отклоняет доводы заявителя о необходимости отзыва инкассовых поручений в силу следующего.    

Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

Кодекс не содержит норм о том, что отзыв налоговым органом инкассовых поручений из банков является обязательным условием принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Утверждение заявителя о том, что одновременное применение двух процедур взыскания не может быть признано законным, поскольку это может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм в уплату одних и тех же налогов, носит предположительный характер и материалами дела не подтверждено.

Механизм взаимодействия налоговых органов и службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов, принятых во исполнение решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, предусмотренный совместным приказом МНС России (№ БГ-3-29/619) и Минюста России (№ 289) от 13.11.2003 об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, в период вынесения оспариваемого Решения создавал достаточные гарантии налогоплательщикам, направленные на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней.

Таким образом, отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом Решения о взыскании налога за счет имущества, а само наличие инкассовых поручений, выставленных к счету налогоплательщика, не может быть основанием для признания этого Решения недействительным. К такому же выводу пришёл и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении № 853/05 от 19.07.2005.

По изложенному Решение № 85 от 23.03.2005 подлежат признанию судом недействительными только в части взыскания налогов в сумме 48.989.507,79 руб. и пеней в сумме 12.479.298,56  руб., в остальной части требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что требования заявителя судом в полном объёме не удовлетворены, расходы по госпошлине в размере 2000 руб. суд относит на заявителя.

            Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Признать недействительным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 22.03.2005 № 85 «О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика – организации (налогового агента – организации)» в части взыскания налогов в сумме 48989507,79 руб. и пени в сумме 12479298,56 руб. как не соответствующее Налоговому кодексу РФ; в остальной части требований в удовлетворении требований отказать.

           Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья                                                                                             А.А.Фокина